Мифы народов мира

ПЕНФЕ́Й, ПЕНТЕ́Й (Πεν­θεύς), в гре­че­ской мифо­ло­гии фиван­ский царь, сын Эхи­о­на (Paus. IX 2, 4), одно­го из спар­тов (вои­нов, рож­дён­ных зем­лёй из зубов дра­ко­на), и Ага­вы, доче­ри Кад­ма, власть кото­ро­го в Фивах уна­сле­до­вал Пен­фей (вари­ант: после Кад­ма в Фивах цар­ст­во­вал Полидор — сын Кад­ма, но Пен­фей обла­дал боль­шой вла­стью, Paus. IX 5, 4). Дио­нис, кото­рый уста­но­вил свой культ и мисте­рии в Малой Азии, затем при­был в Фивы, чтобы и здесь утвер­дить свои таин­ства. Жите­ли Фив, откуда про­ис­хо­ди­ла мать Дио­ни­са Семе­ла, отка­за­лись при­знать Дио­ни­са, а сёст­ры его мате­ри утвер­жда­ли, что Дио­нис не боже­ст­вен­но­го про­ис­хож­де­ния и что Семе­ла лга­ла, что ста­ла женой Зев­са. За это Дио­нис пора­зил фиван­ских жен­щин безу­ми­ем, заста­вил их поки­нуть свои дома и пре­дать­ся вак­хи­че­ским орги­ям на скло­нах горы Кифе­рон. Пен­фей, пре­не­бре­гая пре­до­сте­ре­же­ни­ем про­ри­ца­те­ля Тире­сия, стал пре­пят­ст­во­вать отправ­ле­нию куль­та Дио­ни­са, запре­щая жен­щи­нам чест­во­вать бога. Но Дио­нис наслал на Пен­фея безу­мие. Пен­фей в одеж­де вак­хан­ки после­до­вал за жен­щи­на­ми на гору Кифе­рон, чтобы, спря­тав­шись, увидеть сво­и­ми гла­за­ми оргии вак­ха­нок. Вак­хан­ки обна­ру­жи­ли Пен­фея и, при­няв его за дико­го зве­ря, рас­тер­за­ли. Пер­вы­ми набро­си­лись на Пен­фея его мать Ага­ва и её сёст­ры Ино и Авто­ноя (Ovid. Met. III 511—733). Миф раз­ра­ботан Еври­пидом в тра­гедии «Вак­хан­ки» и Эсхи­лом в утра­чен­ной тра­гедии «Пен­фей». В мифе о Пен­фее — искуп­ле­ние нече­стия Эхи­о­на через стра­да­ние сына (ср. имя Пен­фей и греч. πεν­θέω, «стра­даю»), а так­же вины Кад­ма, убив­ше­го дра­ко­на, посвя­щён­но­го Аре­су. Исто­рия Пен­фея свя­за­на с мифа­ми об уста­нов­ле­нии куль­та экс­та­ти­че­ско­го боже­ства, при­шед­ше­го извне (из Малой Азии, Фра­кии) и враж­деб­но встре­чен­но­го в Гре­ции.


Лит.: Cur­tius L., Pen­the­us, B.—Lpz., 1929.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 300.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ЭЛИМ, ЕЛИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Смерть Пентея, растерзанного вакханками.
Фреска на центральной стене экседры дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА