Пермский государственный университет
Боевые награды римских легионеров эпохи принципата
На сайте публикуется по электронной версии, предоставленной автором, 2000 г.
Во времена Республики у римлян существовали следующие виды вознаграждения отличившихся в бою воинов: денежная премия, больший по сравнению с остальными размер добычи, трофеи в виде оружия и украшений с поверженных противников, а также dona militaria — особые знаки воинского отличия1. Награды последнего типа распространяются, в основном, после военной реформы Гая Мария. Феномен dona militaria наряду с возникшей в то же время проблемой ветеранского вознаграждения свидетельствует, на наш взгляд, о зарождении в среде военных профессионализма. Для солдат все большее значение приобретали оценка их заслуг не гражданским коллективом в целом, а сослуживцами и командованием в специфических, понятных прежде всего воинам формах. Престижная ценность боевых наград в представлении легионера превышала их денежную стоимость. Наиболее распространены был следующие типы dona militaria: венки различных степеней достоинства (coronae), флажки (vexilla), особые копья, не применявшиеся в бою (hasta pura), ожерелья (torques), браслеты (armillae), медали (phalerae). Ни в одной армии древнего мира не существовало столь развитой системы боевых наград, как у римлян.
![]() |
С установлением Империи и завершением процесса профессионализации армии награды стали делиться на офицерские и солдатские. За редкими исключениями, венки, флажки, копья становятся офицерскими наградами. Круг солдатских наград ограничивается ожерельями, браслетами и медалями2. Ожерелья и браслеты известны как воинские украшения и символы знатности у некоторых индоевропейских народов: скифов, кельтов и т. д. У римлян они входят в обиход, скорее всего, в результате войн с галлами, первоначально как вид военного трофея. Однако, если противники римлян носили ожерелья на шее, а браслеты — на запястьях рук, то римские солдаты крепили их при помощи специальных кожаных петель на нагрудную часть панциря3. С начала Империи ожерелья и браслеты вручались отличившимся воинам от рядового до центуриона обычно парами и часто одновременно: и ожерелья, и браслеты. Изготовлялись эти награды из различных металлов, покрывались серебром и золотом. Позолоченные награды считались более почетными. Отсутствовал единый дизайн изготовления использовавшихся в качестве dona militaria ожерелий и браслетов. Археологам эти награды практически не попадаются, и судить о их внешнем виде можно только по изображениям на солдатских надгробиях. Известно чуть более тридцати памятников со всей территории Римской империи, где изображены dona militaria4. На них можно наблюдать как замкнутый, так и не замкнутый тип ожерелья. Среди браслетов преобладали плоские, широкие, лишенные каких бы то ни было украшений, хотя попадались и украшенные т. н. «змеиным» рисунком. Как индивидуальные награды dona militaria вручались только воинам, обладавшим правами римского гражданства. Известны случаи, когда почетными ожерельями и браслетами награждались целые воинские части, причем и из вспомогательных войск, состоявших обычно из неграждан. Макет награды прикреплялся к знамени воинского подразделения, а сам факт награждения отражался в его названии. Так, например, некоторые конные и пехотные части из числа вспомогательных войск носили титул Torquata или Armillata.
В эпоху раннего принципата римские воины одновременно с награждением ожерельями и браслетами часто отмечались медалями. Медали (phalerae) как знак воинского отличия известны у римлян с начала Республики, однако награждались ими первоначально только конники. В период поздней Республики медали становятся наградой и для легионеров — пехотинцев. Наиболее известны металлические — чаще бронзовые и покрытые серебром или позолотой — медали. Больше всего их обнаружено на Рейне, где в первой половине I века располагалась наиболее многочисленная группировка римских войск. Научное изучение металлических медалей началось в середине XIX века5. Римские металлические медали представляют собой большие и маленькие диски, разнообразные по оформлению. Известны гладкие и плоские фалеры, а также с шишечкой в центре и с расходящимися от него концентрическими кругами. Такие медали порой трудно отличить от похожих на них бляшек, украшавших портупею солдат и конскую упряжь6. На медалях изображались также головы богов, духов подземелья, птиц, львов7. Наиболее популярными были изображения Горгоны Медузы. Судя по изображениям на солдатских памятниках, металлические медали выдавались легионерам не по одной, как принято в современных армиях, а целыми наборами из 5, 7, 9 штук. У римских медалей не было колодок. Различными способами они, часто разные по величине и рисунку, крепились к кожаным ремням, которые, в свою очередь, соединенные вместе наподобие портупеи, через голову одевались поверх доспехов.
