Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Примечания приводятся по 9-му немецкому изданию 1919 г. в переводе С. И. Сосновского, 2015.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
с.311
VI. УСТРОЙСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.
1. Дороги, государственная почта, частные средства передвижения.
Один из величайших знатоков современного мирового движения, Генрих Стефан
Прежде всего римская империя дала истомленным землям мир, который продолжался (с незначительными и притом ограниченными небольшими областями перерывами) два с половиной столетия: никогда ни раньше ни после этого наше полушарие не наслаждалось таким продолжительным миром на таком большом протяжении. Что среди других благословений мира монархия принесла с собой также прочность, порядок и правильность передвижения — это часто и с благодарностью отмечали современники. Одна галикарнасская надпись прославляет Августа как «спасителя человеческого рода, промысел которого не только исполнил, но и превзошел всеобщие молитвы: ибо в мире земля и море, города процветают в законности, единомыслии и благосостоянии, и все блага находятся повсюду в избытке»4. В прославлении мира объединяются голоса из всех провинций, с.312 из всех периодов этого времени5. «С тех пор, как дом Цезарей овладел землею, демон зависти утратил силу вредить целым странам и народам, вредные элементы были изгнаны на далекие окраины, целительные же сошлись в мировое государство с границ земли и моря»6. «Подобно тому, как образование земного шара впервые положило предел всеобщему смятению и столкновению первобытных тел, так и Рим положил предел бесконечной путанице и изменениям, происходившим от бесконечной борьбы государств и держав: объединяя племена народов и силы князей, его могущество сомкнулось в единое нераздельное кольцо и образовало порядок и мир»7. В течение обоих столетий со времени смерти первого Цезаря чрезвычайно поднялись доходы государства, и благодаря долгому и прочному миру, все достигло благосостояния8. Горы и долины были обработаны, моря полны кораблями, которые обменивали произведения стран9. Нигде не было войн и битв, больших шаек разбойников и кораблей пиратов, во всякое время года можно было путешествовать по воде и суше повсюду от востока до запада10. Так земной шар был объединен величием римского господства11. Рим был для человечества священным очагом, вечным жизненным началом, якорем в буре12; он был подарен миру богами, как новая жизнь, и все народы, надо полагать, сливали свои мольбы в одну — чтобы этот дар мог бы быть вечным13.
Еще более воодушевленно, чем эти случайные выражения александрийского еврея Филона, александрийского грека Аппиана, философов Плутарха из Херонеи, Эпиктета из Гиераполя во Фригии и римского всадника Плиния, — звучит то, что написал Аристид из Смирны в своей блестящей речи о римском мировом господстве. Земля сняла с себя свою прежнюю одежду, железо, и появляется теперь в праздничном наряде. Теперь эллины и варвары могут путешествовать повсюду за пределами своей страны и везти с собой свое имущество, как будто переходя из одной родины в другую; теперь не страшны ни киликийские проходы, ни узкие и песчаные дороги через Аравию в Египет, ни непроходимые горные цепи, ни безбрежные потоки, ни неизвестные варварские племена: для безопасности достаточно быть римлянином или, лучше сказать, вашим подданным. Вы сделали действительностью гомеровские слова: «земля обща для всех». «Вы измерили всю землю, через реки повсюду перебросили мосты, прорубили в горах проезжие дороги, пустыни заполнили народами и все облагородили порядком и повиновением. Теперь не надо более описания мира, не надо перечислять обычаи и законы отдельных народностей; вы стали проводниками для всех во всем мире, раскрыли все ворота и дали каждому свободу видеть все своими глазами. Вы дали всем общие законы, уничтожили прежние — на словах интересные, на деле невыносимые — установления и, сочетав между собою народы, сделали весь мир подобным одной семье». И эта речь заканчивается молитвой: «чтобы этот город и это государство вечно с.313 процветали и не умирали бы пока железо не поплывет по морю и деревья не перестанут цвести весною»14. Не менее воодушевленно прославляется легкость и безопасность передвижения во всем римском государстве и доступность всего мира в речи на императора Опеллия Макрина (217/218): разве все не могут, не заботясь ни о чем, идти, куда хотят? Разве не все гавани повсюду полны движения, разве горные цепи не так же безопасны теперь для путников, как города для их жителей, разве красота не наполнила теперь все земли, разве страх не исчез повсюду? какие реки преграждены для перехода, какие морские пути закрыты?15
Также и христиане не могли не считать произведений тогдашней культуры, к которой они относились отрицательно или враждебно, благами, данными римским государством16. «Мир, — так писал Тертуллиан, — теперь лучше культивирован и богаче обставлен чем прежде. Теперь все доступно, все знакомо, все полно движения. На месте опасных раньше пустынь появились приветливые поля, нивы вытеснили леса, стада — диких животных, пески засеяны, скалы пробиты, болота осушены; теперь столько городов, сколько прежде не было хижин. Острова не коснеют больше от неплодородия, подводные скалы не страшны, повсюду земледелие, населенность, государственный порядок, жизнь». Более того, Тертуллиан думал, что перенаселение начинает уже затруднять жизнь, и что люди должны смотреть на голод, мор и на разрушительные влияния природы как на средства против него17.
Как ни кажутся нам чрезмерными приведенные здесь похвалы, все же более всех творений Рима заслуживает высокого удивления его организация передвижения. Великолепие огромной системы дорог, охватывавшей все государство, на самом деле превышает всякие похвалы; и «ее величественные следы — говорит Стефан — возвещают еще и теперь путешественнику — часто в далеко заброшенных пустынях, среди остатков могил и терновых зарослей, в Сиерре Морене, в Эйфеле, в Шотландии и Трансильвании, на Евфрате и на Большом Сирте — в неизгладимых монументальных чертах силу римского имени»18. Эта планомерно выполненная сеть правильных дорог помогала всеобщей безопасности, облегчала земледелие, гарантировала путешественникам безопасное и быстрое передвижение, доставляла торговому обращению неисчислимые выгоды, делала возможным правильный ход большой государственной машины, вызывала поселения и сильнейшим образом влияла на развитие культуры19. Многие распространенные ошибки, происходящие от совершенного незнания римской культуры, — например, что даже и в последние века древности путешествия были редкими — объясняются исключительно тем, что не только погибли эти исполинские сооружения, охватывавшие весь древний мир, но и самое понятие о таком совершенном и непрерывном сообщении было утрачено для новейшего времени.
Конечно, не следует думать, чтобы все римские дороги или большая часть их походили на старейшую и знаменитейшую дорогу — Via Appia, с.314 проложенную Апп. Клавдием в 312 г. до Р. Х. вплоть до Капуи. Эта «царица дорог» в 6 столетии после Р. Хр. возбудила удивление византийского историка Прокопия, который называет ее в высшей степени достойной внимания. Она была достаточно широка и для того, чтобы на ней могли разъехаться два экипажа, и выложена камнем, который употреблялся для мельничных жерновов и не добывался в стране20. Гладко и остро отесанные камни были так хорошо пригнаны друг к другу без всякого металла или цемента, что казалось, будто они срослись. И, несмотря на непрерывное движение по ней экипажей и животных в течение многих столетий, мостовая нигде не имела трещины или каких-либо опасных мест, даже политура нигде не потеряла блеска21. Еще и теперь его там и сям обнаруживающаяся мостовая из базальтовых многогранников показывает свое прочное строение. Впрочем, римская миля шоссе (между Беневентом и Экланом, при Адриане) стоила около
Из описания Прокопия следует, что ширина Аппиевой дороги, достаточная для проезда двух экипажей, во всяком случае не была обыкновенной: ширина ее шоссе колеблется между
Еще более, чем шириною, Аппиева дорога отличалась от огромного большинства других римских дорог своей превосходной и почти неразрушимо прочной мостовой. Большая часть дорог вообще не мостилась, а покрывалась только гравием28.
В большой системе сообщения римского государства нам известны пять главных линий, которые шли от Рима по различным направлениям29. Первая, соединявшая Рим с Югом, проходила по Via Appia до Капуи, оттуда, через Forum Popilii и Фурии до ad Columnam, откуда на переезд до расположенной напротив Мессины (около одной мили[1]) требовалось около часу. Отсюда дорога шла вдоль северного берега Сицилии через Палермо к сильно оживленной гавани Лилибею, вблизи теперешней Марсалы (около 40 миль[2]), откуда отправлялись на кораблях в Карфаген; переезд (немного более
Для соединения Рима с Востоком служила, прежде всего, та же Аппиева дорога — до Капуи, откуда двумя путями можно было попасть в Брундизий (Бриндизи). Переезд отсюда в Диррахий (Дураццо) или Авлону (Валону) — 800 стадий[6] — продолжался приблизительно 24 часа. Из Диррахия большая Via Egnatia вела, пересекая Македонию и Фракию, в Константинополь (140 миль[7]); от нее отделялись две дороги, прорезывающие северную Грецию с восточной и западной стороны и сходящиеся около Афин. Во Фракии от Эгнатиевой дороги шла боковая дорога к Галлиполи на Фракийском Херсонесе. Переезды отсюда через Геллеспонт к Лампсаку (60 стадий[8]) продолжался немного более часа. От Лампсака шла большая дорога в Антиохию (от Константинополя около 165 миль[9]), «прорезая эту по преимуществу торгово-промышленную область Азии, подходя к ее древним культурным городам»; отсюда тянулись дороги на восток к Евфрату, на юг через Сирию и Палестину — «по цветущей тогда стране через обильно населенные и богатые города» — и далее, через Суэзский перешеек, в Александрию, соединяясь там с большой восточной африканской дорогой.
С Севером Рим имел тройное соединение. Фламиниева дорога (соответствующая направлению римского Корсо и пересекающая Тибр у Понте-Молле) шла через Нарни и Сполето до Римини, откуда Via Aemilia вела через Болонью, Модену, Парму и Пьяченцу в Милан[10]. Из Модены шла еще дорога к северу; в Вероне она сходилась с дорогой, ведшей из Милана в Аквилею (через Бергамо, Брешью, Верону и Виченцу). Обыкновенно быстрое сообщение между Римини и Аквилеей происходило таким путем: вдоль равеннского берега, затем по воде через так называемые семь морей (лагуны По) к Альтину, главному складочному месту италийских товаров, направляющихся на север — от этого некогда цветущего города теперь видно только печальные остатки под водою лагун вблизи Венеции; от Альтина дорога шла к Аквилее, центральному пункту сношений Италии с областью Дуная. Из Аквилеи шли дороги в Истрию до Полы, через Далмацию до Дураццо, далее, на северо-запад через Карнийские Альпы до Випитена (Штерцинг), где эта дорога соединялась с дорогой, шедшей из Вероны к Вельдидене (Вильтен около Иннсбрука) и Аугсбургу; наконец, на северо-восток — через Эмону (Любляну), Петовион (Петтау), Сабарию (Штейн-ам-Ангер), Скарабанцию (Эденбург) — к придунайскому городу Карнунту, лежащему против впадения Марха недалеко от Гайнбурга. Отсюда вверх по Дунаю поднимались через Виндобону (Вену) и Lauriacum (Лорх на Эннсе) до Regina castra (Регенсбург) и спускались вниз по течению до Aquincum (Старая-Буда). Большая дорога из Аквилеи к Константинополю вела через Siscia (Сисек), Sirmium (Митровицу), Serdika (Софию), Филиппополь и Адрианополь (226 миль[11]). Из Константинополя с.316 переправлялись через Босфор в Халкедон, откуда большая дорога со многими разветвлениями вела внутрь Малой Азии через Никомедию, Никею и Анкиру.
Вторая главная дорога Италии, ведшая на север, Аврелиева, проходила вдоль западного берега через Centumcellae (Civita Vecchia), Пизу, Луну (к востоку от Спецции) к Генуе и дальше (как Via Julia Augusta), через перевал (где в теперешнем имени Турбии сохранилось имя памятника, воздвигнутого в 7 или 6 г. до Р. Хр. в честь покорения альпийских племен [Tropaea Augusti]), к Ницце и через Марсель в Арль. Отсюда попадали в Нарбонну, и далее по двум дорогам, ведущим к Таррагоне, именно через пиренейский проход Col de Pertus и через Барселону, или по дороге, названной именем Августа и частью им исправленной, частью заново проложенной — через перевал Puigcerda и через Илерду32; эта дорога к северу от Таррагоны пересекала Эбро возле Тортозы и проходила по восточному и южному берегу Испании до Гадеса.
Наконец, значительным исходным пунктом для сношений с западом и севером был Милан, как уже упомянуто, связанный с Римом Фламиниевой и Эмилиевой дорогами; оттуда брала начало большая часть альпийских дорог, устройством которых усердно был занят Август с 15 г. до Р. Хр., и которые становились все более и более многочисленными при его преемниках. Три самые важные из них проходили на Запад через Mont Genèvre, через Большой и Малый Бернард (Mont Cenis, по-видимому, не играл в древности никакой роли). Неизвестно, проходила ли римская дорога через Симплон; если таковая и была проложена во время поздней Империи33, то она служила лишь для местных сношений. Для того, чтобы использовать С.-Готтард «было еще непреодолимым препятствием Шеллененское ущелье»; как доступный, он упоминается впервые в 1236 году. Из Граубюнденских перевалов римляне использовали только Юлиер и Сплюген; дорога через последний (быть может, только тропинка, доступная для мулов) проходила по солнечным высотам левого берега и не входила в ущелье Via Mala. В Тироль вела древнейшая дорога, проложенная в 15 г. до Р. Хр. к северу от Триента и названная позднее Клавдиевой через Reschenscheidegg; первое упоминание в надписях о прямой дороге через Бреннер относится к 195 г. по Р. Хр.34.
Из римских альпийских дорог35 — не считая Приморских Альп — (всего их было 17) удобными для езды были на западе дорога, проложенная Августом через Mont Genèvre, — «снабженная монументальными мостами, туннелями и прочными субструкциями», — и дорога через Малый С.-Бернард; в центре — по меньшей мере дорога через Юлиер и Бреннер; на востоке — дорога через Ocra (Birnbaumer Wald), через самый низкий альпийский перевал (520 м., через который уже во времена Страбона шли товары на грузовых повозках из Аквилеи в Nauportus — Верхнюю Любляну — для того, чтобы оттуда быть сплавленными по воде до Дуная), и через тоже низкий проход из Аквилеи в Тарзатику у Fiume на кварнерском заливе. Конечно, были и другие дороги через Альпы, годные для езды: дорога, ведущая из Цульо (Julium Carnicum) через Pleckenpass в долину Дравы, сохранила глубокие следы от колес. Через Большой С.-Бернард, с.317 недоступный еще во времена Страбона для экипажей, позднее, по-видимому, прошла проезжая дорога, так как в 69 г. по Р. Хр. через него перешли легионы даже в зимнее время. Эта дорога, также как и Клавдиева, ведущая через Тироль, была в 47 году приведена в надлежащий вид и снабжена столбами с обозначениями миль. «С полным правом можно сомневаться в том, чтобы Альпы в какое-нибудь другое время вплоть до конца 19 века были бы настолько открытыми и доступными, как под властью римских императоров»36. В проложении альпийских дорог римские императоры проявили большую предусмотрительность. От дороги, ведущей через Юлиер, хорошо сохранились отдельные части; ширина шоссе достигает 9—
Несмотря на все это, движение экипажей в Альпах не могло не быть несколько ограниченным уже благодаря узости дорог; ширина их убитого камнями шоссе достигала 2—
Очень оживленная дорога через Сузу и Mont Genèvre была кратчайшей дорогой из Милана в Арль (395 Mill. = 79 миль[13]); через Аосту и малый С.-Бернард попадали в Vienne (308 Mill. = 62 мили[14]); сначала на той же дороге, затем через Женеву и Безансон в Страсбург (545 Mill. = 109 миль[15]); из Аосты через Большой С.-Бернард, Мартиньи, Вевей, с.318 Базель-Аугст в Страсбург и оттуда через Шпейер и Вормс — в Майнц (408 Mill. = 82 мили[16]); через Сплюген в Брегенц и оттуда как в Базель, так и в Аугсбург; наконец, из Вероны через Бреннер, Вильтен и Партенкирхен в Аугсбург (56 миль[17]). Из Аугсбурга дороги вели дальше в Регенсбург, на восток — в Лорх на Эннсе, где с ней сходилась дорога от Вены, и на запад до Неккара; из Майнца в Трир и Кёльн и далее через Нимвеген и Утрехт в Лейден; далее на запад в Реймс; Реймс был соединен с Лионом, центральным узловым пунктом южных, и Орлеаном — западных путей Галлии, далее с Парижем и Руаном, также Лион со Страсбургом и Бордо, куда сходились западные Пиренейские дороги. Большая дорога в Британию вела из Реймса через Суассон и Амьен в Булонь (Portus Gesoriacum), откуда переезд в Rutupiae (Richborough) — 450 стадий[18] — требовал от 8 до 9 часов. И Британия, как римская провинция, обладала сетью дорог, которая соединяла между собою и с гаванями главные пункты — Camulodunum (Colchester), Лондон и Eboracum (Йорк) и проходила через вал Адриана к валу Антонина Благочестивого, северной границе римского государства.
До сих пор еще не существует надежной оценки общей длины всех римских дорог, настолько она была бы возможна при имеющихся средствах42. Маршрут, составленный в 333 г. по Р. Хр. для паломников из Бордо, отправляющихся в Святую Землю (через Арль, Милан, Аквилею, Константинополь, Никомедию, Анкиру, Тарс, Антиохию, Тир, Кесарию, Иерусалим и т. д.) — дает расстояние приблизительно в 680 миль[19]. Путешествие на более далекое расстояние — от вала Адриана до границы Эфиопии (Hiera Sykaminos) было бы приблизительно
Сравнение путей сообщения в землях, окружающих Средиземное море, а также и в землях по нижнему Дунаю — во время поздней Империи с тем, которое существовало там в начале 19 столетия44 (за исключением, быть может, северной и средней Италии) — было бы не в пользу новейшего времени. Сильнее же всего регресс в устройстве путей сообщения, как и во всей прочей культуре, заметен в той громадной области, которая благодаря господству ислама совершенно впала в варварство и которая до последнего времени почти лишена искусственных путей сообщения.
В Африке (мы уже упоминали о проходившей здесь большой дороге от Tingi [Tanger] через Карфаген в Александрию) — восточная Мавретания обладала густой сетью дорог с узловым пунктом Sitifis[22] (Setif); равным образом Нумидия (где узловыми пунктами на СВ была Цирта-Constantine, на ЮВ — Theveste-Tebessa) и Africa Proconsularis (где главные линии сходились у Карфагена, Гадрумета-Суза и Thaenae-Tine). В обеих последних провинциях линии дорог заходили далеко в глубь страны. В Нумидии Djebel Aurês был со всех сторон окружен дорогами, который соединяли с.319 расположенный на его северных окраинах Lambaesis с оазисами на краю пустыни45[23]. Когда в 1850 г. генерал Saint Arnaud перешел через проход Канга, который туземные жители считали непроходимым, он хвалился тем, что первый ступил в него. Однако, надпись, вырубленная в скале в середине этого прохода46, доказала ему, что в 145 г. по Р. Хр. здесь проложил дорогу один отряд третьего легиона. По дороге к оазису Эль-Кантара еще и теперь переходят по римскому мосту через Wad Brenis[24], который пенясь пробивает себе путь через скалистое ущелье47. Дороги в этих провинциях были проложены большей частью императорами48 (так, дорога из Тевесте в Карфаген 191,74 римск. мили = 38,5 геогр. миль[25] проложена Адрианом в 123 г.49); чаще всего это происходило с начала 3 столетия; постройки выполнялись солдатами. Но и дороги, проложенные городскими общинами, очень многочисленны и находятся не только около крупных центров50. Для обеспечения безопасности передвижения на определенных местах были устроены крепости и расставлены сторожевые посты. А между тем в тунисском регентстве до времени французского протектората, кроме 3 или 4 узких дорог, были известны только тропинки для мулов51; в Марокко вообще нет никаких дорог.
О римских дорогах в Египте, Передней Азии и европейской Турции отчасти уже была речь. К наиболее значительным дорогам римского государства принадлежала дорога, ведущая из Sirmium (Митровица) через Singidunum (Белград) и Serdica (София) в Константинополь[26]52. Их прочное строение отчетливо сохранялось в необработанных землях, а вблизи больших городов и в густо заселенных местностях их остатки были использованы как каменоломни и быстро подверглись разрушению. «Латинской дорогой» они называются в области Ниша (Naissus), «дорогой Траяна» — около Софии. Жители Ихтимана рассказывают, что мостовую в древние времена устроили для императорской дочери, для того, чтобы она не ступала ногою на голую землю. На расстоянии между Филиппополем и Адрианополем в конце 12 и в начале 13 в. по ним, по-видимому, еще проходили крестоносцы. Также и от римской дороги, проходившей из Филиппополя через средний Гем в Novae (Свистов) до сих пор еще хорошо сохранилась мостовая53.
Греция, в которой еще в 1833 году не было ни одной удобной для езды дороги, и в древности пренебрегала их устройством54 (так же как устройством клоак и водопроводов), так как езда по морю вокруг берегов могла некоторым образом возместить недостаток путей сообщения на суше. Она была обязана римлянам не только обеими вышеупомянутыми большими дорогами на севере: Адриан соединил этот север также с Пелопоннесом дорогою, пригодною для перевозки тяжестей, которую он создал там, где проходила опасная тропинка для мулов на Скироновых утесах; ему пришлось преодолеть для этого огромные трудности, и возможность дороги на этом месте до сих пор едва можно понять55. Впрочем, в этой запущенной провинции во время империи почти ничего не было сделано по части проложения дорог56.
с.320 И в Италии по крайней мере ее юг долгое время не мог получить таких хороших путей сообщения, какими он обладал в древности. В прежнем неаполитанском королевстве эти пути были еще в 19 столетии очень несовершенны; особенно недоставало мостов; в Базиликате в 1846 году неаполитанский король заблудился во время одной военной прогулки со многими тысячами своих верноподданных в ее долинах, лесах и ущельях так, что в течение 14 дней в столице не получали от него известий57. Сицилия, где в 1872 г. на один квадратный километр приходилось 0,090 километров дорог58, где путешествие внутрь страны еще недавно было соединено с большими трудностями, и разрушительные зимние потоки (неизвестные в древности)59 заставляли делать длинные обходы, — обладала во время римского владычества сетью дорог более чем в
В Испании от упомянутых выше дорог на восточном и западном ее побережьях, шедших от Барселоны к Кадису, отходили по всем направлениям боковые дороги. Именно, на юге Севилья[29] и Кордова, на севере Сарагоса[30] и Асторга[31] и на западе Мерида[32] — были узловыми пунктами густой сети дорог. Через Мериду проходил (как еще и теперь) главный путь сообщения с Лузитанией до Лиссабона через Бадахос, затем в Коимбру и Брагу[33]62. Великолепная римская дорога, начинающаяся при Кальсада де Оропеса (часть дороги из Толедо в Мериду) в 1806 году возбудила удивление
При большой оживленности сообщения в римском государстве должна была ощущаться потребность в подорожных картах, на которых были бы даны изображения направления дорог, расстояний, остановок и мест с ночлегом65. На то, что такие карты существовали и были очень распространенными, указывает одно случайное открытие, сделанное в 1852 году. На том месте, где были расположены купания Викарелло на Лаго ди Браччьяно, нашли, между прочим, четыре серебряных сосуда в виде милевых столбов, на которых были выгравированы подробные маршруты от Кадиса в Рим с обозначением всех станций и расстояний66. Очевидно, эти сосуды, сделанные в различные времена, принадлежали испанцам, с.321 которые искали исцеления в водах Викарелло и по античному обычаю67 хотели почтить целебный источник благочестивым приношением. А то, что эти сосуды относились к различным временам, доказывает нам постоянство их фабрикации, и вряд ли Испания была единственной провинцией, где изготовлялись подобные вещи. Вряд ли промышленность, работающая для удовлетворения роскоши, стала бы заниматься тем, чтобы заносить расписания станций на серебряные сосуды, если бы не была всеобщею потребность иметь эти расписания у себя. Быть может, эти указатели нередко заключали в себе сведения о достопримечательностях и особенностях различных местностей, а также исторические и другие справки для употребления путешественников, вроде современных путеводителей, хотя и более краткие. По крайней мере, маршрут, составленный в 333 г. по Р. Хр. для путешественников в Святую Землю от Бордо до Иерусалима, содержит в себе не только многочисленные данные о событиях из священной истории, приуроченные к отдельным местностям, но также и исторические, естественно-исторические и другие сведения: так, под Бордо значится, что прилив и отлив заметен в Гаронне на протяжении почти 100 леуг (30 миль[35]); под Виминацием, — что Диоклетиан убил там Карина; под Либиссой (Djebize близ Никомедии в Вифинии), — что там был погребен «африканский царь Аннибалиан»68; под станцией Андавилис (возле Тианы), — что оттуда можно получать скаковых лошадей, под Тианой, — что здесь родился волшебник Аполлоний (подобно тому, как Пелла обозначена местом рождения Александра Великого); под станцией Еврипида, — что здесь находится могила поэта; под Кесареей Палестинской, — что в трех милях[36] от нее находится гора Сина и на ней источник, который помогает неплодным женщинам69. Нечто подобное в меньшем виде содержит в себе так называемый путеводитель Антонина (из времени Диоклетиана), где при перечислении греческих островов упоминаются относящиеся к ним события из сказаний о богах и героях70.
Созданная Августом государственная почта71 была учреждена им не для личного и письменного сообщения частных лиц и для извлечения отсюда соответственного дохода, но для доставления государственных депеш и передвижения чиновников. Почтальонами были военные курьеры72; для путешествующих чиновников были устроены станции, которые подразделялись на mutationes (где перепрягали лошадей) и mansiones (ночные квартиры). Расстояния обозначались также и по числу последних73, которые средним числом были расположены на расстоянии 25 миль (5 г. миль[37]) друг от друга; по одной надписи, найденной в Азоло возле Тревизо, одна вдова пришла туда на могилу своего мужа и прошла 50 мансионов; таким образом, так как от Бордо до Аквилеи было около 40 мансионов, она пришла из северной или северо-западной Галлии74. Со временем для с.322 потребностей наместников и императоров в этих мансионах были учреждены palatia или praetoria. Частным лицам пользование государственной почтой в провинциях было разрешено только по особенным полномочиям от наместника (diploma); позднее эти diplomata разрешались только самим императором на основании точных постановлений. Расходы по содержанию почты75 ложились сначала повсюду на местности, где она проходила, без вознаграждения со стороны государства, пока Нерва не освободил от них Италию; в провинциях же впервые Септимий Север перенес издержки на почту на фиск, хотя уже Адриан сделал ее государственным институтом. Несмотря на это, она всегда оставалась большой обузой для провинциалов. С реформой Адриана было связано также назначение всадников (вместо вольноотпущенников) на должность директоров почтамта в Риме[38], с окладом в
Эта государственная почта, образцом для которой, как и для многих других учреждений империи, послужил древнеперсидский институт
Эта государственная почта, для которой, как и для многих других учреждений империи, древнеперсидский институт80 послужил образцом81, таким образом, почти не служила частному сообщению[40]. Все же, когда государству удалось установить правильное и постоянное движение почты, к нему постепенно примкнули и частные предприниматели повсюду, где чувствовалась в этом потребность, так что, по крайней мере, в более крупных городах и на главных дорогах легко создавалась возможность и частного передвижения. Следы организации частного передвижения сохранились в Италии. Подрядчики четырехколесных (redae) и двухколесных (cisiarii) колясок и вьючных животных (jumentarii)82 образовали цехи во многих городах Италии83; эти цехи иногда соединялись между собою, — в Тибуре цех jumentari’ев принадлежал к корпорации cisiari’ев84 (названной в честь высокочтимого там Геркулеса). В Пренесте цех цизиариев, по-видимому, существовал еще со времени республики85. Путешественники, как уже замечено, обыкновенно пользовались двухколесными колясками (каковыми были и седии, бывшие в употреблении в Италии все прошлое столетие); с четырехколесными, обладание которыми было признаком богатства, часто случались несчастия, как замечает еще один писатель 4 столетия86. В одной пародии на катулловское стихотворение, сохранившейся под именем Вергилия, шутливо воспевается возчик Сабин — «знаменитейший из с.323 погонщиков мулов», который хвалится, «что ни одна мчащаяся коляска» не могла его обогнать, «несся ли он в Мантую или в Бриксию». Этого не мог бы отрицать и известный дом его конкурента Трифона87. Калигула во время своего пребывания в Галлии устроил распродажу императорской домашней утвари и, желая перевезти ее из Рима, приказал закабалить все наемные экипажи. Очень многие тяжущиеся были благодаря этому лишены возможности прибыть в срок и проиграли свои процессы88. Так как нам известно о существовании цехов юментариев в Медиолании89, Бриксии90, Аримине[41], Форуме Семпрония91, в Тудере92, — цизиариев в Пренесте93, Калесе94 и в Помпеях95, и общего цеха обоих в Тибуре, — то можно допустить, что они существовали повсюду в Италии, а может быть, также и в главных центрах провинций. В городах езда почти не существовала; их делом могло быть только удовлетворение потребностей путешественников. Они стояли у ворот96; в больших городах, вероятно, было много цехов, которые поделили между собой ворота и главные дороги. Так, в Медиолании был цех возчиков ворот Верцелльских и Юпитера, в Форуме Семпрония — Галльских ворот (дорога в Сену-Галлику), в Калесе — ворот Стелларских. Они занимались или переменой лошадей и экипажей от станции до станции, или, как нынешние веттурины — сопровождали путешественников на более далекие расстояния в тех же экипажах. С одним из этих веттуринов (mulio perpetuarius) сравнивается Геркулес в пасквиле Сенеки на смерть Клавдия — по причине его путешествия через весь мир97.
ПРИМЕЧАНИЯ
5 римских миль = 0,998 немецких мили;
1 немецкая миля (нем. Meile) = 7420,44 м;
1 римская миля (нем. Millie) = 1481,5 м.