Социально-утопические идеи
и миф о «золотом веке» в древнем Риме
Часть I
ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПАТА
ВВЕДЕНИЕ
Античный миф о «золотом веке», объединивший греческие и римские мифологические предания о «жизни при Кроносе» и о «Сатурновом царстве», является одним из наиболее разработанных и оригинальных вариантов мифа о первоначальном благоденствии, о том «рае», который был утрачен на более поздних стадиях развития человечества. При первом же знакомстве с подобными мифами у исследователей неизбежно возникает вопрос: каковы те общие социально-психологические истоки, которые привели к возникновению сходных преданий у древних иранцев и иудеев, у вавилонян и индийцев, у многих других народов мира1, разделенных как хронологическими, так и пространственными расстояниями? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, многие авторы относят представления о рае к наиболее прочным «архетипам» человеческого сознания, причем существование таких архетипов нередко связывается со смутными воспоминаниями каждого человека о том беззаботном, блаженном состоянии, которое он испытал еще до появления на свет, находясь в чреве своей матери2. Другие ученые обращают внимание на то, что склонность к идеализации прошедших эпох всегда была характерна для людей, увлекающихся фантазиями3; кроме того, еще Гораций заметил, что почти всякий старик — «восхвалитель прошедшего времени» (laudator temporis acti — De art. poet., 173). Высказывались предположения и о том, что эти мифы отразили в себе первые попытки осознать и осмыслить пройденный человечеством сложный исторический путь, напоминаниями и свидетельствами о котором были загадочные следы давно погибших цивилизаций4. Для клерикальных историков мифы о «райском» прошлом стали представляться доказательством сохранения «отзвуков Первооткровения» среди язычников5. Наконец, в марксистской историографии широко распространился тезис о том, что в подобных мифах нашла свое отражение идеализация родового строя, зарождающаяся в период с.4 его разложения и формирования классов: «…мечта о “золотом веке”, — пишет, например,
Даже далеко не полный перечень гипотез о социально-психологических истоках мифа позволяет в какой-то мере представить, насколько широка и многогранна проблема изучения и оценки его роли в общей истории развития общественно-политических идей. Поспешные попытки дать однозначные оценки этой роли нередко приводили различных авторов к прямо противоположным выводам. Одни исследователи, например, определяли связанные с мифом представления об идеальном прошлом как «глубоко реакционные»7, встречающиеся обычно «у писателей реакционных и далеких от народа»8, другие, напротив, рассматривали необычайную живучесть данных представлений как «свидетельство глубокой народности социалистических мечтаний и утопий»9. Причины подобных расхождений в оценках следует искать, очевидно, не только в разных исходных позициях авторов, но и в крайне противоречивом, неоднородном характере самого анализируемого материала. Дело в том, что в действительности история никогда не знала какой-либо единой и неизменной концепции «золотого века»; напротив, частое обращение утопистов разных времен и народов к содержанию популярного мифа приводило, как показывают исследования, к активному развитию и использованию темы «золотого века» в самых разнообразных направлениях, отражавших утопические чаяния, политические симпатии и антипатии представителей различных социальных слоев и классов. Наглядный образец анализа такого рода интерпретаций темы «золотого века» (правда, не на античном, а на гораздо более позднем материале) дает монография
с.5 Итак, проблема возникновения мифа и последующего его использования в социально-утопических интерпретациях вряд ли может быть охарактеризована иначе, как крайне сложная, остродискуссионная и одновременно до сих пор еще малоизученная. С учетом важности той роли, которую играют социальные утопии в современном мире, необходимо отметить, что актуальность темы далеко не ограничивается сферой одних только антиковедческих штудий: согласно выводам многих исследователей, именно ранние социально-утопические описания «золотого века» явились тем важнейшим исходным пунктом, от которого начинает свое развитие европейская социальная утопия, передавшая, в свою очередь, влияние этих описаний на произведения утопического социализма нового и новейшего времени. Кстати, степень опосредованности этой связи также вызывает жаркие дискуссии: если одни авторы считали возможным говорить о наличии в античных описаниях «золотого века» «важнейших элементов утопического социализма»11, то другие пришли к утверждению, что эти описания «не могут ни характеризоваться как социалистические, ни даже претендовать на право называться предысторией утопического социализма и коммунизма»12. Такое серьезное расхождение позиций носит, конечно, принципиальный характер и во многом определяется тем, как тот или иной автор решил для себя более общие дискуссионные проблемы: в частности, проблему «рубежа», разделяющего «предысторию» и собственно «историю» утопического социализма, проблему содержания истории социалистических идей, в которую одни авторы включают «народные» социальные утопии древности и средневековья, а другие предпочитают иметь дело только с детально разработанными теориями отдельных мыслителей-утопистов нового времени. Обсуждение этих общих проблем, развернувшееся еще в дискуссиях 60—
В рамках настоящей работы мы на основе анализа конкретного материала попытаемся найти ответы на многие важные в общеметодологическом плане вопросы: о с.6 социально-психологических истоках веры в «золотой век», о соотношении и взаимовлиянии мифа и утопии, о роли утопизма в древней истории, о степени «социалистичности» и «коммунистичности» ранних социальных утопий, об их месте в общей истории социалистических идей и т. д. Вместе с тем сам выбор хронологических рамок исследования, специфика конкретного материала заставляют поднимать и ряд проблем более частного, локального характера. Интересующий нас в наибольшей степени период римской истории середины II в. до н. э. — I в. н. э. — это, пожалуй, один из самых бурных, насыщенных событиями, переломных этапов античной истории, включающий в себя процессы развития и углубления кризиса римской гражданской общины, продолжительные гражданские войны, падение Республики, установление и укрепление Империи. Простой сравнительный анализ источников, например, по социально-утопическим интерпретациям темы «золотого века» показывает, что никакой другой период не только римской, но и вообще древней истории не дает столь обширного и разнообразного материала, как этот. Кроме того, на основании данного материала можно сделать вывод, что именно в это время в социально-утопических интерпретациях мифа появляются многие до сих пор еще плохо изученные принципиально важные нововведения, оказавшие огромное влияние на все последующее развитие утопической мысли. Наконец, нельзя не сказать и о том, что, поскольку различные социально-утопические идеи в Древнем Риме самым тесным образом переплетались с общей историей идейно-политической борьбы, их изучение может оказаться плодотворным только при условии учета конкретно-исторического контекста, той идейной атмосферы, которая и сама благодаря такому подходу получает освещение в весьма интересных, достаточно нетрадиционных ракурсах.
Казалось бы, все вышесказанное должно свидетельствовать о том, что столь важная и в конкретно-историческом, и в общеметодологическом аспектах тема не могла не привлечь пристального внимания исследователей, занимавшихся историей социально-утопических идей. К сожалению, однако, об этом пока можно говорить с весьма существенными оговорками: римская социальная утопия до сих пор еще изучена крайне слабо, причем в историографии по сей день имеет весьма широкое хождение тезис о том, что «трезвым и практичным римлянам», в отличие от «богатых фантазией греков», было чуждо какое-либо увлечение утопиями. В современной литературе вообще довольно часто можно встретить нелестные суждения о месте Рима во всемирной истории15 и о с.7 мыслительных способностях самих римлян: одни авторы деликатно указывают на то, что римляне никак не проявили себя в области теоретического мышления16, другие прямо определяют их как «грубых и циничных материалистов»17, которые были «гораздо более тупоголовым народом (slower-witted people)», чем греки18. На фоне таких высказываний уже почти не вызывает удивления упоминавшийся выше тезис об отсутствии у римлян утопии19. В качестве иллюстрации достаточно будет привести две цитаты. Первая из них стала известна русским читателям девять десятилетий назад: «Никому не придет в голову искать в истории римского народа… учений, дорогих уму тех, кто любил питать себя иллюзиями и утопиями»20. Вторая цитата взята из издания, увидевшего свет в 1985 г.: «…даже в разгар острейших социальных конфликтов Рим не знал утопий, столь характерных для эллинского и эллинистического политического мышления, и все с ними связанное оставалось вне поля зрения римлян»21. Число цитат с подобными оценками нетрудно было бы умножить22; при этом следует добавить, что многие исследователи истории утопических идей вообще предпочитали ничего не говорить о римской утопии, делая переход от Платона сразу к раннему христианству23.
Насколько же корректен с научной точки зрения столь распространенный тезис о том, что римляне, в отличие от греков, «не знали утопий»? Предварительный ответ на этот вопрос можно получить уже во «Введении», уточнив содержание исходных понятий, т. е. попытавшись выяснить, кто именно подразумевается здесь под предельно абстрагированными «римлянами» и какое именно значение придается слову «утопия». Было бы напрасным занятием искать четкие определения данным понятиям у сторонников этого тезиса, основанного, скорее, на ставших почти общепринятыми представлениях, чем на детальном научном анализе соответствующего материала. Образ «типичного римлянина», например, явно несет на себе следы идеологических штампов, выработанных еще в античности. Согласно канонам «римского мифа», доблестными и трудолюбивыми предками были заложены основы величия и могущества Рима, а само историческое предназначение римлян заключалось в том, чтобы не философствовать, а властвовать над другими народами24. Через Катона Старшего, Вергилия, Тита Ливия и других творцов «римского мифа» европейская литература унаследовала строго определенный стереотипный образ римлянина — образ сурового воина и земледельца, беззаветно преданного «нравам предков». Отсюда при желании уже нетрудно было вывести и крестьянский практицизм, и «заземленность» мышления, и некоторую с.8 солдафонскую «туповатость» как особые национальные качества всех римлян во все периоды их истории. Однако непредвзятое знакомство с более чем тысячелетней римской историей полностью развеивает любые умозрительные представления о каких-то «чистопородных» римлянах, передававших через несколько тысяч поколений в полной неизменности пресловутые «практицизм» и «антиутопичность» своего ограниченного мышления.
Уже в глубокой древности в момент формирования римской гражданской общины в нее вошло множество разнородных этнических компонентов25, причем изначальная пестрота этого «букета» стремительно возрастала по мере завоевания Италии, Западного и Восточного Средиземноморья, по мере возрастания количества вольноотпущенников (как из греков, так и из «варваров»), по мере резкого увеличения числа римских граждан за счет включения в него италиков, многих провинциалов (в том числе — тех же греков) и наконец — свободного населения всей Империи при Каракалле. Не могут служить универсальными «этническими определителями» римлян и такие признаки, как, скажем, латинский язык или культурно-бытовые особенности римского этноса в целом: и язык, и культура господствующего народа неуклонно распространялись по территории всего Средиземноморья, среди рабов и жителей провинций, причем одновременно с этим процессом распространения шел процесс их постоянного и значительного изменения, обогащения за счет мощных «внешних» культурных влияний, многие из которых (например, греческое и этрусское) стали важнейшими формообразующими элементами культуры Древнего Рима в целом. Жесткое противопоставление «греков» и «римлян» в свете этого вообще выглядит бессмысленным, так как те же самые греки активно участвовали и в создании многонациональной средиземноморской культуры римского периода, — общеантичной культуры, формирование которой стало возможным во многом благодаря особой «открытости» римской культуры, ее постоянной готовности воспринимать и использовать духовный и практический опыт других народов26.
Жившие в эпоху римского господства греческие авторы Посидоний и Диодор, Плутарх и Лукиан относятся, таким образом, к римскому этапу развития античной истории и культуры, — следует ли нам из этого автоматически делать вывод, что все они тоже «не знали утопий»? Очевидно, разделение авторов по этническому признаку при изучении истории античных утопических идей вряд ли может быть оправданным и плодотворным, тем более что и сам утопизм — категория с.9 отнюдь не этнографическая, а социально-психологическая. Поэтому в данном случае правильнее будет говорить не о фатальных отличиях «греков» от «римлян», но о действительно существовавших (хотя пока еще и слабо изученных) различиях в содержании «греческого» и «римского» этапов развития социально-утопических идей. Именно эти поверхностно воспринятые реальные различия, видимо, и послужили одной из объективных предпосылок распространения шаблонного суждения об отсутствии у римлян утопии, — суждения, в котором и второе исходное понятие — «утопия» — также нуждается в серьезном уточнении.
К настоящему времени создано множество различных интерпретаций понятия «утопия»27, одна из которых, восходящая к историографии XIX в., трактовала ее как «государственный роман», т. е. созданный каким-либо писателем-теоретиком детально разработанный проект идеального государства будущего. При таком подходе изложение истории социальных утопий, как правило, превращалось в перечисление имен наиболее выдающихся утопистов — Платона, Мора, Кампанеллы и др., — в котором действительно часто не находилось места для писателей римского времени. Это обстоятельство в какой-то мере тоже создавало впечатление об отсутствии римской утопии. Между тем, накопление новых материалов и развитие современной «утопиологии» заставляют считать эту старую трактовку понятия «утопия» чрезвычайно зауженной. Во-первых, как показали исследования
Какое же содержание мы будем вкладывать в понятие «социальная утопия»? Говоря о сущностных признаках этого явления28, нельзя не отметить, что практически всякий утопический идеал строится на противопоставлении его «дурной» (в глазах утописта) реальности, причем идеал отделяется от этой реальности определенным пространственным («за с.10 морями», «за горами», «на другой планете» и т. п.) или хронологическим (в давно ушедших или грядущих временах) расстоянием. Независимо от того, будет ли это на существующих ныне, но почти недостижимых далеких «островах блаженных», в мифическом «Сатурновом царстве» или в предсказанном мессианскими пророчествами будущем, в любом случае образ идеального общественного состояния в утопиях строится на произвольном мысленном изъятии всех (или почти всех) присущих реальной действительности «минусов» и компенсирующей подмене их недостающими утописту «плюсами». Учитывая все вышесказанное, мы будем включать в понятие «социальная утопия» следующее: это — произвольно конструируемые, не основанные на научном анализе законов исторического развития представления об идеальном общественном состоянии, противопоставленном существующей действительности и отделенном от этой действительности определенным расстоянием. — хронологическим или пространственным.
В данной работе будут подробно рассмотрены социальные утопии, которые были тесно связаны в Древнем Риме с идеализацией мифического «Сатурнова царства», или «золотого века». Впрочем, специфика самого материала заставляет нас несколько расширить предмет исследования: недостаточная сохранность или полная утрата многих важных источников по истории античной социальной утопии делают особенно ценными даже фрагментарные свидетельства, имеющие хотя бы косвенное отношение к избранной теме. Кроме того, изучение многих непосредственно примыкающих к теме сюжетов из истории духовной жизни позволяет лучше понять основные направления и закономерности развития социально-утопических идей в общем контексте идейно-политической истории римского общества. Поэтому наше внимание будут привлекать не только «целостные», «развернутые» утопии, созданные отдельными авторами, но и те близкие к ним по содержанию социально-утопические идеи и многочисленные проявления утопизма, которые, по справедливому замечанию
Разумеется, достоверная реконструкция целого комплекса социально-утопических идей требует максимально широкого использования самых различных видов источников. При изучении темы окажутся полезными, например, более полусотни философских, исторических, эпических и других произведений, принадлежащих как греческим, так и латинским с.11 авторам, а также многочисленные эпиграфические и нумизматические данные, разнообразные памятники искусства и т. д. Обращение с этими источниками требует от исследователей особой внимательности и осторожности: любое недостаточно точно переведенное выражение или произвольно истолкованный символ легко уводят в сторону от исторической реальности, особенно в тех случаях, когда речь идет о дискуссионных, малоизученных вопросах истории утопических идей. Успешное изучение намеченного круга проблем, конечно, невозможно и без использования результатов важнейших предшествующих исследований по данной тематике, имеющихся как в отечественной, так и в зарубежной историографии.
Если говорить о наиболее глубоких обобщающих исследованиях конца XIX — начала XX в., то первым из них следует назвать работу Р. фон Пёльмана, значительная часть которой посвящена рассмотрению истории «социального вопроса и социализма» в Древнем Риме30. Делая вывод о том, что в мечтах о «золотом веке» «социальный утопизм достиг кульминационного пункта», автор подчеркивал, что концепция «золотого века» приобретала в Риме «критический и программный характер», благодаря чему справедливый общественный строй, как правило, ассоциировался «с общностью имуществ и с совершенным социальным равенством»31. Несмотря на модернизаторское стремление к сближению «социализма» древности с современным ему социал-демократическим движением и другие серьезные методологические ошибки32, автор сумел верно оценить «некритический и шаблонный» характер упоминавшегося нами тезиса об «антиутопизме» всех римлян во все века их истории. По справедливому замечанию исследователя, разнородные и противоречивые тенденции духовной жизни великого народа в условиях отсутствия сведений о содержании социальных чаяний низов никак нельзя подводить под простые «механические формулы», тем более что речь идет одновременно и о маленьком патриархальном Риме, и об огромной многонациональной столице Империи33. Данные выводы оказали заметное влияние на последующую историографию проблемы, определив во многом и достоинства, и недостатки целого ряда изданий. Так, одно из этих изданий — первый том «Истории коммунизма» Ж. Вальтера — содержит сходную попытку реконструкции общей картины эволюции социально-утопических идей в Риме, причем отдельная глава книги посвящена «коммунистическому идеалу в легенде о Сатурновом царстве»34. Подобно Р. Пёльману, автор приходит к несколько упрощенному выводу о том, что римлянам «с самого начала была присуща тенденция выдвигать равенство и с.12 коммунизм как своего рода высший идеал»35; при этом наряду с «коммунизмом» он обнаруживает и «капиталистические тенденции» в древнем мире, явно отдавая дань распространенному в то время модернизаторскому подходу к античной истории. Важным достоинством книги является, однако, попытка рассмотрения социально-утопических моментов в идеологии восстаний рабов, в иудейских пророчествах, в укладе жизни и идеологии общин ессеев и ранних христиан.
Если в довоенной историографии разные авторы, исходя из различных идеологических установок, стремились по преимуществу к выявлению черт сходства между «коммунистическими» и «социалистическими» идеями древности и нового времени, то приблизительно с середины XX в. наблюдается несколько иная тенденция. Социальный утопизм в XX в. поднимается на новый, никогда прежде не достигавшийся уровень развития, он становится вдохновляющей силой масштабных социальных экспериментов, которые на практике, как оказалось, далеко не всегда приводят к ожидаемым результатам, нередко оборачиваясь трагедиями для целых народов. Осознание того, что утопия — это не только красивый вымысел, но и реальная сила, способная оказывать мощное (и часто не только позитивное) воздействие на ход истории, широко распространяется именно с середины XX в. — времени начала бурного развития научно-технической революции и одновременного полного или частичного краха многих тоталитарных режимов36. Не случайно традиционные утопии в современной литературе начинают все больше вытесняться антиутопиями. Видимо, именно поэтому известный историк М. Финли, сравнив сатиру Аристофана со знаменитыми антиутопическими романами О. Хаксли и Дж. Оруэлла, пришел к выводу, что если в древности Утопия была объектом насмешек из-за ее несбыточности и нелепости, то современным сатирикам уже не до шуток, напротив, «они атакуют Утопию потому, что в действительности она возможна и достижима, потому что впоследствии она может превратиться для них в Дистопию, противоположность Утопии»37. Все эти новые моменты во многом определили понимание исследователями необходимости более внимательного анализа особенностей различных этапов истории утопических идей, что в сочетании с успехами в изучении античной истории и культуры позволило выявить многие специфические черты древнего утопизма, принципиально отличающие его от утопизма современного38.
В последние десятилетия на Западе появилось довольно большое число работ, ставящих своей целью обобщить результаты, достигнутые в изучении античных утопий вообще и с.13 утопий «золотого века» — в частности (исследования Г. Браунерта, Б. Китцлера, Л. Мамфорда, Ф. Мэнюэля, ф. Полака, Г. Флашара, М. Финли, Й. Фогта, Р. Элиота и др.)39. Именно общей характеристике истории социальных утопий в античности посвящены обзорная лекция Г. Болдри «Античные утопии» и весьма содержательная монография «Утопии классического мира», принадлежащая перу английского историка Дж. Фергюсона40. Оба автора, говоря о римской утопии, отмечают особенно высокую степень популярности мифа о «золотом веке» в Риме, детальную разработанность многих его утопических описаний. Вместе с тем констатируется, что наряду с философскими, политическими учениями об общественном благе большую роль в духовной жизни Рима эпохи Империи начинают играть религиозно-этические учения и пророчества, содержавшие элементы социальной утопии и оказывавшие все возраставшее влияние на умонастроения низших слоев общества. Важный шаг в изучении некоторых весьма интересных, но почти не исследовавшихся прежде особенностей эволюции античных представлений о «золотом веке» был сделан с выходом в свет статьи Г. Болдри «Кто изобрел золотой век?» и монографии Б. Гатца «Век, золотое время и сходные понятия»41. Учитывая важность сделанных в этих работах наблюдений, остановимся несколько подробнее на их характеристике.
В современных переводах Гесиода, Платона, Арата и других греческих авторов доримской эпохи, в научной и популярной литературе по греческой утопии давно уже стало общепринятым широкое употребление термина «золотой век», хотя в действительности, как показал тщательный анализ источников, этот термин, по крайней мере до I в. до н. э., ни разу не встречается у греческих утопистов: на его месте, как отметил Г. Болдри, существовали два других основных определения — «золотой род» (chryseon genos) и «жизнь при Кроносе» (epi Kronou bios). Впервые словосочетание «золотой век» (в виде «aurea aetas» и «aureum saeculum») появляется только в латинской поэзии эпохи Августа, и хотя первоначально оно еще часто употреблялось как эквивалент гесиодовского «золотого рода», «именно римские писатели сделали переход от золотого рода к золотому веку, и от них концепция была передана в современную литературу»42. Ограничившись чисто терминологическим анализом, автор, однако, не поставил закономерного вопроса о том, какие глубинные изменения в понимании самого мифа привели к замене традиционного понятия «золотой род» на новое, заметно отличающееся по содержанию понятие «золотой век». Попытка решения этого вопроса была предпринята Б. Гатцем, пришедшим к выводу о с.14 принципиальных различиях в греческих и римских интерпретациях мифа: если первым из них был присущ «антрополого-генеалогический характер» (anthropologisch-genealogischen Charakter), то вторые, напротив, приобрели «политико-историческое облачение», (politisch-historische Gewand), позволившее не только заменить «золотой род» на «золотой век», но и впервые провозгласить реальное возвращение «золотого века» в будущем. Что же касается предшествующих греческих версий мифа, то в них, отмечает автор, «золотой род» неизменно помещался в безнадежно ушедшем прошлом, так как у греков «нигде не было перейдено чисто ассоциативное сравнение, нигде мысленное сравнение не переходило в идею о возобновлении этого же состояния»43.
Разделяя многие выводы и наблюдения Б. Гатца44, мы, однако, должны сразу отказаться от такого подхода, который снова заставляет противопоставлять «греков» «римлянам», подменяя анализ сложнейших механизмов развития и взаимовлияния социально-утопических идей формальными и неисторичными замечаниями о неких фатальных различиях в утопическом мышлении двух народов. При всех несомненных успехах в изучении конкретного материала современная западная историография, на наш взгляд, пока еще не нашла удовлетворительных объяснений многим общим закономерностям эволюции духовной жизни античного общества и, в частности, эволюции социально-утопических идей. Одним из наглядных примеров этому может служить откровенное недоумение по поводу скрытых механизмов движения римской истории, выражаемое известным футурологом Ф. Полаком: «На наш взгляд, проблема Рима — это проблема не того, почему он пал, но как он смог вырасти до таких высот и почему он не пал раньше, не имея позитивного образа будущего. Двигался ли он просто под влиянием ускорения, сделанного Элладой, или здесь были задействованы иные силы?»45. Ответы на вопросы о том, имелись ли такие «иные силы» и действительно ли в Риме не было никакого «позитивного образа будущего», очевидно, могут быть даны лишь на основе дальнейших глубоких конкретно-исторических исследований, одно из важнейших направлений которых должно охватывать и весь комплекс распространенных в Риме социально-утопических идей.
Продолжая краткий историографический обзор, необходимо отметить весомость вклада, внесенного в изучение темы учеными-историками из некоторых зарубежных стран. Особенно ценными нам представляются работы Р. Гюнтера46, в том числе написанная им совместно с Р. Мюллером монография «Социальные утопии античности», в которой почти вся с.15 вторая часть — «Рим» — посвящена рассмотрению разнообразных социально-утопических трактовок темы «золотого века» и веры в солнечного бога как гаранта грядущего наступления царства мира и справедливости47. Сходные сюжеты привлекали внимание и венгерских исследователей — И. Тренчени-Вальдапфеля и И. Хана48. Наконец, мировое признание получили также работы чехословацкого историка В. Варжинека, сумевшего отбросить многие распространенные стереотипы в оценках идеологии восстаний рабов, в определении исторических истоков идеологии «гелиополитов» Аристоника49.
В отечественной историографии, к сожалению, практически нет обобщающих работ по римским утопиям и концепциям «золотого века», хотя многие частные вопросы получили уже довольно глубокую разработку. Из числа дореволюционных исследований нам хотелось бы выделить труды О. Базинера и
Стоявший у истоков советской историографии проблем утопического социализма
В последние десятилетия появилось довольно значительное число обобщающих и специальных исследований по самым различным аспектам римской истории и культуры. Современный исследователь римской идейно-политической жизни имеет возможность опереться на выводы таких известных специалистов, как
Оценивая общую степень изученности темы, можно, таким образом, отметить достаточно глубокую разработанность многих отдельных, частных сюжетов, наличие в историографии уже проверенных практикой методологических подходов к реконструкции истории ранних социальных утопий других стран, времен и народов. Создание обобщающей работы по истории социально-утопических идей в Древнем Риме представляется поэтому вполне назревшей историографической задачей, решение которой позволило бы ликвидировать многие сохранившиеся до сих пор пробелы, помогло бы выяснить реальное место римской социальной утопии как в с.17 идейно-политической жизни Древнего Рима, так и в общей истории утопических идей.
Само разнообразие содержащихся в различных источниках утопических идей и теорий вынуждает ставить вопрос о принципах классификации, о разделении их по тем или иным существенным признакам. Попытки такого разделения социальных утопий предпринимались уже неоднократно, причем в качестве главных критериев разными авторами выдвигались, например, типы авторства (интеллектуальные и народные утопии), способы реализации идеалов (утопии бегства и утопии реконструкции, реформистские и революционные утопии), масштабы идеальных моделей (отдельная личность, община, город, страна, континент, мир), исторические роли утопий (прогрессивные, консервативные, реакционные) и т. д.56 «Все подобные типологии, — справедливо заметил по этому поводу
В нашем случае, по-видимому, было бы целесообразным одновременное использование двух подходов. Первый из них традиционно является одним из наиболее распространенных в отечественной историографии: это выявление социальных корней каждой утопии, выяснение того, идеалы и интересы каких социальных групп и классов нашли преломление в том или ином утопическом образе58. Изучение социальных утопий может дать при таком подходе ценные сведения о духовном мире представителей различных слоев общества, о содержании их социальных идеалов. Вместе с тем следует отметить, что практическое применение такого подхода к дошедшим до нас фрагментарным сведениям об античных утопиях сопряжено нередко с серьезными трудностями: довольно часто приходится судить об авторах, времени и месте появления утопий по отрывочным и косвенным данным, по упоминаниям и пересказам у более поздних авторов. Столь острый недостаток точных, выверенных данных толкает исследователей на путь догадок, гипотез и «логических построений», которые увеличивают опасность подмены исторической реальности надуманными схемами59. Кроме того, даже наличие достоверных знаний о социальном происхождении и окружении автора утопии далеко не всегда дает основания говорить об адекватном отражении данной утопией идеологии соответствующей социальной с.18 группы: в том и заключается специфика социальных утопий, что их творцы, как правило, в своих фантастических мечтах и прозрениях о лучшем общественном состоянии могут уходить довольно далеко от «обыденных» взглядов представителей своего класса, отражая общую неудовлетворенность теми или иными сторонами социальной действительности, но противопоставляя этой действительности самые различные по форме и содержанию, достаточно произвольно конструируемые позитивные образы. Данные обстоятельства заставляют нас отказаться от ведущих к схематизму попыток строгого разделения всех утопий на утопии рабов, утопии городского или сельского плебса, утопии нобилитета и т. д., однако сам принцип учета социальных корней и идеологической направленности каждой утопии представляется необходимым и важным условием успешного изучения данной темы.
Различные социально-утопические трактовки мифа о «золотом веке» получали распространение практически среди всех слоев римского общества, и уже поэтому, очевидно, они не могли не найти выражение с помощью самых разнообразных идеологических средств, на самых разных уровнях общественного сознания. Анализ конкретных данных по античным утопиям приводит нас к выводу, что наиболее практичным, универсальным принципом систематизации материала в таких случаях может быть принцип, учитывающий форму выражения утопических идеалов. При таком, втором, подходе все без исключения античные утопии могут быть условно разделены на религиозно-мифологические, литературные и политические60. Именно в соответствии с этой условной классификацией дан анализ конкретного материала во II главе первой части книги. Говоря об условном характере такого разделения, мы хотим подчеркнуть, что конкретный исторический материал всегда оказывается сложнее и богаче любых классификаций, что между различными категориями в действительности почти никогда не существует четких граней, и поэтому исследователь должен идти к выводам не от каких-то готовых схем, а именно от «живого» материала, учитывая все его многообразие и внутреннюю противоречивость, используя избранные им критерии оценок лишь для систематизации и обобщения результатов.
Какое же содержание вкладывается в каждое из вышеназванных понятий? Говоря о религиозно-мифологической утопии (ее рассмотрению посвящен первый раздел II главы), мы будем иметь в виду утопию, в которой образ идеального общественного состояния в значительной мере строился на использовании религиозной веры и содержания некоторых с.19 мифологических сюжетов. Это — самая ранняя и, пожалуй, самая распространенная в древности форма выражения утопических идеалов, зародившаяся, как считают многие исследователи, в результате начавшегося процесса переосмысления, частичной десакрализации мифов о блаженстве богов и героев, о далеких счастливых народах и «райском» прошлом61. Именно к числу подобных «утопических» мифов относились ранние греческие и римские предания о «жизни при Кроносе» и о «Сатурновом царстве»62, получившие, однако, со временем развитие и в других, качественно новых направлениях. Одно из этих новых направлений — литературная утопия, рассматриваемая во втором разделе. Эта утопия, сохранив многие прежние атрибуты мифа, подвергла его дальнейшей рационалистической переработке, во многом подчиняя процесс создания утопических образов законам художественного повествования63 и одновременно придавая им отдельные черты социальной программы. Наконец, еще одно направление рационалистического переосмысления мифа привело к созданию политической утопии (см. третий раздел II главы), — утопии, в которой заимствованные из мифа популярные символы применялись философами, историками, политическими деятелями для построения и пропаганды различных проектов и теорий идеального государственного устройства. Таким образом, парадигма «золотого века» была широко использована в самых различных по форме и содержанию утопиях, изучение которых должно быть комплексным, учитывающим все важнейшие направления развития социально-утопических идей.
Основная масса материалов, которые нам предстоит рассмотреть в обеих частях книги, приходится на «переломный» период падения Республики и становления Империи, давший самый широкий спектр социально-утопических идей, самые многочисленные и интересные утопические интерпретации мифа о «Сатурновом царстве». Данный период характерен также тем, что именно в это время социально-утопические идеи активно развивались еще как бы «в лоне» уже вступившей в кризис римской «полисной» идеологии, отражая и некоторые специфические черты этой идеологии, и элементы новых, «надполисных» и «неполисных» идейных течений, оказывавших влияние, в частности, и на формировавшуюся в это время идеологию первоначального христианства. Что же касается более поздних социальных утопий, возникших в Империи после окончательного крушения «полисной» системы ценностей64 и в условиях растущего влияния христианской церкви, то их изучение, по-видимому, должно стать самостоятельной историографической задачей65. Было бы ошибкой, с.20 разумеется, пытаться сразу начинать изучение наиболее интересующего нас периода, не поставив предварительно вопросов о том, какие именно особенности предшествующей эволюции духовной жизни римской гражданской общины подготовили возникновение тех или иных социально-утопических идей, какой путь развития уже прошли к этому времени греческие и римские мифологические предания о «жизни при Кроносе» и о «Сатурновом царстве». Учитывая это, мы сочли необходимым посвятить исследованию характерных черт ранних проявлений утопизма в Риме и освещению основных этапов развития мифа (до середины II в. до н. э.) отдельную главу первой части книги. Структура работы, таким образом, определена компоновкой материала, в основу которой заложен не только хронологический принцип, но и специфика изучаемого предмета на каждом из указанных этапов древнеримской истории.
В заключение — несколько слов о принятых в монографии способах интерпретации греческих и латинских текстов анализируемых источников. Поскольку цитирование древних авторов (в особенности — поэтов) в существующих русских литературных переводах довольно часто сопряжено с недостаточно точной передачей смысла оригинала, мы будем излагать их взгляды, сообразуясь, как правило, с собственным (прозаическим) переводом, обращая при этом внимание на то новое и оригинальное, что появлялось в утопических описаниях «Сатурнова царства», «золотого рода» или «золотого века». Не имея ни возможности, ни особой необходимости приводить каждый раз полностью все часто повторяющиеся элементы этих описаний, мы будем в ряде случаев ограничиваться кратким пересказом и перечислением таких распространенных мотивов. Список этих общих мотивов, а также указатель других наиболее распространенных тем и терминов, встречающихся в источниках, будет приведен во второй части работы, в приложении, учитывающем не только практически все римские, но и основные греческие версии мифа.
Завершая вводную часть работы, автор считает своим долгом выразить самую глубокую признательность
ПРИМЕЧАНИЯ