Менее распространены были медали из стекла, чаще всего, темно-синего цвета. В настоящее время они известны в количестве чуть более 70 экземпляров8. Большинство стеклянных медалей имеет диаметр 37—42 мм9. Известные ученым с XIX века, они далеко не всеми специалистами воспринимались как dona militaria. Дело в том, что стеклянные фалеры археологам всегда попадались поодиночке, тогда как римские военные медали по мнению ученых, привыкших к dona militaria из металла, должны быть в комплекте из 5, 7, 9 штук. То обстоятельство, что стеклянные медали долго попадались археологам без рамки и крепежного механизма, позволяло считать их разновидностью гемм. Кроме того, наряду с иконографическими сюжетами, типичными для фалер из металла: горгонами, божествами из разряда dii militares — Викторией, Геркулесом и т. д., на большинстве стеклянных медалей изображены не встречавшиеся до того на военных наградах мужские головные портреты, иногда — в сопровождении детей, изредка — одиночные женские головные портреты. Сопоставление этих изображений с иконографией римских гемм и монет, а также скульптурных портретов не оставляет сегодня сомнений в правоте выдающегося германского знатока римского искусства Л. Курциуса, впервые предположившего, что это — портреты реальных людей с явно выраженными индивидуальными чертами10. Визуальные изображения императоров и членов их фамилий широко использовались в развитой династической пропаганде I в. н. э.11. Вслед за А. Альфельди многие ученые сегодня полагают, что на стеклянных фалерах изображались императоры и наследные принцы из династии Юлиев-Клавдиев с сыновьями, изредка — их жены12. А. Альфельди один из первых предположил, что стеклянные фалеры — разновидность dona militaria, крепившиеся, вероятно, к панцирю посредством металлической рамки с застежкой, прикрепляемой на кожаные ремни портупеи13. В середине
В конце XIX века французский знаток античной торевтики М. Бабелон опубликовал каталог камей из собрания Парижской Национальной библиотеки, в котором несколько гемм из полудрагоценных камней он на основании обнаруженных на их тыльной стороне перекрещивающихся каналов определил как воинские медали эпохи ранней Римской империи17. По мнению М. Бабелона, на этих геммах были изображены Горгоны. Предположение М. Бабелона, обнаружившего еще один тип римских воинских медалей, долго игнорировалось специалистами. Между тем, активная работа по публикации каталогов античной торевтики из европейских музеев, развернувшаяся в 1960—
Выпуск в качестве военных наград стеклянных и каменных медалей с изображениями членов императорской фамилии характерен только для периода правления Августа и династии Юлиев-Клавдиев (14—68 гг. н. э.), когда еще не были забыты республиканские традиции и не был выработан принцип престолонаследования. Подданническая психология в наиболее значимых с точки зрения опоры правящего режима социальных слоях еще только формировалась, а потому каждому новому императору приходилось завоевывать популярность, опираясь на традиционный институт патроната и клиентелы, а также на тесно связанный с ним механизм династической пропаганды. Боевые награды вручались легионерам чаще всего от лица императоров, реже — от имени полководцев, принадлежащих к императорской фамилии, таких, как Тиберий и Германик в правление Августа, в единичных случаях — от лица военачальников, удостоенных триумфальных отличий, как было во времена Августа26. Обыкновенно награды выдавались по случаю победных компаний, удостоенных триумфа. В солдатских эпитафиях, как правило, указывается, какой именно император удостоил легионера награды и за какую войну. Порой авторы текстов эпитафий шли на нарушение damnatio memoriae, увековечивая в камне имя официально подвергнутого забвению того или иного правителя, как было, например, с Домицианом. Похоже, что факт награждения не оказывал значительного влияния на дальнейшую карьеру легионеров, и это было очевидной слабостью римской наградной системы. Металлические медали в качестве dona militaria для легионеров от рядового до центуриона использовались до начала II века, а затем они стали чисто центурионской наградой.
Эпоха Антонинов (II век) — период постепенного вытеснения dona militaria, включая браслеты и ожерелья, чисто материальными методами стимулирования отличившихся воинов: денежной премией, увеличением продуктового пайка, дополнительным увольнением и т. д. В эпоху Северов — период важных реформ в римской армии — dona militaria исчезают окончательно. Одной из основных причин отказа от dona militaria является провинциализация легионов. Служба в легионах к тому времени стала уделом солдатских сыновей и жителей прилегающих к лимесу территорий. Для них республиканские военные традиции, рассчитанные на уроженцев Рима и Италии, были уже безусловно чужды, чего, впрочем, нельзя сказать об античной идеологии в целом. Кроме того, в течение II века постепенно стиралась разница в социальном составе легионеров и солдат вспомогательных войск. К началу военных реформ Септимия Севера вспомогательные войска почти целиком набирались из римских граждан, а потому отпала необходимость подчеркивать специальными наградами особый статус легионеров. Со времени Маркоманских войн Марка Аврелия легионы начинают терять положение основного рода императорской армии, испытывая возрастающую конкуренцию со стороны вспомогательных войск.
ПРИЛОЖЕНИЯ
КАТАЛОГ РИМСКИХ ФАЛЕР С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ «АМУРА»
Arheoloski vestnik — Arheoloski vestnik, Ljubljana.
BJ — Bonner Jahrbuecher des Rheinischen Landesmuseums in Bonn und des Vereins von Altertumsfreunden im Rheinlande, Koeln.
Filomata — Filomata, Krakow.
RE — Real Encyclopaedie der Alterthums, Stuttgart.
Schweizer Muenzblatt — Schweizer Muenzblatt, Bern.
Starinar — Starinar, Beograd.
Ur-Schweiz — Ur-Schweiz, Bern.
ПРИМЕЧАНИЯ