Мифы народов мира

ТИНДАРЕ́Й (Τυν­δά­ρεως), в гре­че­ской мифо­ло­гии царь Спар­ты, супруг Леды. Его отцом назы­ва­ют спар­тан­ско­го царя Ойба­ла или мес­сен­ско­го героя Пери­е­ра, мате­рью — наяду Батию или дочь Пер­сея Гор­го­фо­ну (Paus. III 1, 4; Apol­lod. I 9, 5; III 10, 3—4). Изгнан­ный сво­им (воз­мож­но, свод­ным) бра­том Гип­по­ко­он­том из Спар­ты, Тин­да­рей бежал в Это­лию к царю Фестию, помог ему в отра­же­нии воин­ст­вен­ных соседей и полу­чил в награ­ду руку его доче­ри Леды. Когда Геракл, оскорб­лён­ный Гип­по­ко­он­том, убил его вме­сте с сыно­вья­ми, спар­тан­ский трон был воз­вра­щён Тин­да­рею. От бра­ка с Ледой Тин­да­рей имел, кро­ме дру­гих детей, двух сыно­вей-близ­не­цов Дио­с­ку­ров (Полидев­ка и Касто­ра), а так­же доче­рей Кли­те­ме­ст­ру и Еле­ну (но, по более рас­про­стра­нён­но­му мифу, Еле­на и Полидевк счи­та­лись детьми Леды и Зев­са). По сове­ту Одис­сея Тин­да­рей «свя­зал» всех жени­хов, доби­вав­ших­ся руки Еле­ны, сов­мест­ной клят­вой — защи­щать в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти честь её буду­ще­го супру­га (Hes. frg. 204, 78—85; Apol­lod. III 10, 5—9). Впо­след­ст­вии это дало Мене­лаю, мужу Еле­ны, воз­мож­ность при­влечь их к Тро­ян­ско­му похо­ду. После гибе­ли и обо­жест­вле­ния Дио­с­ку­ров Тин­да­рей пере­дал цар­ский пре­стол Мене­лаю (Apol­lod. III 11, 2; epit. II 16). В тра­гедии Еври­пида «Орест» Тин­да­рей высту­па­ет обви­ни­те­лем Оре­ста, убив­ше­го Кли­те­ме­ст­ру (470—629).

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 513.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ЭЛИМ, ЕЛИМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА