Домиций Ульпиан и его трактат «Об обязанностях проконсула»
с.221 Довольно многочисленные, но вместе с тем отрывочные и противоречивые упоминания об Ульпиане, дошедшие до нас в разнородных и не всегда достоверных трудах античных авторов, позволяют восстановить лишь отдельные вехи биографии знаменитого юриста и государственного деятеля эпохи Северов.
Ульпиан был уроженцем города Тира1. Он родился в
Наряду с другими ведущими юристами своего времени Ульпиан не ограничивался разработкой и преподаванием права, но принимал активное участие в работе государственного аппарата. Свою службу он начал, скорее всего, с поста советника (assessor) претора по вопросам права6, затем (не ранее 205 г.) стал советником префекта претория Папиниана7. Возможно, несколько позднее Ульпиан стал заведовать ведомством прошений (a libellis) императорской канцелярии8. Этот пост предназначался в то время для выдающихся юристов, которые принимали участие в разработке императорских рескриптов9. Видимо, с приходом к власти Каракаллы совпадает отход Ульпиана от активной государственной деятельности. Новый взлет его карьеры был связан с началом правления Александра Севера. Не позднее марта 222 г. Ульпиан становится префектом анноны10, не позднее декабря того же года — префектом претория11. Первоначально он исполнял свои обязанности вместе с двумя коллегами — Флавианом и Хрестом, но вскоре оба они были казнены по обвинению в заговоре, и Ульпиан остался единственным префектом12. Занимая этот пост, он обладал громадными полномочиями13. Кроме того, он принадлежал к придворной камарилье, заправлявшей всеми делами государства вместо несовершеннолетнего императора14 (в официальных документах император именовал Ульпиана своим отцом — parens15). В кодексе Юстиниана сохранилось 100 императорских постановлений, относящихся к 223 г. — времени единоличной префектуры Ульпиана. Ни один другой год деятельности императорской канцелярии эпохи Ранней империи не оказался столь плодотворным. Очевидно, такое совпадение не случайно. В следующем году наблюдается резкий спад активности императорской канцелярии (всего 60 постановлений). Видимо, именно на этот год приходится гибель Ульпиана в результате мятежа преторианцев16. Он был убит в императорском дворце на глазах у Александра17.
с.223 И возвышение, и гибель Ульпиана характерны для переломной северовской эпохи — времени высочайшего подъема классической юриспруденции и одновременно кануна ее заката. Печатью эпохи отмечено и творчество Ульпиана. К рубежу II и III вв. н. э. относится заметный рост бюрократических тенденций как в работе государственного аппарата, так и в деятельности ведущих юристов, которые занимали различные посты в складывающейся административной иерархии, а в творчестве отдавали дань тенденции к унификации, кодификации и регламентации18. Особенно активно работал в этом направлении Ульпиан. В своих сочинениях, написанных в традиционных жанрах комментариев «К Сабину» (51 кн.) и «К эдикту» (82 кн.), он собрал, систематизировал и изложил в простой и ясной форме мнения наиболее авторитетных римских юристов почти по всем вопросам цивильного и преторского права19. Тем самым он подвел итоги развитию традиционной римской юриспруденции20 и заложил основу будущей Юстиниановой кодификации21.
Не менее весомым был вклад Ульпиана в разработку новых нетрадиционных жанров, непосредственно связанных с нуждами нарождающейся бюрократии. С середины II в. н. э. появляются отдельные трактаты, посвященные военному, фискальному, уголовному и административному праву. Начиная с эпохи Северов можно говорить уже о формировании соответствующих жанров22. Особое значение имела разработка административного права, которое ведет свое начало от трактата Венулея Сатурнина «Об обязанностях (или “О должности”) проконсула» (в четырех книгах), созданного около середины II в. н. э.23 Несколько позднее, видимо, при Марке Аврелии, был написан трактат Ульпия Марцелла «Об обязанностях консула». При Северах возникает обширная литература по административному праву: произведения, посвященные обязанностям магистратов, промагистратов и чиновников различного ранга, начиная от префекта города и вплоть до скромных советников (ассесоров). До нас дошли фрагменты 16 трактатов такого рода, созданных северовскими юристами24. Восемь из них принадлежат Ульпиану25.
Интерес к разработке административного права был обусловлен насущными потребностями эпохи — необходимостью более основательно, чем раньше, регламентировать права и обязанности должностных лиц, составить для них надежные унифицированные инструкции26. Поэтому произведения, начинающиеся со слов «De officio…», представляют собой не только и не столько юридические трактаты, сколько практические руководства по судебной, административной деятельности и даже по этикету. Они написаны более доступным, «популярным» стилем, чем обычные «академические» труды по праву, в расчете на широкую аудиторию27.
Среди написанных тогда работ по административному праву можно выделить произведения, посвященные обязанностям наместника провинции. Это трактаты «Об обязанностях проконсула», написанные Венулеем, Павлом и Ульпианом, а также трактат Макра «Об обязанностях презида». Самым выдающимся произведением этого рода, как с.224 и всей литературы по административному праву, явилась работа Ульпиана «Об обязанностях проконсула» (в 10 кн.), созданная в правление Каракаллы28.
В составе Дигест, а также юридического сборника конца IV — начала V в. «Сопоставление законов Моисеевых и римских (Collatio legum Mosaicarum et romanarum)» сохранилось более сотни фрагментов из этого произведения29, составляющих примерно восьмую часть первоначального текста. Остальные трактаты по административному праву нам известны гораздо хуже; от большинства из них осталось лишь по нескольку фрагментов. В период Поздней империи трактат Ульпиана продолжали читать и переписывать; его текст сравнительно мало пострадал от интерполяторов30.
О. Ленель разобрал сохранившиеся фрагменты трактата по книгам и попытался реконструировать (в значительной мере предположительно) порядок разделов внутри книг. Проделанная им работа позволяет представить себе в основных чертах композицию трактата31, который начинался описанием приезда проконсула в провинцию, а завершался описанием его отъезда.
В I книге давались рекомендации, касающиеся путешествия и въезда в провинцию, назначения легата и определения его обязанностей. Во II книге речь шла об объезде провинции по судебным округам. В связи с этим определялась юрисдикция проконсула и характеризовался порядок гражданского судопроизводства. Попутно давались рекомендации, как вести себя при объезде провинции и во время судебных заседаний. В III—
В трактате можно выделить две основные части. Первая охватывает I—
В качестве источников трактата Ульпиан использовал труды предшествующих юристов32, законы, сенатусконсульты, императорские мандаты, постоянный и, видимо, провинциальный эдикты. Немаловажную роль при составлении трактата играл собственный опыт автора33. Однако главным источником ему послужили императорские рескрипты. Он неоднократно цитирует или ссылается на постановления императоров от Траяна и до Каракаллы. Из более ранних императоров он упоминает по имени только Октавиана Августа. Видимо, I в. н. э. представлялся ему уже глубокой стариной, с.225 не связанной прямо и непосредственно с рассматриваемой в трактате повседневностью34. Из громадной массы хранившихся в императорском архиве рескриптов, посвященных по большей части мелким местным вопросам и изданных по тому или иному конкретному случаю, Ульпиан отобрал, систематизировал и интерпретировал те, которые имели общее значение. Таким образом, им было создано гибкое универсальное административное право, соответствовавшее нуждам момента35. При этом ему пришлось решить ряд достаточно сложных задач. Не ясно было, в какой мере можно использовать конкретные (нередко противоречившие друг другу) решения различных императоров как прецеденты при решении других дел. Ульпиан первым из юристов начал опираться не столько на отдельные императорские постановления, сколько на группы рескриптов, содержавших однородные решения тех или иных вопросов36. Поэтому в трактате нередки выражения типа «saepe rescriptum (constitutum, interdictum) est…».
Следует отметить, что в сочинении, посвященном обязанностям проконсулов, встречаются ссылки на постановления, адресованные наместникам императорских провинций и даже префекту города37. По мнению Ф. Шульца, Ульпиан здесь использовал только то, что относилось в равной мере и к сенатским провинциям, которым целиком и полностью был посвящен трактат. Что же касается административного права императорских провинций, то Ульпиан его сознательно не рассматривал, поскольку трудно было свести в единое целое материал по очень разнородным регионам38. Однако в трактате упоминаются, хотя и редко, ситуации, которые могли иметь место только в императорской провинции (см., например, фр. 2200, 2243, 2250). Наконец, вопрос можно поставить и иначе: какое — из приведенных в трактате — императорское постановление, адресованное проконсулу сенатской провинции, нельзя было использовать и наместнику императорской провинции? Сам Ульпиан вместо термина «проконсул» нередко пользуется более общим — «презид», а в одном случае специально подчеркивает, что соответствующее положение имеет в виду всех президов (фр. 2152). Грань между сенатскими и императорскими провинциями никогда не была непреодолимой, а во II в. н. э. она почти стирается39. Все это позволяет предположить, что трактат Ульпиана имел более широкого адресата, чем тот, который обозначен в его названии. Взяв за основу более компактный и однородный материал по сенатским провинциям, Ульпиан регламентирует не только обязанности проконсулов, но также и обязанности остальных наместников, не связанные с их военными полномочиями40.
Трактат Ульпиана, если рассматривать его как исторический источник, имеет ряд преимуществ перед юридическими сочинениями чисто «академического» характера. Он значительно шире этих сочинений по тематике и выгодно отличается от них с точки зрения отбора материала. В сочинениях традиционных жанров господствует казуистический принцип отбора и изложения материала. Юристы классического периода, обращаясь к той или иной норме права, стремились разобрать ее действие в любой мыслимой ситуации, независимо от того, сколь часто встречалась она в действительности. Их нередко интересовали не самые типичные, а самые сложные и запутанные ситуации. Они уделяли много внимания даже вопросам, не имевшим практического значения и не существовавшим на практике институтам41. В силу этого, работая с их произведениями, порой трудно понять, когда мы имеем дело с типичной ситуацией, а когда — с нетипичной42. В трактате Ульпиана, представляющем собой практическое руководство, с.226 адресованное наместникам провинций, напротив, рассматриваются наиболее характерные ситуации и разбираются, как правило, те случаи, которые нередко встречались в судебной и административной практике43. Чтобы оценить все значение трактата как источника для изучения жизни римской провинции, следует вспомнить, что сведения о римских провинциях в период последних Антонинов и первых Северов мы черпаем в основном из эпиграфических, папирологических и археологических источников, данные которых, как правило, имеют локальный характер, нередко отрывочны и противоречивы, вследствие чего с трудом поддаются обобщению. Трактат «Об обязанностях проконсула» позволяет уточнить наши представления о провинциальном обществе, системе управления и судопроизводства в римской провинции, о трактовке взаимоотношений Рима и провинции в официальной идеологии и о многих других вопросах.
К этому трактату близок по своей тематике небольшой трактат Ульпиана «Об обязанностях куратора города», перевод дошедших фрагментов которого мы также включили в свою публикацию.
Перевод выполнен по изданию: Palingenesia iuris civilis. Ed. O. Lenel. V. 2. Lipsiae, 1889. Кроме того, было использовано издание: Digesta. Ed. T. Mommsen et P. Krueger. — Corpus iuris civilis. V. I. Berolini, 1908. Автор сверялся с русским переводом отдельных фрагментов трактатов, выполненным
В заключение нам хотелось бы выразить искреннюю благодарность
ПРИМЕЧАНИЯ