Словарь античности

ГИДРОТЕХНИКА. О зна­че­нии антич­ной гид­ро­тех­ни­ки свиде­тель­ст­ву­ют сохра­нив­ши­е­ся спе­ци­аль­ные сочи­не­ния (Фрон­тин и др.). Водо­снаб­же­ние осу­ществля­лось при помо­щи акве­ду­ков и тру­бо­про­во­дов; неко­то­рые из них, напри­мер на Само­се, про­хо­ди­ли через тун­не­ли. Стро­и­тель­ство тун­не­ля на Само­се, нача­тое ок. 535 до н. э. Эвпа­ли­ном Мегар­ским одно­вре­мен­но с двух сто­рон, достиг­ло цели толь­ко после исправ­ле­ния неболь­шой ошиб­ки в изме­ре­ни­ях, не поз­во­ляв­шей встре­тить­ся про­дви­гав­шим­ся навстре­чу друг дру­гу рабо­чим. При­ме­няв­ши­е­ся в водо­про­во­дах водо­на­пор­ные устрой­ства состо­я­ли из встав­ляв­ших­ся друг в дру­га кони­че­ских гли­ня­ных труб, при­чем высота водя­но­го стол­ба дости­га­ла в Пер­га­ме 160 м, что соот­вет­ст­ву­ет дав­ле­нию в 16 атмо­сфер = 1589000 па. Рим­ляне в 134 до н. э. дове­ли в Ала­три раз­ни­цу уров­ней воды до 101 м. Подоб­ные систе­мы исполь­зо­ва­лись для при­веде­ния в дей­ст­вие фон­та­нов и ним­фе­ев (рос­кош­ные и слож­но устро­ен­ные фон­та­ны в Риме импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни), осна­щен­ные кас­ка­да­ми. Для отво­да воды стро­и­лись отвод­ные кана­лы; часто исполь­зо­ва­лась испы­тан­ная тыся­че­ле­ти­я­ми в сель­ском хозяй­стве систе­ма отвод­ных рвов и запруд. Древ­ней­ший извест­ный нам тех­ни­че­ский чер­теж водо­про­вод­ной сети был сде­лан в Файю­ме во вре­мя нахож­де­ния там на долж­но­сти глав­но­го инже­не­ра Клео­на, т. е. до 253 до н. э. Меж­ду людь­ми, брав­ши­ми воду из одно­го и того же оро­си­тель­но­го кана­ла (ri­vus), неред­ко воз­ни­ка­ли спо­ры и сопер­ни­че­ство, откуда латин­ское сло­во ri­va­lis — сопер­ник. В антич­ное вре­мя при­ме­ня­лись, в част­но­сти для уда­ле­ния воды из трю­мов кораб­лей, подъ­ем­ни­ки непре­рыв­но­го дей­ст­вия. Основ­ны­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми для под­ня­тия воды были чер­паль­ные коле­са и архи­медов винт, слу­жив­шие как для оро­ше­ния, так для снаб­же­ния питье­вой водой. В горо­дах потен­ци­аль­ная энер­гия под­ня­той над уров­нем зем­ли воды употреб­ля­лась для смы­ва­ния фека­лий, гря­зи из ското­бо­ен, из сук­но­валь­ных мастер­ских и про­чих ремес­лен­ных отхо­дов. В гор­но­руд­ном деле для гра­ви­та­ци­он­но­го обо­га­ще­ния полез­ных иско­пае­мых стро­и­лись мно­го­чис­лен­ные отстой­ные соору­же­ния, самые круп­ные из кото­рых при­ме­ня­лись для гид­рав­ли­че­ской обра­бот­ки золо­то­со­дер­жа­щей поро­ды на золо­то­нос­ных копях Испа­нии. Пер­во­на­чаль­но рим­ляне заим­ст­во­ва­ли гид­ро­тех­ни­ку у гре­ков и этрус­ков, но вско­ре пре­взо­шли сво­их учи­те­лей, при­сту­пив к круп­но­мас­штаб­но­му стро­и­тель­ству акве­ду­ков. В нача­ле нашей эры рим­ля­нам уда­лось осу­ще­ст­вить прин­цип под­ни­ма­ния воды водой: было изо­бре­те­но боль­шое водя­ное коле­со с закреп­лен­ны­ми на нем лопа­стя­ми, сила уда­ра теку­щей воды о кото­рые созда­ва­ла настоль­ко зна­чи­тель­ный кру­тя­щий момент, что коле­со лег­ко под­ни­ма­ло воду в уста­нов­лен­ных на нем чер­па­ках. Кро­ме того, рим­ляне скон­струи­ро­ва­ли при­вод водя­но­го коле­са, исполь­зо­вав­ший­ся в водя­ных мель­ни­цах. Мощ­ность тако­го при­во­да, уста­нов­лен­но­го в Вен­аф­ре, состав­ля­ла при­бли­зи­тель­но 150 кг зер­на в час (2 раба, обслу­жи­вав­шие руч­ную мель­ни­цу, обра­ба­ты­ва­ли 7 кг зер­на в час). Кас­кад из 32 мель­нич­ных устройств близ Бар­бе­га­ля неда­ле­ко от Арля (Гал­лия) обра­ба­ты­вал при­бли­зи­тель­но 28 т зер­на в сут­ки. В 4 в. н. э. на р. Мозель были уста­нов­ле­ны кам­не­рез­ные пилы, снаб­жен­ные устрой­ст­вом для пре­об­ра­зо­ва­ния вра­ща­тель­но­го дви­же­ния водя­но­го коле­са в посту­па­тель­ное дви­же­ние лез­вия пилы. Нали­вав­ша­я­ся в неболь­шие резер­ву­а­ры вода исполь­зо­ва­лась в при­во­дах часов и авто­ма­тов.


Гид­ро­тех­ни­ка:
a — тун­нель Эвпа­ли­на. Свер­ху: про­доль­ный раз­рез и очер­та­ния тун­не­ля водо­про­во­да о. Само­са, вни­зу: раз­рез тун­не­ля в месте соеди­не­ния обе­их што­лен (рекон­струк­ция по Х. Виль­сдор­фу и дру­гим источ­ни­кам): 1 — верх­няя штоль­ня, про­веден­ная от источ­ни­ка по направ­ле­нию к горо­ду, 2 — попе­ре­ч­ная штоль­ня, 3 — ниж­няя штоль­ня (ука­за­но направ­ле­ние на город);
b — запруда для обо­га­ще­ния руды в гор­но­руд­ном бас­сейне Лаври­о­на: 1 — запруда, 2 — отстой­ник глу­би­ной 3 м, 3 — резер­ву­ар глу­би­ной 1,5 м, 4 — выпуск воды для про­мыв­ки руды;
c — попе­ре­ч­ный раз­рез ков­шо­во­го эле­ва­то­ра, исполь­зо­вав­ше­го­ся в каче­стве кора­бель­ной пом­пы: 1 — нахо­дя­щий­ся в воде ниж­ний бара­бан, 2 — напол­нен­ные ков­ши, укреп­лен­ные на туго натя­ну­той цепи, 3 — верх­ний бара­бан, 4 — место при­креп­ле­ния руко­я­ти махо­ви­ка, 5 — пустые ков­ши, дви­жу­щи­е­ся на цепи вниз (наход­ки в оз. Неми);
d — кони­че­ские гли­ня­ные тру­бы, встав­ля­ю­щи­е­ся друг в дру­га;
e — ватер­кло­зет над кол­лек­то­ром сточ­ных вод, перед ним — желоб­ки со све­жей водой для под­мы­ва­ния и мытья рук (со схе­мы в Рим­ско-гер­ман­ском цен­траль­ном музее, Майнц).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЗАТМЕНИЕ, ЭКЛИПСИС • БРУМА • БООТ • ГИДРОСТАТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Выход Большой Клоаки (Cloaca Maxima) в Тибр.

Рим.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Остатки храма Кастора (или Диоскуров).
Вид со стороны храма Весты.
Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук (схема работы).
4. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Рим.
Водопроводная труба (фистула) с клеймом изготовителя.
Свинец.
Сполето, Городской археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Карниз с водосточным желобом (симой) и водоотводом в виде львиной головы.
Песчаник.
510 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
6. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Сточный канал под главной улицей Гиппона-Регия, покрытый плитами.

Гиппон-Регий.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Внутри Большой клоаки (Cloaca Maxima).

Рим.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр. Лестничный пролет с водостоком.
I в.
Верона.
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Башня Ветров.
Сер. I в. до н. э.
Афины, Башня Ветров.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА