Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
с.155
Рим давал возможность заработка и последнему бедняку, если он только не чуждался работы. Правда, вывоза из Рима почти не существовало, так как товары производились здесь в очень небольшом количестве. Из римских фабрик надо указать, главным образом, на стеклянные и бумажные1; но часть вещей, требуемых для снаряжения войска, выделывалась, по всей вероятности, в Риме, так как здесь существовал цех изготовителей метательных машин2. Зато ввоз достигал колоссальных размеров, и денежный рынок Рима был, может быть, самым большим в древнем мире. Транспорт товаров, главным образом, по Тибру, которого Плиний называет «самым ласковым хозяином всех продуктов мира»3, выгрузка в порту, складывание в амбары, заведывание магазинами и надсмотр за ними, всевозможное посредничество между оптовыми и мелочными торговцами — все это давало заработок тысячам людей, в качестве корабельщиков, водолазов, мерщиков, писцов, заведующих с.156 складами, товарных маклеров, комиссионеров, носильщиков4 и т. д. Денежный рынок давал заработок, кроме банкиров, еще и большому числу мелких ростовщиков, денежных маклеров и менял5. Особенно ростовщичество нашло в Риме обильную почву. Амвросий, описания которого соответствуют, по всей вероятности, и жизни более ранних веков, описывает подробно, как ростовщики ловили в свои сети богатых молодых людей и, по заранее обдуманному плану, приводили их к гибели. Если данным лицам не нужно было денег, то ростовщики своими бессовестными восхвалениями заставляли их покупать имения и дворцы, приносившие им потом убыток; они брали под залог старое родовое поместье, отцовский надгробный памятник. Если должник их не нуждался в деньгах, то они, ничего не говоря, пропускали срок платежа, если же у него как раз не было денег, то они являлись к нему со своими требованиями и не уходили, не получив нового векселя (конечно, с более тяжкими условиями)6.
Торговые дела сосредоточивались, главным образом, в руках рабов и вольноотпущенников, которые вели их не на свой счет, а в пользу своего господина, которому они обязаны были отдавать хотя бы часть барыша. То же самое приходится сказать и относительно мелочной торговли и ремесел; что касается этих последних, то им наносился большой ущерб со стороны богатых, которые заставляли своих рабов выделывать большинство нужных вещей. Надпись одной таверны (найденная в Иоркшайре) гласит: «Слава гению этой местности, а ты, раб (servule), счастливо занимайся в этой лавке выделкой золотых вещей»7. Но кроме рабов, ремеслами и промыслами занимались также многие свободные люди, которые работали для своей собственной выгоды. Работа их была нужна для того, чтобы снабдить всем необходимым огромное население города и чтобы удовлетворить разнородные требования знатных и богатых, нигде так сильно не стремившихся к роскоши, как в Риме. Но эти самостоятельные ремесленники и дельцы были в большинстве случаев не свободнорожденными, а вольноотпущенниками. Во-первых, потому что рабы, постоянно и в большом количестве отпускаемые на волю, зарабатывали себе пропитание, конечно, с помощью тех работ и занятий, которым они научились в бытность свою рабами и которыми они когда-то занимались в пользу своего господина; во-вторых, потому что даже бедные, но свободнорожденные люди считали подобного рода заработок для себя унизительным.
По некоторым (хотя отрывочным и одиноко стоящим) данным можно представить себе объем и значение ремесел и промышленной деятельности в Риме. По описаниям города, составленным в начале IV века, в Риме существовало 254 булочных (15—
Сильно развитое, вследствие расцвета промышленной деятельности, разделение труда было возможно только благодаря тому, что очень большая часть населения занималась промышленностью и ремеслами. Многие мастерские и торговые дома, занимавшиеся выделкой и продажей одного какого-нибудь специального товара, образовывали в Риме отдельные цехи. От цеха башмачников, который, по преданию, принадлежал к числу основанных Нумою, отделился цех сапожников, который был (по всей вероятности, вновь) организован Александром Севером10. Кроме них, существовали еще мастера сандалий, от лавок которых одна улица получила свое название, далее (также объединившиеся), мастера туфель и дамские сапожники11 и рабочие, занимавшиеся другими видами сапожного дела12. Кроме большого цеха булочников, который был реорганизован Траяном, существовали еще несколько видов булочников, занимающихся изготовкой сдобного хлеба или пирожных, и каждый из этих видов занимался производством особого рода печенья13. Медники распадались на выделывателей горшков, канделябров, фонарей, гирь, шлемов и щитов; железные мастера — на слесарей, ножовщиков, изготовителей топоров, мотыг, серпов, мечей14; существовали ремесленники, занимающиеся производством лестниц (scalarii), которые уже при Августе составляли цех15. Производством художественных работ из драгоценных металлов занимались модельщики, литейщики, полировщики, позолотчики, ваятели, чеканщики, специалисты по чеканной работе16. Ювелирным делом занимались бисерщики, шлифовальщики и резчики17. Кроме цехов золотых и серебряных дел мастеров, существовали еще особые цехи кольцовщиков18, золотобитчиков и позолотчиков19. Августин сравнивает подземных богов, власть которых, по римскому верованию, распространялась только на строго определенную область, с ремесленниками на улице серебряных дел мастеров, где каждый сосуд до окончания своего должен пройти через многие руки, хотя мог бы быть закончен и одним лицом. Это объясняется тем, что достижение совершенства во всех отраслях искусства — вещь почти невозможная, тогда как изучение одной части его доступно каждому20. Ремесленники, занимавшиеся одним и тем видом производства, «жившие целыми с.158 колониями и занимавшие целые улицы, даже кварталы»21 были как в Риме, так и в других городах древней Италии, таким же частым явлением, как в первой половине XIX века.
Разделение труда было развито в особенности среди ремесленников-художников, так как громадная потребность в предметах роскоши, в то время единственных в своем роде, вела за собою совсем беспримерное, массовое производство, а это, в свою очередь, вызвало своего рода фабричную деятельность. Стенные росписи комнат и общественных зданий, которые мы знаем по Помпеям, и которые были в употреблении не только в Риме, но и в других местах, свидетельствуют о существовании гильдии разрисовщиков. Гильдия эта состояла из маляров, рисовальщиков арабесок, цветов, животных, ландшафтов и фигур; все они объединялись под руководством одного лица22. В скульптурных мастерских, которые в Риме находились, главным образом, в девятом районе (между портиком Европы, circus Agonalis и Via Recta)23 и в гавани, должно быть, около места выгрузки мрамора24, принимались также в переделку статуи25. Подобные заказы делались вообще довольно часто, не говоря уж о тех случаях, когда заказывали приделать новую голову. В пандектах говорится, что завещанная статуя может быть принята наследниками и в том случае, если к ней приставлена рука от другой статуи26. Существовали особые мастерские надгробных памятников; так, например, в романе Петрония говорится о каменщике Габиннате, у которого Тримальхион заказывает себе памятник27. В пандектах упоминается товарищество, занимающееся производством надгробных памятников, причем один из участников давал капитал, а другой брал на себя техническое руководство28. Существовали ремесленники, занимавшиеся специально производством гениев; мастерские их находились в Риме, главным образом, за храмом Кастора29. Другие рабочие занимались только тем, что вставляли статуям глаза30 (из цветного материала). Такой вид производства, при котором очень часто употреблялся труд рабов, давал возможность продавать скульптурные работы сравнительно дешево (портретные статуи, начиная с
с.159 Торговлей и ремеслами занимались, главным образом, на самых оживленных площадях и улицах. К концу I века число магазинов, лавок и мастерских, пристроенных к фронтонам домов и вдающихся в улицу, стало настолько велико, что от этого стало страдать движение, и пришлось употребить стеснительные меры34. В зависимости от занятий жителей, улицы часто получали свое название; так, существовали, например, улица хлеботорговцев, шорников, мастеров сандалий, дровяников, стекольщиков, торговцев мазями, серповщиков35. Рабочие, занимавшиеся одним и тем же ремеслом, жили вместе, по всей вероятности, вследствие разделения труда. Об этом свидетельствует вышеупомянутое изречение Августина относительно улицы серебряных дел мастеров36. Священная дорога, один из главных путей сообщения в Риме, была наполнена магазинами, в которых продавались предметы роскоши; там же находились и другие лавки. Судя по надписям, кроме золотых дел мастеров, ювелиров, торговцев жемчугом и драгоценными каменьями, литейщиков и чеканщиков, там находились еще торговец красками, выделыватель флейт и учитель письма37. Там же можно было купить игральные кости из слоновой кости, так называемые каетанские шнурки (получаемые из Галлии)38, хрустальные шарики, веера из павлиньих перьев, подарки женщинам, мед и фрукты для десерта, следующего за пиршественным обедом, и венки для участников послеобеденной попойки39. Но самые роскошные магазины Рима находились в конце I века в торговых рядах, которые окружали площадь с оградами на Марсовом поле. Там продавались прекрасные рабы, большие столовые доски из лимонного дерева, изделия из слоновой кости, обеденные диваны, выложенные черепахой, старые бронзовые статуи, сосуды из хрусталя и мирры, серебряные кубки старинной искусной работы, ожерелья из изумрудов в золотой оправе, большие серьги из жемчугов, и вместе со всем этим и менее дорогие товары40. Предметы роскоши продавались еще в этрусском квартале — вероятно, и под арками, которые окружали большой цирк41.
Лавки и питейные дома, своей широкой стороной выходившие на улицу, закрывались полотняными занавесями, которые были расписаны объявлениями или картинами42; вывешенные товары также приманивали покупателей43, а кроме того, существовали еще и вывески.
Сохранилось несколько рельефных досок с изображением магазинов, которые служили либо в качестве вывесок, либо в качестве украшений надгробных памятников промышленников44. На вывеске торговца ветчиной красуются в ряд пять окороков. На двух рельефах изображены два различных отделения магазина платья: в одном из них продавалась женская, в другом мужская одежда. В первом отделении мы с.160 видим покупательницу, во втором покупателя в сопровождении других лиц, которые рассматривают предлагаемый хозяином магазина и его приказчиками товар. Вывеской должно было служить, наверно, и изображение богатого магазина дичи, в котором висят заяц, два кабана, несколько крупных птиц, и в котором мы видим молодую девушку, с которой торгуется покупательница. В одежде и во всей трактовке фигур заметно облагораживающее влияние греческих образцов. Это изображение и другие того же рода, хотя бы и второстепенные, по своим достоинствам (главным образом, надгробные памятники ремесленников со сценами их жизни), свидетельствуют о том, «что даже в поздний период жизни древнего мира и среди низших слоев общества была гораздо сильнее, чем теперь, развита потребность украсить свою жизнь при помощи изобразительных искусств и сохранить память о ней и для будущих поколений»45. Рельеф с известным изображением трех граций и сидящей с ними женщины в полном одеянии римской матроны, голова которой закутана верхней одеждой, с подписью «четыре сестры», служил, по всей вероятности, вывеской магазина или гостиницы (а может быть, и дома терпимости)46. В одном сборнике греко-латинских разговоров, для изучения самых обиходных выражений, встречается, между прочим, следующий диалог: «Я иду к торговцу платьем. Сколько стоит эта пара?» — «Сто денаров». — «А этот дождевой плащ?» — «Двести денаров». — «Это слишком дорого, хочешь сто?» — «Это невозможно: я сам столько плачу скупщику (оптовому торговцу)». — «Сколько же мне дать?» — «Сколько хочешь». — (Обращаясь к рабу или спутнику): «Дай ему 125 денаров. Зайдем теперь к торговцу полотном» и т. д.47. У Ювенала встречается также указание на то, что покупатели имели обыкновение торговаться с купцами из-за цены: даже школьный учитель должен удовольствоваться меньшим, чем он желал бы, как и торговец циновками (которыми покрывались полы) и белоснежными простынями понижает назначенную им цену48.
Почти исключительно только рельефы и надписи дают нам от поры до времени возможность заглянуть в жизнь ремесленников и лавочников (многие были, конечно, одновременно и тем и другим). Некоторые надписи напоминают нам, как мало мы знаем о социальном положении ремесленников того времени. По одной надписи из Иераполя в Великой Фригии (II или III века) мы знакомимся с существовавшим там обществом взаимопомощи красильщиков49. Надпись в Сардах 459 года по Р. Хр. знакомит нас с столкновением между хозяевами (ἐργοδόται) и рабочими (ἐργολάβοι) (что в восточно-римской империи происходило довольно часто среди каменщиков), причем рабочие прекратили постройку только что начатого здания50. Римские комедии, которые с особым удовольствием с.161 черпают свое содержание из этих кругов общества (мимы и ателланы), к сожалению, потеряны, а неподражаемые сцены из мещанской жизни у Петрония имеют совершенно местную (южно-италийскую) окраску. Авторы дошедших до нас литературных произведений принадлежали почти исключительно к высшим классам общества, — того общества, которое с пренебрежением и без всякого сочувствия смотрело на мелких людей, принужденных изо дня в день стоять за прилавком в тунике без пояса51 или сидеть в переднике и шапочке52 на скамейках в своих мастерских, откуда не выходит ничего благородного, работающих из-за куска хлеба53 или продающих с прибылью в 80 процентов дешево закупленный товар, безразлично, будут ли это дурно пахнущие меха или благовонные эссенции, так как барыши всегда имеют для них приятный запах54. К мелкому производству в Риме относились с большим пренебрежением. Высшему классу и самые неопрятные сделки (как отдача в наймы домов и земельных участков под дома терпимости)55 не ставились в вину, точно так же, как в России не считалось предосудительным для высокопоставленных лиц брать на себя питейные откупы56. Явление это объясняется тем, что они пользовались посредничеством рабов и вольноотпущенников и, таким образом, оставались как бы незапятнанными этим неприличным предприятием. Когда же дело шло о мелких людях, то за малейшее соблюдение своих интересов на них сыпались упреки. Плиний говорит, что торговцы платьем из наблюдений над заходом созвездия плеяд (
Ремесленники и лавочники являлись самым консервативным элементом населения. Каждое нарушение существующего порядка, а тем более революция и гражданская война, непосредственно угрожали их существованию. «Бо́льшая часть владельцев харчевен, — говорит Цицерон (и это же самое относится и к последующему времени), — вернее, весь этот класс в высшей степени любит покой. Источники их доходов, их труд и заработок основываются на оживленности сношений и поддерживаются общим спокойствием. Закрытие уменьшает уже их заработок, не говоря уже о тех случаях, когда они становятся добычей пламени»59. Это последнее случалось во время уличных стычек как например, во время столкновения народа с преторианцами в 237—
Как средневековые цехи почитали своих святых, так и римские цехи ремесленников и художников почитали своих богов-покровителей и торжественно праздновали посвященные им дни64. Их общим праздником было 19 марта, день основания на Авентине храма Минервы, богини-покровительницы всех ремесленников и художников; впоследствии праздник этот растягивался на пять дней, до 23 марта. Овидий называет среди участников этого празднества прях, ткачей, валяльщиков, красильщиков, сапожников, а также скульпторов, живописцев, врачей и школьных учителей; эти последние устраивали тогда каникулы65. День Весты (9 июня) праздновался мельниками и пекарями; ослов увешивали цветочными гирляндами и нанизанными на веревки хлебами, мельницы украшались венками66. Цех музыкантов (главным образом, флейтистов), игравших во время жертвоприношений и других актов культа, устраивал пир в храме Юпитера на Капитолии, а затем (13 июня) шествие по всему городу; участники его, замаскированные (большей частью в женских одеждах), и находящиеся под сильным влиянием вина, распевали шуточные песни на старинный лад67. Празднества ремесленников часто сопровождались подобными же процессиями. Одна из помпеянских фресок изображаете шествие столяров: молодые люди несут на носилках изображения людей, занятых пилкою, и другие фигуры, имеющие отношения к этому ремеслу68. Как в Риме, так и в других городах цехи, очевидно, регулярно принимали участие и в больших процессиях (триумфальных шествиях, встречах императоров и т. п.), причем часто упоминаются их знамена. Каждый цех имел, несомненно, своего знаменосца69. Мраморная доска, найденная в Остии, содержит распределенный по месяцам перечень членов одного тамошнего союза (среди которых находилась и одна женщина) и список сумм, внесенных ими с той целью, чтобы доходы с них (12 %) тратились ежегодно на общие праздники, справляемые в дни рождения каждого члена70. Общим праздником всего мелкого люда было 15 марта (день Анны Перенны), по всей вероятности, богини года, который праздновался во фруктовой роще у первой мили на Фламиниевой дороге (вероятно недалеко от Porta del Popolo). Девушки пели очень вольные, сохранившиеся из древности шутливые и насмешливые песни, мужчины и женщины располагались на зеленых берегах Тибра, поросших травою, частью под открытым с.163 небом, частью в шалашах или импровизированных шатрах из тростника, которые покрывались их тогами. Там они пировали и просили богов даровать им еще столько лет жизни, сколько ложек будут почерпнуты ими из кратера; распевали мелодии, слышанные ими в театре, и неуклюже плясали. Наконец, они возвращались домой, пошатываясь и поддерживая друг друга на потеху всем встречным71.
Цехи заботились отчасти и о погребении своих членов72. Большинство бедняков, однако, которые не имели возможности быть похороненными на свой счет, были членами общества похоронных касс. Общество это принимало не только свободных и вольноотпущенников, но и рабов, и за ежемесячный взнос обеспечивало им приличное погребение. Они хоронились обыкновенно в так называемых колумбариях, т. е. в больших сводах с лежащими друг над другом рядами маленьких ниш, которые получили свое имя по сходству с голубятнями73. Эти общества тоже имели свои постоянные праздники; они праздновали торжественным обедом, прежде всего, день рождения своего бога-покровителя, т. е. день освящения его храмовой статуи74. Среди сохранившихся уставов подобных обществ очень интересен устав «почитателей Дианы и Антиноя» в Ланувии (Citta Lavigna) 133 года по Р. Хр. Устав этот не только позволяет нам заглянуть в сущность этих обществ, но и дает нам также некоторое представление о том, каким образом справлялись эти праздники75. Устав начинается следующим предостережением: «Ты, который желаешь вступить новым членом в наш союз, прочти сначала устав и тогда лишь вступай, но с тем, чтобы потом уж не жаловаться и не оставлять наследнику тяжбы». Новопринятые члены вносили при вступлении в общество 100 сестерциев и амфору хорошего вина. Ежегодный взнос в пятнадцать сестерциев выплачивался ежемесячно по три аса. На погребение каждого умершего члена, который делал свои взносы регулярно, общество давало триста сестерциев; исключались только самоубийцы. 50 сестерциев из этой суммы предназначались для провожающих покойника и раздавались у его костра. Жалобы и недовольства должны были быть представляемы собранию, «чтобы по праздникам веселье наших пиров ничем не омрачалось». Устроителями этих пиров были четыре члена, которые ежегодно сменялись. Их обязанностью было позаботиться о покрывалах и подушках для обеденного ложа, горячей воде и посуде, а кроме того, о четырех амфорах хорошего вина, о хлебе в 2 аса и четырех сардинках для каждого члена76. Пиры эти устраивались, по всей вероятности, на проценты с капитала, предназначенного для этого каким-нибудь доброжелателем общества. В вине у них недостатка быть не могло, так с.164 как, кроме того вина, которое поставлялось вновь поступающими членами, каждый раб из числа членов этого общества должен был приносить амфору вина в том случае, если его отпускали на волю. В продолжение года бывало шесть больших пиров; во время двух главнейших празднеств, в «дни рождения» Дианы и Антиноя, старшина, который выбирался на пять лет (и во время всех дележей получал двойную часть), должен был раздавать членам общества масло во время общего купанья, происходившего перед обедом. Делом старшины было также совершать во время праздников возлияния вина и воскурения фимиама; при исполнении этих и других должностных обязанностей он был одет в белую одежду. В случае правильного исполнения всех своих функций, он получал при каждом дележе часть, в полтора раза больше обыкновенной. Если кто-нибудь, поссорившись во время пира, переходил с одного места на другое, то в наказание должен был платить штраф в 4 сестерция; тот, кто бранил другого или вызывал шум, платил 12 сестерциев; кто осмеливался поносить и оскорбить во время пира старшину, платил 20 сестерциев. Когда христианство стало все более и более распространяться среди низшего класса, очень многие не решались сразу отказаться от выгод, доставляемых подобными обществами, членами которых они были. В письмах епископа Киприана Карфагенского некоему Мартиалу делается, между прочим, упрек в том, что «он долгое время посещал постыдные и грязные пиршества одного общества и хоронил своих детей по языческому обычаю в неосвященных могилах этого самого общества»77.
Во многих других местах мы находим также данные об общественном и духовном образовании людей этого круга. Само собою разумеется, что это их образование не могло быть значительным, о чем свидетельствуют, главным образом, надписи, отличающиеся отсутствием грамматики и орфографии и тяжеловесностью языка. У Геллия один грамматик называет незнакомое ему слово «плебейским и принадлежащим к языку ремесленников»78. Но стихи Вергилия, популярность которого, может быть, превышала даже популярность Шиллера в современной Германии, были на устах у всех и среди этих людей79, которые иногда очень своеобразно их применяли; например: на вывеске одной торговки дичью находится стих из Энеиды: «пока тенистые вершины гор будут давать убежище дичи, пока вокруг полюса будут вращаться звезды, до тех пор сохранятся твое имя и почесть и слава»80. Порою встречаются и собственные стихи. Одна надгробная надпись выражает в гексаметрах печаль по поводу потери раба, умершего на
Некоторые ремесленники добывали себе побочный заработок посредством дрессировки птиц, хотя существовали и такие люди, для которых это занятие служило специальным ремеслом. Манилий упоминает о людях, которые носят по всему городу ручных птиц в клетках, и все состояние которых состоит из одной маленькой птички90. В относящихся сюда, но не особенно многочисленных анекдотах три раза встречаются ремесленники в качестве владельцев или учителей ученых птиц. Август не хотел купить ворона, которого какой-то бедный сапожник научил произносить ему пожелание, ввиду того, что у него дома было уже много таких поздравителей, но птица вовремя произнесла очень часто слышанные ею от своего хозяина слова: «я даром потерял и деньги и труд», и была куплена за очень большую цену91. У одного жившего около форума цирюльника была сорока, которая подражала музыкальным инструментам и голосам людей и животных. Однажды перед домом цирюльника остановилась с.166 большая похоронная процессия, и находящиеся в ней трубачи сыграли длинную пьесу. После этого сорока на некоторое время умолкла, и стали уже думать, что ее околдовал какой-нибудь завистливый конкурент, но вдруг она пропела с начала и до конца всю слышанную ею музыкальную пьесу, которую она, очевидно, долго про себя заучивала92. При Тиберии один вороненок вылетел из вороньего гнезда на храме Кастора и перелетел в находящуюся напротив сапожную мастерскую, хозяин которой выучил его говорить. Ворон приучился летать каждое утро на ораторскую кафедру, называть там Тиберия, Германика и Друза по именам, приветствовал проходящий народ и многие годы вызывал таким образом удивление всего Рима. Когда разгневанный владелец соседней лавки убил его, как говорили, за то, что он запачкал ему пару новых башмаков, то народ пришел в такое волнение, что прогнал убийцу из его участка; впоследствии он был убит. Два негра торжественно понесли птицу на носилках под звуки флейт к костру, сооруженному на Аппиевой дороге, в сопровождении большой толпы с многочисленными венками. Это произошло 28 марта 35 г. по Р. Хр. (как об этом сообщает Плиний, должно быть, на основании официальной городской газеты)93.
ПРИМЕЧАНИЯ