Мифы народов мира

ЭРИФИ́ЛА (Ἐρι­φύλη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь аргос­ско­го царя Талая, сест­ра Адрас­та и жена про­ри­ца­те­ля-царя Амфи­а­рая (Apol­lod. I 9, 13). Когда Амфи­а­рай отка­зал­ся участ­во­вать в похо­де семе­рых про­тив Фив, пред­видя гибель­ный исход вой­ны, Поли­ник, сын Эди­па, зная (по про­ри­ца­нию), что помощь Амфи­а­рая необ­хо­ди­ма, под­ку­пил Эри­фи­лу оже­ре­льем, при­над­ле­жав­шим неко­гда Гар­мо­нии, и Эри­фи­ла уго­во­ри­ла мужа отпра­вить­ся в поход. Амфи­а­рай же про­сил сына Алк­мео­на ото­мстить за него мате­ри, если он не вер­нёт­ся (III 6, 2). По одно­му из более позд­них вари­ан­тов мифа, Эри­фи­ла так­же заста­ви­ла Алк­мео­на участ­во­вать в похо­де эпи­го­нов про­тив Фив, под­куп­лен­ная сыном Поли­ни­ка, пода­рив­шим ей пеп­лос Гар­мо­нии. Вер­нув­шись из похо­да, Алк­ме­он убил мать, а сам после тяж­ких пре­сле­до­ва­ний эри­ни­я­ми и ски­та­ний нашёл очи­ще­ние от про­ли­той кро­ви мате­ри у бога реки Ахе­лоя (Hyg. Fab. 73; Apol­lod. III 7, 2—5). Сыно­вья Алк­мео­на после его гибе­ли посвя­ти­ли, по сове­ту Ахе­лоя, оже­ре­лье и пеп­лос в Дель­фы (III 7, 7).

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ЭРИФИЛА, ЕРИФИЛА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 667.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРАТО, ЕРАТО • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА