ГАЛЕРИЙ (305 — 311)


Галерий (император-соправитель, 305-311 гг.) родился около 250 г. Согласно анонимной Epitome (дословно — "извлечение"), которая в данном случае предпочтительней сведений Евтропия, он происходил из деревни, расположенной неподалеку от Флоренцианы в Дакии Прибрежной (Верхняя Мезия). Его отец был крестьянином, а его мать, Ромула, в честь которой он назвал место своего рождения Ромулианом, переселилась сюда с противоположного берега Данувия.

Свою жизнь он начал скотоводом, но при Аврелиане и Пробе служил солдатом, а в правление Диоклетиана выбился в старшие командиры. После образования в 293 г. тетрархии Галерия назвали цезарем в Никомедии (при Констанции I), и он принял имя Гай Галерий Валерий Максимиан. Он, как и Диоклетиан, стал называть себя Иовием, а кроме того, женился на его дочери, Галерии Валерии, разведясь для этого со своей прежней женой. Территория, отошедшая к Галерию, включала в себя Иллирик и остальные земли на Балканах, а также, по-видимому, западные провинции Малой Азии.

Сразу же после того, как Галерия назначили цезарем, его послали на данувийскую границу. В 294 и 295 гг. он был вынужден внимательно следить за перемещавшимися в западном направлении готами; в следующие два года он боролся против сарматов и маркоманнов; племя карпов в это время целиком переселилось на территорию Империи и осело в Паннонии. В Аквинке, в Нижней Паннонии, и в Бононии Малате, в Дакии Прибрежной, он воздвиг укрепления, а северную часть Нижней Паннонии превратил в провинцию, которую назвал Валерией — по имени своей жены. Помимо этого он занимался освоением земель, предприняв строительство канала от озера Пелсон до Данувия. По некоторым сведениям, Галерий получал от этих полезных начинаний мало удовольствия, ибо видел, что его соправителям при меньшем усердии достается больше славы.

В 296 г. у него появилась возможность отличиться, когда Диоклетиан призвал его для отражения серьезной угрозы со стороны Персии. Сасанидский царь Нарсе, который вступил на престол тремя годами ранее, воспользовавшись тем, что Диоклетиан был занят подавлением восстания в Египте, объявил войну и вторгся в римскую провинцию Сирию. Галерий переправился через Евфрат у Никифория Каллиникского, не имея достаточно сил, и потерпел жестокое поражение, после чего Рим потерял всю провинцию Месопотамию. Однако предание о том, будто Диоклетиан в наказание подверг его публичному унижению, заставив пройти перед своей колесницей в пурпурном императорском плаще, скорее всего, вымышлено.

Как бы то ни было, на следующий год Галерию выпала возможность исправить свою неудачу. Укрепив и пополнив войско, он вступил в Армению и разбил персов, захватив огромную добычу, в том числе царский гарем, который размещался в Дафне неподалеку от Антиохии. Затем он двинулся дальше и захватил саму столицу, Ктесифонт. Царь отправил к нему посла с поручением добиться того, чтобы Рим и Персия взаимно признали друг друга великими державами. Галерий заметил, что это поручение весьма отличается от прежних воинственных заявлений Персии. Уже в 298 г. имперский посланник, Сикорий Проб, встретился с царем Нарсе посреди реки и заключил с ним договор. Месопотамия, к которой присовокупили земли за Тигром, признавалась территорией Империи, а Армения отныне считалась находящейся под римским покровительством. В обмен на это Нарсе получил обратно гарем. Считается, однако, что Галерий стремился к продолжению похода против Персии и потому неодобрительно отнесся к договору.

С этого времени Галерий, по-видимому, стал оказывать более сильное влияние на политику Диоклетиана. В частности, есть все основания согласиться с мнением Лактанция о том, что указы о преследовании христиан были изданы по его наущению. Его мать, Ромула, — бывшая крестьянка — была ревностной приверженицей местных языческих культов, а его наступление на христианство получило восторженную поддержку не только со стороны жрецов, служивших оракулу Аполлона, но и от философов-неоплатоников. После оглашения первого указа в императорском дворце в Никомедии, где жил Галерий, один за другим произошли два пожара, после чего он, дабы обеспечить свою безопасность, демонстративно покинул город, заявив, что эти поджоги — дело рук христиан (хотя те утверждали, что он сам поджег дворец). Как полагают, именно Галерий впоследствии уговорил больного Диоклетиана издать в 304 г. четвертый указ о преследованиях христиан, настояв, чтобы всех верующих принудительно заставляли участвовать в языческих жертвоприношениях и возлияниях.

Занимая пост цезаря, Галерий основал свою столицу (и новый монетный двор) в Фессалонике, занимавшей стратегически важное место на Via Egnatia — основном пути римлян из Италии к фракийскому Босфору и далее в Малую Азию. К уже существовавшему городу Галерий пристроил новый дворцовый квартал. Два больших зала, составляющих часть дворца, были обнаружены в результате раскопок. Один из них, восьмиугольной формы, служил преддверием улицы для торжественных шествий. Она начиналась от перекрестка, над которым возвышалась тройная арка Галерия, представлявшая собой купол на четырех столбах, украшенных барельефами в честь победы над персами. Отсюда торжественный путь вел к ограждению, за ним располагалось круглое здание, где ныне находится церковь святого Георгия, но первоначально, по-видимому, оно предназначалось для мавзолея Галерия и было роскошно украшено скульптурами под мрамор и мозаикой. Раскопки позволили обнаружить еще один его дворец в Дакии Прибрежной (Верхняя Мезия), на том месте, где ныне расположен город Гамзиград (на востоке Югославии).

После отказа от власти Диоклетиана и Максимиана Галерия возвели в ранг августа, из-за чего он перенес столицу из Фессалоники в Никомедию. Формально он стоял ниже своего соправителя, Констанция I Хлора, но обладал большей властью, поскольку под его непосредственным управлением находились Балканы и Малая Азия, а оба новых цезаря, Север II и Максимин II Даза, были его сторонниками. Он согласился вернуть Констанцию его сына Константина, до того времени находившегося при нем. В 306 г. Констанций умер; вместо него Галерий назначил августом Севера и возвел Константина в ранг цезаря. Но Максенций, сын Максимиана, не согласился с подобным распределением должностей и сам провозгласил себя августом в Риме. Он отразил наступления сначала Севера, а потом и самого Галерия, который дошел вплоть до Интерамны, но был вынужден отступить по причине массового дезертирства. Эти неудачи стоили Северу жизни. В 307 г. Галерий лишился последней опоры на Западе, хотя в следующем году на совещании действующих и бывших первых лиц Империи в Карнунте он сумел устроить так, чтобы вместо Севера августом сделали его ставленника, Лициния.

В 311 г. Галерий, готовясь к празднованию двадцатой годовщины пребывания у власти, усиленно занимался сбором налогов, дабы оплатить расходы. Он намеревался отказаться от власти (по некоторым сведениям, в пользу своего незаконнорожденного сына Кандидиана, помолвленного с младшей дочерью Максимина II Дазы). Но внезапно тяжелая болезнь (возможно, рак простаты) сразила его. 30 апреля, лежа больным в Никомедии, он вместе с соправителями издал указ о прекращении преследований христиан, ответственность за которые в значительной степени лежала на нем. Галерий и его соправители приказывали наместникам провинций предоставлять членам церкви свободу отправления культа, а кроме того, верующие по закону получали признание и терпимое к себе отношение, в том числе право на совместные богослужения. За это они были "обязаны просить своего Бога о нашем благополучии, а также о благополучии государства и своем собственном". Выдвигаются различные предположения о причинах, побудивших Галерия столь резко изменить свои взгляды. Христианские авторы утверждают, что Бог наслал на него тяжелую болезнь, которую они описывают со всеми отвратительными подробностями. Другие считают, что указ обязан своим появлением Лицинию или Константину, а может быть, и жене Галерия, Галерии Валерии, которая, как известно, исповедовала христианскую веру (как и ее мать, Приска, вдова Диоклетиана). Наиболее вероятная причина заключается в том, что Галерий и сам понял, что гонения потерпели неудачу. Построить унифицированное государство, уничтожив независимость христиан, так и не удалось, напротив, они только укрепились в своей вере и в следовании своему образу жизни, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.

Всего через несколько дней после этой резкой смены политики император скончался и был обожествлен. Однако его похоронили не в мавзолее, воздвигнутом им в Фессалонике. Останки Галерия перенесли на его родину, в Ромулиан, украшению и расширению которого он немало поспособствовал. Его смерть явилась последним ударом по уже давно давшей трещину тетрархии Диоклетиана, державшейся до сих пор лишь благодаря Галерию.

О характере Галерия судить трудно, поскольку христианские авторы всячески поносят его как главного подстрекателя гонений, несмотря на то, что на смертном одре он изменил свое отношение к их вере. Отчасти у них есть для этого основания, поскольку карательные меры не только были крайне бесчеловечными, но и не вели к поставленной цели. Галерий заслуживает уважения тем, что в конце концов это понял и предпринял соответствующие шаги. Судя по всему, он обладал строгими моральными устоями. По сути дела, это был честолюбивый, хоть и малообразованный человек, который умел только действовать. Кроме того, он, как и все основные тетрархи, был превосходным полководцем: поначалу он потерпел поражение в войне с персами, но своим упорством преодолел неудачу и превратил ее в триумфальный успех.

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт — М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)