Социально-утопические идеи
и миф о «золотом веке» в древнем Риме
Часть I
ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПАТА
2. Этапы развития мифа
Эволюция образа Сатурна в римской мифологии представляла собой длительный и сложный процесс, нашедший фрагментарное и противоречивое отражение в немногих источниках, относящихся, как правило, к гораздо более поздним историческим эпохам. В настоящее время мы можем лишь весьма приблизительно, предположительно определить основные этапы этой эволюции, говоря о периодах, когда впервые распространяется культ Сатурна в Италии, когда это божество с.36 стало отождествляться с греческим Кроносом, когда, наконец, получила развитие «дополнительная» версия о бегстве Сатурна в Италию и царствовании его там совместно с Янусом. Реальных и достоверных сведений о культе Сатурна, по замечанию Г. Роуза, мы имеем гораздо меньше, чем распространенных в литературе самонадеянных суждений1. Уже в древности имя Сатурна вызвало к жизни целый ряд различных этимологий, и единство мнений по этому вопросу до сих пор не достигнуто. Цицерон, отождествлявший Сатурна с Кроносом, писал, что этот бог олицетворяет время (ср. древнегреч. chronos), которое, как Кронос, пожирает своих «детей» — проходящие годы, и имя его происходит от того, что он «насыщался годами» (saturaretur annis — De nat. deor., II, 24, 64 sq.). Сходным образом строилась и этимология, привлекавшая в качестве объяснения миф об оскоплении Кроносом Урана: «para tēn sathēn» — «Sathunnus» (Macr., Sat., I, 8, 9). Данные варианты, на наш взгляд, наименее вероятны, так как они явно несут в себе элементы позднейших философских спекуляций, не учитывающих того, что на ранних этапах Сатурн выступал в Риме как самостоятельное божество, еще не отождествлявшееся прямо с греческим Кроносом.
Вместе с тем источники довольно определенно указывают, что Сатурн не был местным божеством, поскольку он почитался, согласно чужеземному обычаю, с непокрытой головой («…ex instituto peregrino huic deo sacrum aperto capite facimus» — Macr., Sat., I, 10, 22; Dion. Hal., I, 34; Festus, 322 etc.), а учреждение его культа у подножия Капитолийского холма приписывалось то Геркулесу, посетившему Италию до основания Рима и нашедшему там алтарь Сатурна, то Янусу, то пеласгам, часть которых переселилась сюда еще задолго до прихода Геркулеса (Dion. Hal., I, 34, 5; Macr., Sat., I, 7, 27 — I, 7, 31 etc.). По мнению Макробия, эту неопределенную удаленность в глубь веков подчеркивали и фигуры дующих в раковины Тритонов на фронтоне храма Сатурна: они указывали, что вся история после Сатурна понятна и как бы одарена голосом, до него же она — немая, темная и неизвестная («…ante vero muta et obscura et incognita» — Sat., I, 8, 4). В свете этих данных заслуживает внимания, на наш взгляд, рассказ Диодора о том, что в древнейшие времена Кронос, став царем, путешествовал по многим странам, приучая людей к справедливости, причем в большей степени он правил особенно почитавшими его западными странами, и поэтому в еще сравнительно недавние времена среди римлян, карфагенян и других соседних народов был обычай отдавать почтение этому богу великолепными празднествами и жертвоприношениями, и с.37 многие местности носили его имя (V, 66, 1—
Будучи «привнесенным» божеством, Сатурн, однако, не мог не изменить своего облика в течение тех столетий, которые длилось его почитание в Италии и Риме, и поэтому многое в его позднейшем облике мы вправе объяснять как «interpretatio Romana», как отражение специфики римско-италийских с.38 религиозных представлений. Вероятно, в связи с этим заслуживает пристального внимания широко распространенная и в древности, и в новое время этимология «…Saturnumque a satu dictum», трактующая Сатурна как бога семян, посевов. Близким по смыслу является и привлечение слов с корнем sat-, означающих изобилие и достаточность (satias, satietas, satis, satur, saturare и др. — см.: Varr., L. L, V, 64; Macr., Sat., I, 10, 20; Festus, 168 b 24, 325 a 15). Кроме того, в одной из архаических латинских надписей встречается форма Saeturnus (CIL, I, 48), и это заставляет нас вспомнить высказывавшееся в литературе мнение о связи имени Сатурна со словом saeculum (поколение, век), произошедшим от глагола sero, sevi, satum, serere (сеять, рождать, создавать)8. На связь Сатурна с земледелием (напомним еще раз — важнейшей хозяйственной отраслью Италии) указывает и масса других данных: устойчивое предание о том, что Сатурн и его супруга Опс научили людей выращивать плоды полей и садов, а также древнее прозвище Сатурна — Sterculius (от stercus — «навоз» — Macr., Sat., I, 7, 25) и даже то, что серп в его руках рассматривался не как орудие насилия над отцом (ср. миф о Кроносе и Уране), но как обычный символ жатвы (Ibid., I, 7, 24). Функциями Сатурна как бога зерна, посевов убедительно объясняется и время празднования посвященных ему Сатурналий — 17 декабря и последующие дни — время, когда уже был собран урожай уходящего года, завершены осенние полевые работы, когда из-за зимнего солнцестояния устанавливался самый короткий день в году, когда природа совершенно замирала, как бы умирала, и единственным залогом будущей жизни, будущих урожаев оставались доверенные земле семена. Этот критический момент поворота солнца от угасания к возрождению жизни, к пробуждению семян отмечался снятием запретов, весельем, изобилием пищи, — т. е. как бы кратковременным возвращением тех порядков, которые были при Сатурне. На краткое время давалась воля первобытному хаосу, стихийным, необузданным, но плодотворным природным силам, — и именно на это время помещавшееся в храме изображение Сатурна раз в году освобождалось от сковывавших его ноги шерстяных пут (Stat., Silv., I, 6, 4; Macr., Sat., I, 8, 5). Возможно, уже и в архаические времена Сатурналии выполняли также функцию своеобразного «клапана», периодически снимавшего накапливавшееся социальное напряжение.
Разумеется, можно лишь предположительно судить о содержании культа Сатурна в первые века существования Рима. Сами римские авторы приводят крайне противоречивые данные даже о времени строительства храма Сатурна и введения с.39 Сатурналий. Одни из них, как отмечалось, относят эти события ко временам пеласгов, Геркулеса или Януса, другие — к царствованию Тулла Гостилия или Луция Тарквиния, третьи, наконец, называют дату времен Республики — 498 г. до н. э. (Dion. Hal., III, 32, 4; Macr., Sat., I, 8, 1; Liv., II, 21, 1). Весьма интересно, что именно в этом храме на Капитолии римляне разместили государственную казну, — возможно, исходя из надежд на благоденствие и процветание, поскольку, как считалось, при Сатурне не было совершено ни одной кражи, при нем ничто ни у кого не находилось в частной собственности (sub illo nihil erat cuiusquam privatum), а все вещи были общими для всех людей (fuissent cunctis universa communia — Macr., Sat., I, 8, 3). Таким образом, можно предположить, что уже на ранних этапах римской истории Сатурн ассоциировался с оставшейся в далеком прошлом «доцивилизованной» эпохой всеобщего достатка и свободы — не только от запретов, но и от какой-либо собственности.
Реформирование культа Сатурна в III в. до н. э. было, несомненно, связано с процессами религиозного синкретизма, «эллинизацией» римской религии и широко распространившимся отождествлением Сатурна с греческим Кроносом. В 217 г. до н. э., во время начавшейся войны с Ганнибалом, в соответствии с указаниями Сивиллы было принято решение о жертвоприношениях у храма Сатурна и лекцистерниях в день Сатурналий с последующими публичными пиршествами и народными гуляниями, продолжавшимися с 17 по 23 декабря: вероятно, именно тогда и произошло окончательное сближение Сатурналий с греческими Крониями (Liv., XXII, 1, 19—
Время возникновения «римско-италийской» версии о том, что Сатурн был соправителем Януса в Лации, устанавливается с большими трудностями9. Наиболее подробное и связное изложение этой версии встречается у Макробия, использовавшего сочинения гораздо более ранних авторов (Энния, Гнея с.40 Геллия, Варрона, Вергилия и др.). Согласно этому изложению, когда Сатурн был доставлен флотом в Италию, Янус принял его гостеприимно, научился от него опыту земледелия, чеканке монет; вместе они воздвигли два города — Яникул и Сатурнию, о чем, помимо указания Вергилия (Aen., VIII, 358), свидетельствуют и названия смежных месяцев — декабря (когда почитался Сатурн) и января (от имени «Янус»). Время правления Сатурна считалось счастливейшим, потому что тогда было изобилие богатств и еще не было различий между рабами и свободными. Когда же Сатурн внезапно исчез (subito… non comparuisset), Янус назвал всю управлявшуюся им землю Сатурнией, поставил жертвенник и учредил посвященные ему обряды, названные Сатурналиями (Macr., Sat., I, 7, 21—
Те авторы, которые предпочитают говорить об относительно позднем — во II—
Французский историк Ж. Вальтер, например, высказал вполне резонное предположение о том, что легенда о бегстве Сатурна на корабле могла отражать смутные воспоминания древнеиталийского населения о прибытии в страну каких-то более цивилизованных переселенцев-мореплавателей, принесших с собой навыки культурной жизни: обожествление дикарями таких «культурных героев» было, по его мнению, обычным явлением в эпохи древних миграций14. Эта догадка, на наш взгляд, находит немало косвенных подтверждений в источниках: культ Сатурна, как уже отмечалось, был одним из древнейших в Италии, но все-таки чужеземным культом, введение которого как-то было связано именно с пришельцами из-за моря — пеласгами. Кроме того, на древность легенды о бегстве Сатурна на корабле указывают, по мнению Овидия и Макробия, сохранившиеся монеты, на аверсе которых в память о прибытии Сатурна и его совместном царствовании с Янусом была изображена голова Януса, а на реверсе — нос корабля. Позднее в Риме существовала азартная игра, в которой мальчики, подбрасывая монету, загадывали, согласно древнему обычаю, «головы» или «корабли» (Ovid., Fast., I, 233—
В какой-то мере близкое предположение высказал И. Тренчени-Вальдапфель. Обратив вслед за Ф. Альтхаймом15 внимание на то, что по одной из версий греческого мифа о Кроносе этот бог находился не в Тартаре, а царствовал на «островах блаженных», венгерский ученый привлек данные о том, что эти острова часто помещались греками на западе, в стороне заходящего солнца, причем на ранних этапах развития Великой греческой колонизации «островами блаженных» могли представляться мало еще исследованные Сицилия и Италия, казавшиеся местами обитания счастливых окраинных народов. Таким образом, миф о царстве Кроноса (Сатурна) в Италии мог быть занесен на Апеннинский полуостров первыми греческими колонистами, считавшими, что именно сюда, в эти благодатные края, бежал свергнутый Зевсом Кронос. Впоследствии это предание, подхваченное, переосмысленное италийцами, превратилось в миф о «Сатурновом царстве», с.42 ставший своеобразным «мифологическим выражением римского патриотизма»16.
В дополнение к сказанному нужно отметить: какую бы гипотезу мы ни приняли, в любом случае многочисленные данные исторической традиции склоняют к выводу о том, что тенденция к локализации «Сатурнова царства» в Италии имеет довольно древние корни, — корни, восходящие не только к раннеримской, но и к доримской истории. Кстати, уже у Энния, по свидетельству Варрона, встречалось выражение «Saturnia terra», у него же содержались и сведения о древнем городе Сатурнии (по преданию, основанном Янусом и Сатурном), а также о том, что Капитолий в глубокой древности назывался горой Сатурна (ap. Varr.,
Еще одно существенное различие между Кроносом и Сатурном связано, как было сказано, с греческим мифом о смене пяти особых «родов», «геносов», из которых лишь первый — «золотой род» — прямо соотносился со счастливой «жизнью при Кроносе». Во «Введении» уже говорилось вкратце о том, что, вопреки ставшей почти канонической ошибке переводить словосочетание «chryseon genos» как «золотой век», в греческой литературе доримского периода в действительности никогда не употреблялось понятие «золотой век», а были лишь выражения типа «золотой род» и «жизнь при Кроносе». Наиболее подробное и авторитетное в античности изложение греческого мифа о «жизни при Кроносе» и о смене пяти различных родов людей давалось в «Трудах и днях» беотийского поэта Гесиода, жившего приблизительно в конце VIII — начале VII в. до н. э. Детальный анализ этого изложения с.43 свидетельствует о том, что употребление понятия «род» (а не «век») отнюдь не было случайным и отражало важнейшие специфические черты греческой интерпретации мифа. Дело в том, что каждый род у Гесиода обладал особыми, только ему присущими антропологическими и моральными качествами, различна была и судьба этих всякий раз заново создававшихся и никак не связанных между собой родов («пород» или «рас») людей17. Так, люди второго, «серебряного», рода были ни в чем не похожи на первых, «золотых», людей, были «хуже», отличались инфантилизмом, своенравием и глупостью (Op., 127—
Существовала ли какая-то стержневая идея, которая определила именно такое изложение мифа? Наиболее распространенным и достаточно аргументированным является вывод о том, что Гесиод заимствовал и переработал одну из восточных четырехчленных версий мифа, дополнив ее, в частности, не имеющим ассоциации с каким-либо металлом, но очень важным для греческого эпоса родом героев, в описании которого нашли отражение предания о погибшей микенской цивилизации18. Встречаются и иные точки зрения: одни авторы, например, считают отрывок о героическом роде более поздней орфической вставкой, интерполяцией, не принадлежавшей перу Гесиода19, другие, — как, например,
Сам контекст, в котором приводится рассказ о смене пяти родов, достаточно ясно показывает, что для Гесиода наиболее важным в этом рассказе было противопоставление идеального, самого раннего «золотого рода» современному, худшему, несправедливому «железному роду» людей, которому присущи все те пороки, которые осуждаются и в других частях поэмы. Утопический идеал, таким образом, наглядно противопоставляется «дурной» действительности, и это противопоставление удачно подкрепляется авторитетом мифологического повествования, рассказывавшего о сменявших друг друга и потом превращавшихся в «демонов» различных родах людей. Ознакомившись с описанием жизни людей «золотого рода», мы придем к выводу, что оно мало чем отличается от обычных, известных из сравнительной мифологии, описаний «райской» жизни: здесь и отсутствие болезней, несчастий, нужды, тяжелых трудов и старости, здесь и счастливый покой и изобилие урожаев, которые земля самопроизвольно, «автоматически» (Op., 118—
Могли ли люди теперь живущего «железного рода» надеяться на то, что они будут когда-либо жить счастливой жизнью «золотого рода», «жизнью при Кроносе»? Большинство исследователей склоняется к выводу, что само мифологическое повествование дает недвусмысленный пессимистический ответ: в нем говорится лишь о нарастании бедствий и преступлений в будущем, а также о грядущем уничтожении Зевсом этого худшего железного рода. Некоторые авторы, однако, пытаются найти в тексте совершенно противоположный смысл, причем в качестве главной опоры ими используется единственная фраза поэта о том, что он хотел бы не жить с «железным родом»: лучше было бы, говорит Гесиод, либо раньше умереть, либо позже родиться» (epeita genesthai — Op., 175). В этих двух словах иногда пытаются найти отражение какой-то цикличной теории, согласно которой за «железным» родом (или, как в неточных переводах, «веком») снова должен был последовать «золотой», «серебряный» и т. д.27. На наш взгляд, эта случайная фраза, предваряющая описание пороков современности, носит чисто риторический характер, поскольку никаких иных намеков на такую теорию в тексте нет, не находили их и античные авторы: Элий Аристид, например, упрекал Гесиода в том, что он поместил «золотой род» только в прошлом, ничего не сказав о возвращении Справедливости и Стыда в будущем (Paneg., 106)28. Главным же контраргументом может стать то, что при устранении упоминавшейся выше ошибки, т. е. при уточненном переводе греческого слова genos не как «век», а как «род», такое предположение вообще лишается всякого смысла: поскольку Гесиод вошел в число людей «железного рода», он никак не мог бы жить вместе с «золотым родом» или «родом героев», не перестав быть при этом самим собой, ибо люди каждого рода у него, как отмечалось, наделены совершенно разными, несхожими антропологическими и моральными качествами.
с.46 Уже из самого гесиодовского описания следует, что люди «золотого рода» отличались от современных людей тем, что они вообще не знали старости, были всегда сильны, а смерть их была безболезненна (Op., 113—
Итак, люди живущего «железного» рода, согласно изложенной Гесиодом версии мифа, никак не могли рассчитывать на реальное возвращение для них той счастливой «жизни при Кроносе», которая была дана в удел особому, не знавшему разделения полов и никогда не старевшему «золотому» роду, давно уже ушедшему с лица земли и превратившемуся в «благостных демонов». Эта особенность греческой версии мифа, носящей, по выражению Б. Гатца, «антрополого-генеалогический характер»31, во многом определила и специфику большинства утопических описаний «жизни при Кроносе»: наиболее традиционным для этих описаний было помещение ее в очень далеком и безвозвратном мифологическом прошлом. В какой-то мере это отразилось даже на образе самого Кроноса: в комедиях Аристофана, у Платона и лексикографов древний с.47 бог выступает нередко как олицетворение старческой дряхлости и слабоумия, а термин «kronikos» становится как бы ироническим синонимом к определениям типа «допотопный» и «страшно древний»32. Разумеется, бесплодные сетования на пороки современности и сожаления о давно ушедшем благоденствии не всегда могли полностью удовлетворить, заслонить собой потребность в мечте о том, что «утраченный рай» может реально возвратиться, однако произвольному развитию такого рода мечтаний долгое время препятствовала сама традиционная «родовая» версия мифа. Лишь постепенно, по мере рационалистической переработки и переистолкования мифа, по мере его приспособления к выражению социально-утопических чаяний о грядущей эпохе благоденствия, происходит актуализация древних преданий, получившая окончательное логическое завершение только в эллинистическо-римскую эпоху, когда, собственно, и появляется впервые облегчившее выражение этих чаяний универсальное понятие «золотой век».
В задачи нашей работы не входит детальное рассмотрение всех этапов этой эволюции греческой версии мифа. Отметим лишь, что одним из распространенных средств актуализации стало проведение ассоциативных сравнений какой-либо «счастливой» эпохи с «жизнью при Кроносе»: такие сравнения, например, делали крестьяне Аттики, говоря о правлении тирана Писистрата; встречались и другие примеры, однако во всех случаях речь шла именно о сравнении, а не об отождествлении33. Многие греческие авторы — Пиндар, Эмпедокл, Платон, комедиографы, Дикеарх, Феокрит и др. — смело вносили новые элементы в интерпретацию мифа, освобождая его от «лишних» деталей, соединяя с различными религиозно-философскими концепциями, приспосабливая к выражению близких им социально-утопических идеалов34. Некоторые результаты такой переработки мифа можно отчетливо проследить по его изложению у автора астрономической поэмы «Явления» — александрийца Арата, жившего в III в. до н. э. Опираясь на текст Гесиода, Арат тем не менее оставляет из пяти гесиодовских родов только три — «золотой», «серебряный» и «медный», причем главным действующим лицом в его рассказе становится богиня Справедливость (Дика), правившая при «золотом» роде, когда не было еще ни войн, ни мореплавания, а люди мирно добывали пропитание, вспахивая с помощью волов землю. «Серебряный» род оказался гораздо хуже «золотого», и Дика стала намного реже появляться среди людей, предупредив их, что она никогда больше не предстанет перед их глазами, поскольку их «золотые отцы» (chryseioi pateres — с.48 Phaen., 123) породили худший род, но они породят еще более худший, который погрязнет в кровопролитных войнах и страданиях. Когда же этот род умер и был рожден еще более худший, «медный» род, ставший заниматься разбоем, убивать пахотных волов ради их мяса, тогда Дева Справедливость — последняя из бессмертных — окончательно покинула Землю, улетела на небеса и заняла там свое место возле созвездия Волопаса (96—
Данное изложение впоследствии, как мы увидим, оказало довольно заметное влияние на римских интерпретаторов мифа: достаточно сказать, что оно переводилось на латинский язык по крайней мере трижды — Цицероном, Германиком и Авиеном. Одним из наиболее важных отличий от гесиодовской версии является, на наш взгляд, то, что у Арата уже нет непроходимых разделяющих граней между «родами», они находятся в кровном родстве и потому даже могут быть определены как «поколения», морально деградировавшие из-за постепенного распространения злобы и насилия. Впрочем, пессимизм традиционной версии здесь не только не был преодолен, но и получил дополнительные основания: оскорбленная Дева Справедливость предсказывает лишь нагнетание бедствий и, решительно отказавшись в будущем от посещения людей, становится небесным созвездием Девы — как бы молчаливым укором всем, кто по сей день продолжает проливать кровь людей и служащих им животных35. Таким образом, никаких надежд на реальное возвращение той жизни, которой жили люди «золотого рода», не оставляла и эта версия, созданная почти на пять столетий позже версии Гесиода.
Было бы отступлением от истины категорично утверждать, что ни один античный источник до середины I в. до н. э. не содержал мысли о реальности грядущего благоденствия: такие идеи, например, встречались в Сивиллиных оракулах, предсказывавших наступление вслед за бедствиями и катастрофами счастливых времен36. Но такие сравнительно поздно распространившиеся пророчества (как правило, иудейско-эллинистического происхождения) основывались на традиционных приемах восточной эсхатологии и мессианизма и не были генетически связаны с греко-римскими преданиями о Кроносе или Сатурне. Кроме того, некоторые античные теории цикличного развития — в частности, стоическое учение об «испламенении» мира — теоретически допускали возрождение первоначального благоденствия на земле, но обязательным предварительным условием такого возрождения было уничтожение огнем всего «состарившегося» прежнего мира вместе с безнадежно испорченным современным «железным родом».
с.49 Этот мотив «прерывности», то есть катастрофы, предшествующей всеобщему обновлению, как и традиционная версия мифа о «жизни при Кроносе», не оставлял, таким образом, «железным» людям возможности надеяться на возвращение к ним условий жизни людей «золотых». По мнению М. Элиаде и многих других авторов, впервые этот мотив «прерывности» был совершенно исключен только в 40 г. до н. э., в знаменитой IV эклоге Вергилия37.
Итак, после отождествления Кроноса и Сатурна в единый блок мифологических преданий о блаженном прошлом были объединены самые разные по происхождению и уровню их рационалистического переосмысления версии, общим для которых являлось, пожалуй, лишь то, что они содержали идеализацию уже невозвратимых догосударственных, доцивилизованных отношений. Традиционная римская версия, в отличие от греческой, имела некоторый «патриотический» оттенок благодаря тенденции к локализации «Сатурнова царства» в Италии, и, кроме того, в ней отсутствовала та жесткая привязанность «жизни при Кроносе» к особому «золотому роду» людей, которая не была до конца преодолена во многих греческих описаниях. Сатурн, согласно римско-италийской версии, царствовал над теми жителями Италии, которые были хоть и отдаленными, но все же прямыми предками римлян, и эта длинная цепь поколений не была прервана, как в греческой версии мифа, какими-либо глобальными катастрофами, нарождением новых «родов» людей и т. п. Следует отметить, однако, что наиболее активное развитие этой версии (как, впрочем, и других версий) происходит в Риме лишь в тот период его истории, который станет предметом рассмотрения в следующей главе. Что же касается «долитературного» и «раннелитературного» периодов истории Рима, совпадающих с царским и раннереспубликанским периодами, а также с периодом расцвета Республики, то в это время, видимо, еще не существовало каких-либо детально разработанных на теоретическом уровне социально-утопических описаний «Сатурнова царства», представления о благах которого сохранялись и передавались через поколения во многом благодаря устным преданиям, религиозному почитанию Сатурна, празднованию Сатурналий и т. д.
Утопизм, как уже отмечалось, был неизбежным и довольно важным атрибутом римского менталитета даже на этой архаической стадии, так как он служил опорой традиционалистских начал, опорой «полисной» морали, видевшей образец для подражания в прошлом. Вместе с тем, очевидно, правильным будет говорить и об относительно неразвитых его формах, поскольку основные проявления его в данный период могут с.50 быть обнаружены главным образом на уровне религиозно-мифологическом, но не на литературном и не на политическом. В чем причины такой относительной неразвитости? Первым, «лежащим на поверхности» ответом может быть указание на то, что само развитие литературы и политической теории в Риме происходило тоже относительно поздно: в отличие от греческих полисов, в которых «культурная революция» произошла на стадии их становления и расцвета, в Риме подобное явление наблюдается только тогда, когда гражданская община уже вошла в полосу кризиса, когда уже начали закладываться основы Империи. Впрочем, мы не склонны придавать первостепенное значение именно этому фактору. Дело в том, что даже тогда, когда в уже готовом виде в Рим попадают самые разнообразные, блестящие по форме и глубокие по содержанию, сочинения греческих утопистов — Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Эвгемера и т. д., — даже тогда мы не можем отметить какого-либо немедленного всплеска утопических увлечений, проявления оживленного интереса римлян к такого рода литературе. Очевидно, помимо отсутствия развитых средств выражения утопических идеалов в Риме не было еще и гораздо более важного условия — обостренной социальной потребности, которая способствовала бы широкому распространению различных литературных и политических утопий. «Идеальный Рим» и «Сатурново царство» до начала кризиса римской гражданской общины в основном еще продолжали удовлетворять потребность в утопическом идеале у большинства римлян, воспитанных в духе патриотизма, в духе «нравов предков».
В качестве примера, иллюстрирующего эту первоначальную «невосприимчивость» римлян по отношению к слишком абстрактным политическим теориям греческих философов, можно взять историю с афинским посольством, прибывшим в Рим в 155 г. до н. э. Глава школы Новой академии Карнеад, демонстрируя свою отточенную в Афинах способность убеждать слушателей в прямо противоположных вещах, сначала произнес речь в похвалу Справедливости, а на следующий день опроверг самого себя, доказав в духе теории «естественного права», что Справедливости не существует, ибо, если бы она была, Риму пришлось бы отказаться от своих завоеваний38. «Достойным» ответом стала, как известно, высылка посольства из Рима, на которой настоял ревнитель «нравов предков» Катон Старший. Менее известен эпизод, о котором рассказывает Цицерон, ссылаясь на Клитомаха: когда этот Карнеад вместе со стоиком Диогеном из Селевкии предстал с.51 перед сенатом на Капитолии, один из считавшихся тогда наиболее образованных римлян претор Авл Альбин со смехом сказал: «Тебе, Карнеад, кажется, что я — не претор, что это — не город, и что в нем нет общины». Карнеад же, указав на Диогена, ответил: «Это ему кажется, что нет» (Ac., II, 45, 137). Этот краткий обмен репликами оставляет такое впечатление, будто римский магистрат и греческий философ разговаривали на разных языках (и в буквальном, и в переносном смыслах). Если Авл Альбин, путая учения двух школ и руководствуясь одним здравым смыслом, с ходу высмеял как нелепицу любые сомнения в «материальности» его родной общины, то Карнеад своим кратким ответом, вероятно, хотел указать на стоическое учение о том, что все люди являются как бы согражданами единого мирового государства. Диалога тогда не получилось, но начинавший пробуждаться интерес к политическим теориям греков (или, точнее, к возможности приспособления их для практических нужд растущей римской державы) вскоре нашел свое проявление в деятельности «эллинофильского» кружка Сципиона Эмилиана39, давшего, по мнению
Еще раньше симптомы неудовлетворенности части общества традиционным набором идеологических формул проявились в области религии, игравшей столь заметную роль во все предшествующие эпохи истории Рима. Наибольший интерес для нас представляет относящийся к 186 г. до н. э. процесс о Вакханалиях (Liv., XXXIX, 8—
Назревший в силу ряда причин (прежде всего — из-за «перерастания» Римом ограниченных рамок полиса) кризис социально-политических основ римской гражданской общины привел к кризису и традиционной, «полисной» системы ценностей — той системы ценностей, содержанием которой, как мы видели, в значительной мере были насыщены ранние проявления утопизма в Риме. Полное или частичное крушение прежних идеалов, ощущение нарушенной социальной гармонии не могли не приводить к попыткам найти какой-то, хотя бы иллюзорный, выход, обосновать новые идеалы, более отвечающие растущему чувству неудовлетворенности реальной действительностью. Двумя-тремя столетиями раньше во многом сходная атмосфера духовной жизни уже охватывала греческие полисы, входившие тогда в аналогичную полосу кризиса. В Греции, по замечанию
ПРИМЕЧАНИЯ