Мифы народов мира

КИ́РКА, ЦИРЦЕ́Я (Κίρ­κη), в гре­че­ской мифо­ло­гии вол­шеб­ни­ца, дочь Гелиоса и Пер­се­иды, сест­ра кол­хид­ско­го царя Ээта и жены Мино­са Паси­фаи, тёт­ка Медеи. Оби­та­ет на ост­ро­ве Эя сре­ди лесов в рос­кош­ном двор­це. Дикие живот­ные, насе­ля­ю­щие ост­ров, — это люди, испы­тав­шие на себе магию Кир­ки. При­быв­ших на ост­ров спут­ни­ков Одис­сея Кир­ка, опо­ив кол­дов­ским напит­ком, пре­вра­ща­ет в сви­ней. Одис­сей, отправ­ля­ю­щий­ся спа­сать спут­ни­ков, полу­ча­ет от Гер­ме­са вол­шеб­ную тра­ву «моли», кото­рую необ­хо­ди­мо бро­сить в напи­ток, при­готов­лен­ный Кир­кой, и, выхва­тив меч, раз­ру­шить её злые чары. Одис­сей поко­ря­ет Кир­ку, его спут­ни­ки полу­ча­ют вновь чело­ве­че­ский облик. Про­ведя у Кир­ки целый год счаст­ли­вой жиз­ни, Одис­сей, настав­ля­е­мый ею, отправ­ля­ет­ся вопро­сить о сво­ей судь­бе Тире­сия в цар­стве мёрт­вых (Hom. Od. X 207—574). От свя­зи с Одис­се­ем у Кир­ки родил­ся сын Теле­гон (букв. «дале­ко­рож­дён­ный»), впо­след­ст­вии неча­ян­но убив­ший отца (Hyg. Fab. 127). Кир­ка очи­ща­ет Медею и Ясо­на от совер­шён­но­го ими убий­ства бра­та Медеи Апсир­та, но изго­ня­ет их из сво­их вла­де­ний (Apoll. Rhod. IV 559—572). Кир­ка отли­ча­ет­ся ковар­ст­вом и рев­но­стью. Она пре­вра­ща­ет в чудо­ви­ще Скил­лу. В мифе о Кир­ке замет­ны моти­вы вол­шеб­ной сказ­ки.


Лит.: Ke­ré­nyi K., Töch­ter der Son­ne, Z., 1944, S. 65—91; Les­ky A., Aia, «Wie­ner Stu­dien». 1948, T. 63, S. 22—68.

А. А. Тахо-Годи

Миф о Кир­ке нахо­дит вопло­ще­ние в ита­льян­ской лите­ра­ту­ре эпо­хи Воз­рож­де­ния (у Дан­те, Пет­рар­ки, осо­бен­но у Бок­кач­чо в кни­ге «О зна­ме­ни­тых жен­щи­нах»), во фран­цуз­ской и испан­ской поэ­зии и дра­ма­тур­гии 17 в. (Лопе де Вега, поэ­ма «Цир­цея», Каль­де­рон, дра­ма «Вели­чай­шее кол­дов­ство, любовь», Т. Кор­нель, тра­гедия «Цир­цея» и др.). В даль­ней­шем на сюжет мифа созда­ют­ся немно­гие про­из­веде­ния, в чис­ле кото­рых тра­гедия А. Я. Княж­ни­на «Цир­цея и Улисс».

В антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве сце­ны с Одис­се­ем и Кир­кой пред­ста­ют в про­из­веде­ни­ях вазо­пи­си и стен­ных рос­пи­сях. В евро­пей­ском искус­стве сюжет мифа — один из популяр­ней­ших в 16—17 вв. (цик­лы фре­сок При­ма­тич­чо, Гвер­чи­но и др.; про­из­веде­ния Анни­ба­ле Каррач­чи, Доме­ни­ки­но, П. П. Рубен­са, Я. Йор­дан­са и др.). Чрез­вы­чай­но широ­кое рас­про­стра­не­ние при­об­рёл миф в музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве сер. 17 — нач. 19 вв. (Д. Дзам­по­ни, П. Циа­ни, М. А. Шар­пан­тье, Г. Пёр­селл, К. Ф. Пол­ла­ро­ло, К. А. Бадиа, Р. Кай­зер, Д. Чима­ро­за, Л. Керу­би­ни, Ф. Паэр, Б. Ром­берг и др.). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ное про­из­веде­ние наше­го вре­ме­ни на сюжет мифа — опе­ра В. Эгка «Цир­цея» (либ­рет­то ком­по­зи­то­ра по дра­ме Каль­де­ро­на). См. так­же ст. Одис­сей.

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 652.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭХЕМ • ДАМИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Одиссей и Кирка.
Торец саркофага из Торре-Сан-Северо.
Конец IV в. до н. э.
Орвието, Археологический музей Клаудио Фаина.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА