Вопросы общественного развития в поэме Лукреция.
с.475 История развития человеческого общества, а также история появления техники и искусств, излагаемые Лукрецием в V книге1, тесно примыкают к учению о возникновении органической жизни и вместе с ним составляют заключительную часть этой книги, посвященной основам атомистической космологии. Весь этот раздел самым своим историческим характером существенно отличается от других частей поэмы: рассуждение, доказательство как важнейшая черта, характеризующая ее художественный стиль, здесь почти полностью вытеснено эпическим повествованием. Там же, где Лукреций приводит доводы, подкрепляющие отдельные частности создаваемой им исторической картины, он черпает их в соображениях общего порядка и в обращении к повседневному опыту, не устанавливая вовсе прямых связей между предлагаемым построением исторического процесса и атомистической системой в целом2. Эта черта рассматриваемой части поэмы Лукреция связана с особым положением, которое, как это приходится заключить из анализа относящихся сюда памятников, отведено в эпикурейской системе учению о человеческом обществе. В том, что сохранилось от самого Эпикура, эта часть его философии мало представлена, если не считать нескольких кратко сформулированных положений в Κύριαι δόξαι, где устанавливается относительный характер понятия δίκαιον, а сущность связанных с этим понятием фактов общественной жизни сводится к наличию уклада отношений между людьми, направленного εἰς τὸ μὴ βλάπτειν ἀλλήλους μηδέ βλάπτεαθαι3. Основным источником, уясняющим нам эпикурейскую социологию как целое, является именно изложение ее у Лукреция.
Что Лукреций здесь точно следует эпикурейской традиции, не только вытекает из общих соображений, связанных с отношением Лукреция к Эпикуру, но и подтверждается сохранившимися источниками. Так, указывалось (Philippson, Arch. f. Phil., 1910) на близость между Лукрецием и той передачей эпикурейского учения, которая содержится в сочинении неоплатоника Порфирия Περὶ ἀποχῆως ἐμψύχων и сопровождается ссылкой на непосредственного преемника Эпикура в его школе, Гермарха.
Однако изложение Лукреция встречает и другую близкую параллель, позволяющую ввести его в более широкую перспективу развития античной философско-исторической мысли. Уже давно было замечено, с.476 что те главы Исторической библиотеки Диодора, где говорится о начале человеческой истории4, обнаруживают ряд поразительных совпадений с V книгой Лукреция. Между тем источником Диодора здесь является, как известно, современник Эпикура, философ и путешественник, Гекатей из Абдеры. На Гекатея, автора полусказочного сочинения Αἰγυπτιακά, прямо указывает устанавливаемая Диодором связь начала человеческой истории с Египтом: «Говорят египтяне, что при начальном рождении всего существующего κατὰ τὴυ έἐξ ἀρκῆζ τὼυ ὅλωυ γένεσιυ первые люди появились в Египте вследствие хорошего климата страны и особой природы Нила» (διὰ τε τὴυ εὐκρασίαυ τῆζ κώραζ και διὰ τὴν φύσιν του Νείλου, I. 10).
Как показал Рейнгардт в статье Hekataios von Abdera und Demokrit5, источником для Диодора послужил Гекатей, в свою очередь зависящий от Демокрита, к которому, таким образом, и восходит построение истории возникновения и развития человеческого общества, сохраненное нам в эпикурейской традиции, и прежде всего у Лукреция.
Это позволяет дать объяснение той особенности в изложении истории культуры у Лукреция, на которую было указано выше, — отсутствию прямой связи между нею и атомистической физикой. Как известно, этика Демокрита — включая в это понятие, в соответствии с недостаточной дифференцированностью самого относящегося сюда материала, также и социальную философию — была вполне наивна в том смысле, что строилась как более или менее последовательный ряд положений жизненной мудрости, без какой-либо попытки подвести под них научное основание, связав их с разработанной самим Демокритом атомистической системой. Впрочем, такая попытка могла бы лишь поставить его перед неразрешимой проблемой, поскольку предполагаемая механикой Демокрита сквозная причинная обусловленность всего происходящего в мире устраняла возможность создания каких-либо норм, определяющих человеческое. поведение, помимо этой извечной непреодолимой необходимости: «Не имеют никакого начала причины того, что ныне совершается, ибо искони, с бесконечного времени, в силу необходимости предопределено без исключения все бывшее, настоящее и будущее» (Plut. Strom. 7 = Diels5, 68A39). Но даже и там, где речь должна была бы идти не об обосновании тех или иных практических норм, а лишь об объяснении реально существующих социальных явлений, Демокриту, по-видимому, остается чуждой мысль об использовании для этого атомистической механики: χρεὶα, πεῖρα, τὸ συμφέρον — таковы движущие силы, выступающие здесь вместо одной изначальной механической причинности.
Величайшей заслугой Эпикура было то, что он превратил атомистику из натурфилософской теории в законченную философскую систему, которая должна была, исходя из единого всесторонне развитого принципа, удовлетворить и теоретическим запросам и запросам морального сознания. Внесенное им в физику Демокрита изменение, παρέγκλισιζ, было соединительным звеном, позволявшим, без существенных новшеств в этической части его философии, восстановить отсутствовавшее внутреннее единство между этой частью и ее с.477 физическими предпосылками6. Но для самого Эпикура при этом переместился и центр философских интересов. Практические задачи, которые он ставил перед философией, отодвинули на второй план задачи теоретические или даже вовсе их поглотили. На резкую противоположность между Эпикуром и Демокритом в этом отношении указал уже Маркс в своей юношеской диссертации: «Эпикур сознается, что его способ объяснения имеет целью невозмутимость самосознания, а не познание природы самой по себе. Нам нет надобности распространяться о том, насколько противоположен он Демокриту и в данном случае»7. Маркс имеет здесь в виду, с одной стороны, такие высказывания Эпикура, как Κ. δ. XI, или «Послание к Пифоклу», 85, с другой — исследовательский энтузиазм Демокрита, нашедший выражение в том, что он, по его собственным словам, «предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол»8.
Другая черта философии Эпикура, имеющая особое значение для проблематики общественных явлений, непосредственно связана с самой универсализацией атомистического принципа, путь к которой открыл Эпикур введением παρέγκλισιζ. Строя этику на представлении о человеческой личности, сообразующей свое поведение с суммой доставляемых ей каждым поступком удовольствий или страданий, Эпикур был вынужден — чего нет оснований утверждать о Демокрите — толковать и социальные явления как совокупность определяемых эгоистическим принципом индивидуальных поведений. Оценка этих явлений, и в частности государства, с точки зрения блага отдельной личности, понимаемого как возможно большее приближение к конечной цели ἀταραξια, приводили его к требованию ухода мудреца от политической жизни λάθε βιώσαζ9. Какой смысл должна была получить при этом в его системе воспринятая от Демокрита история человеческой культуры? Точнее, какова была практическая направленность этой части в системе, имевшей своей конечной целью рассеяние ложных страхов и уничтожение в человеке представлений о зависимости его блага от каких-либо вне его находящихся сил? Одна из глав книги Гюйо «Мораль Эпикура»10 посвящена обоснованию положения о том, что эпикуреизм впервые выдвинул идею прогресса в истории человеческого общества взамен коренившегося в религиозных верованиях представления об изначальном золотом веке, эпохе пышного процветания природы и ничем не омраченного блаженства человека, и о постепенном движении к упадку. По мнению Гюйо, эта идея и не могла возникнуть иначе, как в системе философии, враждебной вере в могущество богов, которым люди обязаны всеми своими жизненными благами. Однако, анализируя эпикурейское понятие прогресса, Гюйо приходит к выводу, существенно ограничивающему, если не устраняющему вовсе, практическое значение противоположности между точкой зрения эпикуреизма и той традиционной точкой зрения, которую она сменила. «Недостаточно, — говорит Гюйо, — установить наличие прогресса, необходимо еще с.478 понять его моральное значение»11. Между тем приходится признать, что для эпикуреизма прогресс, заключавшийся в развитии техники и усложнении форм жизни, не имел положительной моральной ценности. Он уводил человека все далее от первобытной простоты, при которой его желания ограничены естественными и необходимыми желаниями, находящими обеспеченное удовлетворение в неистощимом богатстве молодой природы. Появление у человека новых потребностей, выходящих за пределы сначала необходимого, а затем и естественного, не могло бы сделать жизнь человека более счастливой даже в том случае, если бы удовлетворение их было столь же доступно, как и удовлетворение потребностей необходимых. Но в действительности это не так. «Развитие культуры, — заключает Гюйо, — изощряя чувства, делает их более доступными для страданий, которые миновали первобытного человека. С этой стороны Лукреций словно осуждает (semble blamer) успехи промышленности и даже искусств, как это делали древние римляне, как это делают все религии… Аскетизм — враг прогресса, а в эпикурейской философии, внешне такой изнеженной, есть аскетизм, как он есть и в стоицизме и в большей части философских систем и религий древности»12. Таким образом, прогресс, усматриваемый эпикурейской философией в истории культуры, лишен для нее, согласно Гюйо, какой бы то ни было положительной ценности.
На эти выводы, принадлежащие Гюйо, возражает Робэн в статье «Об эпикурейском представлении прогресса»13, основная мысль которой воспроизведена и в его комментариях к Лукрецию. Он справедливо указывает, что само по себе представление о постепенном развитии техники и форм общественной жизни, и притом порожденном не божественными факторами, а творчеством самих людей, не было новшеством эпикуреизма. Действительно, если в мифе, вкладываемом в уста Протагора (320 c — 322), и в «Политике» (274 b—
Нельзя не видеть вместе с Робэном величайшей заслуги эпикуреизма в этом объяснении кажущейся целеустремленности мировых процессов их естественной необходимостью. Однако едва ли усматриваемое здесь Робэном представление о прогрессе действительно имеется налицо в системе эпикуреизма. Скорее здесь уместно было бы говорить о близости этих представлений, возникающей в развитом виде лишь в науке нового времени, идее естественного отбора как движущей силы в эволюции органического мира. Во всяком случае к непосредственно интересующему нас вопросу об оценке культурного развития человечества этот «атомистический прогресс» прямого отношения не имеет. Возвращаясь же к первой части выводов Робэна, приходится признать их односторонними и вследствие этой односторонности искажающими те данные, которые можно извлечь из нашего основного источника по вопросам эпикурейской философии общественного развития — из поэмы Лукреция. Действительно, у Лукреция мы встречаемся с двумя противоположными и не находящими окончательного согласования тенденциями в характеристике результатов развития культуры. С полной ясностью выражена та из этих двух тенденций, которая является основной для эпикуреизма, в первой части даваемого Лукрецием изложения возникновения и развития культуры. Завершается эта часть прямым сопоставлением первобытного состояния человечества с состоянием современным, и смысл этого сопоставления не допускает сомнений: предпочтительнее первое. Устранив религиозное в своей основе представление о «золотом веке», сближающее первобытное человечество с богами, и заменив его с.480 восходящей к Демокриту научной теорией о постепенном развитии и усложнении форм человеческой жизни, обусловленных естественными причинами, Лукреций, в полном соответствии с этикой эпикуреизма, подчеркивает те стороны этого развития, которые заставляют дать ему отрицательную оценку14. Как ни ужасна с большой наглядностью рисуемая Лукрецием картина гибели беззащитного человека, заживо пожираемого дикими зверями или в невыносимых страданиях «с объеденным телом» (corpore adeso) страшными криками призывающего Орка после того, как ему удалось избегнуть немедленной смерти, она служит только для того, чтобы повысить весомость последующего: at non… (999 сл.). Такой же характер имеют и два дальнейших противопоставления: «Тогда умирали от недостатка пищи, теперь от изобилия; тогда отравлялись случайно по неопытности, теперь умышленно отравляют других». Здесь Лукреций выступает как верный хранитель и передатчик эпикурейской традиции. Это не только вытекает из общих соображений, связанных с основной этической направленностью эпикурейской философии, но находит подтверждение и в предшествующих приведенным стихах (972—
Здесь необходимо остановиться на истолковании слова miseris, которое может показаться опровергающим мысль о высокой оценке первобытной жизни у Лукреция. На самом деле это не так. Сайке прав, когда говорит, что, хотя miseris mortalibus представляет собой перевод гомеровского δειλοῖσι βροτοτσι, эпитет должен иметь значение для смысла данного места, однако он впадает в с.481 заблуждение, делая тот вывод, что, с точки зрения Лукреция, «грубый образ жизни не вел к счастью»16. Нет надобности в то же время прибегать к странному предположению Робэна, что это слово имеет здесь ироническое значение. Его ясный смысл заключается в том, чтобы подчеркнуть полноту и изобилие природы по сравнению с ничтожными потребностями ничтожных смертных.
С картиной изначальной гармонии между потребностями человека и тем, что он без приложения какого-либо труда получает для их удовлетворения, контрастирует заключающая II книгу картина последующего истощения производительных сил природы, отнесенная Лукрецием к своей современности. Все, что существует, сохраняет свою целость лишь до тех пор, пока количество атомов, получаемых извне, уравновешивает их потерю, неизбежную в силу законов атомистической механики для всякого соединения атомов (concilium); и чем больше вещь, тем более затруднено поступление необходимой пищи в виде новых запасов атомов во все ее части; ее ткань редеет, сопротивляемость ударам чужеродных атомов ослабевает, и она распадается, отдавая свои атомы новым их сочетаниям. Ограничена, и притом кратким сроком, и жизнь миров: лишь недавно возник наш мир, до сих пор еще развиваются искусства (V, 330—
В заключительной части II книги с большой силой выражена та мрачная окраска, которую приобретает у Лукреция разработка ряда моментов эпикурейской философии, в самой системе выступающих лишь как ступень на пути восхождения к ее конечной освободительной цели17.
Неизбежность упадка, одряхления и гибели для каждого мира находит здесь подтверждение в материале самой окружающей поэта италийской действительности, которая глубоко эмоционально воспринимается Лукрецием.
Уже указывалось на то, как созвучны рассматриваемые стихи Лукреция тем настроениям, которые были широко распространены в Италии
О том, что первоначальным поводом к такому объединению в сохраненном рассматриваемыми здесь источниками построении Демокрита признавалась необходимость защиты от диких зверей, мы узнаем только из более краткого, но дополняющего Лукреция в этом пункте изложения Диодора. Лукреций вслед за морализующим сопоставлением с современностью первоначального состояния людей, при котором жили в одиночку, sponte sua sibi quisque valere et vivere doctus (961), переходит сразу к тому этапу, который характеризуется появлением постоянных жилищ и одежды из звериных шкур, усвоением употребления огня, принесенного молнией, и началом семейной жизни. На этом этапе Лукреций еще не усматривает моментов, которые заставили бы его говорить о каком-либо моральном упадке, хотя, с точки зрения последовательной эпикурейской морали, такое желание, как желание иметь собственную семью, не выходя из пределов естественного, превышает все же меру необходимого. И о вызванной употреблением огня утрате способности переносить холод под открытым небом, и о смягчении сурового нрава под влиянием семейной жизни он упоминает без какого-либо явного сожаления, и само выражение (1014) tum genus humanum primum mollescere coepit, которым он характеризует этот этап, одинаково может быть воспринято как in malam, так и in bonam partem19.
С очевидным сочувствием говорит Лукреций о заключаемых в эту эпоху при помощи жестов и косных зачатков речи союзах дружбы, направленных к тому, чтобы предупредить взаимные обиды, и о том, что большая часть свято соблюдала эти договоры, обеспечивая тем самым сохранение человеческого рода. Но в высшей степени характерно, что, воспроизводя в словах nec laedere nec violari часть эпикурейской формулы (Κ. δ., XXXIII), Лукреций отбрасывает существенное — слишком радикальное для него — содержание договорной теории справедливости: οὐκ ῇν τι καθ᾿ ἑαυτὸ δικαιοσύνη. Вместо того он вводит чисто эмоциональный момент, противоречащий в сущности прямому смыслу этой теории, — сожаление к слабейшим20.
Не требует, далее, пояснений, что только как положительный момент могло фигурировать и у Лукреция и у его предшественников относимое к этому этапу возникновение речи, которому уделена значительная часть содержащегося в V книге обзора развития культуры.
Лишено отрицательной окраски в указанном выше смысле и краткое описание третьего этапа, характеризующегося дальнейшим развитием техники под руководством тех, которые выделялись умом и дарованиями, достигли благодаря этому власти, стали строить себе укрепленные убежища и раздавать по своему усмотрению скот и землю, в зависимости от физических и умственных качеств оделяемых. Зато по отношению к четвертому этапу, отличительным признаком которого явилось зарождение денежных богатств (1113…res inventast aurumque repertum), Лукреций широко использует аппарат эпикурейской этики. Комментаторы указывают на близость развиваемых здесь мыслей о суетности погони за богатством к высказываниям, с.483 содержащимся среди κύριαι δοξαι Эпикура, а также в сборнике, сохраненном под именем Демокрита21. Пятый, и последний, этап ознаменован кровопролитным ниспровержением царей, короны которых, «валяясь под ногами народа, оплакивают былой почет». За этим следует переходный период безвластия и смуты, заканчивающийся избранием магистратов и установлением правового порядка. Здесь Лукреций придает своему изложению чрезвычайную живость, искусно пользуясь терминами и образами римского государственного права. Уже начиная с вводной формулы этого раздела regibus occisis, приводящей на память post reges exactos Ливия, теоретически реконструируемый период начала человеческого общества облекается в конкретные формы римской исторической легенды и древнейшей римской истории. Imperium (1142), magistratus (1143), leges aequae (1149), foedera pacis (1155) — таковы эти термины, в сочетании с торжественно-приподнятой фразеологией придающие всему разделу ясно выраженный римский колорит.
Заканчивает Лукреций изложение новым обращением к темам οζκύριαι δόξαι (XXXIV, XXXV), не решаясь, однако, и здесь, как и в предыдущем случае, воспроизвести радикальное положение эпикурейской философии права во всей его резкости22. Этим и завершается социологическая в узком смысле часть V книги. После примыкающего к ней эпизода о возникновении веры во власть богов над людьми следует продолжение истории техники, в которое входит как часть, наряду с историей металлургии, военной техники, тканья, возделывания злаков и плодовых деревьев, также и история возникновения и развития мусических искусств. Только в этой последней части имеются элементы эпикурейской паренезы, оправдывающие мнение Гюйо об отрицательной оценке культурного прогресса в эпикурейской философии: et numerum servare genus didicere, negue hilo maiorem interea capiunt dulcedinis fructum. Сопоставляя это утверждение с оценкой новых идей и форм в искусстве, которая содержится в замечательных стихах, открывающих последнюю часть I книги (921 сл.), мы получаем отчетливое представление о том, какое место принадлежит этим элементам школьной традиции в мировоззрении Лукреция. А продолжая то же разграничение и далее, легко определим соотношение между находящимся бок о бок в V книге эпикурейским осуждением культурного прогресса и завершающими эту книгу восторженными стихами, в которых говорится о творческом движении человечества на пути к вершинам искусств.
с.484 Материальный прогресс и моральный упадок — так суммирует в своем комментарии Бэли (т. III, стр. 1538) содержание стихов 1379—
Тщетно трудится род людской и тратит свой век на пустые заботы — таков этот, казалось бы, окончательный итог, за которым читатель, подготовленный к нему не только упомянутой нами параллелью во вступлении ко II книге, но и более широкой трактовкой основной этической проблемы эпикуреизма в заключительной части III книги, ожидает лишь традиционного практического вывода о суетности погони за мнимыми жизненными благами, о необходимости самоограничения личности, сокращения личных потребностей26. Но здесь иной ход мысли, и заключительные стихи V книги звучат не скудной эпикурейской моралью, а воодушевленной хвалой неутомимому человеческому духу, овладевающему вершинами знаний и искусств27.
Пафос возникающей здесь величественной картины неуклонного прогрессивного движения человечества определяет ту философию культурного развития, которую Лукреций черпает в своем поэтическом постижении мира, более глубоком, чем служащая для него лишь частичным и недостаточным выражением эпикурейская доктрина.
Моральная ценность этого развития, движущей силой которого является свободное устремление человеческого духа (animi iactus liber, II 1047) к постижению природы, с той же отчетливостью противостоит традиционному этическому идеалу эпикуреизма, ограниченному практической задачей освобождения человечества от страха перед богами и страха смерти, как священный трепет, в который повергает Лукреция созерцание раскрывшихся перед ним тайн мироздания, далек от блаженной невозмутимости, составляющей для Эпикура конечную цель философствования28.
ПРИМЕЧАНИЯ
Слишком заострена относящаяся сюда формулировка, которую мы находим в докторской диссертации
Весьма показательно и упоминание о богах в стихе 1155, по своему характеру плохо согласующееся с эпикурейской доктриной: etsi fallit enim divum genus humanumque, perpetuo tamen id fore clam diffidere debet.