Социально-утопические идеи
и миф о «золотом веке» в древнем Риме


Часть II
РАННИЙ ПРИНЦИПАТ

Текст приводится по изданию: Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме: В 2 ч. Ч. 2: Ранний принципат. Изд. 2-е, испр. и доп. — Новосибирск, изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

с.99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под­во­дя ито­ги ска­зан­но­му, мы не будем повто­рять выво­ды, уже сде­лан­ные в кон­це пер­вой части кни­ги, но, сум­ми­ро­вав резуль­та­ты послед­них двух глав, попы­та­ем­ся отве­тить на неко­то­рые обще­тео­ре­ти­че­ские вопро­сы, касаю­щи­е­ся темы все­го иссле­до­ва­ния.

Осо­бен­но­стью мате­ри­а­лов, отно­ся­щих­ся ко вре­ме­нам ран­ней Импе­рии, явля­ет­ся, в част­но­сти, то, что они есте­ствен­ным обра­зом разде­ля­ют­ся на две части. К пер­вой из них отно­сят­ся соци­аль­но-уто­пи­че­ские идеи, лежа­щие в рус­ле лояль­но­го отно­ше­ния к уста­но­вив­шим­ся поряд­кам, при­даю­щие этим поряд­кам свое­об­раз­ный иде­аль­ный оре­ол насту­пив­ше­го «золо­то­го века» или «осу­щест­влен­ной уто­пии». Вто­рую часть состав­ля­ют неофи­ци­аль­ные и неофи­ци­оз­ные соци­аль­но-уто­пи­че­ские интер­пре­та­ции, поме­щав­шие чаще все­го «золо­той век» в про­шлом, но ино­гда и пере­но­сив­шие его в бли­жай­шее буду­щее — такое буду­щее, в кото­ром грядут не толь­ко эсха­то­ло­ги­че­ские ката­стро­фы, но и все­об­щее обнов­ле­ние мира. Мак­си­маль­но упро­щая эту ситу­а­цию, мож­но ска­зать, что пер­вое сто­ле­тие Импе­рии вос­при­ни­ма­лось одной частью рим­ско­го насе­ле­ния как «золо­той век», вер­нув­ший­ся после «желез­но­го века» граж­дан­ских войн, а дру­гой частью — как пре­дел дегра­да­ции, как «желез­ный век» или даже век, кото­рый «хуже желез­но­го». Вполне зако­но­мер­но, что при таком идео­ло­ги­зи­ро­ван­ном под­хо­де преж­ние мифо­ло­ги­че­ские пре­да­ния о «Сатур­но­вом цар­стве» под­верг­лись самым про­из­воль­ным истол­ко­ва­ни­ям; это­му спо­соб­ст­во­ва­ло и пере­не­се­ние мифа в «секу­ляр­ную», «веко­вую» плос­кость, рез­ко уси­ли­вав­шую его акту­аль­ное, поли­ти­ко-исто­ри­че­ское зву­ча­ние. Каза­лось бы, мы име­ем дело с совер­шен­но раз­ны­ми, диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны­ми кон­цеп­ци­я­ми. Одна­ко в дей­ст­ви­тель­но­сти такая про­ти­во­по­лож­ность отнюдь не исклю­ча­ла сов­па­де­ний и точек сопри­кос­но­ве­ния, обу­слов­лен­ных общей с.100 соци­аль­но-поли­ти­че­ской обста­нов­кой, объ­ек­тив­ны­ми тен­ден­ци­я­ми эво­лю­ции духов­ной жиз­ни.

В сфе­ре поли­ти­че­ской тео­рии общим было, напри­мер, то, что «иде­аль­ный полис» уже почти не вол­но­вал умы уто­пи­стов, заня­тых про­бле­мой иде­аль­но­го монар­ха и кос­мо­по­ли­са. Хотя обе сто­ро­ны апел­ли­ро­ва­ли к авто­ри­те­ту древ­не­рим­ских рес­пуб­ли­кан­ских тра­ди­ций, с тече­ни­ем вре­ме­ни ста­но­ви­лось все более оче­вид­ным, что воз­врат к ним уже невоз­мо­жен. «Офи­ци­аль­ная уто­пия» эво­лю­ци­о­ни­зи­ру­ет от кон­цеп­ции «вос­ста­нов­лен­ной рес­пуб­ли­ки» к кон­цеп­ции Рима как зем­но­го кос­мо­по­ли­са, счаст­ли­вое состо­я­ние и уми­ротво­ря­ю­щая власть кото­ро­го не огра­ни­че­ны ни в про­стран­стве, ни во вре­ме­ни. Услов­но такую кон­цеп­цию зем­но­го все­лен­ско­го государ­ства мож­но было бы обо­зна­чить фор­му­лой: «PAX RO­MA­NA — RO­MA AETER­NA — AUREA SAE­CU­LA». Неофи­ци­аль­ные кон­цеп­ции были несколь­ко мно­го­об­раз­нее: для тех, кто еще сохра­нял надеж­ды на «зем­ное» рим­ское государ­ство, наряду с тра­ди­ци­он­ным «MOS MAIO­RUM» все более акту­аль­ным казал­ся лозунг «OP­TI­MUS PRIN­CEPS»; для тех, кто при­шел к анти­эта­тиз­му, глав­ным было то, что они как пол­но­прав­ные граж­дане вхо­дят во все­лен­ское веч­ное государ­ство богов и людей — «COS­MO­PO­LIS»; общим зна­ме­на­те­лем тем не менее и здесь ока­зы­ва­лась фор­му­ла «AUREA SAE­CU­LA». Таким обра­зом, мож­но ска­зать, что, несмот­ря на раз­ные пути раз­ви­тия поли­ти­че­ской уто­пии, одним из объ­ек­тив­ных резуль­та­тов это­го раз­ви­тия яви­лась под­готов­ка кон­цеп­ции «все­лен­ско­го государ­ства», кото­рое навсе­гда при­нес­ло бы чело­ве­че­ству эпо­ху бла­жен­ства, бла­га «золо­то­го века».

Лите­ра­тур­ная уто­пия это­го пери­о­да дает наи­бо­лее подроб­ную «рас­шиф­ров­ку» содер­жа­ния таких благ, и имен­но при их рас­шиф­ров­ке обна­ру­жи­ва­ет­ся наи­боль­шее коли­че­ство рас­хож­де­ний. В офи­ци­оз­ной лите­ра­ту­ре акцент дела­ет­ся на соте­рио­ло­ги­че­ской мис­сии импе­ра­то­ра, бла­го­да­ря кото­ро­му насту­па­ет «золо­той век», при­чем сам этот век изо­бра­жа­ет­ся как век выс­ше­го могу­ще­ства победо­нос­но­го Рима, век поряд­ка и про­цве­та­ния куль­ту­ры. В неофи­ци­оз­ной лите­ра­ту­ре гораздо более силь­ны тра­ди­ци­он­ные при­ми­ти­вист­ские моти­вы, про­яв­ля­ю­щи­е­ся не толь­ко при опи­са­нии остав­ше­го­ся в про­шлом «Сатур­но­ва цар­ства», но и при иде­а­ли­за­ции «вар­вар­ских» стран и наро­дов. Впро­чем, даже и здесь почти не встре­ча­ет­ся до кон­ца после­до­ва­тель­но­го «при­ми­ти­виз­ма»: гру­бая и дикая пер­во­быт­ность сама по себе почти нико­го не пре­льща­ет, а иде­ал «про­стой сель­ской жиз­ни» свя­зы­ва­ет­ся обыч­но с с.101 ран­не­го­судар­ст­вен­ной ста­ди­ей раз­ви­тия обще­ства, когда уже суще­ст­во­ва­ли зачат­ки куль­ту­ры, но нра­вы людей еще не были испор­че­ны совре­мен­ны­ми поро­ка­ми. Неиз­мен­ная мора­ли­за­тор­ская направ­лен­ность отли­ча­ет не толь­ко вос­хва­ле­ния «Сатур­но­ва цар­ства», но даже и опи­са­ния экзо­ти­че­ских стран Восто­ка. Рас­суж­де­ния по фор­му­ле «хоро­шо там, где нет совре­мен­но­го Рима» неред­ко пре­вра­ща­ют­ся в баналь­ный рито­ри­че­ский топос, направ­лен­ный не столь­ко на иде­а­ли­за­цию про­ти­во­по­став­ля­е­мо­го Риму объ­ек­та, сколь­ко на кри­ти­ку нра­вов рим­ско­го обще­ства. Такую же сти­ли­за­цию испы­ты­ва­ют и офи­ци­оз­ные трак­тов­ки: искрен­ний энту­зи­азм вско­ре уга­са­ет, на его место при­хо­дит без­удерж­ная при­двор­ная лесть, и «золотые века» начи­на­ют про­воз­гла­шать­ся едва ли не при каж­дом новом импе­ра­то­ре. Еще одним сход­ством явля­ет­ся то, что рацио­на­лизм все более усту­па­ет место жаж­де чудес­но­го, надеж­дам на бла­готвор­ное вме­ша­тель­ство боже­ст­вен­ных сил, при­но­ся­щее кос­ми­че­ские по сво­им мас­шта­бам пере­ме­ны.

В рели­ги­оз­ной сфе­ре про­ис­хо­ди­ли, пожа­луй, наи­бо­лее зна­чи­тель­ные и важ­ные по сво­им отда­лен­ным исто­ри­че­ским послед­ст­ви­ям изме­не­ния. Если сопо­ста­вить соци­аль­но-уто­пи­че­ские идеи, выра­жен­ные в таких воз­ни­каю­щих почти одно­вре­мен­но новых рели­ги­оз­ных явле­ни­ях, как импе­ра­тор­ский культ и пер­во­на­чаль­ное хри­сти­ан­ство, мож­но опять обна­ру­жить не толь­ко вполне зако­но­мер­ные раз­ли­чия, но и пора­зи­тель­ные сов­па­де­ния. И та, и дру­гая вер­сии наступ­ле­ния бла­го­ден­ст­вия осно­вы­ва­лись пре­иму­ще­ст­вен­но уже не на цик­лич­ной, а на линей­ной кон­цеп­ции исто­ри­че­ско­го вре­ме­ни. И в той, и в дру­гой бла­жен­ная эпо­ха мыс­ли­лась как цель и итог все­го пред­ше­ст­ву­ю­ще­го исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия, при­чем дви­же­ние к этой цели в обо­их слу­ча­ях свя­за­но с иде­ей боже­ст­вен­но­го пред­опре­де­ле­ния, с про­виден­ци­а­лиз­мом. Обе вер­сии поры­ва­ют с тра­ди­ци­он­ной полис­ной иде­а­ли­за­ци­ей про­шло­го: для импер­ской вер­сии более харак­те­рен пре­зен­тизм с иде­ей «даль­ней­ше­го уси­ле­ния нынеш­не­го сча­стья» в буду­щем, а в ран­не­хри­сти­ан­ских пред­став­ле­ни­ях гло­баль­ные изме­не­ния нынеш­не­го мира еще толь­ко начи­на­ют­ся с появ­ле­ни­ем Хри­ста, и их пол­ное осу­щест­вле­ние воз­мож­но лишь в гряду­щие эпо­хи, после вто­ро­го при­ше­ст­вия и «тыся­че­лет­не­го цар­ства». Несо­мнен­ные сход­ства обна­ру­жи­ва­ют­ся и в обра­зе Спа­си­те­ля — боже­ст­вен­но­го посред­ни­ка меж­ду небом и зем­лей, с появ­ле­ни­ем кото­ро­го свя­зы­ва­ет­ся нача­ло наступ­ле­ния счаст­ли­вой эпо­хи — эпо­хи победы сол­неч­но­го све­та над тьмой, победы «прав­ды» над «крив­дой» и т. д.

с.102 При всем раз­ли­чии тра­ди­ций и при всех рас­хож­де­ни­ях в дета­лях сами бла­га насту­паю­ще­го «бла­жен­ней­ше­го века» тоже ока­зы­ва­ют­ся во мно­гом сход­ны­ми. К чис­лу наи­бо­лее часто встре­чаю­щих­ся, уни­вер­саль­ных моти­вов мож­но отне­сти, напри­мер, идею все­об­ще­го мира. Едва толь­ко Август успел освя­тить свой зна­ме­ни­тый «Алтарь Мира», как на дру­гом кон­це дер­жа­вы анге­лы, соглас­но еван­ге­лию от Луки, воз­ве­сти­ли о рож­де­нии Хри­ста таки­ми сло­ва­ми: «Сла­ва в выш­них Богу, и на зем­ле мир, в чело­ве­ках бла­го­во­ле­ние» (II, 14; ср. сло­ва Иису­са в еван­ге­лии от Мат­фея: «Бла­жен­ны миротвор­цы, ибо они будут наре­че­ны сына­ми Божи­и­ми» — V, 9)1. Дру­гим уни­вер­саль­ным моти­вом явля­ет­ся чистота нра­вов, бла­го­че­стие людей, осво­бож­ден­ных от всех тех поро­ков, кото­рые сверх меры нако­пи­лись в «желез­ном веке». Весь­ма широ­кое рас­про­стра­не­ние име­ли и ука­за­ния на необы­чай­ное при­род­ное изоби­лие и пре­крас­ный кли­мат, обес­пе­чи­ваю­щие при­ят­ную и лег­кую жизнь. Уто­пи­че­ские меч­ты о наступ­ле­нии новой эпо­хи отра­зи­ли в себе, конеч­но, не толь­ко «обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти», но и «узко­клас­со­вые инте­ре­сы», одна­ко в целом, как это ни пара­док­саль­но, они раз­ви­ва­лись при­бли­зи­тель­но в одном и том же направ­ле­нии, во мно­гом фор­ми­руя прин­ци­пи­аль­но новую, не антич­ную систе­му взглядов на место чело­ве­ка в этом мире, на его отно­ше­ние к мате­ри­аль­но­му и духов­но­му, к «гра­ду зем­но­му» и к «гра­ду божье­му». Не уди­ви­тель­но, что впо­след­ст­вии, при пере­хо­де к сред­не­ве­ко­вью, импер­ская кон­цеп­ция фак­ти­че­ски была погло­ще­на кон­цеп­ци­ей хри­сти­ан­ской. При этом не была утра­че­на даже такая чуж­дая пер­вым хри­сти­а­нам идея, как идея бого­из­бран­но­сти «веч­но­го» Рима: фак­ти­че­ски она лишь пере­шла от рим­ских импе­ра­то­ров к рим­ским папам, сим­во­ли­зи­ро­вав тем самым пре­ем­ст­вен­ность свет­ской и духов­ной вла­сти.

Гово­ря в целом о пери­о­де с середи­ны II в. до н. э. по конец I в., сле­ду­ет при­знать, что этот пери­од был одним из самых кри­ти­че­ских в исто­рии соци­аль­но-уто­пи­че­ских идей. Если при­нять пред­по­ло­же­ния совре­мен­ных «уто­пи­е­ве­дов» о фено­мене «пуль­са­ции» уто­пи­че­ской мыс­ли2, то имен­но на эту пере­лом­ную эпо­ху при­хо­дит­ся бур­ный «всплеск» мас­со­во­го увле­че­ния уто­пи­ей, при­вед­ший к суще­ст­вен­ным пере­ме­нам в обще­ст­вен­ном созна­нии. Кри­зис рим­ской граж­дан­ской общи­ны и кри­зис кон­крет­ной государ­ст­вен­ной фор­мы — рес­пуб­ли­ки — сопро­вож­дал­ся такой корен­ной лом­кой тра­ди­ци­он­ной систе­мы цен­но­стей, кото­рая рож­да­ла все­об­щее чув­ство неудо­вле­тво­рен­но­сти, застав­ля­ла искать новые ори­ен­ти­ры в рез­ко меня­ю­щем­ся мире. Когда с.103 же поли­ти­че­ская неста­биль­ность пере­рос­ла в тяже­лей­шие граж­дан­ские вой­ны, такие поис­ки при­об­ре­ли зна­че­ние поис­ков спа­се­ния от надви­гаю­щей­ся на Рим кары богов, от гряду­щей гибе­ли государ­ства. Поли­ти­ки, лите­ра­то­ры, рели­ги­оз­ные про­ро­ки напря­жен­но пыта­лись уга­дать, куда направ­лен ход исто­рии, при­бли­жа­ет­ся ли он к неиз­беж­ной ката­стро­фе, или на самом краю про­па­сти все-таки воз­мо­жен пово­рот в сто­ро­ну воз­рож­де­ния и обнов­ле­ния Рима. При всем раз­но­об­ра­зии пес­си­ми­сти­че­ских про­гно­зов, поме­щав­ших уто­пи­че­ский иде­ал в без­воз­врат­ном про­шлом («иде­аль­ный Рим» и «Сатур­но­во цар­ство») или в гео­гра­фи­че­ски отда­лен­ном насто­я­щем («ост­ро­ва бла­жен­ных» и «вар­ва­ры»), наи­бо­лее пол­но отве­чав­шей обще­ст­вен­ным запро­сам ока­за­лась ори­ги­наль­ная опти­ми­сти­че­ская вер­сия, обе­щав­шая наступ­ле­ние бла­жен­ной эпо­хи в бли­жай­шем буду­щем.

Имен­но эта вер­сия, опи­рав­ша­я­ся на гре­че­ские и рим­ские мифо­ло­ги­че­ские пре­да­ния о Кро­но­се и Сатурне, на тра­ди­ци­он­ные этрус­ско-рим­ские пред­став­ле­ния о смене секу­лю­мов, на попу­ляр­ные фило­соф­ские тео­рии о смене миро­вых цик­лов и на рас­про­стра­нив­ши­е­ся с Восто­ка эсха­то­ло­ги­че­ские и мес­си­ан­ские про­ро­че­ства, воз­вра­ща­ла рим­ля­нам столь необ­хо­ди­мую им тогда надеж­ду на луч­шее буду­щее. Исполь­зо­ва­ние этой надеж­ды, исполь­зо­ва­ние широ­ко рас­про­стра­нив­ших­ся сре­ди рим­лян уто­пи­че­ских меч­та­ний о наступ­ле­нии «Сатур­но­ва цар­ства» пре­вра­ща­ет­ся в уни­вер­саль­ный инстру­мент поли­ти­че­ской про­па­ган­ды почти всех «воен­ных вождей», боров­ших­ся меж­ду собой за при­ход к вла­сти на заклю­чи­тель­ном эта­пе граж­дан­ских войн. Наи­бо­лее после­до­ва­тель­но и актив­но дей­ст­во­ва­ла в этом направ­ле­нии про­па­ган­да Окта­ви­а­на, стре­мив­ше­го­ся опе­реть­ся не толь­ко на уто­пи­че­ские меч­ты, но и на пат­рио­ти­че­ские чув­ства жите­лей «Сатур­но­вой зем­ли» — Ита­лии. Сам Окта­виан еще до окон­ча­тель­ной победы над Анто­ни­ем сумел создать себе свое­об­раз­ный имидж «отпрыс­ка богов», «боже­ст­вен­но­го юно­ши», послан­но­го самой судь­бой для спа­се­ния Рима от гибе­ли, для выведе­ния рим­лян из мрач­но­го века граж­дан­ских войн в свет­лый век мира и про­цве­та­ния. Когда же граж­дан­ские вой­ны дей­ст­ви­тель­но были закон­че­ны, когда ста­ра­ни­я­ми Авгу­ста впер­вые за мно­гие деся­ти­ле­тия был уста­нов­лен отно­си­тель­но проч­ный внут­рен­ний и внеш­ний мир, для мно­гих утом­лен­ных вой­на­ми рим­лян пока­за­лось есте­ствен­ным при­знать наступ­ле­ние обе­щан­но­го сча­стья, наступ­ле­ние «бла­жен­ней­ше­го века».

Офи­ци­аль­ная про­па­ган­да не замед­ли­ла исполь­зо­вать мысль об «осу­щест­вле­нии меч­та­ний» в поль­зу ново­го с.104 поли­ти­че­ско­го режи­ма, и лозунг наступ­ле­ния «золо­то­го века» впо­след­ст­вии еще не раз извле­кал­ся из идео­ло­ги­че­ско­го арсе­на­ла Импе­рии. В резуль­та­те сло­жи­лась уни­каль­ная ситу­а­ция: все те уто­пи­че­ские меч­та­ния, кото­рые яви­лись вен­цом иска­ний пред­ше­ст­ву­ю­ще­го пери­о­да, были объ­яв­ле­ны уже испол­нен­ны­ми, конеч­ная цель счи­та­лась достиг­ну­той, и «осчаст­лив­лен­ным» под­дан­ным пред­ла­га­лось теперь лишь радо­вать­ся это­му сча­стью и почи­тать сво­их бла­го­де­те­лей — импе­ра­то­ров. Народ­ная уто­пия, пере­вер­ну­тая с ног на голо­ву, ста­ла сна­ча­ла «офи­ци­аль­ной уто­пи­ей», а затем — и «осу­щест­влен­ной уто­пи­ей», вырож­даю­щей­ся в апо­ло­ге­ти­ку. Таким обра­зом, созда­ет­ся ситу­а­ция кри­зи­са под­лин­ной уто­пии, посколь­ку для такой уто­пии обя­за­тель­ным усло­ви­ем явля­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние иде­а­ла суще­ст­ву­ю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти. Этот «кри­зис уто­пии», насту­пив­ший после паде­ния Рес­пуб­ли­ки и уста­нов­ле­ния прин­ци­па­та, воз­мож­но, в какой-то мере может счи­тать­ся отда­лен­ным про­об­ра­зом той ситу­а­ции, кото­рая, по мне­нию мно­гих иссле­до­ва­те­лей, сло­жи­лась спу­стя два тыся­че­ле­тия, т. е. в нынеш­нем сто­ле­тии, в совре­мен­ном мире.

«Появ­ля­ясь в эпо­хи, пред­ше­ст­ву­ю­щие глу­бо­ким соци­аль­ным потря­се­ни­ям, — заме­ча­ет В. А. Чали­ко­ва, — уто­пии в пери­од отно­си­тель­ной соци­аль­ной и поли­ти­че­ской ста­биль­но­сти пре­вра­ща­ют­ся в апо­ло­ге­ти­че­ские идео­ло­гии. Посте­пен­но и неза­мет­но для их авто­ров меч­та об иде­а­ле сме­ня­ет­ся иде­а­ли­за­ци­ей достиг­ну­то­го»3. Такая мета­мор­фо­за при­во­дит, как пра­ви­ло, к рез­ко­му разо­ча­ро­ва­нию в уто­пии не толь­ко тех, кто оста­вал­ся сто­рон­ним наблюда­те­лем, но и тех, кому при­шлось быть участ­ни­ка­ми уто­пи­че­ских экс­пе­ри­мен­тов. А посколь­ку имен­но XX в. стал свиде­те­лем кра­ха гран­ди­оз­ных экс­пе­ри­мен­тов по осу­щест­вле­нию уто­пий на прак­ти­ке, совре­мен­ное чело­ве­че­ство, по мне­нию неко­то­рых уче­ных, уже как бы полу­чи­ло бес­сроч­ную при­вив­ку от «уто­пи­че­ских болез­ней» и нико­гда боль­ше не даст увлечь себя тео­ри­я­ми о путях постро­е­ния обще­ства с молоч­ны­ми река­ми и кисель­ны­ми бере­га­ми. В одном из запад­ных жур­на­лов тео­рия «кон­ца уто­пии» ком­мен­ти­ру­ет­ся сле­дую­щим обра­зом: «Это сто­ле­тие виде­ло слиш­ком мно­го пре­ступ­ле­ний, совер­шен­ных во имя иде­а­лиз­ма, чтобы сер­деч­но при­вет­ст­во­вать меч­та­те­лей, кото­рые ведут речь о том, как при­ве­сти обще­ство в состо­я­ние совер­шен­ства»4. Ана­ло­гич­ным обра­зом обос­но­вы­ва­ет­ся мысль о «кон­це уто­пии» и в недав­но опуб­ли­ко­ван­ной рабо­те М. П. Капу­сти­на5.

На наш взгляд, в чем-то похо­жая исто­ри­че­ская ситу­а­ция двух­ты­ся­че­лет­ней дав­но­сти, по-види­мо­му, может слу­жить с.105 при­ме­ром, пре­до­сте­ре­гаю­щим от слиш­ком поспеш­ных выво­дов. Про­воз­гла­шен­ное тогда осу­щест­вле­ние всех меч­та­ний отнюдь не ста­ло кон­цом уто­пии как тако­вой, оно ста­ло лишь тем пере­лом­ным момен­том, когда под­лин­ной уто­пии при­шлось как бы воз­ро­дить­ся зано­во, очи­стить­ся от поли­ти­че­ских спе­ку­ля­ций и сно­ва стать зер­ка­лом неудо­вле­тво­рен­ных соци­аль­ных меч­та­ний. Уто­пия, слов­но Феникс, воз­ро­ди­лась из пеп­ла, при­чем это воз­рож­де­ние про­изо­шло уже на каче­ст­вен­но новом уровне. Важ­ней­шим конеч­ным ито­гом раз­ви­тия неофи­ци­оз­ных соци­аль­но-уто­пи­че­ских кон­цеп­ций ста­ла тогда, как извест­но, ран­не­хри­сти­ан­ская идея гряду­ще­го тыся­че­лет­не­го цар­ства. Хри­сти­ан­ство, про­воз­гла­сив­шее равен­ство всех людей перед богом (т. е. отверг­нув­шее не толь­ко нацио­наль­ные, но и соци­аль­ные барье­ры), впер­вые в исто­рии антич­ной мыс­ли после­до­ва­тель­но пере­нес­ло уто­пию не в про­шлое, не в насто­я­щее, а в буду­щее, в конеч­ный пункт линей­но­го раз­ви­тия чело­ве­че­ской исто­рии. При этом новая рели­гия, подоб­но офи­ци­аль­ной про­па­ган­де, тоже нес­ла в себе эле­мент «осу­щест­влен­ной уто­пии» — но такой, кото­рая была как бы про­ти­во­по­став­ле­на офи­ци­аль­но­му «золо­то­му веку». Счи­тая этот век «веком Сата­ны», хри­сти­ане пыта­лись на прак­ти­ке, в соб­ст­вен­ном обра­зе жиз­ни, вопло­тить прин­ци­пы той новой мора­ли, кото­рые, по их убеж­де­нию, дела­ли их достой­ны­ми гряду­ще­го цар­ства божье­го. Одно­вре­мен­ный поиск в этом же направ­ле­нии, как отме­ча­лось, вели в I в. не толь­ко уеди­нив­ши­е­ся в пустыне иудей­ские сек­тан­ты, не толь­ко пер­во­на­чаль­ные хри­сти­ане, но и живу­щие во всех угол­ках и в сто­ли­це Импе­рии при­вер­жен­цы сто­и­циз­ма и неопи­фа­го­ре­из­ма, бро­дя­чие фило­со­фы-кини­ки, а так­же самые обык­но­вен­ные «малень­кие люди», оза­бо­чен­ные про­бле­ма­ми достой­но­го обра­за жиз­ни и загроб­но­го возда­я­ния. Не слу­чай­но один из иссле­до­ва­те­лей мас­со­во­го созна­ния I в. при­шел к сле­дую­ще­му лако­нич­но­му выво­ду: «Уто­пизм — важ­ней­шая чер­та рим­ской эпо­хи»6.

Таким обра­зом, в I в. уто­пия не толь­ко не погиб­ла, но и, пере­жив кри­зис, совер­ши­ла вели­чай­ший про­рыв в сво­ем раз­ви­тии. С уче­том это­го резуль­та­та мож­но ска­зать, что было бы насто­я­щей уто­пи­ей гово­рить о каком бы то ни было при­бли­жаю­щем­ся «кон­це уто­пии». Уто­пия живет и раз­ви­ва­ет­ся по объ­ек­тив­ным, не зави­ся­щим от наше­го жела­ния зако­нам, и поэто­му было бы целе­со­об­раз­нее не «отпе­вать», а изу­чать ее, чтобы по воз­мож­но­сти не толь­ко избе­гать дей­ст­вия зало­жен­ных в ней раз­ру­ши­тель­ных потен­ций, но и обра­щать во бла­го ее пози­тив­ные (напри­мер — с.106 про­гно­сти­че­ские и ком­пен­са­тор­ные) функ­ции. К сожа­ле­нию, в оте­че­ст­вен­ной лите­ра­ту­ре после дол­го­го пере­ры­ва актив­ное и объ­ек­тив­ное изу­че­ние фено­ме­на уто­пи­че­ско­го созна­ния начи­на­ет раз­во­ра­чи­вать­ся толь­ко в послед­ние деся­ти­ле­тия.

В свое вре­мя, в 60—70 гг., неко­то­рые наши иссле­до­ва­те­ли уже пыта­лись сфор­му­ли­ро­вать гипо­те­зы об осо­бом типе уто­пи­че­ско­го созна­ния. Так, напри­мер, И. Н. Нема­нов при­шел к выво­ду, что соци­аль­ный уто­пизм пред­став­ля­ет собой «осо­бое функ­цио­наль­ное состо­я­ние инди­виду­аль­но­го, обще­ст­вен­но­го созна­ния, направ­лен­ное на полу­че­ние ново­го соци­аль­но­го зна­ния мето­да­ми умо­зри­тель­но­го кон­струи­ро­ва­ния в обра­зах-кон­цеп­ци­ях; важ­ней­шей чер­той соци­аль­но-уто­пи­че­ско­го созна­ния явля­ет­ся меха­низм абсо­лю­ти­за­ции, обу­слов­лен­ный край­ней неустой­чи­во­стью гра­ниц меж­ду бес­со­зна­тель­ным и созна­ни­ем, эмо­цио­наль­ной и мыс­ли­тель­ной сфе­ра­ми; это в свою оче­редь свя­за­но с харак­тер­ным для уто­пиз­ма отно­си­тель­но низ­ким уров­нем диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­сти мыш­ле­ния»7. Подоб­ные наблюде­ния и гипо­те­зы вызва­ли тогда у неко­то­рых оппо­нен­тов опа­се­ние, что они «могут слу­жить небла­го­вид­ным наме­ре­ни­ям изо­бра­зить соци­а­ли­сти­че­ские идеи как нечто болез­нен­ное или, во вся­ком слу­чае, сто­я­щее на пол­пу­ти меж­ду мисти­кой и рацио­на­лиз­мом, мифотвор­че­ст­вом и нау­кой»8. Необ­хо­ди­мо заме­тить, одна­ко, что речь в дан­ном слу­чае идет вовсе не о соци­а­ли­сти­че­ских иде­ях как тако­вых, но о любых уто­пи­че­ских иде­ях, какие бы прин­ци­пы орга­ни­за­ции обще­ства они не пред­по­ла­га­ли. Накоп­лен­ный опыт иссле­до­ва­ний поз­во­ля­ет теперь с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что уто­пи­сты всех вре­мен и наро­дов, несмот­ря на суще­ст­ву­ю­щие меж­ду ними раз­ли­чия, име­ли и име­ют мно­го сход­но­го в самом сти­ле мыш­ле­ния, в спо­со­бах обос­но­ва­ния сво­его иде­а­ла.

В послед­нее вре­мя тезис об уто­пи­че­ском созна­нии (уто­пи­че­ском мыш­ле­нии) явля­ет­ся почти обще­при­знан­ным, при­чем мно­гие иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что такое созна­ние зако­но­мер­но появ­ля­ет­ся на опре­де­лен­ной сту­пе­ни раз­ви­тия чело­ве­че­ско­го созна­ния и исто­ри­че­ски сле­ду­ет за мифо­ло­ги­че­ским созна­ни­ем9. Уто­пия в соот­вет­ст­вии с этим зани­ма­ет как бы про­ме­жу­точ­ное поло­же­ние меж­ду мифом и нау­кой, инте­гри­руя в себя их эле­мен­ты и при­да­вая им новое, при­су­щее толь­ко ей зву­ча­ние. Осо­бен­но важен для нас тот факт, что уто­пия по сво­е­му про­ис­хож­де­нию и ряду функ­ций мно­же­ст­вом нитей свя­за­на с мифом: имен­но поэто­му раз­ные авто­ры неза­ви­си­мо друг от дру­га пред­ла­га­ют назы­вать ее, напри­мер, «секу­ля­ри­зо­ван­ной рели­ги­ей»10, с.107 «спе­ку­ля­тив­ным мифом»11 и т. д. В кон­це пер­вой части кни­ги мы уже оста­нав­ли­ва­лись на осве­ще­нии того, как про­цес­сы «деса­кра­ли­за­ции» мифов о «жиз­ни при Кро­но­се» и о «Сатур­но­вом цар­стве» спо­соб­ст­во­ва­ли воз­ник­но­ве­нию и раз­ви­тию под мифо­ло­ги­че­ской «обо­лоч­кой» раз­лич­ных кон­цеп­ций с уто­пи­че­ским содер­жа­ни­ем. Теперь мы можем кон­ста­ти­ро­вать, что в эпо­ху прин­ци­па­та с рас­про­стра­не­ни­ем раз­но­об­раз­ных поли­ти­ко-исто­ри­че­ских интер­пре­та­ций мифа, осно­ван­ных уже не на поня­тии «род», а на поня­тии «век», дан­ные про­цес­сы при­хо­дят к логи­че­ско­му завер­ше­нию. От мифа, по сути, оста­ет­ся толь­ко сим­вол счаст­ли­вой эпо­хи, яркий образ, с помо­щью кото­ро­го полу­ча­ют выра­же­ние тео­рии само­го раз­лич­но­го уто­пи­че­ско­го (и не толь­ко уто­пи­че­ско­го) содер­жа­ния. С извест­ной долей услов­но­сти мож­но ска­зать поэто­му, что миф о «золо­том веке» стал как бы исход­ным пунк­том и кон­цен­три­ро­ван­ным выра­же­ни­ем антич­ной соци­аль­ной уто­пии: имен­но в нем нашли отра­же­ние наи­бо­лее уни­вер­саль­ные, «обще­че­ло­ве­че­ские» запро­сы, и имен­но он, свя­зан­ный сво­и­ми кор­ня­ми с древ­ней­ши­ми фольк­лор­ны­ми моти­ва­ми, в яркой и образ­ной фор­ме давал обще­по­нят­ное и обще­при­ем­ле­мое пред­став­ле­ние о бла­жен­ной, «рай­ской» эпо­хе. Пер­во­на­чаль­ное отсут­ст­вие дета­ли­зи­ро­ван­ных опи­са­ний спо­соб­ст­во­ва­ло сохра­не­нию при­вле­ка­тель­но­сти это­го обра­за для самых широ­ких сло­ев насе­ле­ния. Впо­след­ст­вии же, по мере рацио­на­ли­сти­че­ской кон­кре­ти­за­ции и напол­не­ния раз­лич­ных трак­то­вок мифа «узко­клас­со­вым» содер­жа­ни­ем на этой осно­ве появи­лось мно­же­ство раз­но­об­раз­ных соци­аль­но-уто­пи­че­ских кон­цеп­ций, общим для кото­рых неред­ко оста­ва­лось лишь исполь­зо­ва­ние ими «обо­лоч­ки» одно­го и того же попу­ляр­но­го мифа.

Учи­ты­вая это, мы счи­та­ем неце­ле­со­об­раз­ны­ми попыт­ки обоб­щаю­ще­го опре­де­ле­ния всех свя­зан­ных с мифом идей как «ком­му­ни­сти­че­ских», «соци­а­ли­сти­че­ских», «эга­ли­тар­ных», «анар­хи­че­ских» или каких-либо еще. Без­услов­но, неко­то­рые эле­мен­ты этих направ­ле­ний обще­ст­вен­ной мыс­ли без труда могут быть обна­ру­же­ны в раз­лич­ных антич­ных опи­са­ни­ях «золо­то­го века», одна­ко все эти раз­но­род­ные эле­мен­ты, если их про­из­воль­но вырвать из кон­тек­ста антич­ных реа­лий, тут же теря­ют пер­во­на­чаль­но вло­жен­ный в них смысл, при­об­ре­тая несвой­ст­вен­ное им совре­мен­ное зву­ча­ние12. Овидий при таком под­хо­де может пока­зать­ся рев­ност­ным «ком­му­ни­стом», Сене­ка — не менее рев­ност­ным «анар­хи­стом», хотя и тот и дру­гой исполь­зо­ва­ли дан­ные идеи ско­рее лишь как удоб­ный мате­ри­ал для обли­чи­тель­ных с.108 про­по­ведей про­тив «упад­ка нра­вов» в совре­мен­ном им Риме. Ино­гда иссле­до­ва­те­ли обра­ща­ют вни­ма­ние на то, что рим­ляне при­да­ва­ли сво­им опи­са­ни­ям «золо­то­го века» несколь­ко более явный, чем у гре­ков, «ком­му­ни­сти­че­ский» акцент13. В какой-то мере с этим наблюде­ни­ем мож­но согла­сить­ся, одна­ко глав­ное объ­яс­не­ние такой осо­бен­но­сти сле­ду­ет, види­мо, искать в самой спе­ци­фи­ке рим­ско­го обще­ства — точ­нее, в спе­ци­фи­ке про­яв­ле­ния «дву­еди­ной» антич­ной фор­мы соб­ст­вен­но­сти в Древ­нем Риме. Дело в том, что в рим­ской ci­vi­tas осо­бен­но важ­ная роль при­над­ле­жа­ла общин­ным тра­ди­ци­ям и обще­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти (в част­но­сти, на ager pub­li­cus)14, и стре­ми­тель­ное раз­мы­ва­ние этих пат­ри­ар­халь­ных основ «полис­но­го» кол­лек­ти­виз­ма в кон­це Рес­пуб­ли­ки — нача­ле Импе­рии не мог­ло не вызвать обще­ст­вен­ной реак­ции, выра­зив­шей­ся в иде­а­ли­за­ции любых про­яв­ле­ний кол­лек­ти­виз­ма, в рез­ком осуж­де­нии иму­ще­ст­вен­ной диф­фе­рен­ци­а­ции, нако­пи­тель­ства, рос­ко­ши, инди­виду­а­лиз­ма и «упад­ка нра­вов». Нель­зя не учи­ты­вать и того, что рас­суж­де­ния о «золо­том» и «желез­ном» веках, о пре­иму­ще­ствах «про­стой жиз­ни» перед нако­пи­тель­ст­вом пред­став­ля­ли из себя в это вре­мя самый рас­про­стра­нен­ный рито­ри­че­ский топос, на кото­ром отта­чи­ва­ли свое лите­ра­тур­ное мастер­ство даже такие высо­ко­по­став­лен­ные осо­бы, как пле­мян­ник и при­ем­ный сын Тибе­рия Гер­ма­ник. Несколь­ко ина­че сле­ду­ет оце­ни­вать ситу­а­цию, когда речь идет о после­дую­щем вли­я­нии антич­ных опи­са­ний «золо­то­го века» на писа­те­лей и поэтов сред­не­ве­ко­вья и ново­го вре­ме­ни. Про­дол­жая суще­ст­во­вать как лите­ра­тур­ный топос, «золо­той век» в то же вре­мя слу­жит пред­ме­том при­сталь­но­го вни­ма­ния уто­пи­стов после­дую­щих сто­ле­тий, чер­пав­ших из антич­ных опи­са­ний бога­тей­ший мате­ри­ал для раз­ви­тия соб­ст­вен­ных кон­цеп­ций15. В этом смыс­ле вли­я­ние антич­ных опи­са­ний «золо­то­го века» на раз­ви­тие уто­пи­че­ско­го соци­а­лиз­ма пред­став­ля­ет­ся вполне бес­спор­ным, хотя пока еще явно недо­ста­точ­но изу­чен­ным16.

Будучи одним из самых ран­них и самых уни­вер­саль­ных про­дук­тов уто­пи­че­ско­го твор­че­ства, образ «золо­то­го века» отра­зил в себе мно­гие осо­бен­но­сти того спе­ци­фи­че­ско­го уто­пи­че­ско­го мыш­ле­ния, о кото­ром гово­ри­лось выше. На при­ме­ре рас­смот­рен­ных опи­са­ний «золо­то­го века» мы неод­но­крат­но име­ли воз­мож­ность наблюдать одну из этих осо­бен­но­стей, заклю­чаю­щу­ю­ся в рез­ком разде­ле­нии мно­го­об­раз­но­го мира на «белое» и «чер­ное», на «прав­ду» и «крив­ду», на «наших» и «не наших». В вожде­лен­ном «золо­том веке» уто­пист, как пра­ви­ло, поме­ща­ет все с.109 недо­стаю­щие ему «плю­сы», остав­ляя на долю нена­вист­но­го ему «желез­но­го века» одни толь­ко «мину­сы». Точ­но так же «недиа­лек­тич­но» мыс­ли­ли и те, кто счи­тал себя «сына­ми све­та», кото­рым пред­сто­ит вое­вать с окру­жаю­щим их миром нече­сти­вых «сынов тьмы». Эта абсо­лю­ти­за­ция, лежа­щая в осно­ве почти вся­кой уто­пии, при­да­ва­ла и про­дол­жа­ет при­да­вать уто­пи­че­ским иде­ям взры­во­опас­ную силу в пери­о­ды кри­зи­сов, в пери­о­ды бед­ст­вий и соци­аль­ной напря­жен­но­сти, когда воз­ни­ка­ет соблазн раз­ру­бить «гор­ди­ев узел» нако­пив­ших­ся про­ти­во­ре­чий и про­блем одним реши­тель­ным уда­ром меча. Хариз­ма­ти­че­ский лидер, пообе­щав­ший, что вслед за таким сокру­ши­тель­ным для ста­ро­го мира уда­ром тут же насту­пит счаст­ли­вый новый мир, полу­ча­ет от иду­щих за ним масс мораль­ную санк­цию на при­ме­не­ние любых (даже самых вар­вар­ских) средств для дости­же­ния этой вели­кой и свет­лой цели. Уто­пизм пре­вра­ща­ет­ся в реаль­ную мощ­ную силу, кото­рая с оди­на­ко­вым успе­хом в тече­ние огра­ни­чен­но­го вре­ме­ни может быть исполь­зо­ва­на и для раз­ру­ше­ния, и для созида­ния. В том и заклю­ча­лось вели­чай­шее мастер­ство Авгу­ста как поли­ти­ка, что он, в отли­чие от боль­шин­ства дру­гих извест­ных исто­рии хариз­ма­ти­че­ских вождей, сумел «удер­жать в узде» эту силу, сведя к нуж­но­му ему эффек­ту раз­ру­ши­тель­ные послед­ст­вия и напра­вив остав­шу­ю­ся энер­гию на мир­ное упро­че­ние ново­го режи­ма.

Разу­ме­ет­ся, было бы некоррект­ным, гово­ря о таких уни­вер­саль­ных, харак­тер­ных для мно­гих исто­ри­че­ских эпох, про­яв­ле­ни­ях уто­пиз­ма, не отме­тить при этом спе­ци­фи­че­ские усло­вия их реа­ли­за­ции в древ­нем мире17. Антич­ность не зна­ла тех мощ­ных средств направ­лен­но­го идео­ло­ги­че­ско­го воздей­ст­вия на созна­ние людей, кото­рые при­нес в тече­ние послед­не­го сто­ле­тия науч­но-тех­ни­че­ский про­гресс (теле­виде­ние, радио, газе­ты, кино­филь­мы и т. д.). Отсут­ст­вие раз­ви­тых средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, срав­ни­тель­ная сла­бость бюро­кра­ти­че­ско­го аппа­ра­та18, орга­нов кон­тро­ля и при­нуж­де­ния созда­ва­ли гораздо менее бла­го­при­ят­ные усло­вия для мани­пу­ли­ро­ва­ния обще­ст­вом и обще­ст­вен­ным созна­ни­ем, для моно­поль­но­го рас­про­стра­не­ния «офи­ци­аль­ных уто­пий». Тех­ни­че­ский про­гресс, не играв­ший столь важ­ной роли в про­цес­сах про­из­вод­ства, соот­вет­ст­вен­но почти не при­вле­кал вни­ма­ния антич­ных уто­пи­стов, чаще все­го воз­ла­гав­ших надеж­ды на повы­шен­ное «само­вос­про­из­вод­ство» при­ро­ды, на помощь боже­ст­вен­ных сил или на спра­вед­ли­вое рас­пре­де­ле­ние про­дук­тов. При этом иде­ал, как мы убеди­лись, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев был свя­зан не с буду­щим, а с про­шлым, не с с.110 новым, а с утра­чен­ным ста­рым состо­я­ни­ем, даже если речь шла о гряду­щем воз­вра­ще­нии на зем­лю это­го «утра­чен­но­го рая». Такое воз­вра­ще­ние к уже прой­ден­но­му эта­пу дол­гое вре­мя мыс­ли­лось лишь как резуль­тат завер­ше­ния преж­не­го вре­мен­но­го цик­ла, и пере­ход от цик­лич­ной кон­цеп­ции дви­же­ния к линей­ной осу­ще­ст­вил­ся, по сути, уже на зака­те антич­ной циви­ли­за­ции, в эпо­ху кри­зи­са «полис­ной» идео­ло­гии.

Оформ­ля­ю­ща­я­ся в эту эпо­ху идея близ­ко­го «кон­ца исто­рии», т. е. идея гряду­ще­го пре­кра­ще­ния всех бед­ст­вий и наступ­ле­ния «рай­ско­го» бла­жен­ства для все­го чело­ве­че­ства, без­услов­но, при­над­ле­жит к чис­лу идей, оста­вив­ших самый глу­бо­кий след в исто­рии соци­аль­ных уто­пий. На зна­че­ние этой идеи «желан­но­го пре­де­ла» спра­вед­ли­во обра­тил вни­ма­ние Н. И. Конрад, про­ци­ти­ро­вав­ший в сво­ей ста­тье «О смыс­ле исто­рии» про­ник­но­вен­ные сло­ва Ф. М. Досто­ев­ско­го: «Золо­той век — меч­та самая неве­ро­ят­ная из всех, какие были, но за кото­рую люди отда­ва­ли всю жизнь свою и все свои силы, для кото­рой уми­ра­ли и уби­ва­лись про­ро­ки, без кото­рой наро­ды не хотят жить и не могут даже уми­рать»19. В сущ­но­сти, не толь­ко уто­пи­че­ская меч­та о «золо­том веке», но и любая уто­пия может быть при­зна­на меч­той одно­вре­мен­но и «самой неве­ро­ят­ной», и самой необ­хо­ди­мой: циви­ли­зо­ван­но­му чело­ве­ку свой­ст­вен­но меч­тать, иметь иде­а­лы и наде­ять­ся на луч­шее буду­щее, даже если его надеж­ды при­ни­ма­ют ино­гда фор­му анти­уто­пии, фор­му про­те­ста про­тив навя­зы­ва­ния кем-то соб­ст­вен­ной уто­пии. Отме­чая это при­су­щее чело­ве­ку осо­знан­ное стрем­ле­ние к луч­шей жиз­ни, один из запад­ных иссле­до­ва­те­лей не без сар­каз­ма заме­тил: «Мы можем опре­де­лить чело­ве­ка как живот­ное, кото­рое созда­ет уто­пии»20. По-види­мо­му, до тех пор, пока суще­ст­ву­ет чело­ве­че­ство, уто­пия будет сохра­нять свою жиз­не­спо­соб­ность, и циви­ли­зо­ван­ное обще­ство долж­но видеть свою зада­чу не в «иско­ре­не­нии» ее, а в том, чтобы, сохра­нив веру в луч­шее буду­щее, не допу­стить «поваль­но­го» увле­че­ния каким-то оче­ред­ным мира­жом, не допу­стить дик­та­та уто­пии или, точ­нее, дик­та­та тех, кто спе­ку­ли­ру­ет на уто­пи­ях. «Золо­той век» все­гда дол­жен сиять в недо­ся­гае­мой дали, ина­че в слу­чае его «дости­же­ния» под облу­пив­шей­ся золо­той крас­кой неми­ну­е­мо вновь обна­ру­жит­ся ржав­чи­на века «желез­но­го».

Завер­шить дан­ную работу хоте­лось бы извест­ной латин­ской фра­зой о том, что конец кни­ги не озна­ча­ет кон­ца иссле­до­ва­ния: fi­nis lib­ri non fi­nis quae­ren­di. Поле дея­тель­но­сти для иссле­до­ва­ний в этом направ­ле­нии оста­ет­ся весь­ма с.111 обшир­ным. Фено­мен антич­ной исто­рии заклю­ча­ет­ся как раз в том, что, про­ли­вая свет на мало­изу­чен­ные про­бле­мы совре­мен­но­сти, иссле­до­ва­те­ли сно­ва и сно­ва обна­ру­жи­ва­ют, что в лучах это­го све­та начи­на­ют при­об­ре­тать неожи­дан­но новый смысл даже те фак­ты антич­ной исто­рии, о кото­рых, каза­лось бы, уже выска­за­ны все воз­мож­ные точ­ки зре­ния. Антич­ность, в свою оче­редь, помо­га­ет луч­ше понять совре­мен­ность. Поэто­му такие акту­аль­ные про­бле­мы, как про­бле­ма воздей­ст­вия уто­пии на поли­ти­че­скую прак­ти­ку, про­бле­ма меха­низ­мов уто­пи­че­ско­го твор­че­ства и сме­ны одно­го обще­ст­вен­но­го иде­а­ла дру­гим ждут еще деталь­но­го изу­че­ния, в том чис­ле и со сто­ро­ны исто­ри­ков антич­но­сти. Нель­зя не отме­тить, что и в самой исто­рии антич­ных уто­пий до сих пор еще сохра­ня­ют­ся ничем (или почти ничем) не запол­нен­ные лаку­ны, одна из кото­рых, напри­мер, охва­ты­ва­ет пери­од со II в. по конец антич­ной циви­ли­за­ции. Иссле­до­ва­ния, пред­при­ни­мае­мые сей­час раз­лич­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в этой обла­сти, несо­мнен­но, могут при­не­сти самые пло­до­твор­ные резуль­та­ты.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.128
  • 1Ср.: Gün­ther R. Frie­den­si­deen in der rö­mi­schen Kai­ser­zeit // Das Al­ter­tum. Bd. 34. 1988. H. 3. S. 149—156.
  • 2См.: Бата­лов Э. Я. В мире уто­пии: Пять диа­ло­гов об уто­пии, уто­пи­че­ском созна­нии и уто­пи­че­ских экс­пе­ри­мен­тах. М., 1989. С. 157; Ke­nis­ton K. Youth and dis­sent. The ri­se of a new op­po­si­tion. N. Y., 1971. P 27—57.
  • с.129
  • 3Чали­ко­ва В. А. Насто­я­щее и буду­щее сквозь приз­му уто­пии // Совре­мен­ные бур­жу­аз­ные тео­рии обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия. М., 1984. С. 116.
  • 4Цит. по: Шац­кий Е. Уто­пия и тра­ди­ция. М., 1990. С. 177; сам автор при­хо­дит к выво­ду, что «конец века уто­пий отнюдь не настал» (С. 193).
  • 5Капу­стин М. П. Конец Уто­пии? Про­шлое и буду­щее соци­а­лиз­ма. М., 1990. С. 5. В дру­гом месте (С. 568) автор, про­чем, уточ­ня­ет, что «конец уто­пии» в его пони­ма­нии — это конец тота­ли­тар­ных систем, осно­вы­ваю­щих­ся на уто­пи­че­ских иде­ях. В свя­зи с этим нель­зя не при­знать, что антич­ная исто­рия так­же свиде­тель­ст­ву­ет о наи­боль­ших шан­сах рас­про­стра­не­ния «осу­щест­влен­ной уто­пии» в обще­стве с более или менее выра­жен­ны­ми тота­ли­тар­ны­ми тен­ден­ци­я­ми.
  • 6Ковель­ман А. Б. Рито­ри­ка в тени пира­мид. М., 1988. С. 141.
  • 7Нема­нов И. Н. Соци­аль­ный уто­пизм и обще­ст­вен­ная мысль // Мето­до­ло­ги­че­ские про­бле­мы исто­рии фило­со­фии и обще­ст­вен­ной мыс­ли. М., 1977. С. 108.
  • 8Куче­рен­ко Г. С. Иссле­до­ва­ния по исто­рии обще­ст­вен­ной мыс­ли Фран­ции и Англии. XVI — пер­вая поло­ви­на XIX в. М., 1981. С. 10.
  • 9См. напри­мер: Бата­лов Э. Я. Соци­аль­ная уто­пия и уто­пи­че­ское созна­ние в США. М., 1982. С. 11—33; Пче­лин­це­ва Т. А. Соци­аль­ная уто­пия — одна из ран­них форм ста­нов­ле­ния зна­ний об обще­стве // Спе­ци­фи­ка соци­аль­но­го позна­ния. М., 1984. С. 62—66; Кирвель Ч. С. Уто­пи­че­ское созна­ние: сущ­ность, соци­аль­но-поли­ти­че­ские функ­ции. Минск, 1989. С. 16 и сл.
  • 10Mor­gan A. E. Nowhe­re was so­mewhe­re. How his­to­ry ma­kes uto­pias and how uto­pias ma­ke his­to­ry. Cha­pel Hill, 1946. P. 24 f.
  • 11Frye N. Va­rie­ties of li­te­ra­ry uto­pias // Uto­pias and uto­pian thought / Ed. by F. E. Ma­nuel. Bos­ton, 1967. P. 25.
  • 12См.: Гуто­ров В. А. Антич­ная уто­пия и «эле­мен­ты соци­а­лиз­ма» в древ­нем мире // ИСУ. М., 1988. С. 200 и сл.; ср. мне­ние Г. С. Куче­рен­ко, выска­зан­ное в докла­де «Антич­ность и уто­пи­че­ский соци­а­лизм» (ВДИ. 1979. № 2. С. 220 и сл.), а так­же весь­ма убеди­тель­ное выступ­ле­ние на эту тему А. И. Зай­це­ва: Зай­цев А. И. Дис­кус­сии о соци­а­лиз­ме в антич­но­сти // Антич­ность и совре­мен­ность: Докл. конф. М., 1991. С. 24—28.
  • 13Wal­la­ce-Had­rill A. The gol­den age and sin in Augus­tan ideo­lo­gy // PP. № 95. 1982. P. 23.
  • 14Ср.: Шта­ер­ман Е. М. Рим­ская соб­ст­вен­ность и демо­кра­тия // Антич­ность… С. 173 и сл.
  • 15См., напри­мер: Чико­ли­ни Л. С. Соци­аль­ная уто­пия в Ита­лии. XVI — нача­ло XVII в. М., 1980. С. 132 и сл.; Gatz B. Wel­tal­ter, gol­de­ne Zeit und sinnverwandte Vorstel­lun­gen. (Spu­das­ma­ta, 16). Hil­des­heim, 1967. S. 211 ff.; Le­vin H. The myth of the gol­den age in the Re­nais­san­ce. Bloo­mington, L., 1969. P. 14 ff.; Veit W. Stu­dien zur Ge­schich­te des To­pos der gol­de­nen Zeit von der An­ti­ke bis zum 18. Jahrhun­dert: Diss. Köln, 1960. S. 103 ff.
  • 16Подроб­нее см.: Чер­ны­шов Ю. Г. Миф о золо­том веке и уто­пи­че­ский соци­а­лизм // Город и государ­ство в антич­ном мире. Про­бле­мы исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия. Л., 1987. С. 120—137.
  • 17Из чис­ла работ, в кото­рых затра­ги­ва­ет­ся этот вопрос, мож­но отме­тить сле­дую­щие: Гуто­ров В. А. Антич­ная соци­аль­ная уто­пия. Вопро­сы исто­рии и тео­рии. Л., 1989. С. 15 и сл.: Чер­ны­шов Ю. Г. Уто­пизм антич­ный и совре­мен­ный: исто­рио­гра­фия про­бле­мы // Исто­рио­гра­фия акту­аль­ных про­блем антич­но­сти и ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. Бар­на­ул, 1990. С. 3—26; с.130 Baldry H. C. An­cient uto­pias. Sou­thampton, 1956; Fin­ley M. I. Uto­pia­nism an­cient and mo­dern // Fin­ley M. I. The use and abu­se of his­to­ry. L., 1975. P. 178—192; Kytzler B. Uto­pi­sches Den­ken und Han­deln in der klas­si­schen An­ti­ke // Der uto­pi­sche Ro­man / Ed. A. Villgrad­ter und F. Krey. Darmstadt, 1973. S. 45—68; Fer­gu­son J. Uto­pias of the clas­si­cal world. L., 1975; Ma­nuel F. E., Ma­nuel F. P. Uto­pian thought in the Wes­tern world. Cambrid­ge, Mass., 1979. P. 33—112.
  • 18Даже в пери­од наи­выс­шей «бюро­кра­ти­за­ции» ран­ней Рим­ской импе­рии на каж­до­го адми­ни­ст­ра­то­ра с власт­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми в ней, по мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, при­хо­ди­лось не менее 100000 чело­век, и в этом отно­ше­нии государ­ство мог­ло быть упо­доб­ле­но одно­му боль­шо­му поли­су. См.: Смыш­ля­ев А. Л. Государ­ство без бюро­кра­тии (опыт ран­ней Рим­ской импе­рии) // Антич­ность… С. 70—74.
  • 19Конрад Н. И. Запад и Восток. Ста­тьи. М., 1972. С. 486.
  • 20Mor­gan A. E. Nowhe­re… P. 110.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1382199429 1387643698 1407695009 1407695017 1407695018 1407695019