Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИ́Р, ЕПИР

Epīrus, Ἤπει­ρος (мате­рик), запад­ная область север­ной Гре­ции, в 200 кв. миль при­бли­зи­тель­но, гра­ни­чи­ла на запа­де с Ионий­ским морем, на восто­ке — с Фес­са­ли­ей, на севе­ре — с Илли­ри­ей, на юге — с Амбра­кий­ским зали­вом, Акар­на­ни­ей и Это­ли­ей. Во вре­ме­на рим­лян к ней при­чис­ля­ли еще всю Акар­на­нию. Суро­вые горы, высотой до 7000′, со мно­ги­ми уще­лья­ми, обра­зо­вав­ши­ми­ся вслед­ст­вие вул­ка­ни­че­ско­го вли­я­ния, при­да­ют стране что-то страш­ное; лишь у Амбра­кий­ско­го зали­ва нахо­дит­ся доволь­но боль­шая рав­ни­на; осталь­ные же незна­чи­тель­ны; в чис­ле их осо­бен­но заме­ча­тель­на плос­кая высота в 1500′ у нынеш­ней Яни­ны, с озе­ром, сто­ка кое­го не было вид­но. Керавн­ские горы обра­зу­ют гра­ни­цу на севе­ре, окан­чи­ва­ясь мысом Акро­ке­рав­ни­ем (н. Lin­guet­ta); на восток тянет­ся суро­вый Пинд (н. Грам­мос), име­ю­щий на юг 8000′ выши­ны — Тим­фа, Лак­мон, Тим­фрест — име­на отдель­ных его частей; в середине нахо­дит­ся про­ход Фэка (н. про­ход Dug­lia­na), глав­ная доро­га из Епи­ра в Фес­са­лию, боль­шей частью узкая, зимой часто вслед­ст­вие боль­ших масс сне­га непро­хо­ди­мая, по край­ней мере для вьюч­ных живот­ных, тро­пин­ка. Внутрь стра­ны у Додо­ны шли горы Томар или Тмар. С нахо­див­шей­ся в севе­ро-восточ­ной части стра­ны высо­кой горы Лак­мо­на текут 4 реки: Аой к севе­ро-запа­ду, македон­ский Гали­ак­мон к севе­ро-восто­ку, фес­са­лий­ский Пеней к юго-восто­ку; Арахт к югу. Начи­наю­ща­я­ся у юго-запад­ной подош­вы этой горы река до соеди­не­ния сво­его с теку­щим из Доло­пии Ахе­ло­ем носи­ла имя Ина­ха.

Пеласги­че­ско­го про­ис­хож­де­ния жите­ли, сами себя, по-види­мо­му, назы­вав­шие Γραι­κοί, вслед­ст­вие сопри­кос­но­ве­ния с илли­рий­ца­ми дела­лись все боль­ше и боль­ше вар­ва­ра­ми (Thuc. 2, 80. Strab. 7, 321 и часто в дру­гих местах); они рас­па­да­лись на хао­н­цев (Χάονες) на севе­ро-запа­де до Фиа­ми­са, фес­протов (Θεσπρω­τοί) на юго-восто­ке по бере­гу и молос­сов (Μο­λοσ­σοί) внут­ри стра­ны на север от Амбра­кий­ско­го зали­ва. Кро­ме того, назы­ва­ют еще афа­ма­нов, гел­ло­пов, кас­со­пе­ев, атин­та­нов и др. Самым могу­ще­ст­вен­ным из этих пле­мен были пер­во­на­чаль­но хао­н­цы, быв­шие по Фукидиду (2, 80), под вла­стью двух меняв­ших­ся еже­год­но пред­во­ди­те­лей из древ­не­го рода; поз­же геге­мо­нию захва­ти­ли про­ис­хо­див­шие из рода Эакидов цари молос­сов, и Пирр соеди­нил все обла­сти Епи­ра в одно государ­ство, могу­ще­ство кое­го сокру­ши­ли рим­ляне. Strab. 7, 322. Горо­да в Хао­нии: Анти­го­ния, Орик (Эри­ко), север­ный погра­нич­ный город с Илли­ри­ей, кол­хи­че­ская коло­ния с отлич­ной гава­нью, оба по ту сто­ро­ну керавн­ских гор; Пал­э­с­та, где Цезарь выса­дил­ся в войне про­тив Пом­пея (Caes. b. c. 3, 6. App. b. c. 2, 54); пор­то­вые горо­да Фини­ка, Панорм, Онхе­см; Буф­ротон (Бут­рин­то).

В Фес­про­тии: Ефи­ра и Кихир при устье Ахе­рон­та; Нико­поль или Ac­tia Ni­co­po­lis (Пре­ве­за со зна­чи­тель­ны­ми руи­на­ми), Ac­tium про­тив Амбра­кий­ско­го зали­ва, выстро­ен­ный Авгу­стом после победы над Анто­ни­ем (31 г. до Р. Х.), при Кон­стан­тине Вели­ком глав­ный город Епи­ра; Пан­до­зия, Ела­трия или Ела­тия (Liv. 8, 24), Бития и Бухе­та в зем­ле кас­со­пе­ев.

В зем­ле молос­сов: Пас­са­рон, Додо­на (Δω­δώνη, Δω­δών) у подош­вы Тома­ра, веро­ят­но, в дикой мест­но­сти на южном бере­гу озе­ра Пам­бо­ти­са (озе­ро Яни­на), у Гоме­ра (Il. 2, 750) назы­ваю­ще­го­ся «бур­ным», δυσ­χεί­μερος. Зна­ме­ни­та была Додо­на бла­го­да­ря сво­е­му ора­ку­лу (древ­ней­ше­му в Гре­ции), о воз­ник­но­ве­нии кото­ро­го жре­цы Зев­са в Фивах еги­пет­ских гово­ри­ли, что две свя­тые жен­щи­ны были похи­ще­ны фини­ки­я­на­ми из Егип­та и одна из них была про­да­на в Либию, дру­гая елли­нам; таким обра­зом воз­ник­ли ора­ку­лы в Аммоне и Додоне. Hdt. 2, 54. Жите­ли Додо­ны сами рас­ска­зы­ва­ли, что из Егип­та выле­та­ли два чер­ных, диких голу­бя, один в Либию, дру­гой в Додо­ну, послед­ний сел здесь на дуб и при­ка­зал чело­ве­че­ским голо­сом постро­ить тут ора­кул. Геро­дот дума­ет, что жен­щин, веро­ят­но, срав­ни­ли с пти­ца­ми вслед­ст­вие ино­стран­но­го язы­ка и цве­та кожи; когда они затем выучи­лись язы­ку пеласгов, то про них ска­за­ли, что они заго­во­ри­ли чело­ве­че­ским язы­ком. Центр свя­ти­ли­ща состав­лял свя­щен­ный дуб Зев­са (δρῦς, φη­γός) у осно­ва­ния кото­ро­го был источ­ник; жур­ча­нье его и шелест дуба тол­ко­ва­ли жри­цы, πε­λειάδες. Поз­же при­со­еди­ни­лось пред­ска­за­ние посред­ст­вом Δω­δωναῖον χαλ­κίον[1]. Два стол­ба оди­на­ко­вой выши­ны сто­я­ли близ­ко друг око­ло дру­га; на одном сто­ял маль­чик с кну­том, на дру­гом мед­ная чаша, кото­рой касал­ся при дуно­ве­нии вет­ра желез­ный кнут.

Древ­ней­ши­ми жите­ля­ми назы­ва­ют Ἕλ­λοι или Ἕλ­λο­πες. Ср. Ger­lach, Do­do­na (1859). Отно­си­тель­но спор­но­го вопро­са, была ли кро­ме Додо­ны в Епи­ре еще Додо­на в Фес­са­лии, кото­рая име­ет­ся в виду в Il. 2, 750 и 16. 234. Ср.: Bergk в Phi­lol., XXIII, стр. 126 про­тив Un­ger’а, ibid. XX, стр. 577. Кро­ме того к Епи­ру часто при­чис­ля­ет­ся еще Аргос Амфи­ло­хий­ский, на восто­ке от Амбра­кий­ско­го зали­ва (см. Ar­gos), и Амбра­кия на севе­ре от зали­ва того же име­ни.

Об Епи­ре ср. Bur­sian, Geo­gra­phie von Grie­chen­land. I, 9 слл.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Додон­ский ким­вал (пер. О. В. Люби­мо­вой).

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 483—484.
    См. по теме: ЭННЕАОДЫ, ЕННЕАОДЫ • ЭПАКРИЯ, ЕПАКРИЯ • ЭЛЛОПИЯ, ЕЛЛОПИЯ • ЭОРДЕЯ, ЕОРДЕЯ •
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА