Gelzer M. Hat Sertorius in seinem Vertrag mit Mithradates die Provinz Asia abgetreten? // Kleine Schriften. Bd. II. Wiesbaden, 1963. S. 139—145. — Пер. с нем. А. В. Короленкова.
с.83 Заслугой Гельмута Берве является то, что в своей остроумной статье2 он поднял упомянутый вопрос. Имеющиеся по данному вопросу фрагменты источников противоречат друг другу (App. Mithr. 68. 288; Plut. Sert. 23). Аппиан безусловно утверждает это3, тогда как Плутарх самым решительным образом оспаривает то, что была сделана столь далеко идущая уступка. Как говорит Берве, современные исследования единогласно отдают предпочтение Плутарху4. Сам он, однако, уверен, что следует присоединиться к Аппиану. Поскольку в сообщении Аппиана налицо антипатия по отношению к Серторию, а Плутарх, напротив, явно благоволит ему, то Берве пытается решить вопрос о ценности обоих отрывков с точки зрения источниковедческой критики. В противоположность распространённому мнению о том, что Плутархова биография Сертория основана на «Истории» Саллюстия5, он считает последнего источником лишь 7—
Я не уверен, что приведенные аргументы дезавуируют свидетельство Плутарха. Все эти три главы (22—
Таким же образом поступает Плутарх и в других главах. Приглашение Сертория лузитанами даёт ему повод порассуждать о его характере (гл. 10). Далее он рассказывает, как Серторий с помощью прирученной лани обретает власть над душами суеверных варваров (гл. 11). После краткого сообщения о первых годах войны в гл. 14—
Далее Берве особо подчеркивает то обстоятельство, что в гл. 24 в устах Митридата олицетворением Рима является Palatium10. Это могло иметь место впервые лишь в эпоху империи. Я не понимаю, почему Митридат, который, как известно, глубоко изучал римскую историю (Pomp. Trog. ap. Iust. XXXVIII. 4. 5—
Особенно высоко оценивает Плутарх прирождённую гуманность Сертория (Plut. Sert. 10, 22, 25). Только интриги Перперны приводят к тому, что, увлечённый на неправый путь, он приказывает умертвить или обратить в рабство заложников в Оске (гл. 25). Совершенно иначе представлено всё у Аппиана. В «Гражданских войнах» (I. 109. 511) уже под
Из всего этого обзора я заключаю, что различные мнения о Сертории стали появляться уже во время войны с ним и сразу же после неё. Особую роль сыграл здесь, несомненно, явный контраст с Перперной (Plut. Sert. 15), параллельно с которым развивается в дальнейшем напряжённость между римлянами и испанцами. В такой же связи находятся и противоречащие друг другу сообщения о договоре с Митридатом. У Аппиана (Mithr. 68. 288) именно Серторий отдаёт царю, кроме Вифинии, Пафлагонии, Каппадокии и Галатии, также и римскую провинцию; у Плутарха (Sert. 23) Митридат требует всю Азию, которою владел накануне мира в Дардане в 85 г. Серторий вносит этот вопрос на обсуждение своего сената. Последний хочет одобрить все требования царя, Серторий же, напротив, с возмущением отвергает уступку законно приобретённой римлянами провинции.
Против достоверности сообщения Аппиана говорит уже то обстоятельство, что такая не имеющая аналогий15 в римской истории государственная измена в прочей литературе — за исключением Плутарха — не оставила никаких следов, например, у Цицерона (Verr. II. 1. 87). Однако надёжное разрешение проблемы мы можем найти, только дав ответ на вопрос, следует ли рассматривать Сертория как предводителя испанских повстанцев или как римского политика. Если именно Серторий хотел из Испании завоевать Италию, он не мог, в конце концов, заранее уступить по договору богатейшую провинцию римского народа, для возвращения которой правительство популяров после смерти престарелого Мария отправило консула Валерия Флакка. Когда Митридат вёл переговоры с Суллой, он утверждал, будто Фимбрия предложит ему более благоприятные условия и ссылкой на это пытался удержать за собою Пафлагонию (App. Mithr. 56. 225; Plut. Sulla. 23. 6). Для Фимбрии, естественно, об Азии не могло идти и речи. Мы также читаем у Диона Кассия (XLIII. 4. 6), что Метелл Сципион в стеснённых обстоятельствах обещал царю Нумидию Юбе подарить всё, «чем владеют римляне в Африке». Но остаётся вопрос, собирался ли он выполнять своё обещание после победы. Уступка же Азии, безусловно, повлекла бы за собою и потерю Киликии, и это, вероятно, послужило причиной того, что Аппиан упустил из виду данное обстоятельство.
То, что Серторий ощущал себя римским полководцем (imperator), легко доказывается ссылками не только на апологетические пассажи Плутарха. То же самое демонстрирует фрагмент XCI книги Ливия (фрагмент 22 по изданию Вайсенборна — Мюллера). Согласно Аппиановой традиции (BC. I. 108. 508; Hisp. 101. 440), римский сенат уже в 77 г. ожидал вторжения Сертория в Италию и направил в Испанию для его отражения ещё одну армию, под с.87 командованием Помпея. Соответственно и письмо Помпея заканчивается угрозой, как бы Серторий не явился в Италию (Sall. Hist. II. 98. 10; Plut. Sert. 21. 8—
Если учесть всё это, то рассказ Плутарха о вступлении Мария в Азию в качестве уполномоченного Серторием магистрата (квестора или legatus pro praetore), следует признать достоверным. О том, что представители популяров столь же мало думали об уступке Митридату Азии тогда, как и в 85 г., свидетельствуют действия Цезаря, который во главе вспомогательного отряда прогнал из провинции царского офицера (Suet. Div. Iul. 4. 2). По возвращении в Рим в 72 г. он занимался тем, что помогал восстанавливаться в правах согражданам, бежавшим к Серторию (Suet. Div. Iul. 5; Dio Cass. XLIV. 47. 4).
Берве также считает слишком важным во время переговоров мнение самого Митридата17. Хитрый деспот, выдававший себя за потомка великого Александра (Pomp. Trog. ap. Iust. XXXVIII. 7. 1), он до самого конца вынашивал далеко идущие планы (Plut. Pomp. 41. 2; App. Mithr. 109. 517—
Отношения между Митридатом и populus Romanus с 85 г. были неопределёнными. Вначале Сулла как опальный находился не в том положении, чтобы заключать договоры, имеющие законную силу. Этим в 83 г. воспользовался Мурена (App. Mithr. 64. 265)21, и когда в 78 г. Сулла умер, мир ещё не был утверждён сенатом или комициями (App. Mithr. 67. 283). С тех пор как значительная часть римских военных сил оказалась скованной в Испании, это бездоговорное состояние по сравнению с 83 г. изменилось в пользу Митридата. Изображая выпавшие на долю Рима бедствия в речи консула 75 г. Гая Аврелия Котты, Саллюстий (Hist. II. 47. 7) говорит о них следующее: «Мы держим войско в Азии и Киликии, где стоят полчища Митридата» (exercitus in Asia Ciliciaque ob nimias opes Mithridates aluntur). В этих условиях именно такая политика царя, направленная на то, чтобы вырвать у римлян наивозможно выгодный договор (foedus), была правильной. Переговоры в Испании велись тогда о том, чтобы заключить соглашение с представителями Сертория. Традиция в лице Ливия (per. 93) и Аппиана (Mithr. 68. 289) подчёркивает, что Митридат начал третью войну лишь после того, как заключил с Серторием foedus. Этот foedus был договором с главою будущего римского правительства, а не соглашением с предводителем испанских разбойников. Аппиан и Плутарх едины в том, что Серторий вынес этот вопрос на обсуждение своего сената. После всего сказанного мы можем предположить, что он считал себя действующим от имени populus Romanus. Его легитимность была ничуть не меньше, чем у Суллы в 85 г. Правда, готовность Сертория уступить Митридату Вифинию, Галатию, Пафлагонию и Каппадокию являлась чудовищным предательством по отношению к римской политике последних десятилетий (Plut. Sulla. 22. 5; 23. 6) и сулила неплохую добычу Митридату. Поскольку тот и теперь — как ещё в 86 г. от Суллы — потребовал вдобавок ко всему также и Азию, понятно, что враждебная Серторию традиция впоследствии изобразила его полную капитуляцию перед требованиями царя. Далее нужно учесть, что договор не был окончательно сформулирован Серторием, так как Орозий (VI. 2. 12) пишет: «Серторий отправил к нему (Митридату) М. Мария для утверждения условий договора» (Sertorius ad eum M. Marium firmandi foederis causa misit). По-видимому, это с.89 указывает на продолжение переговоров. Лишь когда Марий больше не мог сражаться против законного проконсула Лукулла, он поступил на службу к царю. По-видимому, неслучайно, что он, согласно Аппиану, должен был направиться к царю именно за этим назначением. Орозий и здесь даёт информацию, отличную от Аппиановой: «его [Мария] царь, оставив при себе, сделал вскоре полководцем вместо Архелая» (quem rex apud se retentum brevi ducem fecit in locum Archelai).
Я заканчиваю свои заметки об источниковедческих вопросах и реальной политической обстановке тем, что даю отрицательный ответ на поставленный выше вопрос. При этом я оставляю в стороне характер Сертория, поскольку из-за противоречивых тенденций в источниках трудно судить о нём объективно. Хотя я не могу согласиться с Берве в одном, правда, очень важном пункте, мне всё же хотелось бы отметить, что я считаю начатое им наступление против современного образа Сертория22 совершенно обоснованным.
ПРИМЕЧАНИЯ