Мифы народов мира

ОРИО́Н (Ὠρίων), в гре­че­ской мифо­ло­гии вели­кан, сын Посей­до­на и Эври­а­лы или одной Геи (зем­ли). Сла­вил­ся как охот­ник. Был наде­лён Посей­до­ном спо­соб­но­стью ходить по морю. Поте­рял зре­ние, так как его осле­пил, напо­ив пья­ным, Ойно­пи­он, к доче­ри кото­ро­го сва­тал­ся Ори­он. Поса­див себе на пле­чи одно­го из уче­ни­ков Гефе­ста, он при­ка­зал тому под­ска­зы­вать ему путь к вос­хо­ду солн­ца. При­дя туда, он под­ста­вил гла­за лучам вос­хо­дя­ще­го солн­ца и про­зрел. Ори­он мыс­лил­ся пре­крас­ным, он был похи­щен боги­ней Эос, влю­бив­шей­ся в него. Погиб от стрел Арте­ми­ды, то ли из-за сво­ей дер­зо­сти (вызвал боги­ню на состя­за­ние), то ли отто­го, что совер­шил наси­лие над гипер­бо­рей­ской девой Опис (Apol­lod. I 4, 3—5; Hom. Od. V 121—124). В мифах об Ори­оне нашли отра­же­ние моти­вы столк­но­ве­ния догре­че­ско­го хто­ни­че­ско­го вели­ка­на с олим­пий­ским миром, эле­мен­ты фети­шист­ской магии (ослеп­ле­ние — исце­ле­ние от огня) и позд­ней сказ­ки.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 262.
См. по теме: ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА