Мифы народов мира

ИО́Н (Ἴων), в гре­че­ской мифо­ло­гии афин­ский царь, сын Кре­усы. Отцом Иона боль­шин­ство источ­ни­ков назы­ва­ет выхо­д­ца из Фес­са­лии Ксуфа (Apol­lod. I 7, 3); Еври­пид в тра­гедии «Ион», сле­дуя мест­но­му атти­че­ско­му мифу, изо­бра­жа­ет дело таким обра­зом, что под­лин­ным отцом Иона был Апол­лон, овла­дев­ший Кре­усой в одной из пещер на склоне афин­ско­го акро­по­ля. Родив­ше­го­ся от этой свя­зи ребён­ка неза­муж­няя Кре­уса была вынуж­де­на бро­сить в той же пеще­ре, но Гер­мес по прось­бе Апол­ло­на пере­нёс его в Дель­фы, где маль­чик был вскорм­лен жри­цей и вырос при хра­ме сво­его боже­ст­вен­но­го отца. Посколь­ку Кре­уса, выдан­ная к тому вре­ме­ни за Ксуфа, оста­ва­лась без­дет­ной, супру­ги при­шли в Дель­фы: Ксуф, чтобы вопро­сить ора­кул о потом­стве, Кре­уса, чтобы узнать о судь­бе бро­шен­но­го ребён­ка. Ксуф полу­чил ответ, что пер­вый, кто ему встре­тит­ся при выхо­де из хра­ма, есть его сын, и этим пер­вым ока­зал­ся Ион, кото­ро­го Ксуф при­звал в Афи­ны. Одно­вре­мен­но втайне от Ксуфа про­изо­шло вза­им­ное опо­зна­ние Иона и Кре­усы, усло­вив­ших­ся хра­нить в сек­ре­те про­ис­хож­де­ние Иона. Суще­ст­ву­ют раз­ные вари­ан­ты предыс­то­рии воца­ре­ния Иона в Атти­ке, но все они схо­дят­ся в общем в том, что по име­ни Иона как жите­ли самих Афин, так и пере­се­лив­ши­е­ся оттуда в Малую Азию (Ионию) ста­ли назы­вать­ся ионя­на­ми и что к Иону вос­хо­дит древ­ней­шее деле­ние насе­ле­ния Атти­ки на четы­ре филы, сохра­нив­шие в сво­их назва­ни­ях име­на четы­рёх сыно­вей Иона (Гоплет, Геле­онт, Эги­ко­рей, Аргад) (He­ro­dot. V 66; VII 94; VIII 44).

В. Н. Ярхо

См. также:
ИОН (Словарь античности)
ИОН (Античные писатели)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 554—555.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА