Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАНОВА АНТОНИО (Ca­no­va) — самый зна­чи­тель­ный из ита­льян­ских скуль­п­то­ров новей­ше­го вре­ме­ни, род. 1 нояб­ря 1757 г. Сын бед­ня­ка-каме­но­те­са, он рано оси­ро­тел и посту­пил в услу­же­ние к вене­ци­ан­ско­му сена­то­ру Фали­е­ро. Этот послед­ний доста­вил ему воз­мож­ность учить­ся вая­нию. Имея все­го 16 лет от роду, Кано­ва испол­нил для сво­его покро­ви­те­ля ста­туи Евриди­ки и Орфея, а в 1779 г., для вене­ци­ан­ско­го пат­ри­ция Пиза­но, груп­пу «Дедал и Икар». В сле­дую­щем году он отпра­вил­ся в Рим, где зна­ком­ство с клас­си­че­ски­ми памят­ни­ка­ми скульп­ту­ры быст­ро раз­ви­ло его врож­ден­ные арти­сти­че­ские спо­соб­но­сти. Вско­ре моло­дой худож­ник занял выдаю­ще­е­ся место сре­ди тогдаш­них вая­те­лей, и извест­ность его рос­ла с появ­ле­ни­ем каж­до­го ново­го его про­из­веде­ния, рас­про­стра­ня­ясь дале­ко и за пре­де­лы Ита­лии. Со всех сто­рон от цар­ст­вен­ных особ и вель­мож сыпа­лись к нему зака­зы. Папа Пий VII в 1880 г. сде­лал его глав­ным смот­ри­те­лем всех худо­же­ст­вен­ных памят­ни­ков в сво­их вла­де­ни­ях. Напо­ле­он I при­гла­сил его в 1802 г. в Париж для при­готов­ле­ния колос­саль­ной ста­туи (Напо­лео­на) и для дру­гих важ­ных работ. После паде­ния Напо­лео­на, в 1815 г., Кано­ва энер­гич­но спо­соб­ст­во­вал тому, чтобы худо­же­ст­вен­ные сокро­ви­ща, уве­зен­ные из Рима низ­ло­жен­ным импе­ра­то­ром во Фран­цию, были воз­вра­ще­ны в Веч­ный город; в бла­го­дар­ность за это, рав­но как и за его необы­чай­ный худо­же­ст­вен­ный талант, Пий VII при­ка­зал впи­сать его имя в Золотую кни­гу Капи­то­лия и пожа­ло­вал ему титул мар­ки­за д’Искиа. Несмот­ря на эти поче­сти и на бла­го­рас­по­ло­же­ние со сто­ро­ны папы, зна­ме­ни­тый скуль­п­тор вслед­ст­вие раз­молв­ки сво­ей с кар­ди­на­ла­ми поки­нул Рим и послед­ние годы сво­ей жиз­ни про­вел на родине, в Посса­ньо, близ Бас­са­но. Он умер в Вене­ции 13 авгу­ста 1822 г. Заслу­га Кано­вы заклю­ча­ет­ся в том, что после дол­го­го пери­о­да упад­ка пла­сти­ки, в век манер­но­сти и пари­ков­ства он пер­вый из всех пытал­ся вер­нуть ее к прин­ци­пам и фор­мам антич­но­го искус­ства; но ему все-таки не уда­лось вполне осво­бо­дить­ся от недо­стат­ков скульп­ту­ры его вре­ме­ни и достиг­нуть клас­си­че­ских про­стоты и бла­го­род­ства, что осо­бен­но замет­но в сла­бей­шей отрас­ли его твор­че­ства — релье­фе, сохра­ня­ю­щем еще харак­тер пред­ше­ст­во­вав­ших работ подоб­но­го рода. Ста­ту­ям Кано­вы, а еще более его груп­пам, все еще недо­ста­ет того спо­кой­ст­вия и той внут­рен­ней закон­чен­но­сти, кото­рые состав­ля­ют глав­ные усло­вия истин­но пла­сти­че­ской кра­соты. Пре­крас­но уда­ва­лись ему фигу­ры моло­дых жен­щин, кото­рым он почти все­гда при­да­вал отча­сти чув­ст­вен­ный, отча­сти сен­ти­мен­таль­ный отте­нок, кокет­ли­вую гра­ци­оз­ность, люби­мую его вре­ме­нем. Несколь­ко про­ще, а пото­му и при­вле­ка­тель­нее его муж­ские иде­аль­ные фигу­ры, а еще луч­ше — над­гроб­ные памят­ни­ки, из чис­ла кото­рых иные отли­ча­ют­ся дей­ст­ви­тель­но пла­стич­но­стью ком­по­зи­ции, серь­ез­но­стью и досто­ин­ст­вом. Заме­ча­тель­ней­шие из про­из­веде­ний зна­ме­ни­то­го скуль­п­то­ра, в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке их появ­ле­ния, суть сле­дую­щие: «Дедал и Икар», колос­саль­ная груп­па «Тезея, уби­ваю­ще­го Мино­тав­ра» (в Вен­ском импе­ра­тор­ском музее), над­гроб­ный памят­ник Папы Кли­мен­та XIV (1783, в церк­ви Свя­тых Апо­сто­лов, в Риме); чрез­вы­чай­но кра­си­вая, милая груп­па «Амур и Пси­хея» (1789; повто­ре­на несколь­ко раз; один ее экзем­пляр в Импе­ра­тор­ском Эрми­та­же в Санкт-Петер­бур­ге), памят­ник папе Кли­мен­ту XIII (1792, в Пет­ров­ском собо­ре, в Риме), «Вене­ра и Адо­нис», «Каю­ща­я­ся Мария Магда­ли­на» (1796 г.), мастер­ски с.301 испол­нен­ная «Геба» (1796; повто­ре­на несколь­ко раз; один экзем­пляр — в Импе­ра­тор­ском Эрми­та­же, дру­гой — в Бер­лин­ской нацио­наль­ной гале­рее), «Бит­ва Дамок­се­на с Кре­уга­сом» (1800, в Вати­кан­ских музе­ях, в Риме), черес­чур живо­пис­ный над­гроб­ный мону­мент эрц­гер­цо­ги­ни Хри­сти­ны в церк­ви Авгу­стин­ско­го мона­сты­ря, в Вене (1796—1805); «Пер­сей с голо­вою Меду­зы» (одно из самых удач­ных созда­ний худож­ни­ка, в Вати­кан­ских музе­ях), ста­туя Напо­лео­на I в виде бога, с лав­ро­вым вен­цом на голо­ве; «Вене­ра-Победи­тель­ни­ца» (1805), «Вене­ра, выхо­дя­щая из моря после купа­нья», «Три Гра­ции» (у гер­цо­га Бет­фор­да, в Иобюрн­ском аббат­стве в Англии, и в гале­рее гер­цо­гов Лейх­тен­берг­ских, в Санкт-Петер­бур­ге), «Парис» (в мюн­хен­ской глип­то­те­ке и в Импе­ра­тор­ском Эрми­та­же), «Энди­ми­он», памят­ник поэту Аль­фи­е­ри (1807, в церк­ви Сан­та-Кро­че, во Фло­рен­ции); ста­туя Вашинг­то­на (1818—1820, погиб­ла от пожа­ра) и, нако­нец, груп­па «Гек­тор и Аякс». Избран­ные про­из­веде­ния Кано­вы в чис­ле 176 гра­ви­ро­ва­ны в Лон­доне Г. Мозе­сом, в 1828 г., и изда­ны в 3 томах, с тек­стом Ф. Шуль­ца, в Штут­гар­те; дру­гой сбор­ник гра­вюр с его про­из­веде­ний издан гра­фи­ней Аль­бриц­ци и Г. Лату­шем (1836, 5 том.). Более или менее подроб­ные сведе­ния о жиз­ни и дея­тель­но­сти Кано­вы мож­но най­ти в сочи­не­ни­ях: A. Pa­ra­via, «No­ti­zie in­tor­no al­la vi­ta di An­to­nio Ca­no­va» (Рим, 1823); Mis­si­mi­ni, «Vi­ta di An­to­nio Ca­no­va» (Пра­то, 1826); Ci­cog­na­ra, «Sto­ria del­la scul­tu­ra fi­no al se­co­lo di Ca­no­va» (Рим, 1823); A.-Ch. Quat­re­mè­re de Quin­cy, «Ca­no­va et ses ouv­ra­ges» (П., 1834) и «Me­mo­rie di An­to­nio Ca­no­va pubbli­ca­te da A. d’Es­te» (Вене­ция, 1865).

А. И. Сомов

См. также:
КАНОВА (Словарь античности)
Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь / под ред. проф. И. Е. Андре­ев­ско­го. — Санкт-Петер­бург : Ф. А. Брок­гауз, И. А. Ефрон, 1890—1907. Т. 14: Кала­ка — Кар­дам. — 1895. С. 300—301.
См. по теме: ЭНДЕЙ, ЕНДЕЙ, ЭНДЭЙ • ДИНОКРАТ • КАЛЛОН • КАНАХ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Дамоксен.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1800 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 2.
2. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
3. СКУЛЬПТУРА.
Кревг.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1800 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 4.
4. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
5. СКУЛЬПТУРА.
Гибель Лаокоона и его сыновей.
Мрамор. Ок. 50 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи.
6. СКУЛЬПТУРА.
Дамоксен. Деталь.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1800 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 2.
7. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы. Деталь.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
8. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы. Деталь.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита (тип «Афродита Сиракузская»).
Паросский мрамор. Копия II в. до н. э. греческого образца IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита (тип «Афродита Сиракузская»).
Паросский мрамор. Копия II в. до н. э. греческого образца IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА