Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
5. Церемониал.
К привилегиям друзей императора, хотя, быть может, только друзей первого класса, принадлежало то, что они имели право каждое утро являться на поклон к императору1. Фабий Максим понял, что Август к нему немилостив, из того, что тот, на его обращение при обычном утреннем визите: «Привет тебе, Цезарь», ответил: «Прощай, Фабий»2. Плиний Старший, друг Веспасиана, обыкновенно посещал этого императора, по-видимому, обыкновенно ежедневно до наступления дня, когда он уже с.86 открывал аудиенцию3. Это право в то время также было обязанностью, которую, конечно, едва ли можно было, без весьма важных оснований, безнаказанно не исполнить, хотя, конечно, и в этом не все императоры были одинаково строги. Фронтон хвалится тем, что пользуется любовью своего питомца Марка Цезаря, несмотря на то, что он «не приходит в его дом постоянно до зари, и не является ежедневно на поклон»4. Часто также сенаторы являлись с утренним визитом к императору, как к первому лицу из их сословия — иногда поодиночке, иногда всей корпорацией. Подобные приемы происходили, конечно, особенно регулярно при радостях и торжественных случаях. Когда у Нерона в 63 году от Поппеи родилась дочь в Антии, весь сенат отправился туда его поздравить. Один лишь Трасея, вождь оппозиции, не был допущен; он перенес это оскорбление, предвестника грозящей ему гибели, с непоколебимой твердостью5.
Август не любил, чтобы сенат ходил к нему на поклон в дни заседаний, и приветствовал сенаторов в курии, причем они должны были сидеть на местах в его присутствии6; даже в глубокой старости он запрещал являться к себе на поклон7. Тиберий, не желая подвергать себя постоянному беспокойству от отдельных посещений, уже в начале своего правления предложил сенату приходить к нему всем составом8. По-видимому, женщины и дети из сенаторских семей также иногда представлялись императору. Так рассказывают, будто бы Август предсказал власть будущему императору Гальбе, когда тот еще мальчиком приветствовал его в числе своих сверстников9. Среди лиц, являвшихся на прием к Клавдию, упоминаются женщины, мальчики и девочки10.
Иногда императоры принимали у себя, кроме сенаторов, также и всадников11; от времени до времени на прием допускались и лица
В начале своего правления Нерон обнаруживал удивительную память, поименно обращаясь к приходившим к нему лицам всех сословий15. Но особенно доступным был Веспасиан. Двери его дворца в Саллюстиевых садах, где он обыкновенно жил, были целый день открыты, не только для сенаторов, но и для лиц других сословий16. Александр Север принимал у себя только почтенных и известных с хорошей стороны лиц и объявил через герольда, что никто не должен являться с с.87 приветствием к императору, кто сознает за собою нечестный поступок, иначе, в случае обнаружения, он будет подвергнут смертной казни17.
Общий прием (publica, promiscua salutatio) происходил обыкновенно по праздничным дням18, к которым, вероятно, причислялся и день восшествия на престол. Фронтон в одном письме к Антонину Пию извиняется, что он, вследствие ревматизма, не мог явиться с поздравлением в этот день19. Особенно торжественный прием бывал
Торжественный прием целых корпораций и сословий у императриц происходил, очевидно, лишь в исключительных случаях. Сообщается только о трех из них, действительно участвовавших в управлении или желавших казаться соправительницами22. Дион рассказывает, что Ливия, заняв выдающееся положение среди женщин после того, как ее сын достиг власти, стала принимать во всякое время приходивших к ней сенаторов и лиц из других сословий, желавших быть ей представленными; все эти посещения вносились в ежедневную газету23. Подобное им сообщается и об Агриппине24, которая при Клавдии присутствовала (вероятно, окруженная штатом знатных женщин) на приемах послов и при других государственных актах: она желала оставить за собой это право и при Нероне, но он в 55 г. назначил ей другое местожительство, чтобы прекратить ее утренние приемы25.
Юлия Домна, которой ее сын Каракалла в свое отсутствие поручил часть дел, «принимала публично всех знатных»26. Не говоря уже о женщинах, и высокопоставленные мужчины принимались императрицами во все времена. Александр Север запретил женщинам с дурной славой являться с.88 к его матери и жене27. Еще во время Иеронима множество лиц являлось на поклон к супруге императора28.
