С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ (КОЛИЗЕЙ)


Амфи­те­атр Фла­ви­ев с 11 в. ста­ли назы­вать Коли­зе­ем. Это назва­ние появи­лось из-за рас­по­ло­жен­но­го побли­зо­сти Колос­са — испо­лин­ской ста­туи Неро­на. Воз­веде­ние Коли­зея нача­лось в 75 г. н. э. при импе­ра­то­ре Вес­па­си­ане, а откры­вал амфи­те­атр в 80 г. импе­ра­тор Тит. Из про­из­веде­ний латин­ских авто­ров извест­но, что празд­но­ва­ния по пово­ду окон­ча­ния стро­и­тель­ства про­дол­жа­лись 100 дней под­ряд, и в жерт­ву богам за это вре­мя было при­не­се­но более 5000 живот­ных.

Послед­нее пред­став­ле­ние в Коли­зее про­изо­шло при импе­ра­то­ре Тео­до­ри­хе в 523 г. н. э. Позд­нее в опу­стев­ших апсидах ста­ли селить­ся люди, а само зда­ние нача­ли посте­пен­но раз­би­рать по камуш­ку, исполь­зуя как даро­вой стро­и­тель­ный мате­ри­ал. В 12 в. он вошел в состав кре­по­сти Фран­джи­па­нис. Папа Бенедикт XIV офи­ци­аль­но посвя­тил зда­ние Коли­зея стра­стям Хри­сто­вым и обо­зна­чил здесь 14 оста­но­вок Крест­но­го пути, поло­жив нача­ло тра­ди­ции, суще­ст­ву­ю­щей до наших дней.

Внеш­ний вид. Амфи­те­атр име­ет фор­му эллип­са с длин­ной осью в 188 м и корот­кой в 156 м. Высота четы­рехъ­ярус­но­го зда­ния, постро­ен­но­го из извест­ко­во­го туфа, состав­ля­ет 52 м. Внеш­няя коль­це­вая сте­на в пол­ную высоту сохра­ни­лась лишь с север­ной сто­ро­ны. Пер­вые три яру­са были окру­же­ны арка­да­ми по 80 арок в каж­дой. Арки пер­во­го яру­са укра­ша­ли дори­че­ские колон­ны, арки вто­ро­го яру­са — иони­че­ские, а третье­го — коринф­ские. Чет­вер­тый ярус был обра­зо­ван из 80 пане­лей с обо­зна­чен­ны­ми на них коринф­ски­ми пиляст­ра­ми, меж­ду кото­ры­ми были сде­ла­ны окна и наби­ты круг­лые брон­зо­вые щиты (cli­pea). В отвер­сти­ях верх­не­го кар­ни­за были укреп­ле­ны по три крон­штей­на, под­дер­жи­вав­ших дере­вян­ные бру­сья, к кото­рым кре­пил­ся полот­ня­ный тент, защи­щав­ший зри­те­лей на три­бу­нах от солн­ца и дождя.

Хотя пред­став­ле­ния были бес­плат­ны­ми для всех без исклю­че­ния, места на три­бу­нах рас­пре­де­ля­лись в твер­до уста­нов­лен­ном поряд­ке. Туда мож­но было прой­ти через чет­ве­ро глав­ных ворот. Вхо­ды на корот­ких сто­ро­нах пред­ва­ря­лись неболь­шим пор­ти­ком на двух колон­нах. Оттуда начи­на­лась гале­рея, где были заре­зер­ви­ро­ва­ны места для высо­ко­по­став­лен­ных чинов­ни­ков. Через вхо­ды на длин­ных сто­ро­нах в амфи­те­атр попа­да­ли гла­ди­а­то­ры. Три­бу­ны Коли­зея мог­ли вме­стить 73000 зри­те­лей. Вокруг амфи­те­ат­ра нахо­ди­лось широ­кое про­стран­ство, замо­щен­ное туфом и ограж­ден­ное двухъ­ярус­ной гале­ре­ей.

Внут­рен­ние поме­ще­ния. Под аре­ной, покры­той доща­тым насти­лом, поме­ща­лись мно­го­чис­лен­ные поме­ще­ния, где раз­ме­ща­лись служ­бы, обес­пе­чи­ваю­щие про­веде­ние состя­за­ний. Здесь нахо­ди­лись клет­ки с дики­ми живот­ны­ми, подъ­ем­ные меха­низ­мы, с помо­щью кото­рых на аре­ну достав­ля­ли хищ­ни­ков. Под вход­ны­ми коридо­ра­ми нахо­дил­ся цен­траль­ный коридор, шед­ший на восток, к Шко­ле гла­ди­а­то­ров. Три­бу­ны пред­став­ля­ли из себя сту­пе­ни, обли­цо­ван­ные мра­мо­ром. Они были разде­ле­ны на сек­то­ра в соот­вет­ст­вии с обще­ст­вен­ным поло­же­ни­ем зри­те­лей. В пер­вом сек­то­ре сто­я­ли широ­кие ска­мьи, пред­на­зна­чен­ные для сена­то­ров. Их име­на были выре­за­ны либо на самих сиде­ньях, либо на барье­ре, про­хо­дя­щем по краю поди­у­ма и отде­ля­ю­щем их от близ­кой аре­ны, дабы почет­ные гости не под­вер­га­лись опас­но­сти. Име­на посте­пен­но сти­ра­лись и заме­ня­лись име­на­ми новых пред­ста­ви­те­лей пра­вя­ще­го клас­са (те, что сохра­ни­лись, при­над­ле­жат сена­то­рам 5 в. н. э.). Под поди­у­мом три­бу­ны про­хо­дил широ­кий откры­тый коридор, кото­рым поль­зо­вал­ся обслу­жи­ваю­щий пер­со­нал. Вто­рой сек­тор пред­на­зна­чал­ся всад­ни­кам и состо­ял из вось­ми рядов мра­мор­ных ска­мей, более узких, чем в сек­то­ре сена­то­ров. Тре­тий сек­тор был разде­лен на две части: ниж­нюю и верх­нюю. Еще выше нахо­дил­ся чет­вер­тый сек­тор, или дере­вян­ная три­бу­на, отде­лен­ная от осталь­ных боль­шой гале­ре­ей. Выход с три­бун был очень про­стым, бла­го­да­ря совер­шен­ной систе­ме неболь­ших лест­ниц, рав­но­мер­но рас­пре­де­лен­ных сре­ди 80 арок верх­не­го и ниж­не­го яру­сов.

Состя­за­ния. Во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки игры устра­и­ва­ли на Рим­ском фору­ме или Бычьем рын­ке, а поз­же на Мар­со­вом поле.

В Коли­зее устра­и­ва­ли два типа зре­лищ: бои гла­ди­а­то­ров и сра­же­ния с дики­ми зве­ря­ми или бои меж­ду дики­ми зве­ря­ми.

В нача­ле бит­ва гла­ди­а­то­ров счи­та­лась неким кол­лек­тив­ным риту­а­лом, кото­рый слу­жил выра­же­ни­ем могу­ще­ства бла­го­род­ных сло­ев насе­ле­ния.

В после­дую­щие века этот род зре­лищ про­дол­жал играть важ­ную роль, и этот пода­рок наро­ду исполь­зо­вал­ся для целей поли­ти­че­ской про­па­ган­ды.

Гла­ди­а­то­ров наби­ра­ли сре­ди при­го­во­рен­ных к смерт­ной каз­ни, плен­ных или рабов. Поеди­нок про­дол­жал­ся до гибе­ли одно­го из сопер­ни­ков, хотя про­иг­рав­ший мог обра­тить­ся к пуб­ли­ке за поми­ло­ва­ни­ем.

Охота с уча­сти­ем на арене диких зве­рей вошла в моду после заво­е­ва­ния Сре­ди­зем­но­мо­рья и поль­зо­ва­лась осо­бой попу­ляр­но­стью, посколь­ку зри­те­ли име­ли воз­мож­ность увидеть поедин­ки с необыч­ны­ми и экзо­ти­че­ски­ми живот­ны­ми. Суще­ст­ву­ют свиде­тель­ства, что во 2 в. до н. э. Сци­пи­он Млад­ший ввел новый вид зре­лищ, во вре­мя кото­рых хищ­ни­кам скарм­ли­ва­ли дезер­ти­ров с поля боя.

См. также:
Амфитеатр Флавиев (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
КОЛИЗЕЙ (Словарь античности)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 126—130.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей). Вид сверху.

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей) и арка Константина.
Художник Антонио Каналетто (1697—1768).
Аукционный дом Кристи.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Вид со стороны храма Венеры и Ромы.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Внутренняя часть Колизея перед раскопками в 1885 г.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Внутренняя часть Колизея после раскопок.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Джованни Антонио Каналетто (1697—1768).
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
«Струящийся столб» — остатки фонтана перед Колизеем, уничтоженного в 1930-х гг.
Фотография Дж. Паркера.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть снаружи и заднюю часть изнутри; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй — с шестью арками, содержащими фигуры (три центральные соединены между собой и содержат квадриги и обращенные лицом друг к другу фигуры), третий уровень — с семью арками, содержащими фигуры, четвертый — с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет собой верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; справа от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), слева портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
2. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
3. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре уровня: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
4. Медальон, медь
Гордиан III
Рим, 243 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину.
РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus.
5. Асс, медь
Север Александр
Рим, 223 г.
АВЕРС: IMP. CAES. M. AVR. SEV. ALEXANDER AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в доспехах и в лавровом венке, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. P. II COS. P. P. — Колизей, изображенный круглым с фронта; видна его внутренняя часть и задняя стена; внешняя стена имеет четыре яруса: первый с пятью арками, второй и третий — с шестью, содержащими фигуры, четвертый неразборчиво; слева Александр Север, стоящий анфас, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке, алтарь невидим, позади него — солдат с вертикально стоящим копьем в правой руке; над императором обелиск со стоящей фигурой; слева — фонтан Meta Sudans; справа — храм.
6. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 223 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст Александра Севера, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. II COS. P. P. — вид Колизея (амфитеатра Флавиев); у здания четыре яруса, первые три — аркады, все со статуями, верхний — из сплошной каменной кладки с окнами и подпорками для деревянных мачт, которые держали большой навес, защищавший зрителей от палящего солнца Рима; слева храм со статуей внутри; справа часть колонны и фронтона здания (возможно, храм Юпитера Победителя).
7. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья.
В поле, слева и справа: S. C.
РЕВЕРС: Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА