Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором, 2000 г.
В соответствии с римской традицией основателем города Рима и его первым царем считается Ромул. Большинством современных исследователей эта фигура считается мифологической. В античной историографии она была введена с целью создания для названия города героя-эпонима, который выполнял функцию начальной точки отсчета в развитии римского общества и государства1. Однако, строго говоря, эпонимом Рима (лат. Roma) должен считаться не Ромул, а его легендарный брат близнец Рем или, в другой более ранней версии, Ром (лат. Romus) (Strabo V, 3, 2). Имя Ромула в этом случае также выглядит производным от имени брата2. Хотя относительно этимологии их имен имеется обширнейшая литература, ее рассмотрение в данном случае не входит в нашу задачу. Не случайно, видимо, в античности относительно названия Рима в ходу были и другие версии. Наиболее популярным из них было возведение его к некой героине или богине с именем Roma (Plut. Rom. 1). Согласно этим версиям, Рома, и следовательно Ром, было именем не латинского, а греческого корня. Греческие, пеласгические, тирренские и иные восточно-средиземноморские корни первых поселенцев римского семихолмья представляют собой отдельную проблему, исследование которой предполагает углубление в догородской период римской истории3. Объектом же нашего внимания является последующий за воцарением Ромула временной отрезок.
Наличие в числе потенциальных инициаторов царской «династии» Рима героя и героини с одинаковым знаковым («тронным») именем явно перекликается с традицией архаической сакральной царской власти, открытой в свое время Дж. Фрезером4. В римской традиции сохранилось немало сведений в пользу именно такого понимания царской власти. Все римские цари, исключая Нуму Помпилия и изгнанного Тарквиния, умерли не своей смертью. Традиционное описание обстоятельств их гибели очень напоминает сакральное умерщвление. Тит Таций погиб во время жертвоприношения в Лавинии, заколотый жертвенными вертелами (Liv. I, 14, 2). Вероятно, в этом содержится прозрачный намек на то, что жертвой был он сам. Ромул, подобно Энею (по одной из версий также считавшемуся основателем Рима), исчез при стечении масс народа на Козьем болоте, вознесшись на небо во время поднятой Юпитером бури5. Он был приравнен к богам и стал Квирином. По иной версии, его разорвали на части патриции — явный мотив очень древней формы жертвоприношения, весьма соответствующий обрядам плодородия, тесно связанным с представлениями о магическом влиянии сакрального царя на природу. Тулл Гостилий сгорел со своим домом от молнии Юпитера, подобно древнему альбанскому царю Аремулу Сильвию, якобы наказанному этим божеством за заносчивость (Aur. Vict. Origo gentis Romanae XVII, 2—
Небезынтересно и, видимо, важно здесь то обстоятельство, что роль, вероятно, необходимого передаточного звена в этом ритуале играла царская дочь, бывшая одновременно и женой следующего царя. Это живо напоминает обычаи многих средиземноморских народов, в соответствии с которыми законными носительницами священной царской власти считались женщины из царского рода, брак с которыми давал право их мужьям занимать престол7. Наиболее простым вариантом передачи царской власти при этом была ее уступка прежним царем мужу своей дочери. Следы этого обычая можно проследить и в римской «династийной традиции». Согласно одной из версий, женой правившего после смерти Тита Тация Ромула была дочь первого — Тация. По другой версии Тация была первой женой второго римского царя Нумы Помпилия. Чтобы сделать царем своего воспитанника Сервия Туллия, Тарквиний Приск женил его на своей дочери. В свою очередь, чтобы власть мог получить Тарквиний Суперб, Сервий Туллий выдал за него замуж свою дочь Туллию. А когда первая Туллия умерла, чтобы не упустить свой шанс, Тарквиний должен был жениться на второй дочери Сервия Туллия. Тот факт, что не все римские цари выступают в традиции зятьями своих предшественников, может быть объяснен разными причинами. Одной из них было отсутствие или ранняя смерть дочерей, что заставляло искать претендентов среди боковых родственников. В условиях, когда Лаций состоял из небольших и отнюдь не густонаселенных «городов» сельского общинного типа, управлявшихся своими «царскими династиями», складывалась предпосылка для установления тесных контактов и «династийных» матримониальных связей между ними. Примером такой связи могут быть отношения правителей Рима и Альбы-Лонги. Согласно традиции, Ромул был выходцем из Альбы. Утвердившись в Риме, он, как говорит традиция, после смерти своего деда Нумитора, правившего в Альбе, ежегодно посылал туда из Рима наместника. Понятие «наместник» здесь, очевидно, является анахронизмом. Альба в эпоху Ромула и Нумы была самостоятельным независимым центром, который к тому же имел некоторые сакральные права претендовать на старшинство над Римом. Альбанский Юпитер был древнее и потому в то время важнее римского. Вполне вероятно, поэтому, что традиция о Ромуловом «наместнике» является полустершимся воспоминанием о древнем обмене женихами для царских дочерей альбанской и римской, палатинской в то время, «династий». В легендарных версиях смерти Ромула сообщается, что простой народ роптал после его неожиданного исчезновения и высказывал возмущение против «отцов», обвиняя их в убийстве царя. Успокоились граждане только после того как один из патрициев по имени Прокул Юлий возвестил всем, что Ромул явился ему и повелел сообщить, что он взят на небо в ранге Квирина8. В передаче этой легенды Овидием указывается, что Прокул Юлий встретил Ромула на пути из Альбы-Лонги в Рим. Род Юлиев считается одним из родов альбанского происхождения, тесно связанным с культом тамошнего Юпитера. Имя знатного альбанца, слово которого имело странно решающий вес в Риме, Прокул (лат. Proculus) производно от Procus (архаическое Procer), означавшего «жених» или «предводитель». Очень соблазнительно предположить на этой основе, что альбанец Юлий после смерти очередного римского царя выступал в роли царского жениха и соответственно претендента на царскую власть в Риме. Последнему имеется прямое подтверждение в традиции. Плутарх в биографии Нумы Помпилия рассказывает, что перед тем как была выдвинута кандидатура Нумы основными претендентами на царскую власть в Риме считались некий Веллес, бывший в родстве с Титом Тацием, и Прокул Юлий. Мы не знаем, за кого была выдана замуж дочь Ромула Прима и были ли у него еще дочери, но согласно традиции царскую власть после него получил не Прокул Юлий, а Нума Помпилий.
О его династийных связях из традиции прямо известно только то, что первым браком он был женат на дочери Тита Тация. Однако впоследствии царем Рима стал внук Нумы Анк Марций, бывший сыном его дочери Помпилии. Отцом Анка был Нума Марций — сын ближайшего сподвижника Нумы Помпилия Марка Марция. Этот последний, согласно традиции, оспаривал царскую власть у Тулла Гостилия после смерти Нумы Помпилия и покончил с собой, потерпев неудачу в этом предприятии. По возрасту, так как Нума правил очень долго, Марк Марций вряд ли мог выступать соперником Тулла Гостилия в борьбе за римский престол. Логичнее кажется видеть в этом претенденте не его, а принадлежавшего к одному поколению с Туллом его сына Нуму Марция, отца царя Анка. В этом случае его претензии были обоснованы его женитьбой на дочери предшествующего царя Нумы. Однако вопреки традиции, ориентировавшейся на такого рода древнюю норму наследования, власть получил не он, а его соперник Тулл Гостилий. Если принимать эту традицию за реальность, то можно представить, что Марций был настолько уверен в беспроигрышности обоснования своих претензий, что неудача была и неожиданна для него, и воспринята им как неслыханный позор, заставивший его покончить с собой. По-видимому, наряду с правилом учета в ряду наследников царской власти мужа царской дочери в архаическом Риме действовали и какие-то другие правила и нормы, возможно, выливавшиеся на практике в довольно сложные закономерности.
Еще одно из таких правил можно отследить на том же материале римской «династии». Из традиции известно, что царь Анк Марций был внуком царя Нумы Помпилия, сыном его дочери Помпилии. Царь Тарквиний Суперб был скорее всего не сыном, а внуком Тарквиния Приска, сыном его дочери Тарквинии9. Других столь прямых данных такого рода как будто нет. Однако внимательное отношение к традиции позволяет обнаружить довольно явные их следы. Хотя традиция считает Ромула основателем палатинского Рима, он стал править на Палатине после того как убил Рема-Рома. Последний далеко не всеми версиями традиции считается братом Ромула10. Ромул скорее выступает его наследником, пришедшим к власти в соответствии с архаическим ритуалом убиения священного царя его преемником. До Рома и Ромула царем был Нумитор. Хотя традиция считает его царем Альбы-Лонги, а Ромула царем Рима, это кажется всего лишь литературным приемом разведения связанных между собой правителей. Дело в том, что события, фигурирующие в традиции в связи с рождением близнецов Ромула и Рема, кормлением их волчицей и дятлом, воспитанием их Фаустулом и его женой, разбоями пастухов под их предводительством и поимка Нумитором Рема, — все это происходило не в окрестностях Альбы, а в окрестностях Палатина. Поэтому Нумитор выглядит более царем палатинского Рима, нежели Альбы. В таком случае перед нами еще одна пара дед-внук в качестве правила родственной зависимости в передаче царской власти. В то же время имя Нумитора очевидно сближает его с Нумой Помпилием, которого также можно отнести к поколению его внуков.
Следующий за Нумой царь Тулл Гостилий также не был совершенно «безродной» фигурой на римском престоле. Согласно преданию, он был внуком Госта Гостилия, ближайшего соратника Ромула, прославившегося и, вероятно, погибшего в борьбе с сабинами11. Одно место у Феста показывает, что могилу Ромула часто отождествляли с могилой Гостилия или наоборот12. По одной из версий традиции, женой Ромула была сабинянка Герсилия, по другой, она была женой Гостилия (Plut. Rom. 14). Смешение этих двух фигур наводит на мысль, что Гостилий и мог быть Ромулом (или одним из Ромулов, если за фигурой легендарного основателя Рима скрывалось несколько лиц)13. В таком случае Тулл Гостилий был внуком царя или, возможно, сыном его дочери, выданной замуж за сына Гостилия, если тот все же не был Ромулом. По крайней мере, мы знаем, что он оказался более достойным кандидатом на римский престол, нежели Нума Марций, женатый на дочери Нумы Помпилия. В этом случае еще большей становится вероятность того, что царь Сервий Туллий имел определенное отношение к линии Гостилиев на римском престоле. Мне уже приходилось высказывать соображение, что он мог быть внуком Тулла Гостилия14. В таком случае до полноты картины остается только неясным вопрос, был ли Тарквиний Приск женат на дочери Анка Марция или он получил власть в Риме каким-то иным способом, по другим правилам. Но как бы там ни было, очевидным выглядит наличие в архаическом Риме правила наследования царской власти не только мужем, но и сыном царской дочери, бывшим одновременно и внуком за поколение до него правившего царя. Возможно, оба эти правила в определенные моменты римской истории давали сбои, обусловленные конкретной практической ситуацией. Но, возможно, эти сбои были обусловлены вмешательством в дела наследования власти каких-то привходящих обстоятельств, которые можно попытаться выяснить, если принять за основу реальной истории традиционные данные.
Согласно наиболее распространенной легендарной версии, Ромул и Рем были рождены дочерью царя Альбы-Донги Нумитора Реей Сильвией. Посвященная в жрицы Весты своим дядей Амулием, отобравшим царский престол у брата Нумитора, Рея вступила в связь с богом Марсом и родила от него сыновей. Этот незатейливый сюжет, достаточно типичный для архаической мифологии, был тесно связан с объяснением древнего порядка передачи царской власти. В соответствии с приведенными выше римскими материалами, будучи дочерью царя, Рея должна была выйти замуж за человека, который посредством этого брака получал царство. В качестве жрицы Весты Рея, видимо, была посвящена главному мужскому божеству Альбы. Ее обет безбрачия символизировал ее «замужество» с богом. В легенде в качестве этого бога выступает Марс. В качестве жрицы Рея, вероятно, считалась его ритуальной супругой в обрядах священного брака, символизировавших плодородие и процветание мира и народа. Роль мужского божества, ее супруга в этих обрядах обычно принадлежала священному царю Альбы. Поэтому традиция и «подозревает», что роль Марса исполнял сам Амулий15. В реальности он и должен был стать мужем Реи Сильвии, поскольку только этим браком он мог обрести законные права на царство Сильвиев. Таким образом, царем Амулий был по праву зятя царя. А родившийся у Реи его сын Ромул имел законные права на альбанский престол после окончания правления Амулия в качестве внука царя Нумитора.
В этих хорошо известных альбанских «событиях» обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Как известно, верховным божеством Альбы был Юпитер (Juppiter Latiaris), почитавшийся в священной роще на Альбанской горе. По роще альбанские цари и звались Сильвиями — Лесовиками. В легенде же царь Амулий почему-то выступает под личиной не Юпитера, а Марса. Вероятно, образ Марса в данном контексте относился к иному слою легенд о Ромуле и Реме. По-видимому, также как и сюжет о Нумиторе, упоминание Марса следует связывать с палатинским Римом, на который традиция неоднократно указывала как на место поселения выходцев из разных этносов и общин16. В оригинальном же контексте легенды ритуальным супругом Реи должен был выступать Юпитер. Но, в свою очередь, согласно принятым в античной мифологии брачным связям богов, супругой Юпитера считалась Юнона, а Рея — Сатурна. Последний, как известно, фигурирует в традиции в качестве родоначальника латинских царей Лаврента. Видимо, Рея вместе с Сатурном также относились к иному пласту первоначальных мифов. Согласно Овидию, древнейшим названием Рима было Сатурния (Ovid. Fasti VI, 31). Это было, конечно, то время, когда Рим находился еще на одном Палатине. Священной птицей Лаврента считался дятел (picus), имя которого носил один из лаврентских царей — Пик. Но одновременно дятел был и священной птицей Марса. Согласно легенде, дятел вместе с волчицей участвовал в кормлении младенцев Ромула и Рема, выброшенных рекой на склон Палатинского холма. Согласно Августину, Ромул сделал Пика богом на Палатине (August. De civ. Dei VI, 10). Видимо, и Рея попала в альбанскую легенду из совсем иного пласта сказаний17. В соответствии с позднейшими мифологическими конструкциями, Рея и Сатурн рассматривались в качестве родителей Юноны, Цереры и Весты (Ovid. Fasti VI, 285). Августин полагал, что за именами Цереры, Юноны и Весты скрывается Великая мать земля (Augustin. De civ. Dei VII, 16). Поэтому почитание Юноны было распространено у всех народов Лация (Ovid. Fasti VI, 49—
Но у легендарной весталки Реи Сильвии было еще одно имя — Илия (Ilia, Julia), которое связывает ее с легендарным Юлом и родом Юлиев18. Согласно традиции, Юл считался сыном Энея и Лавинии, дочери лаврентского царя Латина. Одновременно его признавали основателем Альбы-Лонги. Первое положение традиционной генеалогии имеет явно искусственный характер. Первоначально сына Энея, как известно, звали Асканий. По поводу Юла античные писатели путались: то ли он был вторым сыном Энея (Асканий от Креусы, а Юл от Лавинии), то ли это единственный Асканий по прибытии в Лаций поменял имя на Юл. Вероятнее всего, этот второй сын (или перемена имени первого) потребовался для установления связи утвердившегося на побережье близ Лаврента и Лавиния культа Энея с альбанским религиозным центром. Аврелий Виктор передавал версию, согласно которой сына Энея Аскания сначала назвали Йовом (Jovis), а потом Юлом19. Возможно, здесь отразилось воспоминание о том, что Юпитер первоначально в городах побережья Лавренте и Лавинии носил имя Йовиса. В таком случае Юл первоначально был совершенно самостоятельной мифологической фигурой, связанной исключительно с Альбой-Лонгой. В альбанской традиции он считался легендарным основателем Альбы и династии ее царей Сильвиев. А сама Альба, по свидетельству Псевдо-Плутарха (Parall. 36), первоначально называлась Юлия (Ioulia) по имени Илии (Ilia), которая была жрицей Юноны (Геры в греческом варианте). Следовательно, Юл (Ил) должен был быть главным божеством города, а Сильвии правили последним в качестве его персонификации. Их «тронным» именем, подобно палатинским Ромам, видимо, должно было быть Юлии (Илии). Иными словами, Юлии действительно были архаическим альбанским царским родом, в чем их потомки нисколько не сомневались вплоть до эпохи империи.
Таким образом, в «священном браке» вместо весталки Реи Сильвии и Марса-Амулия в более архаическом пласте сказаний должны были фигурировать царская дочь-жена Илия и священный царь «города» Илии-Юлии Юл-Ил. Или все-таки Амулий? Имя Амулия производно все же не от греческого Amolios, как полагал Плутарх, а было скорее искаженным латинским Aemilius — Эмилий. По одной из легендарных версий матерью Ромула была Эмилия (Plut. Rom. 2). Согласно другой легенде, у Аскания (то есть Юла) было два сына, одного звали Юлий (Iulium), а другого Эмилий (Aemylon)20. Это сообщение явно коррелируется с утверждением традиции, что Амулий был братом Нумитора. По всей вероятности, Эмилии первоначально были альбанским родом, связанным с Юлиями брачными отношениями. Отсюда, видимо, и этимология гентильного номена Aemilius от Aemulus Iulus, что означало «соперник — сторонник Юла или Юлиев». Если легендарный Амулий был представителем Эмилиев, то за палатинским именем его брата Нумитора должен был скрываться представитель рода Юлиев. Поэтому дочь последнего и звали Илия-Юлия. Братьями в таком случае эти Эмилий и Юлий могли быть в соответствии с нормами кросс-кузенного брака.
Как видим, данные римской традиции поддаются довольно логичной расшифровке. Однако чтобы наше понимание альбанской легенды полностью вписалось в традицию, необходимо прояснить центральный вопрос римско-альбанских отношений. В традиции альбанцы выступают носителями культа Юпитера, утвердившими его на римских холмах. И в историческое время на альбанской горе почитался именно Юпитер. Как это могло быть, если верховным божеством Альбы считать Юла? Между тем, именно ориентация на бога Юла позволяет дать по крайней мере одно из возможных объяснений происхождения номена Юпитера. Слово Juppiter, как известно, составное из Jup — pater. Второе слово «отец» (pater) можно считать обычным обозначением богов-родоначальников. Первое же Jup-, оглушенное соседством с p — в последующем pater, кажется вполне возможным вывести из первоначального Jul-, Juv-, Jup-, то есть от Julus. В таком случае первоначального альбанского Юпитера называли
Наша реконструкция данных традиции позволяет понять, что появившийся после смерти Ромула на дороге из Альбы в Рим Прокул Юлий был не случайным искателем царственности в Риме. По всей видимости, он следовал туда путем Ромула, который в таком случае также выглядит далеко не случайным «подкидышем» на Палатине. По своим альбанским родителям Ромул должен был быть либо Юлием, либо Эмилием. Вероятно, палатинские Ромы некогда заключили сакральный брачный союз с альбанскими Юлиями или, быть может, Юлиями и Эмилиями вместе. В этом союзе поначалу, вероятно, не было ничего особенного. Такие же брачные союзы между сакральными правящими родами «городов» Лация становились все более обычным делом по мере сокращения свободных земель и роста демографической тесноты. Царские сыновья, не имевшие возможности по обычаю стать царями дома, теперь не просто отправлялись искать себе царства «куда глаза глядят», а по заранее произведенному родителями матримониальному расчету брачных возможностей. А последние во многом зависели от количества вовлеченных в союз «городов». Потомство от таких браков на чужбине становилось исходной основой для нового родового коллектива, связанного родством как с родами по месту жительства, так и по месту происхождения его родоначальника. Проявление этой тенденции можно предположить на основе данных традиции о римском роде Гостилиев. Как отмечалось выше, традиция несколько смешивала Ромула и Госта Гостилия, вследствие чего возникло предположение о возможном тождестве этих легендарных фигур. Гентилиций Гостилиев (Hostilii) вполне можно разложить на возможно исходные его составные: Hostes/Hosti (чужие) и Julii/Ilii (Юлии). В таком случае он имел значение «чужеземные Юлии». В позднейшей литературной традиции это было осмыслено как «друзья (hospes) Юлиев». Очевидно, что если Гостилии были происходившими от Ромула или связанными с Ромулом римскими сородичами Юлиев, то они поддерживали с Альбой тесные дружественные контакты. Тогда появление на римском престоле Тулла Гостилия не было случайностью в той же степени, как и все, что происходило в архаическом Риме. Направлявшийся Ромулом в Альбу «наместник» был таким же представителем палатинского правящего рода, как и Прокул Юлий альбанского (Plut. Rom. 27). Характер связи Альбы с палатинским Римом, таким образом, вырисовывается довольно ясно. Сложнее вопрос о времени ее установления. Существовала ли она уже какое-то время перед появлением исторического Ромула или появление Ромула и знаменовало установление этой связи? Римская традиция ориентируется на последний вариант. В таком случае легендарные события в окрестностях Палатина до конфликта с сабинами по поводу «похищения сабинянок» следует отнести не к Ромулу, а к Рому.
Легенда же о сабинянках, кажется, относится не к Палатину, а к соседнему Капитолию, имевшему культовый центр сабинян. Согласно традиции, Юпитер впервые утвердился на семихолмье именно на Капитолии после победы Ромула над сабинской Цениной. Тогда и был построен храм воинского бога Юпитера Феретрия. Историческое местоположение Ценины неизвестно. Не следует ли предположить, что Ценина и была одной из вершин Капитолийского холма, захваченной переселенцами из Альбы. Поражение Ценины вызвало поход Антемн, но антемняне потерпели поражение и их город был взят. Именно после этого события в традиции начинает действовать жена Ромула Герсилия. Ее имя наводит на мысль о связи с одной стороны с Илиями-Юлиями, а с другой, с культом на Капитолии сабинского варианта Юноны богини Горы (Hora), связанной с Квирином22.
Вслед за победой над Антемнами и Фиденами последовал поход сподвижников Ромула на Крустумерию. Последняя находилась на Соляной дороге в глубь Италии и была связана с культом Марса. Возможно, до этого смелого предприятия молодых альбанцев Марсы Крустумерии были связаны с Палатином и его Ромами. Тогда поход перерезал или ослабил эту связь или через капитолийскую (ценинскую) либо антемнскую Гору-Герсилию внедрился в нее. Только после этого, согласно традиции, началась война с сабинами. По легенде, сабиняне взяли крепость на Капитолии в результате предательства дочери римского военачальника Тарпеи. Она была весталкой, что для этой эпохи является указанием на ее принадлежность к царскому гентильному коллективу. Овидий называл Тарпею Сатурновой дочерью (Ovid. Fasti I, 266). Капитолий имел две вершины, и если на одной из них находилась Ценина, то на другой, Тарпейской скале, возможно, находилась еще одна сабинская крепость. Овидий различал на Капитолии святилище Нумы и Юпитерову крепость (Fasti II, 69—
Наша реконструкция позволяет проследить образование первого римского вождества с центром на Палатине. В него естественным образом оказались включены как палатинские и сабинские общины, так и выходцы из Альбы-Лонги. В результате Ромул обзавелся всадническими центуриями, из которых рамны представляли палатинцев, тиции — сабинян, а луцеры — альбанцев. Название последних от lucus (роща) ассоциируется с Сильвиями-Лесовиками, а от Lucumonus (легендарный сподвижник Ромула) с Гостилием, традиционным соратником Ромула24. Одно из объяснений слова «луцеры» у Феста связывает его через Лукумона с Lucomedi25. Но Lucomedi — буквально означало предводитель (meddix) из рощи (lucus). Однако в традиции устоялось представление о связи слова Лукумон с Этрурией или другим «дальним зарубежьем». По одной версии Лукумон был царем Ардеи26. По другой, сподвижником Ромула в сабинской войне был Целий, прибывший из Этрурии и поселившийся затем со своими людьми на одноименном холме27. Приход Целия из Этрурии отнюдь не делает очевидным его этрусское происхождение. А как раз незадолго до битвы с сабинами Гост Гостилий вернулся из похода в пограничные с этрусками области на Фидены и Крустумерию. Возможно, Целий был местом первого поселения волны альбанских выселенцев под предводительством Гостилия. Находясь под покровительством палатинских рексов, связанных с Альбой давним сакральным союзом, они начали теснить местных сабинян, проникнув на Капитолий. Варрон полагал, что заселение Целия имело место при Ромуле (Varro l. l. V, 46). Переселенные в Рим при Тулле Гостилии альбанцы получили место для жительства именно на Целии (Liv. I, 30, 1). И сам Тулл Гостилий жил именно там. Возможно, это имело под собой предположенную нами основу. Современные исследователи исходят из того, что Целий и соседний с ним Эсквилин были заняты римлянами уже при Ромуле28. В роще на Эсквилине находилось крупное святилище Юноны (Ovid. Fasti II, 435—
До выделения из gentes фамилий римляне имели двойное имя: личное и гентильное33. Причем гентильное подчас доминировало полностью. Гентильное имя — это не родовое в смысле принадлежности к общинному коллективу рода, а линиджное или генеалогическое. Оно более подвижно, чем родовое. Переплетение гентильных цепочек разных gentes могло повести к образованию новых родовых сегментов. Чисто гентильные имена носили Юлии, Тации, Курции, Марции. Гентильные имена Тарквиниев и Туллиев для VII—
В период своего правления в Риме Нума находился в любовной (фактически: брачной) связи с нимфой Эгерией37. По другим сведениям, его жену звали Лукреция. Имя Лукреции напоминает знаменитую жену Тарквиния Коллатина, трагически погибшую в конце царской эпохи. Имя Лукреции, по-видимому, было одним из сакральных эпитетов. Лукрецием называли Йовиса то ли за его почитание в рощах, то ли в качестве «светоносного»38. Согласно Фесту, в сабинской области ему была посвящена гора (Lucretilis mons in Sabinis). Возможно, это была знаменитая Священная гора (mons Sacer) римской традиции, куда совершали сецессии плебеи. Жена царского племянника Тарквиния проживала в Коллации, где ее муж, видимо, был местным рексом39. В то же время о Коллации известно, что там на местной царевне женился младший брат Тарквиния Приска Аррунт. Его сын носил имя Эгерий. Все это подводит к заключению, что после смерти жены Тации Нума, по-видимому, породнился с царским линиджем Коллации, став мужем Лукреции, одной из сестер местной Эгерии. Возможно, оттуда он был приглашен в Рим. Вместе с ним в Рим переехал его родственник Марк Марций, особенно активно убеждавший Нуму согласиться на Палатинское царство. Сын этого Марция женился потом на дочери Нумы. Возможен вопрос: не была ли коллатинская Лукреция, если не дочерью, то близкой родственницей Марция? В таком случае в своей религиозно-реформаторской деятельности Нума советовался не с мифической нимфой, а с реальными Марциями. Получается, что ко всему прочему он был еще и их ставленником на Палатине. Через Нуму и его дочь Помпилию Марциям удалось завладеть римским престолом при Анке Марции.
Но перед тем в Риме правил Тулл Гостилий. Возможно, он был внуком Ромула (и сыном его дочери от альбанского Юлия Прокула). О детях и жене Тулла Гостилия в традиции не сохранилось никаких данных. Однако к его правлению относятся сведения о конфликтах римлян с альбанцами, приведшими к переселению жителей Альбы в Рим и объединению обоих народов. Согласно традиции, поводом к конфликту послужила некая обида, нанесенная римлянами альбанцам. Причем у Ливия подчеркивается, что Тулл сознательно отказался от компромисса. Прибывшие к нему послы Альбы вели себя весело и беспечно, как при сватовстве, а не во время подготовки к войне. Получив отказ в удовлетворении альбанский царь Гай Клуилий подступил к самому Риму, но неожиданно умер в разгар военных действий. Оставшиеся без царя альбанцы избрали «диктатора» Меттия Фуфетия. Имя Меттия, как и Меттия Курция, воевавшего с Гостилием и Ромулом, было не собственным, а обозначением их руководящих полномочий40. Обозначение Фуфетий не принадлежит к числу известных гентилициев. Возможно, его следует понимать как пренебрежительное обозначение некой «фигуры умолчания», имя которой уже в эпоху архаики было не принято называть по причине святотатства, и вследствие этого оно забылось уже в древности. Как бы там ни было, Фуфетий повел с Туллом разговор об общих врагах римлян и альбанцев и под влиянием этих слов было принято решение о знаменитом поединке братьев Горациев с Куриациями41.
Хотя последующая традиция в интересах римлян изображала Меттия Фуфетия бесчестным завистником и нарушителем договора, традиционное описание конфликта более подталкивает к мысли, что конфликт был спровоцирован Туллом. Он заведомо отказался от мирного решения спора, его пришлось уговаривать Меттию, он прославился своей неуступчивостью и он мстил Меттию. Традиционный мотив римско-альбанской войны, состоявший в угоне скота друг у друга, явно и небрежно надуман, а причина битвы Горациев и Куриациев из-за первенства того или другого народа вообще неясна и никак не согласуется с борьбой за скот. Иное дело, если предположить, что обида, нанесенная римлянами альбанцам, состояла отнюдь не в тривиальном угоне нескольких голов скота. При Нуме Помпилии, по всей видимости, связь Рима с Альбой оказалась существенно ослабленной. Сведений о поддержке им по примеру Ромула брачного сакрального союза двух городов нет. Напротив, он явно сориентировался на иные области, вероятно, связанные с культом Марса-Квирина. Его родство с Марциями указывает на Коллацию, а похороны после смерти у подножия Яникула42 — на затибрские области, контролировавшиеся Фиденами и Вейями. Там были территории Ромилиев, их присоединил к Риму внук Нумы Анк Марций и оттуда впоследствии явился в Рим Тарквиний Приск, связанный с Анком Марцием. Видимо, после вступления на престол Тулла Гостилия альбанские Юлии воспрянули духом и решили восстановить функционировавший при Ромуле союз. При этом они основывались на традиционном праве и у Тулла не было законных оснований им отказывать. Однако он сделал это и тогда Гай Клуилий явился с войском к Риму требовать у Гостилия восстановления прежнего брачного союза, освященного Юпитером. Возможно, Клуилии были отпочковавшимся от Юлиев гентильным образованием. Ведь Cluilii (Cloelii) можно вывести от clueo — Julii (Ilii), то есть «слывущие, считающиеся Юлиями». Не случайно ведь, Фест выводил Cloelii от некого спутника Энея Клёлия (Cloelio)43. Присутствие Энея в его объяснении является детерминативом связи с Юлом, то есть Юлиями.
Однако для царя Палатина много важнее союза с Альбой был союз с жившими в ближайшем соседстве на холмах сабинами. Прежняя ситуация, когда брачные союзы рексов латинских городов имели обоюдосторонне равноправный характер, была изменена Ромулом. Превращение палатинского Рима в небольшое вождество (союз курий — общин) выделило его из массы других «городов». Чтобы сохранить дело Ромула, последующие цари должны были быть более осмотрительны и вести политику не на основе обоюдной заинтересованности, как было прежде, а в интересах своего общества. Разрыв брачных связей с сабинами был чреват распадом вождества. Поэтому обычай, связывавший Палатин с Альбой, оказался обузой для Тулла. И тогда возникла идея поединка, наградой за победу в котором был контроль за властью в Риме. В традиции до Ливия не было единства мнений по поводу того, к какому из народов принадлежали Горации, а к какому Куриации. Ливий остановился на логичном и наиболее распространенном мнении, что Горации были римлянами, а Куриации альбанцами. Но гентилиции и тех и других указывают на их связь с сабинянами. Nomen Горациев (Horatii), очевидно, был производен от имени сабинской богини Hora, аналогичной латинской Юноне. Nomen Куриациев (Curiatii) этимологически перекликается с сабинскими словами Куры, Квирин, Куррита, квириты, курия, куррис-копье, возможно, связанными с обозначением той же Юноны Курриты. При Ромуле-Гостилии известен сабинский предводитель (meddix) Курций (Curtius), имя которого напоминает о Куриациях (Curiatius). Если в дополнение к этому верно наше предположение о полуальбанском происхождении Нумы Помпилия, то становится понятной растерянность традиции при определении родины поединщиков. А поскольку речь шла о судьбе царской власти в Риме, то противники должны были быть царского происхождения. Не с этим ли связан факт загадочной гибели Гая Клуилия у стен Рима и отсутствие в традиции упоминаний о потомстве Тулла Гостилия?
Традиция сообщает, что Горации и Куриации были двоюродными братьями. Их матери считались альбанскими сестрами44. Вероятно, отношения родства связывали между собой палатинских Гостилиев — Горациев, альбанских Юлиев и сабинских Куриациев. В данном контексте можно представить, что одна из альбанских сестер была замужем на Палатине и ее детьми считались три Горация и их сестра. Другая сестра, по-видимому, оставалась в Альбе и ее мужем был представитель сабинских Куриациев (может быть, Курциев), связанный родством с Нумой, Титом Тацием и Меттием Курцием. Родившиеся в Альбе ее дети были альбанцами, но носили гентилиций Куриации. Один из них, подобно «царскому жениху» Прокулу Юлию, был помолвлен с сестрой Горациев и тем самым претендовал на власть в Риме после Тулла Гостилия. Однако Тулла не устраивал такой традиционный расклад. Быть может, используя прецедент Нумы Помпилия, он считал, что с этого времени альбанцы не прямо будут выставлять жениха римской царевне, а через посредство своих сабинских родственников. Не только политические соображения, но и конкретные взаимоотношения с линиджами сабинских рексов ориентировали его на иной союз. Вероятно, своего ставленника предлагали сабинские сородичи Нумы Помпилия, провоцируемые авторитетными Марциями. Последние формально как будто стояли в стороне от этих проблем, но именно они, долго оставаясь в тени, в конечном итоге выиграли в спорах за власть в Риме и утвердили на Палатине Анка Марция.
Почему-то Тулл Гостилий ориентировался или был вынужден это делать, продолжая политику Ромула, на связанные с Марциями восточные и северо-восточные от Палатина «города» Лация. Это и вызвало «альбанскую проблему». Победа римских Горациев над Куриациями временно сняла ее. Суд богов — поединок — отдал первенство римлянам. Альбанцы, видимо, перестали претендовать на роль «царского жениха», уступив ее своим боковым родичам в сабинской среде. Символическим обрывом этой сакральной связи послужило убийство невесты альбанского Куриация Горации ее братом Горацием-победителем45.
После поединка Горациев с Куриациями римлянам пришлось сражаться с Фиденами, с которыми когда-то воевал после гибели Тация Ромул или Гостилий46. В это время Фидены считались полуэтрусским-полулатинским городом. Альбанское войско во время этого сражения выполняло роль стороннего наблюдателя. Традиция объясняет это происками Меттия Фуфетия, но ситуация очень напоминает еще один поединок двух сторон, в котором альбанцы исполняли роль арбитра. После победы над Фиденами Тулл расправился с Меттием Фуфетием. Эта расправа носила такой же уникальный в традиции, а по сути ритуальный характер, как и расправа над «предательницей» Тарпеей. Вероятно, после деда Гостилия фиденяне каким-то образом были связаны с Альбой и победа над ними развязала руки Туллу. Расправившись с Фуфетием, фигура которого может быть скрывала за собой подлинного альбанского царя, Тулл Гостилий предпринял переселение жителей Альбы-Лонги в Рим. Так «альбанская проблема» была разрешена радикальным способом и с наибольшей выгодой для римлян. Палатинское вождество выросло в размерах, расширило свою территорию на Целий и укрепилось в военном отношении. Римские и альбанские всадники разгромили сабинян близ Злодейского леса и до конца правления Тулла Гостилия обеспечили латинское преобладание в Риме (Liv. I, 30, 9—
ПРИМЕЧАНИЯ