Словарь античности

ГАВАНЬ. Соору­же­ние древ­ней­шей гава­ни на Дело­се (8—7 вв. до н. э.) сво­ди­лось к про­стой отсып­ке гра­вия на набе­реж­ной и камен­ной насы­пи мола для защи­ты от бурь. Пер­вая закры­тая и укреп­лен­ная гавань была постро­е­на на Само­се при Поли­кра­те, види­мо, по образ­цу фини­кий­ских гава­ней с молом и укреп­лен­ной набе­реж­ной. Про­стей­ши­ми построй­ка­ми для гава­ни были мост­ки на плос­ком пес­ча­ном бере­гу, соору­жав­ши­е­ся с уче­том при­ли­ва и отли­ва. Со вре­мен Перик­ла в Муни­хии каж­дую ночь зажи­га­лись фона­ри, чтобы обо­зна­чить вход в Пирей. Кро­ме пред­на­зна­чен­ных для палом­ни­ков «свя­щен­ных» гава­ней (Делос, Дель­фы, Элев­син и др.) в панэл­лин­ских свя­ти­ли­щах и местах про­веде­ния празд­неств, име­лись так­же тор­го­вые и воен­ные гава­ни с бух­та­ми. Това­ры выстав­ля­лись на про­да­жу в залах (бази­ли­ках) и скла­ди­ро­ва­лись в спе­ци­аль­ных поме­ще­ни­ях. Антич­ные гава­ни зимой совер­шен­но зами­ра­ли, воен­ные суда вытас­ки­ва­лись на кат­ках с лебед­ка­ми на рас­сто­я­ние 30—40 м в доки, тор­го­вые суда — толь­ко на пес­ча­ное побе­ре­жье. Осна­ще­ние три­ер (таке­лаж, вес­ла, пару­са, утварь) лежа­ло в Афи­нах гото­вым к употреб­ле­нию в Арсе­на­ле, постро­ен­ном в 333 до н. э. По сво­им раз­ме­рам (110 х 30 м) он при­над­ле­жал к наи­бо­лее круп­ным спе­ци­аль­ным построй­кам антич­но­сти. В эпо­ху элли­низ­ма раз­ме­ры соору­же­ний гава­ней (Сира­ку­зы, Антио­хия) воз­рос­ли и появи­лись баш­ни мая­ков или колос­сов, слу­жив­ших мая­ка­ми (Алек­сан­дрия, Родос). Рим­ляне позна­ко­ми­лись с гре­че­ским стро­и­тель­ст­вом гава­ней, по-види­мо­му, на Сици­лии. Про­тив обме­ле­ния гава­ни они впер­вые при­ме­ни­ли в Путе­о­лах сквоз­ные молы, кото­рые выпол­ня­лись в виде литых бло­ков, свя­зан­ных под водой рим­ским цемен­том. Систе­ма защит­ных молов была постро­е­на так, чтобы нано­си­мый песок мог вымы­вать­ся из бас­сей­на гава­ни. Зна­чи­тель­ным шагом впе­ред ста­ли постро­ен­ные при Авгу­сте гава­ни для сто­ян­ки флота. При Клав­дии была постро­е­на одна из луч­ших гава­ней Импе­рии Остия. Каж­дая круп­ная гавань рас­по­ла­га­ла молом с баш­ней мая­ка, набе­реж­ной, погру­зоч­ным кра­ном, вер­фью, склад­ски­ми поме­ще­ни­я­ми и пас­са­жир­ской кон­то­рой. Наряду с мор­ски­ми рим­ляне соору­жа­ли гава­ни для тор­го­вых и воен­ных судов так­же на глав­ных реках про­вин­ций.


Гавань. Сце­на в гава­ни Клав­дия в Остии (по релье­фу 200 г.):
1 — мосто­вые сход­ни к набе­реж­ной; 2 — буш­прит, одно­вре­мен­но погру­зоч­ный кран с пол­ис­па­с­том; 3 — парус­ные рифы; 4 — ста­туя Неп­ту­на; 5 — три­ум­фаль­ная арка; 6 — башен­ный маяк; 7 — круп­ный парус­ник у набе­реж­ной; 8 — жерт­вен­ные дары на зад­ней палу­бе у каю­ты; 9 — лоц­ман в шлюп­ке; 10 — боко­вое руле­вое вес­ло.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭПАРИТЫ, ЕПАРИТЫ • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пейзаж с алтарем.
Фреска IV стиля. 50—79 гг.
Геркуланум, Дом Аргуса (II, 2).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Старый силен с канфаром и тирсом. Прибрежный пейзаж.
Ок. 1—79 гг. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
3. МОЗАИКА. Рим.
Корабли в порту.
Часть A напольной мозаики большого триклиния палаццо Диоталлеви.
Середина II в. н. э.
Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
4. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Пунийский Карфаген. Реконструкция.

Карфаген.
5. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Римский Карфаген. Реконструкция.

Карфаген.
6. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Остатки античного порта.
Вид с моря.
Конец IV в. до н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
7. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Остатки античного порта.
Конец IV в. до н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Остатки античного порта.
Конец IV в. до н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф.
Мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии. Деталь.
Мрамор. Ок. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с земным шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: PORTV. AVG. — вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра с корабельным рулем и дельфином; слева — полумесяцем изображен пирс с портиком; справа — полумесяцем изображена линия волнорезов. В центре — восемь кораблей: четыре слева, один в центре и три справа.
Вверху, слева и справа: S. C.
4. Сестерций, медь
Нерон
Рим, 64 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTI (вверху) POR. OST. (внизу) — огражденный стенами порт Остии, наверху статуя Нептуна, внизу лежит Тибр, держит корабельный руль и дельфина, в поле семь кораблей.
Внизу, слева и справа от POR. OST.: S. C.
5. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: IMP. COMMODVS AVG. PIVS FELIX — драпированный бюст Коммода, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VOTIS FELICIBVS — Коммод, с покрытой головой, совершает жертвоприношение на алтаре-треножнике у входа в порт, к которому подходит пять кораблей; у треножника стоит помогающий императору жрец. Справа маяк и ниже, на побережье — убитый бык.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА