Мифы народов мира

СИСИ́Ф, СИЗИ́Ф (Σί­συφος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын царя эолян Эола и Эна­ре­ты, внук Элли­на, брат Кре­тея, Афа­ман­та, Сал­мо­нея и дру­гих геро­ев, супруг пле­яды Меро­пы, отец Глав­ка, дед Бел­ле­ро­фон­та (Apol­lod. I 7, 3; I 9, 3; Paus. IX 34, 7). Сисиф счи­тал­ся стро­и­те­лем Эфи­ры (пер­во­на­чаль­ное назва­ние Корин­фа — Hom. Il. VI 153). По одной из вер­сий мифа, власть в Корин­фе Сиси­фу пере­да­ла Медея (Paus. II 3, 11). Мифы рису­ют Сиси­фа хит­ре­цом, спо­соб­ным обма­нуть даже богов и всту­паю­щим с ними в кон­флик­ты. Когда Зевс похи­тил дочь реч­но­го бога Асо­па Эги­ну, Сисиф назвал отцу имя похи­ти­те­ля и ука­зал место, где она была укры­та, и за это потре­бо­вал, чтобы Асоп дал воду осно­ван­но­му Сиси­фом хра­му и горо­ду (Paus. II 5, 1; Apol­lod. I 9, 3; III 12, 6). Раз­гне­ван­ный Зевс послал за Сиси­фа боги­ню смер­ти Тана­тос, но Сисиф не толь­ко не пошёл за нею, но, обма­нув, сумел зако­вать её в цепи и дер­жал в пле­ну несколь­ко лет, поэто­му люди не уми­ра­ли. Толь­ко Арес сумел осво­бо­дить Тана­тос, кото­рая пер­вой сво­ей жерт­вой избра­ла Сиси­фа. Но и в аиде Сисиф сумел обма­нуть богов: он ока­зал­ся един­ст­вен­ным умер­шим, воз­вра­тив­шим­ся на зем­лю (Theogn. 701 след.). Ухо­дя с Тана­тос в аид, Сисиф запре­тил жене совер­шать после его смер­ти погре­баль­ные обряды и при­но­сить богам жерт­вы. В аиде Сисиф умо­лил Пер­се­фо­ну раз­ре­шить ему вер­нуть­ся на зем­лю, чтобы нака­зать жену, нару­шив­шую свя­щен­ные обы­чаи. Боги отпу­сти­ли Сиси­фа, но он обма­нул их и остал­ся сре­ди живых. За ним при­шлось посы­лать Гер­ме­са (Schol. Horn. Il. VI 153). Одна из после­го­ме­ров­ских вер­сий мифа счи­та­ет Сиси­фа (а не Лаэр­та) отцом Одис­сея: Авто­лик попы­тал­ся похи­тить коров Сиси­фа, но был ули­чён, так как Сисиф тай­но поме­тил сво­их живот­ных под копы­та­ми осо­бым зна­ком (Hyg. Fab. 201). Чтобы ото­мстить, Сисиф при­нял образ жени­ха доче­ри Авто­ли­ка Анти­клеи и овла­дел ею. От это­го сою­за родил­ся Одис­сей (Eur. Iphig. A. 524; Soph. Phi­loct. 417). Тра­ди­ция рису­ет Сиси­фа хит­рым стя­жа­те­лем, пре­зи­раю­щим зако­ны богов и людей. Нена­видя сво­его бра­та Сал­мо­нея, Сисиф замыс­лил убить его и запро­сил ора­кул Апол­ло­на, как это совер­шить. Ора­кул отве­тил, что Сал­мо­нея могут погу­бить толь­ко дети его доче­ри Тиро, если они родят­ся от Сиси­фа. Тогда Сисиф стал любов­ни­ком Тиро, и от этой свя­зи роди­лись близ­не­цы. Пред­у­преж­дён­ная ора­ку­лом, Тиро, чтобы спа­сти отца, уби­ла сво­их детей (Hyg. Fab. 60). Кро­ме того, Сисиф совер­шал без­за­кон­ные набе­ги на Атти­ку, напа­дал на пут­ни­ков и уби­вал их, при­дав­ли­вая огром­ным кам­нем (Schol. Stat. Theb. II 380). За свои пре­ступ­ле­ния Сисиф суро­во нака­зан в аиде. Он дол­жен вка­ты­вать в гору тяжё­лый камень, кото­рый, дости­гая вер­ши­ны, сры­ва­ет­ся вниз, так что всю работу надо начи­нать сна­ча­ла (Hom. Od. XI 593 след.). Это нака­за­ние сим­во­ли­зи­ру­ет тщет­ность попы­ток Сиси­фа одер­жать верх над бога­ми. Сисиф счи­тал­ся осно­ва­те­лем Ист­мий­ских игр, учреж­дён­ных им в честь пле­мян­ни­ка Мели­кер­та, тело кото­ро­го он нашёл на бере­гу близ Корин­фа и похо­ро­нил (Paus. II 1, 3; Hyg. Fab. 273). В Корин­фе суще­ст­во­ва­ли культ и свя­ти­ли­ще Сиси­фа (Diod. XX 103; Strab. VIII 6, 21). Образ Сиси­фа, хит­ро­го, коры­сто­лю­би­во­го героя, отра­жа­ет пред­став­ле­ния гре­ков о жите­лях круп­ней­ше­го тор­го­во­го цен­тра мате­ри­ко­вой Гре­ции — Корин­фа. Дру­гая тра­ди­ция (не дошед­шая тра­гедия Кри­тия) рису­ет Сиси­фа геро­ем-бого­бор­цем, про­ти­во­сто­я­щим сво­ей изво­рот­ли­во­стью про­из­во­лу богов. Миф о Сиси­фе нашёл отра­же­ние в тра­геди­ях Эсхи­ла, Еври­пида, Софок­ла и в про­из­веде­ни­ях изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства. Сюжет «Сисиф тол­ка­ет в гору камень» в антич­ном искус­стве — на мето­пе самос­ско­го хра­ма Геры, в вазо­пи­си, на гем­мах, сар­ко­фа­гах; в новое вре­мя — кар­ти­ны Тици­а­на, Джор­да­но. Наи­бо­лее извест­ная интер­пре­та­ция мифа в лите­ра­ту­ре — «Миф о Сиси­фе» А. Камю.

М. Н. Бот­вин­ник

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 439.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Наказание Сисифа.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гермес, Геракл и Цербер, Геката.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА