Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.18

3. ОЛИМПИЙСКИЙ МИФ ТВОРЕНИЯ

a. В нача­ле всех вещей из Хао­са воз­ник­ла мать-Зем­ля и во сне роди­ла сына Ура­на. С неж­но­стью глядя на спя­щую мать с высоты гор­ных вер­шин, он про­лил на ее с.19 про­меж­но­сти опло­до­тво­ря­ю­щий дождь, и она поро­ди­ла тра­вы, цве­ты и дере­вья, а так­же соот­вет­ст­ву­ю­щих им зве­рей и птиц. От того же дождя нача­ли течь реки, а все впа­ди­ны запол­ни­лись водой, обра­зо­вав озе­ра и реки.

b. Ее пер­вы­ми детьми были полу­че­ло­ве­ки — сто­ру­кие гиган­ты Бри­а­рей, Гиес и Котт. Потом появи­лись три диких одно­гла­зых кик­ло­па — стро­и­те­ли гигант­ских стен и куз­ниц вна­ча­ле во Фра­кии, а затем на Кри­те и в Ликии1, чьих сыно­вей Одис­сей встре­тил в Сици­лии2. Зва­ли их Бронт, Сте­роп и Арг. Когда Апол­лон убил их в отмест­ку за смерть Аскле­пия, тени их посе­ли­лись в мрач­ных пеще­рах вул­ка­на Этна.

c. Ливий­цы, одна­ко, утвер­жда­ют, что Гара­мант родил­ся рань­ше сто­ру­ких и что когда он вырос из доли­ны, он при­нес мате­ри-зем­ле жерт­ву в виде слад­ко­го желудя3.

* * *

1. Пат­ри­ар­халь­ный миф об Уране полу­чил офи­ци­аль­ное при­зна­ние в рам­ках олим­пий­ской рели­ги­оз­ной систе­мы. Уран, чье имя ста­ло озна­чать «небо», похо­же, сумел заво­е­вать поло­же­ние пер­воот­ца, посколь­ку его иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли с пас­ту­ше­ским богом Вару­ной, при­над­ле­жа­щим к муж­ской три­а­де арьев; гре­че­ское имя бога про­ис­хо­дит от фор­мы муж­ско­го рода сло­ва Ур-ана («цари­ца гор», «цари­ца лета», «цари­ца вет­ров» или «цари­ца диких быков») — это боги­ня в ее орги­а­сти­че­ской ипо­ста­си солн­це­во­рота. Брак Ура­на с мате­рью-зем­лей ука­зы­ва­ет на ран­нее наше­ст­вие элли­нов в север­ную Гре­цию, что поз­во­ли­ло людям, покло­няв­шим­ся Варуне, утвер­ждать, что их бог был отцом мест­ных пле­мен, при­зна­вая при этом, что он — сын мате­ри-зем­ли. Упо­ми­на­ние о том, что зем­ля и небо рас­ста­лись друг с дру­гом из-за смер­тель­ной враж­ды, но затем полю­бов­но соеди­ни­лись, мож­но най­ти у Еври­пида («Муд­рая Мела­нип­па», фр. 484) и у Апол­ло­ния Родос­ско­го («Арго­нав­ти­ка» I. 496—498). Смер­тель­ная враж­да долж­на быть ука­за­ни­ем на столк­но­ве­ние пат­ри­ар­халь­ных и мат­ри­ар­халь­ных прин­ци­пов в резуль­та­те наше­ст­вия элли­нов. Гиес («зем­лей рож­ден­ный») имел дру­гую фор­му име­ни — gi­gas («гигант»), а гиган­ты в мифе ассо­ци­и­ру­ют­ся с гора­ми север­ной Гре­ции. Бри­а­рей («силь­ный») так­же име­но­вал­ся Эгео­ном («Или­а­да» I. 403), и наро­дом, покло­няв­шим­ся ему, мог­ли быть ливио-фра­кий­цы, коза-боги­ня кото­рых Эгида (см. 8. 1) дала имя Эгей­ско­му морю. Котт, воз­мож­но, был эпо­ни­мом кот­тов, кото­рые покло­ня­лись орги­а­сти­че­ской Котит­то, культ кото­рой из Фра­кии рас­про­стра­нил­ся по всей севе­ро-восточ­ной Евро­пе.

2. Кик­ло­пы, веро­ят­но, напо­ми­на­ют о сооб­ще­стве древ­не­эл­лад­ских брон­зо-куз­не­цов. Cyc­lops озна­ча­ет «круг­ло­гла­зый»; вполне воз­мож­но, что на лбу у них была тату­и­ров­ка в виде кон­цен­три­че­ских окруж­но­стей в честь солн­ца-источ­ни­ка огня в их печах; фра­кий­цы про­дол­жа­ли делать тату­и­ров­ки вплоть до клас­си­че­ской эпо­хи (см. 28. 1). Кон­цен­три­че­ские окруж­но­сти явля­ют­ся частью куз­неч­ных таинств: чтобы выко­вать чашу, шлем или риту­аль­ную мас­ку, куз­не­цы раз­ме­ча­ли обра­ба­ты­вае­мый ими плос­кий метал­ли­че­ский диск, про­во­дя рас­хо­дя­щи­е­ся от цен­тра кру­ги. Кик­ло­пы мог­ли быть одно­гла­зы­ми еще и в том смыс­ле, что куз­не­цы часто при­кры­ва­ют чем-нибудь один глаз, чтобы убе­речь его от летя­щих искр. Поз­же эти свя­зи были забы­ты и мифо­гра­фы, про­явив доста­точ­но фан­та­зии, сде­ла­ли кик­ло­пов оби­та­те­ля­ми пещер вул­ка­на Этна, воз­мож­но с тем, чтобы объ­яс­нить появ­ле­ние над кра­те­ром огня и дыма с.20 (см. 35. 1). Меж­ду Фра­ки­ей, Кри­том и Лики­ей суще­ст­во­ва­ли тес­ные куль­тур­ные свя­зи, и всюду в этих рай­о­нах кик­ло­пы были хоро­шо извест­ны. Ран­не­эл­лад­ская куль­ту­ра рас­про­стра­ни­лась даже на Сици­лию, одна­ко не исклю­че­но, что нали­чие кик­ло­пов в Сици­лии (как это впер­вые пред­по­ло­жил С. Бат­лер[1]) объ­яс­ня­ет­ся сици­лий­ским про­ис­хож­де­ни­ем «Одис­сеи» (см. 170. b). Име­на Бронт, Сте­роп и Арг («гром», «мол­ния» и «перун») появи­лись позд­нее.

3. Гара­мант — это эпо­ним-пред­ок ливий­ских гара­ман­тов, насе­ляв­ших оазис Джа­до к югу от Фез­за­на и в 19 г. до н. э. заво­е­ван­ных рим­ским вое­на­чаль­ни­ком Л. Баль­бом. Они пред­по­ло­жи­тель­но отно­си­лись к куши­то-бер­бе­рам. Во II в. н. э. они были поко­ре­ны бер­бер­ским пле­ме­нем лем­та, имев­шим мат­ри­ли­ней­ную орга­ни­за­цию, и позд­нее сме­ша­лись с чер­но­ко­жим насе­ле­ни­ем южно­го бере­га верх­не­го Ниге­ра, усво­ив их язык. Сей­час потом­ки гара­ман­тов живут толь­ко в одной деревне под назва­ни­ем Коро­ман­це. Ga­ra­man­te про­ис­хо­дит от слов ga­ra, man и te, озна­чаю­щих «люди стра­ны Гара». Не исклю­че­но, что Гара вос­хо­дит к име­ни боги­ни Кер, К’ре или Кар (см. 82. 6 и 86. 2), в честь кото­рой, в част­но­сти, назы­ва­ли себя карий­цы и кото­рая тра­ди­ци­он­но свя­зы­ва­лась с пче­ло­вод­ст­вом. Съе­доб­ные желуди (тра­ди­ци­он­ная пища насе­ле­ния древ­не­го мира до появ­ле­ния зер­но­вых куль­тур) рос­ли в Ливии. Гара­мант­ское посе­ле­ние под назва­ни­ем «Аммон» объ­еди­ни­лось с севе­ро-гре­че­ским посе­ле­ни­ем Додо­на в рели­ги­оз­ную лигу, кото­рая, по мне­нию Ф. Пит­ри[2], мог­ла суще­ст­во­вать уже в третьем тыся­че­ле­тии до н. э. Оба посе­ле­ния име­ли древ­ние дубы-ора­ку­лы (см. 57. a). Геро­дот харак­те­ри­зу­ет гара­ман­тов как мир­ный, но могу­ще­ст­вен­ный народ, кото­рый выра­щи­вал хлеб и пас скот (IV. 174 и 183).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Апол­ло­дор I. 1—2; Еври­пид, Хри­сипп. Цит. по: Секст Эмпи­рик. Про­тив физи­ков II. 315; Лукре­ций I. 250 и II. 991 и сл.
  • 2Гомер. Одис­сея IX. 106—566 и сл.
  • 3Апол­ло­ний Родос­ский IV. 1493 и сл.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.550

  • [1]Бат­лер С. (But­ler, 1835—1902) — англий­ский уче­ный, созда­тель тео­рии, соглас­но кото­рой автор «Одис­сеи» — жен­щи­на, а имен­но геро­и­ня поэ­мы Нав­си­кая (см.: The aut­ho­ress of the Odys­sey, 1897).
  • [2]Пит­ри Ф. (Pet­rie, 1853—1942) — зна­ме­ни­тый англий­ский архео­лог. Изу­чал Стон­хендж, древ­нюю мет­ро­ло­гию. Начи­ная с 1880 г. дол­гие годы вел пла­но­мер­ные рас­коп­ки в Егип­те, осо­бен­но про­сла­вил­ся рас­коп­ка­ми Мем­фи­са. В кон­це жиз­ни вел рас­коп­ки в Пале­стине.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1341658575 1303320677 1356780004 1356780005 1356780006