В приемные дни на площади перед дворцом всегда собиралась огромная толпа из лиц всех сословий, ожидая объявления приема. Геллий29 сообщает несколько разговоров между учеными друзьями, напр. Фаворином, Фронтоном, Сульпицием, Аполлинарием и др., завязавшихся во время подобного ожидания. Но и в другие дни на площади редко бывало пусто. Аполлоний Тианский у Филострата сравнивает эту толкотню перед дворцом с общественными банями, причем входящие для поклона и выходящие из дворца уподобляются им идущим купаться и выкупавшимся30. Кроме большого числа приходивших по службе или по делам, на площади толкалось много желавших увидеть и приветствовать императора при выходе и при спуске его с Палатина или явившихся с целью подать ему прошение31; были люди, которые чуть не по десять раз спускались и поднимались по Священной улице к дворцу, чтобы заставить других думать, что у них есть знакомства при дворе32.
Прием происходил ранним утром, в тот час, в который римляне обыкновенно ходили в гости. Поэтому многие являлись еще до рассвета33. Веспасиан, как было сказано выше, допускал к себе друзей в этот ранний час, чтобы разговаривать с ними, лежа в постели и во время одевания34. Так как и театральные представления начинались тоже рано утром, то императоры (чтобы избавить своих посетителей от лишней ходьбы) иногда проводили ночь перед представлением (или даже несколько, как Тиберий)35 в доме какого-нибудь отпущенника вблизи театра; Адриан в такие дни совсем не принимал у себя36.
Во дворце становилась обыкновенно на стражу целая когорта преторианцев (
Приходившие на прием подвергались иногда обыску с целью найти у них оружие. Когда при Августе происходила очистка сената с с.89 исключением из его состава целого ряда членов, обыску подвергались даже сенаторы44. Всего строже были обыски при Клавдии, известном своею трусостью. Лишь через много времени и с большим трудом удалось его склонить к запрещению ощупывать женщин и детей и отнимать письменные принадлежности у сопровождавших приходящих на прием и писцов45. В 47 г., во время большого приема, был схвачен всадник, имевший при себе кинжал46. Клавдий давал тем, кто имел свободный доступ к нему, золотой перстень со своим изображением, — мера эта повела к многим злоупотреблениям47. Веспасиан прекратил обыски уже во время гражданской войны48, значит, они продолжали еще существовать при ближайших преемниках Клавдия. Как относились к этому позднейшие императоры — неизвестно; во время Диона обыски, по-видимому, не производились.
Во дворце существовал целый штат придворной прислуги, обязанной наблюдать за порядком, вызывать посетителей и вводить их (ab admissione, admissionales)49. Количество этой прислуги было, вероятно, очень велико, так как аудиенции представителей всех провинций происходили почти беспрерывно. Филон упоминает какого-то Гомила, который должен был вводить послов и благодаря которому Калигула согласился принять иудейскую депутацию50. К числу этих служащих принадлежали, конечно, и переводчики. Трудность доступа к императору была различна. Плиний Младший описывает прием у Траяна, в противоположность приему его предшественника, следующим образом: «Здесь нет никаких засовов, нет целого ряда унижений; переступивший уже тысячу порогов не встретит новых, которые оставались бы закрытыми и мешали ему. Глубокая тишина царит вокруг и в особенности вблизи тебя; все делается так бесшумно и с такой предупредительностью, что из царского дворца можно вынести пример покоя и простоты для своего маленького, ограниченного хозяйства»51. Уже во время приобретающей все большее господство восточной пышности, Александр Север давал аудиенции, как любой сенатор: занавеси императорского кабинета были раздвинуты и присутствовали только слуги, дежурившие у дверей, «тогда как раньше императора невозможно было приветствовать, так как его совсем не было видно»52.
Во время приема император и приходящие были одеты в тогу; этот обычай сохранился до IV века53. Появление Галлиена в Риме на аудиенциях в одежде воина (chlamys), украшенной застежками, сверкавшими драгоценными каменьями, является показателем перехода императорской власти в военное господство54. Марк Аврелий и Александр Север носили тогу даже в других городах Италии55. В тунике император мог показываться только друзьям; это рассказывают особенно про Антонина Пия, желая подчеркнуть непосредственность его обхождения56. Но и Марк Аврелий научился у Юния Рустика «не расхаживать дома в тоге — и вообще не с.90 делать ничего подобного»57. Грубым нарушением этикета было появление Нерона на приеме сенаторов в затканной цветами тунике, с кисейным платком вокруг шеи. И в этом отношении, по словам Диона, он нарушал обычай, являясь публично в неподпоясанной тунике58. Коммод также принимал сенат, облеченный в белую шелковую, затканную золотом тунику с рукавами59. Каракалла раздавал народу в большом количестве обувь, от которой он получил свое прозвище и требовал, чтобы к нему являлись в ней60. Макрин намеревался сделать такой же подарок от имени своего сына, чтобы завоевать ему расположение народа61. Ближайшие друзья принимались во время республики поодиночке; но нам совсем неизвестно, насколько этот обычай удержался в императорское время, хотя при случае сообщается, что нередко происходили злоупотребления такими частными аудиенциями, главным образом, с целью распространения ложных слухов. Вследствие этого, Александр Север всех своих друзей принимал сообща и только одного своего префекта Ульпиана допускал к себе без свидетелей62. Друзей, по крайней мере ближайших из них, императоры приветствовали поцелуем; так, например, Отон был принят Гальбой «по обыкновению» в день смерти последнего63. Этот обычай возник, по-видимому, лишь при Августе64 и практиковался первоначально исключительно в кругу знати. Это подтверждается следующим обстоятельством: когда в половине правления Тиберия в Рим была занесена заразная лична́я сыпь, она не распространилась на женщин, рабов и лиц среднего и низшего сословия, а захватила исключительно знатных (proceres), которые заражались друг от друга благодаря поцелуям65. Тиберий и сам, по-видимому, страдал этой сыпью. Еще во времена Галена существовала «мазь императора Тиберия против лишаев»66. Вероятно на последствия этой же болезни ссылается и Тацит, когда он в числе мотивов, заставивших его покинуть Рим в 26 г. упоминает между прочим обезображение его лица опухолями и пластырями67; лечение этой сыпи прижиганиями оставляло, по словам Плиния, рубцы, которые были еще безобразнее самой сыпи. Неизвестно, этой ли заразной болезнью был вызван эдикт Тиберия, запрещавший «ежедневные поцелуи» во время приема при дворе68. То, каким образом Валерий Максим старается защитить это действие императора, показывает, что эдикт произвел неблагоприятное впечатление. «Ведь и царей Нумидии не следует винить за то, что они, следуя обычаю своего народа, не давали никому поцелуя. То, что поднято на высоту, должно быть освобождено от унижающего всеобщего обычая, чтобы стать предметом еще большего почитания»69. От аристократии этот обычай поцелуя перешел затем и в другие сословия. Во время Домитиана (а может быть и раньше) он был уже всеобщим, и Мартиал неоднократно жалуется, что в Риме никогда нельзя ускользнуть от поцелуев70.
с.91 Очень может быть, что римская знать заимствовала этот ранее неизвестный там обычай с востока. При персидском дворе только родственники царя имели право целовать его71. Александр, введший при своем дворе вообще много обычаев персидского этикета72, перенятых затем у него диадохами, в особенности, Селевкидами и Птолемеями73, по-видимому, предоставил своим друзьям и почетное право целовать царя74. Заимствования из восточного этикета обычаев, не противоречивших римским нравам, не должно удивлять нас, тем более, что уже при Калигуле «некоторые лица ввели в Италии варварский обычай земных поклонов, противоречащий понятию римской свободы»75. После своего возвращения из Сирии отец императора Вителлия поклонился Калигуле как божеству; явившись, как все молящиеся, с покрытой головой он, повернувшись кругом, бросился перед императором на землю76. Калигула, «человек, который, казалось, был рожден для того, чтобы изменять обычаи свободного государства в духе персидского рабства», даровав жизнь консулару Помпею Пенну, велел ему поцеловать свою левую золотую туфлю, покрытую жемчугами77. Другие оказывали ему это почитание добровольно, например, консул Помпоний Секунд незадолго до его смерти78. Безусловное запрещение проскинезы Клавдием заставляет предполагать, что эта форма приветствия нередко употреблялась при Калигуле79. Домитиан опять потребовал унизительных знаков почтения, так как Плиний хвалит Траяна за то, что он, в противоположность своему предшественнику, не заставлял своих сограждан обнимать его колени и не отвечал движением руки на поцелуй80. Юрист П. Ювентий Цельс, обвиненный в 95 г. в заговоре против Домитиана, попросил тайной аудиенции у императора; во время нее он обращался к нему с молитвой, называя его господином и богом81. Но Домитиан, по-видимому, не заходил так далеко, как Калигула. Эпиктет говорит, что, если бы кого-нибудь принудили поцеловать ноги императора, он бы счел это за непомерную тиранию82. Лишь Элагабал стал снова требовать себе поклонения как богу, но это было прекращено Александром Севером83. С течением времени поклонение подданных делалось все более обычным; в последний период древности поцелуй императора считался редкой и высокой честью84.
При римском дворе на честь поцелуя императора претендовали и сенаторы, как члены одного с ним сословия. Плиний, описывая въезд Траяна в Рим в качестве императора, говорит: «всем было отрадно видеть, что ты с поцелуем встретил сенат подобно тому, как с поцелуем прощался с ним; что ты отличил лучших из всадников, с.92 называя их по имени, не нуждаясь при этом в подсказчике; отрадно также, что ты своих клиентов приветствовал чуть ли не первыми, удостаивая их знаков твоего доверия»85. Можно предполагать, что наблюдаемые тут различия в приветствии сословий практиковались и на придворных приемах; всадники, достигшие высших должностей или бывшие друзьями императора, удостаивались той же чести, на которую сенаторы имели право по своему общественному положению. Выше уже было упомянуто, что Тиберий совершенно упразднил обычай приветствия поцелуем, Калигула «целовал лишь очень немногих — остальным, даже сенаторам, он протягивал для поцелуя руку или ногу. Поэтому, удостоившиеся его поцелуя приносили и ему за это благодарность в сенате, хотя все они прекрасно знали, что он ежедневно целовал танцовщиц»86. Нерон выразил свою ненависть к сенату также и тем, что при своем отъезде в Грецию и по возвращении оттуда он не поцеловал никого из сенаторов и даже не ответил на их приветствия87. Такие нарушения обычая тем более неприятно поражали, чем незначительнее и вместе с тем распространеннее делалась эта форма приветствия императора по отношению к лицам первого сословия. Даже Домитиан, известный, по словам Плиния, своим высокомерием, приветствовал кратким объятием возвратившегося из Британнии Агриколу, хотя свидание это было намеренно холодным, и приехавший не удостоился даже разговора88. Очередь объятий обусловливалась, без сомнения, рангом приходящих. Марк Аврелий выделял очень близко стоявшего к нему Юния Рустика (дважды назначенного им консулом) тем, что целовал его раньше, чем префекта претория, который, следовательно, в то время имел право на первый поцелуй императора89. Коммод постоянно при всех обнимал, целовал и называл отцом убитого им впоследствии Юлиана, занимавшего пост префекта. Вообще невероятно, чтобы все присутствующие на приеме приветствовались поцелуем. Фронтон рассказывает, что его царственный ученик Л. Вер допускал его в свою спальню, чтобы первым поцеловать его, «не обидев никого другого»; затем он, по своему обыкновению, подробно распространяется о том, что ему принадлежит особое право на этот поцелуй, так как ему доверены уста и речь императора. Фронтон вообще считает поцелуй особой честью, воздаваемой человечеством ораторскому искусству90. Насколько твердо уже во II веке были установлены порядок и градация императорских приветствий, и какое значение ему придавали получающие эту честь, видно из надгробной надписи претора А. Плотия Сабина: после перечисленных в нисходящем порядке его должностей сказано, что «он получал второй привет императора Антонина Пия»91. В IV веке порядок аудиенций у главных сановников92 (ordo salutationis) был также строго регулирован, причем было установлено, какие лица имели право быть приветствуемы поцелуем93. В провинциях куриалы, исполнившие в своем городе все от них с.93 требуемое, получали право на поцелуй наместника и могли также сидеть в его присутствии94. Поцелуй императора был тогда редкой почестью95. В течение первых столетий императоры проявляли большую вежливость по отношению к первому сословию на официальных приемах; зато тем тяжелее и глубже чувствовалось то умышленное непочтение, с которым некоторые из них относились к этому сословию. То, что Цезарь сидя принял весь сенат, принесший ему почетные декреты, было принято как поругание сената, ответом на которое была непримиримая ненависть96, так как издавна сенату принадлежало почетное право сидеть перед магистратом в то время, как другие граждане должны были стоять97. Тем вежливее были Август и Тиберий; последний — даже до почтительности98. В течение двух первых столетий, кроме Калигулы и Нерона, может быть, только два императора, Домитиан и Коммод, выражали свою нелюбовь к сенату также своим поведением. Плиний описывает противоположный характер приема у Домитиана и Траяна. К первому являлись со страхом, нерешительно, точно идя навстречу опасности; после приветствия все разбегались, и во дворце становилось пусто; ужас и угрозы витали вокруг входа. Принятые императором боялись не менее недопущенных к нему. На самого императора боялись взглянуть или встретиться с ним; не решались заговорить с ним, ни подойти к нему. Напротив, Траян ласково принимал всех, уже заранее ожидая посетителей, и проводил с ними значительную часть своего дорогого времени; все являлись к нему беззаботно и радостно, приходя иногда и по собственной надобности. Если кто-нибудь не являлся в приемный день, ему не надо было даже извиняться в этом99. Такая приветливость очень растягивала часы приема; приготовляясь к нему, Антонин Пий в старости подкреплялся обыкновенно сухим хлебом100. Пертинак «был всегда вежлив с посетителями, желавшими говорить с ним»101. Александр Север заставлял садиться всех сенаторов во время утреннего приема102. Напротив, Каракалла (на своих зимних квартирах в Никомидии) заставлял их иногда целыми днями простаивать перед дворцом, причем случалось, что, продержав их до самого вечера, он все-таки не назначал им приема103. Дион считает неприличным, что Элагабал принимал сенаторов, лежа в постели104.
Кроме публичных аудиенций, императоры устраивали так называемые общественные пиры (convivia publica)105, в которых принимало участие очень большое число лиц. Клавдий впервые стал назначать в этих случаях стражу; это наблюдается еще и при Александре Севере106. Калигула позвал всадника Пастора на такой пир, немного спустя после того, как с.94 казнил его сына, причем он был «сотым гостем»107. У Клавдия, особенно любившего эти огромные пиры, собиралось обыкновенно до 600 лиц108; Александр Север, напротив, не любил их: ему казалось, по его собственному выражению, что он ест в цирке или театре. Приглашались не только сенаторы и всадники, но и лица третьего сословия. Август делал очень строгий выбор среди сословий и отдельных лиц: к его столу не допускался ни один вольноотпущенник, кроме Мената, но и последний получил эту возможность только после того, как ему были даны права свободнорожденного. Август сам писал, что пригласил лицо, служившее у него в денщиках, и в доме которого ему пришлось однажды жить109. Это определенное упоминание об исключении от стола отпущенников при Августе заставляет предполагать менее строгое отношение к ним со стороны позднейших императоров, что и понятно, так как сословие это получало все большее влияние и значение.
Сенаторов императоры угощали не только со всадниками110, но и отдельно. В первые дни правления Отона за императорским столом обедало 80 сенаторов, некоторые приходили с женами111. Жены сенаторов, по-видимому, вообще нередко принимали участие в этих трапезах. Калигула приглашал знатнейших женщин с мужьями или без них, а тем женщинам, которые ему особенно нравились, он посылал разводные от имени их отсутствующих мужей112. Клавдий однажды спросил за столом П. Сципиона, почему тот не привел с собой жены — между тем, жена его, Поппея Сабина (мать жены Нерона) была доведена до самоубийства в тюрьме стараниями Мессалины. Пертинак в первый же день своего правления пригласил к столу магистратов и знатнейших (proceres) из сенаторов; этот обычай (consuetudinem) был упразднен Коммодом113. Во время пиров императоры оказывали большие почести сенату, в особенности же консулам. Тиберий, приглашая этих последних, встречал их у дверей и также провожал их при уходе114. По-видимому, за столом они сидели обыкновенно по обе стороны императора115. Адриан также стоя принимал приходивших к его столу сенаторов116. Отпуская своих гостей, Тиберий становился обыкновенно в середине триклиния, ставил рядом с собой ликтора и прощался с каждым уходящим отдельно117. Даже самые знатные считали честью для себя быть приглашенными к столу императора. Тиберий, вообще любивший сперва успокаивать свои будущие жертвы, порешив казнить Друза Либона, дал ему претуру и часто приглашал его к своему столу118. Знаком невиданного подчинения было принесение будущим императором Веспасианом благодарности Калигуле перед всем сенатом за такое приглашение к столу119. Еще больше это отличие ценилось менее знатными людьми. Мартиал заявляет, что, если бы его одновременно пригласили к столу Домитиана и Юпитера, он бы не поколебался в с.95 выборе, даже, если бы небо оказалось ближе дворца120. Статий, увенчанный уже раньше на празднике Минервы, вероятно, благодаря своей славе как поэта, был приглашен к столу императора. Свою благодарность за первое приглашение на «эту святейшую трапезу» он выразил в длинном, напыщенном стихотворении121. Ему представлялось, будто он находится у стола Юпитера; этот день является первым днем его существования, преддверием новой жизни. Неужели в самом деле ему было возможно созерцать этот лик за кубком, неужели он мог оставаться сидеть на месте в присутствии императора? — Однажды Калигула узнал, что какой-то богатый провинциал подкупил
Если, в смысле угощения, императорский стол мало чем отличался от стола знатных людей, то зато он выделялся своей посудой, убранством и прислугой, хотя эта разница развилась, несомненно, постепенно (едва ли раньше конца I века) и изменялась в различное время. Об этом, как и вообще о подобных вещах, мы имеем лишь разбросанные и с.97 случайные сведения. Подобно другим императорам (Калигуле, Нерве, Траяну, Антонину Пию и Пертинаку)140, Марк Аврелий устроил большой аукцион драгоценных вещей императорского обихода для покрытия издержек маркоманнской войны; среди этих вещей находились золотые, хрустальные и мирровые кубки. Впоследствии он разрешил купившим возвращать вещи по той же цене; при этом он, однако, предоставил им полную свободу и разрешил знатным пользоваться при пирах такой же столовой посудой, как и он сам141, и употреблять золотые покровы для диванов у столов; первым подданным, воспользовавшимся этим позволением, был, по-видимому, будущий император Элагабал142. Шитые и тканные золотом скатерти стал употреблять впервые Адриан, этому потом стал подражать Элагабал; он завел и такие скатерти, на которых были вытканы или вышиты изображения подаваемых блюд. На столе Александра Севера были всегда простые, украшенные только ярко-красными полосами, скатерти. Галлиен, напротив, употреблял всегда золотые покровы143. Употребление золотой столовой посуды, по-видимому, является прерогативой императоров с тех пор, как Тиберий (в 16 г.) ограничил ее употребление у частных лиц только жертвенными обрядами144. Аврелиан дал определенное разрешение снова употреблять ее145.
В одежде тоже появилось многое, что со временем стало принадлежностью только придворной прислуги. Еще наследником престола Домитиан порицал зятя своего брата за то, что он одевал своих слуг в белые одежды. Он выразил свое неудовольствие известным стихом Гомера: «нет в многовластии блага, да будет единый властитель!» — Это рассказывается, правда, как пример его негражданского высокомерия146. Марк Аврелий научился у своего отца обходиться без телохранителей, без особой одежды для слуг и без всей остальной роскоши147. И в этом отношении этикет утверждается лишь позже. Про Аврелиана определенно говорится, что он, став императором, не изменил одежды своих рабов148. По-видимому, золото в особенности отличало костюм дворцовых слуг. Александр Север, двор которого отличался изысканной простотой, и при публичных пирах не давал прислуге являться в золотых одеяниях; золотую столовую посуду он тоже исключил из употребления149. Еще во второй половине IV века шитые золотом туники считались специальной одеждой дворцовой прислуги150.
Гости являлись на пиры, как и на утренние приемы, в тоге, по крайней мере, так было еще при Марке Аврелии. Приглашенный им к столу Септимий Север явился в плаще, вместо тоги. Ему была подана тога императора, что стали считать предзнаменованием его будущей власти151. Можно с.98 предположить, что и здесь употребление римского гражданского платья сохранилось до очень позднего времени. Понятно, что сенаторы и всадники не являлись без красной пурпуровой полосы на тунике; магистраты, по-видимому, надевали, для присутствия при императорском столе, кроме того, знаки своего достоинства. Когда в 70 г. пир Отона был прерван солдатским мятежом, магистраты сбросили знаки своего отличия, чтобы бежать неузнанными152. Во время самого пира тогу спускали с плеча; так поступал, по-видимому, Адриан, по свидетельству его биографа153. Во второй половине III века установился обычай, чтобы солдаты являлись на пир в своей военной одежде154.
ПРИМЕЧАНИЯ