Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДА́ФНИС

Daph­nis, Δάφ­νις, кра­си­вый юный герой — покро­ви­тель сици­лий­ских (а так­же и крит­ских) пас­ту­хов. Он был сын Гер­ме­са и ним­фы, охот­ник и воло­пас, искус­ный игрок на сви­ре­ли. Мать выса­ди­ла его в долине Герей­ских гор, в лав­ро­вой роще (отче­го он и полу­чил свое имя, про­из­вод­ное от сло­ва δάφ­νη), а ним­фы или пас­ту­хи вос­пи­та­ли его. Наида или Номия, или Ксе­ния полю­би­ла его, и он обе­щал ей отка­зать­ся от люб­ви ко вся­кой дру­гой жен­щине. Но когда он не сдер­жал сво­его обе­ща­ния, преж­няя его воз­люб­лен­ная нака­за­ла его сле­потою или пре­вра­ти­ла в камень. Гер­мес воз­нес его на небо и на месте, где слу­чи­лось это, создал источ­ник Даф­нис, у кото­ро­го сици­лий­цы еже­год­но при­но­си­ли жерт­вы. Судь­ба Даф­ни­са была одним из глав­ных пред­ме­тов буко­ли­че­ских сти­хотво­ре­ний. Даф­нис сам, по пре­да­нию, пел пер­вые пас­ту­ше­ские пес­ни. У Фео­кри­та (id. 1 и 7) ска­за­ние пере­да­ет­ся ина­че: Даф­нис уми­ра­ет, как жерт­ва гне­ва Афро­ди­ты, от люб­ви к недо­сти­жи­мой для него кра­са­ви­це, за то, что бежал от девуш­ки, кото­рую дол­жен был любить по воле Афро­ди­ты. Вер­ги­лий в 5-й экло­ге под име­нем Даф­ни­са про­слав­ля­ет Цеза­ря, обо­готво­рен­но­го три­ум­ви­ра­ми.

См. также:
ДАФНИС (Словарь античности)
ДАФНИС (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 372.
См. по теме: ЭХЕМ • ДАМИЯ • ДЕИОН, ДЕЙОН • ДИОР •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА