Мифы народов мира

ПАСИФА́Я (Πα­σιφάη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь Гелиоса, супру­га крит­ско­го царя Мино­са. Когда Минос, вопре­ки сво­е­му обе­ща­нию, отка­зал­ся при­не­сти в жерт­ву Посей­до­ну вели­ко­леп­но­го быка, послан­но­го на Крит самим Посей­до­ном, тот вну­шил Паси­фае про­ти­во­есте­ствен­ное вле­че­ние к живот­но­му (Apol­lod. III 1, 3—4). По дру­гой вер­сии, любовь к быку воз­ник­ла у Паси­фаи под вли­я­ни­ем Афро­ди­ты, кото­рая таким обра­зом ото­мсти­ла Паси­фае и её отцу Гелио­су за то, что он открыл Гефе­сту изме­ну Афро­ди­ты с Аре­сом. В резуль­та­те этой свя­зи родил­ся Мино­тавр (чудо­ви­ще с голо­вой быка), заклю­чён­ный Мино­сом в лаби­ринт.

В мифе о свя­зи Паси­фаи с быком нашли отра­же­ние древ­ней­шие тоте­ми­сти­че­ские веро­ва­ния, вос­хо­дя­щие к почи­та­нию живот­ных — родо­на­чаль­ни­ков пле­мён; на Ближ­нем Восто­ке и в южном Сре­ди­зем­но­мо­рье в роли тоте­ма-покро­ви­те­ля часто высту­пал бык (ср. «небес­но­го быка» в шумер­ской мифо­ло­гии; гре­че­ский миф о пре­вра­ще­нии Зев­са в быка при похи­ще­нии Евро­пы).

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 291.
См. по теме: ДИСАВЛ • ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ • ЭЛЕФЕНОР, ЕЛЕФЕНОР • ЭЛИМ, ЕЛИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Помпеи, Дом Веттиев, расписная комната.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев. Северная и восточная стены.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Северная стена северной экседры-пинакотеки с центральной картиной «Дедал и Пасифая».
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дедал и Пасифая.
Фреска из Помпей (Дом Древней охоты, VII. 4. 48).
Четвертый стиль. Ок. 45—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА