Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭРАТОСФЕ́Н, ЕРАТОСФЕН

Era­tosthĕnes, Ἐρα­τοσ­θέ­νης,

1) один из «трид­ца­ти», при­вер­же­нец миро­лю­би­во­го Фера­ме­на, при бег­стве трид­ца­ти в Еле­взин остал­ся с Фей­до­ном в Афи­нах под защи­той декре­та об амни­стии. Но Лисий в един­ст­вен­ной про­из­не­сен­ной им самим речи обви­нил его в убий­стве бра­та его Поле­мар­ха. Исход дела нам изве­стен. Lys. in Era­tosth. Xen. Hell. 2, 3, 2.

К дру­го­му Ера­то­сфе­ну отно­сит­ся речь Лисия de cae­de Era­tos­the­nis.

2) Ера­то­сфен кирен­ский, зна­ме­ни­тый гео­граф, родил­ся в 275 г. до Р. Х., слу­шал в Алек­сан­дрии лек­ции Лиса­ния и Кал­ли­ма­ха, затем при­был в Афи­ны и слу­шал здесь фило­со­фов Ари­сто­на хиос­ско­го, Арке­си­лая и др. Из Афин вызвал его Пто­ле­мей III Евер­гет обрат­но в Алек­сан­дрию и сде­лал его, после Кал­ли­ма­ха, управ­ля­ю­щим боль­шой биб­лио­те­ки в 230 г., и в этой долж­но­сти он оста­вал­ся почти до самой сво­ей смер­ти; чуть не совсем ослеп­ший, он, гово­рят, пре­дал себя доб­ро­воль­ной смер­ти (194 г. до Р. Х.). Уче­ни­ка­ми его были Ари­сто­фан визан­тий­ский, Мна­сей и др., но мы име­ем мало сведе­ний о нем как об учи­те­ле; напро­тив, о его сла­ве как уче­но­го свиде­тель­ст­ву­ет целый ряд про­зва­ний, дан­ных ему поклон­ни­ка­ми или завист­ни­ка­ми: πέν­ταθλον и др., про­зва­ние βῆ­τα было, без сомне­ния, лишь внеш­ней харак­те­ри­сти­кой и дано было ему не пото­му, чтобы во всех родах зна­ния он зани­мал вто­ро­сте­пен­ное место; сам себя назы­вал он φι­λόλο­γος, как покро­ви­тель сво­бод­но­го обра­зо­ва­ния вся­ко­го рода. Хотя он не был чужд ни одно­му чело­ве­че­ско­му зна­нию, он обра­щал мень­шее вни­ма­ние на тех­ни­че­скую грам­ма­ти­ку и кри­ти­ку; его более инте­ре­со­ва­ло изу­че­ние исто­ри­че­ской древ­но­сти, рав­но как и начи­нав­шие рас­цве­тать реаль­ные нау­ки. Кро­ме сти­хотвор­ных про­из­веде­ний, к чис­лу кото­рых при­над­ле­жат извест­ная эле­гия «Ери­го­на» и мате­ма­ти­ко-аст­ро­но­ми­че­ский епос «Гер­мес» (отрыв­ки собр. Hil­ler, 1872), он оста­вил боль­шое чис­ло сочи­не­ний, отно­ся­щих­ся к мате­ма­ти­ке, фило­со­фии, исто­рии лите­ра­ту­ры (περὶ τῆς ἀρχαίας κω­μῳδίας) и хро­но­ло­гии (χρο­νογ­ρα­φίαι) и отли­чаю­щих­ся чистотой язы­ка. Глав­ный труд его — Γεωγ­ρα­φικά или Γεωγ­ρα­φούμε­να, в 3 кни­гах, кото­рым он впер­вые поло­жил осно­ва­ние науч­ной гео­гра­фии. Пер­вая кни­га заклю­ча­ла кри­ти­ку источ­ни­ков, осо­бен­но изве­стий, сооб­ща­е­мых поэта­ми, и физи­че­скую гео­гра­фию; вто­рая кни­га — мате­ма­ти­че­скую гео­гра­фию на осно­ве точ­но­го изме­ре­ния гра­ду­са­ми, третья — хоро­гра­фию. Труд этот изве­стен толь­ко по позд­ней­шим выдерж­кам, осо­бен­но по извле­че­нию из него, сде­лан­но­му Стра­бо­ном. Под име­нем Ера­то­сфе­на сохра­ни­лись толь­ко Κα­τασ­τε­ρισ­μοί, сухое пере­чис­ле­ние 475 звезд в 44 созвезди­ях с упо­ми­на­ни­ем свя­зан­ных с ними мифов; во вся­ком слу­чае, это гораздо позд­ней­шая работа, веро­ят­но, гре­че­ская обра­бот­ка Poe­ti­con Astro­no­mi­con Гиги­на (см. Hy­gi­nus), кото­рое, кажет­ся, состав­ля­ет извле­че­ние из поэ­ти­че­ско­го изо­бра­же­ния небес­но­го сво­да (Ἑρμῆς) Ера­то­сфе­на. Изд. отрыв­ков G. Bernhar­dy (1822) C. Mül­ler в изда­нии Геро­до­та Di­dot (1844).

См. также:
ЭРАТОСФЕН из Кирены (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 492—493.
См. по теме: ЭФОР, ЕФОР • ЭРИННА, ЕРИННА • ЭРОТИАН, ЕРОТИАН • ЭПИХАРМ, ЕПИХАРМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА