Мифы народов мира

ЭРИСИХТО́Н (Ἐρυ­σίχ­θων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын фес­са­лий­ско­го царя Три­о­па. Обу­ян­ный без­бож­ной дер­зо­стью, Эри­сих­тон выру­ба­ет свя­щен­ную рощу Демет­ры, невзи­рая на пред­у­преж­де­ние боги­ни, явля­ю­щей­ся к нему под видом жри­цы. За это Демет­ра нака­зы­ва­ет Эри­сих­то­на чув­ст­вом неуто­ли­мо­го голо­да. Миф об Эри­сих­тоне сохра­нил­ся в обра­бот­ке Кал­ли­ма­ха («Гимн Демет­ре», 24—117) и Овидия («Мета­мор­фо­зы», VIII 738—878). Кал­ли­мах фик­си­ру­ет вни­ма­ние на быто­вых дета­лях: мать Эри­сих­то­на, сты­дясь его неукро­ти­мо­го аппе­ти­та, под раз­ны­ми пред­ло­га­ми откло­ня­ет при­гла­ше­ния на празд­ни­ки к соседям, в то вре­мя как сам Эри­сих­тон, истре­бив все запа­сы съест­но­го в доме, пожи­ра­ет упряж­ных мулов и коро­ву, бего­вую лошадь, коня для вой­ны и домаш­нюю кош­ку, а потом выклян­чи­ва­ет пищу у про­хо­жих на доро­гах. Овидий, обсто­я­тель­но опи­сы­вая поруб­ку свя­щен­но­го дере­ва Демет­ры, вво­дит так­же новый пер­со­наж — дочь Эри­сих­то­на, кото­рую тот, поль­зу­ясь её спо­соб­но­стью при­ни­мать раз­ные обли­чья, мно­го­крат­но про­да­ёт, а выру­чен­ные день­ги про­еда­ет, пока, нако­нец, не начи­на­ет поедать соб­ст­вен­ное тело.

В. Н. Ярхо

См. также:
ЭРИСИХТОН, ЕРИСИХТОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 667.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА