денарий, серебро
Дата чеканки: 55—54 гг. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 3.75 г
диаметр: 18 мм
АВЕРС: Дра­пи­ро­ван­ный бюст Вене­ры впра­во, в лав­ро­вом вен­ке и диа­де­ме, с сереж­кой в виде кре­ста и оже­ре­льем из жем­чу­жин; воло­сы собра­ны в узел с локо­на­ми, спа­даю­щи­ми на шею; дра­го­цен­ные кам­ни в воло­сах надо лбом; поза­ди S. C. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: P. CRASSVS M. F. — жен­ская фигу­ра [RRC, RSC: жен­ская фигу­ра; CRR, BMC: сол­дат; RCTV: Roma?] сто­ит вле­во, дер­жит копье в левой руке и ведет лошадь под узд­цы; у ее ног щит и тро­фей или пан­цирь [CRR, BMC: тро­фей; RRC, RSC, RCTV: пан­цирь]. Кай­ма из точек.
Ссылки:
BMC RR I Rome 3901—3906 (Pl. XLVIII. 20);
Crawford RRC 430/1 (Pl. LII) (штемпелей аверса: 63, реверса: 70);
Sydenham CRR 929 (Pl. 26) (степень редкости: 4 — Scarce);
Babelon Licinia 18;
RSC I (Licinia) 18 (VF £85);
Sear (2000) I 394 (VF $144, EF $400);
FFC 804;
Bf. I 168;
Примечание:
Сохранность: about EF / EF
* Дата чеканки: 55 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 55 г. до н. э., Рим (BMC); ок. 54 г. до н. э., Рим (CRR); 55 г. до н. э. (RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMC, RRC.
Numismatica Ars Classica — Auction 29, Lot 374 (11 May 2005 — Hotel Baur au Lac, Zurich).
Estimation: 500 CHF ($415). Price realized: 480 CHF ($398 — 11 May 2005).
MRR (Babelon), т. II, с. 125—126, к Licinia (1885 г.):
LXXXV. ЛИЦИНИИ

Род Лици­ни­ев в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки про­сла­ви­ли Крас­сы и Лукул­лы — две его глав­ные вет­ви. Несмот­ря на пле­бей­ское про­ис­хож­де­ние, он вос­хо­дил к глу­бо­кой древ­но­сти. Имя Licinius усмат­ри­ва­ли в сло­ве Lecne, кото­рое встре­ча­ет­ся на неко­то­рых этрус­ских над­гроб­ных памят­ни­ках1. Соглас­но Титу Ливию, Гай Лици­ний был пер­вым народ­ным три­бу­ном в 261 г. (493 г. до н. э.); немно­го позд­нее, в 273 г. (481 г. до н. э.) мы встре­ча­ем дру­го­го три­бу­на по име­ни Спу­рий Лици­ний. Пер­вым из Лици­ни­ев достиг кон­суль­ства Гай Лици­ний Кальв Сто­лон, кон­сул 390 г. (364 г. до н. э.). С это­го вре­ме­ни и до паде­ния рес­пуб­ли­ки Лици­нии неиз­мен­но зани­ма­ли выс­шие долж­но­сти в государ­стве. Вот, в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке, те Лици­нии, чьи име­на обна­ру­жи­ва­ют­ся на меда­лях: 1. Лици­ний Муре­на; 2. Пуб­лий Лици­ний Нер­ва; 3. Луций Лици­ний Красс; 4. Гай Лици­ний Макр; 5. Пуб­лий Лици­ний Красс Дивит; 6. Пуб­лий Лици­ний Красс Юни­ан; 7. Авл Лици­ний Нер­ва; 8. Пуб­лий Лици­ний Сто­лон; 9. Авл Лици­ний Нер­ва Сили­ан.

Опи­сы­вая моне­ты Сул­лы2, мы гово­ри­ли о моне­тах, извест­ных в антич­но­сти под назва­ни­ем Лукул­ло­вых монет. Это с. 126 экзем­пля­ры, кото­рые кве­стор Луций Лици­ний Лукулл чека­нил спер­ва в Гре­ции, затем в Малой Азии, чтобы пла­тить вой­скам Сул­лы. Эти меда­ли, име­ю­щие вес гре­че­ских номи­на­лов и не содер­жа­щие име­ни кве­сто­ра Лукул­ла, не отра­же­ны в дан­ном сбор­ни­ке; их отно­сят к Восто­ку, где они и были отче­ка­не­ны. Луций Лици­ний Лукулл слу­жил под коман­до­ва­ни­ем Сул­лы и Муре­ны, а затем был кон­су­лом в 680 г. (74 г. до н. э.) и полу­чил в управ­ле­ние про­вин­ции Азия и Кили­кия.

© 2018 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Lanzi L. Saggio di lingua etrusca. Firenze, 1824—1825. T. II. P. 343.

2См. выше, т. 1, стр. 403 и 407.

MRR (Babelon), т. II, с. 134—135, к Licinia № 18 (1885 г.): (1885 г.):
Пуб­лий Лици­ний Красс Дивит


Кве­стор 696 г. (58 г. до н. э.)


Этот пер­со­наж — вто­рой сын Мар­ка Лици­ния Крас­са, уби­то­го в Син­на­ке в ходе вой­ны про­тив пар­фян в 701 г. (53 г. до н. э.). Пуб­лий Красс Дивит был кве­сто­ром в 696 г. (58 г. до н. э.), когда чека­нил моне­ты по поста­нов­ле­нию сена­та: ex senatus consulto; после он слу­жил лега­том у Цеза­ря в Гал­лии, сра­жал­ся про­тив Арио­ви­ста, вене­тов и акви­та­нов. Позд­нее он вер­нул­ся в Рим, при­ведя c собой тыся­чу галль­ских всад­ни­ков, набран­ных для того, чтобы идти на Восток вое­вать с пар­фя­на­ми. В кон­це 700 г. (54 г. до н. э.) он после­до­вал за отцом в поход и погиб вме­сте с ним в пора­же­нии при Син­на­ке под Карра­ми в верх­ней Месо­пота­мии1. Голо­ва Вене­ры, изо­бра­жен­ная на этом дена­рии, — это лесть Юлию Цеза­рю, при­тя­зав­ше­му на про­ис­хож­де­ние от Вене­ры. Изо­бра­же­ние на ревер­се наме­ка­ет на цен­зу­ры Мар­ка Лици­ния Крас­са, отца моне­та­рия, в 689 г. (65 г. до н. э.) и его деда — Пуб­лия Лици­ния Крас­са в 665 г. (89 г. до н. э.). Извест­но, что в обя­зан­но­сти цен­зо­ров вхо­дил смотр рим­ских всад­ни­ков2.


1 Plut. Crass. 25.

2 Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. P. 232.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 487, прим. 1 (к №№ 3901—3906) (1910 г.):

Этот моне­та­рий — вто­рой сын М. Лици­ния Крас­са Диви­та, три­ум­ви­ра, уби­то­го в Син­на­ке, неда­ле­ко от Карр в Месо­пота­мии, в войне про­тив пар­фян в 53 г. до н. э. Моне­та­рий был кве­сто­ром в 59 г. до н. э., лега­том Цеза­ря в Гал­лии в 58 г. до н. э. и по воз­вра­ще­нии в Рим в 55 г. до н. э. при­вел с собой отряд галль­ской кон­ни­цы в 1000 чело­век, кото­рых набрал для вой­ны про­тив пар­фян. Он так­же был убит в Син­на­ке.

Бабе­лон (vol. II, p. 139) счи­та­ет, что Красс чека­нил эти моне­ты по спе­ци­аль­но­му поста­нов­ле­нию сена­та, ex senatus consulto, во вре­мя сво­ей кве­сту­ры, и что изо­бра­же­ние вои­на и коня на ревер­се отно­сит­ся к цен­зу­ре его отца в 65 г. до н. э. и деда, П. Лици­ния Крас­са, в 89 г. до н. э., так как пуб­лич­ный смотр коней всад­ни­ков был одной из обя­зан­но­стей цен­зо­ров. Момм­зен (Hist. mon. rom., t. II, p. 512) дати­ру­ет выпуск монет 59 г. до н. э. или 55—54 г. до н. э. Граф де Салис, отно­ся эти моне­ты к 55 г. до н. э., оче­вид­но свя­зы­ва­ет изо­бра­же­ние на моне­те с про­из­веден­ным тогда Крас­сом набо­ром 1000 галль­ских всад­ни­ков, кото­рых он при­вел в Рим. В таком слу­чае Красс дол­жен был полу­чить спе­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние на выпуск этих монет, чтобы опла­тить рас­хо­ды на набор. Ранее уже упо­ми­на­лось несколь­ко слу­ча­ев, где моне­та­рии отме­ча­ли на сво­их моне­тах недав­ние собы­тия. В 62 г. до н. э. Фавст Кор­не­лий Сул­ла запе­чатле­ва­ет собы­тие из жиз­ни сво­его отца; в 58 г. до н. э. М. Скавр изо­бра­жа­ет собы­тие, свя­зан­ное с его соб­ст­вен­ной жиз­нью; и в 55 г. до н. э., если при­ни­мать клас­си­фи­ка­цию гра­фа де Сали­са, Красс иллю­ст­ри­ру­ет акту­аль­ные собы­тия, при­вед­шие к чекан­ке его монет.

Голо­ва Вене­ры на авер­се мог­ла быть заду­ма­на как любез­ность в адрес Юлия Цеза­ря, кото­рый при­тя­зал на про­ис­хож­де­ние от это­го боже­ства и под нача­лом кото­ро­го Красс слу­жил в Гал­лии.

Бар­фельдт (Num. Zeit., 1897, p. 3) опи­сы­ва­ет пла­ки­ро­ван­ную моне­ту того же выпус­ка, ранее хра­нив­шу­ю­ся в кол­лек­ции Бинья­ми, а теперь нахо­дя­щу­ю­ся в Капи­то­лий­ском музее, на кото­рой голо­ва Вене­ры отче­ка­не­на как на авер­се так и на ревер­се, но она не того же шаб­ло­на. На ней выца­ра­па­но оск­ски­ми бук­ва­ми ΠΑΠΙV.

CRR (Sydenham), с. 155, прим. к № 929 (1952 г.):

П. Лици­ний Красс, сын три­ум­ви­ра, был лега­том Цеза­ря в Гал­лии в 58 г. до н. э. и, вер­нув­шись в Рим в 55 г. до н. э., при­вел с собой отряд из 1000 галль­ских кон­ни­ков, набран­ных для вой­ны про­тив пар­фян. По-види­мо­му, изо­бра­же­ние на ревер­се явля­ет­ся наме­ком на это, и, воз­мож­но, эта спе­ци­аль­ная эмис­сия была выпу­ще­на для опла­ты рас­хо­дов по набо­ру. (cf. G. 1, стр. 487 n.). Бабе­лон и Момм­зен пред­ло­жи­ли более ран­нюю дату этой эмис­сии — 65 г. до н. э. и 59 или 55—54 гг. до н. э. соот­вет­ст­вен­но.

RRC (Crawford), т. I, с. 454, к № 430 (1974 г.):

Моне­та­рий — млад­ший сын три­ум­ви­ра М. Лици­ния Крас­са. Пра­виль­ное опи­са­ние этой моне­ты (кото­рым я обя­зан Х. Д. Шуль­цу, чье иссле­до­ва­ние штем­пе­лей вско­ре будет опуб­ли­ко­ва­но) дела­ет невоз­мож­ны­ми тра­ди­ци­он­ные интер­пре­та­ции ревер­са как ука­за­ния на recognitio equitum, на кон­ни­цу, при­веден­ную П. Крас­сом из Гал­лии, или на бит­ву у Кол­лин­ских ворот неда­ле­ко от хра­ма Вене­ры Эри­ци­ны. У жен­ской фигу­ры длин­ные воло­сы, на ней стран­ный голов­ной убор с дву­мя высту­па­ми спе­ре­ди, плащ, собран­ный на левом пле­че, и юбка. О бук­вах S. C. см. стр. 606.

RRC (Crawford), т. I, с. 454, прим. 1 к № 430 (1974 г.):

Объ­ект сле­ва от ног всад­ни­ка, несо­мнен­но, пан­цирь (так же у Б. Бор­ге­зи Oevres I, 419), ср. с пан­ци­рем на № 449/4. Мне­ние К. Краф­та (JNG 1968, 13—14) о том, что это кол­чан и лук, не может быть при­зна­но вер­ным; на всех экзем­пля­рах, где объ­ект пока­зан пол­но­стью и очень деталь­но, он разде­лен по гори­зон­та­ли, а не по вер­ти­ка­ли и совер­шен­но не похож на лук и кол­чан. В любом слу­чае сомни­тель­но, чтоб всад­ник был воору­жен щитом, копьем и луком и стре­ла­ми (ср. W. W. Tarn, CAH IX, 600—602). Сло­вом, нет ника­ких при­чин счи­тать изо­бра­жен­но­го всад­ни­ка армя­ни­ном или видеть на ревер­се изо­бра­же­ние сда­чи Тиг­ра­на Пом­пею.

RCTV (Sear), т. I, с. 148, прим. к № 394 (2000 г.):

Этот моне­та­рий был сыном М. Лици­ния Крас­са, смерть кото­ро­го, во вре­мя его втор­же­ния в Пар­фию в 53 г. до н. э., уско­ри­ла вспыш­ку граж­дан­ской вой­ны меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем. Пуб­лий сопро­вож­дал отца в восточ­ной кам­па­нии и разде­лил его судь­бу.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА