Мифы народов мира

ТИФО́Н (Τυ­φῶν), в гре­че­ской мифо­ло­гии чудо­вищ­ный сын зем­ли Геи и Тар­та­ра (Hes. Theog. 820—822; Apol­lod. I 6, 3). По дру­гой вер­сии, Тифон рож­дён Герой, уда­рив­шей рукой о зем­лю, когда она реши­ла в отмест­ку Зев­су, родив­ше­му Афи­ну, тоже само­сто­я­тель­но про­из­ве­сти на свет потом­ство. Гера отда­ла Тифо­на на вос­пи­та­ние Пифо­ну, уби­то­му затем Апол­ло­ном (Hymn. Hom. II 127—177). Тифон — дикое, хто­ни­че­ское тера­то­морф­ное суще­ство: у него сот­ня дра­ко­ньих голов, часть туло­ви­ща до бёдер — чело­ве­че­ская. Ниже бёдер вме­сто ног у Тифо­на — изви­ваю­щи­е­ся коль­ца змей. Тело покры­то перья­ми. Он боро­дат и воло­сат (Apol­lod. I 6, 3). Каж­дая из гло­ток Тифо­на изда­ёт дикие голо­са быков, львов, псов (Hes. Theog. 829—835). Тифон мог бы стать вла­ды­кой мира, если бы Зевс не всту­пил с ним в борь­бу: он испе­пе­лил Тифо­на мол­ни­я­ми, пора­зил его перу­на­ми и забро­сил его в тар­тар (837—868). По дру­гой вер­сии мифа, победа далась Зев­су с огром­ным трудом: Тифон охва­тил Зев­са коль­ца­ми змей, пере­ре­зал ему сухо­жи­лия, запер его в Кори­кий­ской пеще­ре в Кили­кии, где Зев­са сте­рег­ла дра­ко­ни­ца Дель­фи­на. Но Гер­мес и Эги­пан выкра­ли спря­тан­ные в пеще­ре сухо­жи­лия Зев­са, вста­ви­ли их ему, и он, обре­тя сно­ва силу, стал пре­сле­до­вать Тифо­на. Мой­ры обма­ну­ли Тифо­на, убедив его отведать т. н. одно­днев­ные пло­ды (ядо­ви­тое рас­те­ние «одно­днев­ка»), яко­бы для уве­ли­че­ния силы (Apol­lod. I 6, 3). Зевс нава­лил на Тифо­на огром­ную гору Этна в Сици­лии, и оттуда Тифон изры­га­ет пла­мя (Aes­hyl. Prom. 365—372). Тифон и Эхид­на поро­ди­ли мно­гих чудо­вищ (соба­ку Орфа, пса Кер­бе­ра, лер­ней­скую гид­ру, химе­ру, Hes. Theog. 306—325). Тифон отно­сит­ся к насту­па­тель­ным силам зем­ли, его участь, как и дру­гих чудо­вищ, пред­ре­ше­на в борь­бе олим­пий­цев с хто­низ­мом.


Лит.: Seip­pel G., Der Typhon­my­thos, Greifswald, 1939 (Diss.); Worms F., Der Typhoe­us-Kampf in He­siods Theo­go­nie, «Her­mes», 1953, Bd 81, S. 29—44.

А. Ф. Лосев

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 514—515.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ЭЛИМ, ЕЛИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде Тифона.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
2. АРХИТЕКТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
Туф, покрытый стуком. IV в. до н. э.
Черветери, Гробница Рельефов.
3. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Мойра, сражающаяся с Тифоном.
Северный фриз алтаря Зевса в Пергаме.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Змееногий гигант.
I в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Тифона.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись гробницы Тифона в Тарквинии.
II в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Тифона.
6. ГЛИПТИКА. Греция.
Зевс на квадриге поражает гигантов молнией.
Камея. Никелин. III—II вв. до н. э.
Подпись: ΑΘΗΝΙΩΝ (Афинион).
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амуры, украшающие треножник.
Фреска IV стиля.
Геркуланум, Археологический парк Геркуланума.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Битва Афины с гигантами.
Фрагмент фриза ворот агоры нимфея в Афродисии.
Мрамор. II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гигантомахия (битва богов с гигантами).
Фрагмент фриза ворот агоры нимфея в Афродисии.
Мрамор. Рим, II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА