Мифы народов мира

ГИПЕРБОРЕ́И (Ὑπερ­βό­ρειοι), в гре­че­ской мифо­ло­гии народ, живу­щий на край­нем севе­ре, «за Боре­ем» и осо­бен­но люби­мый Апол­ло­ном. В некую иде­аль­ную стра­ну гипер­бо­ре­ев вре­мя от вре­ме­ни отправ­ля­ет­ся Апол­лон на колес­ни­це, запря­жён­ной лебедя­ми, чтобы в уроч­ное вре­мя лет­ней жары воз­вра­тить­ся в Дель­фы (Hi­mer. Orat. XIV 10). Вме­сте с эфи­о­па­ми, феа­ка­ми, лото­фа­га­ми гипер­бо­реи отно­сят­ся к чис­лу наро­дов, близ­ких к богам и люби­мых ими. Так же как Апол­лон, гипер­бо­реи худо­же­ст­вен­но ода­ре­ны. Бла­жен­ная жизнь сопро­вож­да­ет­ся у гипер­бо­ре­ев пес­ня­ми, тан­ца­ми, музы­кой и пира­ми; веч­ное весе­лье и бла­го­го­вей­ные молит­вы харак­тер­ны для это­го наро­да — жре­цов и слуг Апол­ло­на (Pind. Pyth. X 29—47). Соглас­но Дио­до­ру Сици­лий­ско­му, гипер­бо­реи в гим­нах непре­стан­но вос­пе­ва­ют Апол­ло­на, когда он явля­ет­ся к ним через каж­дые 19 лет (II 47). Даже смерть при­хо­дит к гипер­бо­ре­ям как избав­ле­ние от пре­сы­ще­ния жиз­нью, и они, испы­тав все наслаж­де­ния, бро­са­ют­ся в море (Plin. Nat. hist. IV 26). Ряд легенд свя­зан с при­но­ше­ни­ем гипер­бо­ре­я­ми пер­во­го уро­жая на Делос к Апол­ло­ну: после того как девуш­ки, послан­ные с дара­ми, не вер­ну­лись с Дело­са (оста­лись там или под­верг­лись наси­лию), гипер­бо­реи ста­ли остав­лять дары на гра­ни­це сосед­ней стра­ны, откуда их посте­пен­но пере­но­си­ли дру­гие наро­ды, вплоть до само­го Дело­са (Plin. Nat. hist. IV 26; He­ro­dot. IV 32—34). Муд­ре­цы и слу­жи­те­ли Апол­ло­на Аба­рис и Ари­стей, обу­чав­шие гре­ков, счи­та­лись выхо­д­ца­ми из стра­ны гипер­бо­ре­ев (He­ro­dot. IV 13—15; Hi­mer. Orat. XXV 5). Эти герои рас­смат­ри­ва­ют­ся как ипо­стась Апол­ло­на, т. к. они вла­де­ют древни­ми фети­шист­ски­ми сим­во­ла­ми бога (стре­лой, воро­ном и лав­ром Апол­ло­на с их чудо­дей­ст­вен­ной силой), а так­же обу­ча­ют и наде­ля­ют людей новы­ми куль­тур­ны­ми цен­но­стя­ми (музы­кой, фило­со­фи­ей, искус­ст­вом созда­ния поэм, гим­нов, стро­и­тель­ства Дель­фий­ско­го хра­ма).


Лит.: Лосев А. Ф., Антич­ная мифо­ло­гия в её исто­ри­че­ском раз­ви­тии, М., 1957, с. 402—423.

А. Ф. Лосев

См. также:
ГИПЕРБОРЕИ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 304.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА