Легенда о Горациях и Куриациях — фрагмент переходной нормы наследования царской власти в архаическом Риме
Статья подготовлена в рамках проекта «Возникновение гражданского общества античного Рима», разрабатываемого автором при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 96-01-00156).
Публикуется по электронному варианту, любезно предоставленному автором.
Одним из наиболее красочных и в то же время загадочных эпизодов раннеримской истории является сражение трех братьев — близнецов Горациев с тремя близнецами Куриациями1. Согласно римской традиции, Горации и Куриации были двоюродными братьями. Их матери считались сестрами из Альбы-Лонги2. Правда, в традиции до Ливия не было единства мнений по поводу того, к какому из народов принадлежали Горации, а к какому Куриации. Ливий остановился на логичном и наиболее распространенном мнении, что Горации были римлянами, а Куриации — альбанцами. Битва между ними произошла в правление Тулла Гостилия, когда армия Альбы-Лонги подошла к стенам Рима и между двумя населенными сородичами городами разгорелся конфликт. По предложению альбанского предводителя Меттия Фуфетия военные действия были заменены поединком. Победители в нем должны были обеспечить верховенство своего народа над проигравшими. Поскольку первоначальные римляне, согласно традиции, были выходцами из Альбы, напрашивается предположение, что сражение знаменовало некий перелом в развитии родовых отношений.
Следует отметить, что nomen gentilicius Horatii und Curiatii указывают на их связь с сабинами. Nomen Horatii, очевидно, был производен от имени сабинской богини Hora, аналогичной латинской Junona3. Nomen Curiatii этимологически перекликается со словами Curita, Cures, curis (quiris), curia, quirites (currites), lacus Curtius, Quirinus, Quirinalus, считающимися сабинскими. Вероятно, в этом кроется причина растерянности традиции при определении родины поединщиков. Начавшееся, согласно римской традиции, при Ромуле внедрение сабинян в общественную жизнь Рима уже при Тулле Гостилии, видимо, достигло такого значения, что оказывало деформирующее воздействие на традиционные взаимоотношения Рима с Альбой. Альба-Лонга была населена родственными жителям римского Палатина латинами. Однако она была самостоятельным и относительно отдаленным городом, а сабины после Ромула стали частью римского народа.
В выборе поединщиков особенно бросается в глаза наличие у обеих сторон по три близнеца подходящего возраста, которые к тому же были еще и братьями между собой по материнской линии (орто-кузенами). В контексте норм кровного родства такого рода казус представляет собой достаточно редкое явление и вполне мог быть списан на счет позднейшей литературной обработки легенды, подчеркивавшей внимание к уникальному. Иное дело, если предположить, что здесь мы имеем дело не с кровным или линейным родством, а с системой возрастных классов, все члены которых считались социальными «братьями». Следы группового родства проявляются в том, что латинский термин sobrinus, обозначавший двоюродного брата, принадлежал к кругу понятий этимологически связанных с sodales4. Согласно исследованиям Е. Бенвениста, в числе общеиндоевропейских корней
Существовавшая у римлян система возрастных групп первоначально, вероятно, подразумевала деление на infantes (до 8 лет), pueres (8—
Апробированные на этнографическом материале эти положения находят прямую аналогию с представлявшими римский народ тремя братьями Горациями и представлявшими альбанцев тремя Куриациями. Наградой за победу в их поединке была власть одного народа над другим. В римской архаике власть олицетворялась титулом рекса. В соответствии с принципом смены социально-возрастного статуса обладание властью рекса должно было быть временным. Его продолжительность совпадала в среднем с восьмилетним циклом, варьируясь в соответствии с календарными потребностями. Различие между идеальным и реальным циклами, по-видимому, первоначально скрадывалось при помощи обрядовых дней интеррегий. Правда, в традиции о римской архаике не сохранилось сведений о господстве такого срока правления рекса. Власть рексов, судя по тому, что все они, исключая Нуму, умерли не естественной смертью, не была еще пожизненной. Но срок правления значительно превосходил восемь лет. Дольше всех правили Нума Помпилий и Сервий Туллий — 43—
Можно допустить, что в историческую эпоху (в соответствии с традицией после Ромула) нормативным законным сроком правления рекса считались 24 года. Это следует из того, что 24 составляют совокупный срок правления триады «братьев» по 8 лет. Видимо, некогда в римской истории произошло сознательное утроение статусного времени нахождения у власти путем создания неких ситуаций, в которых братья-наследники не могли быть инициированы как «полновозрастные». Мужчина получал статус не только вследствие формального перехода его возрастной группы в соответствующую возрастную ступень, но и в результате успешного завершения серии испытаний, а окончательно закреплял его полноправие ритуал брака. Если создавались условия, при которых «следующий» «брат» не мог пройти положенные испытания и вступить в брак, обладатель титула как бы терял необходимость его передачи и сохранял его за собой. Брак с «невестой» отстраненного «брата» закреплял его право. Это могло повторяться несколько раз и избавляло общество от проблем, если «братьев» недоставало или был четвертый лишний. Усыновив Тарквиния Приска, Анк Марций включил его в одно поколение с двумя своими сыновьями и таким образом на законном основании передал ему власть после 24 лет правления. Согласно традиции, Тарквиний обязался затем передать власть сыновьям Анка, то есть своим названным братьям, но не сдержал обещания. В этом контексте не случайным выглядит и изгнание Тарквиния Суперба именно после 24 лет правления, когда подошел к концу его формальный срок.
В таком случае становится понятным смысл борьбы за верховенство народа, вылившейся в сражение Горациев и Куриациев. Видимо, это были не случайные воины, а реальные представители младшего поколения правящих в Риме и Альбе «династий», на что указывает сакральная связь и тех, и других с богиней Hora-Junona. Призом за победу была царская власть в Риме. Армия альбанского царя Гая Клуилия явилась к Риму, очевидно, не для того, чтобы отомстить за несколько голов скота, угнанных римлянами у альбанцев, как повествует традиция. Тулл Гостилий закончил свой 24-летний срок правления и встал вопрос о его преемнике. Таковым должен был стать один из альбанских Куриациев, помолвленный с сестрой Горациев. Однако, продолжая линию Ромула на связь с сабинами, Тулл Гостилий то ли отказался сложить с себя власть (вероятно, ориентируясь на прецедент Ромула), то ли не хотел передавать ее имевшему на нее право представителю альбанцев. Поединок должен был объявить волю богов, и его форма была избрана в соответствии с социально-потестарными представлениями эпохи. Победа Горациев исключила триаду Куриациев из числа претендентов на роль римского рекса и обеспечила Туллу Гостилию продолжение царствования еще на одно восьмилетие. Но более царствовать он не смог. Его смерть от пожара, зажженного молнией Юпитера, как-то очень вовремя произошла в год окончания очередного цикла. Согласно
Другой стороной легенды о Горациях и Куриациях является убийство помолвленной с одним из Куриациев сестры Горации ее братом-победителем. Помолвка Горации с Куриацием перекликается с традиционной версией о том, что матери Горациев и Куриациев были родными сестрами из Альбы, одна из которых вышла замуж в Риме, а другая, следовательно, в Альбе. Если исходить из логичного предположения, что Тулл Гостилий принадлежал к числу социальных «отцов» Горациев, то одна из альбанских «сестер» была его «сестрой-женой». Это заключение прямо подводит нас к выводам этнологов, что в архаических обществах титул правителя не просто переходил от мужчины к мужчине, а был особым образом связан с женитьбой наследника. Его брак рассматривался как главный ритуал принятия титула и выступал символом того, что мужчина не более как «реализовал» право, законным обладателем которого («носителем») являлась его жена. Такая специфика сохранилась от норм социально-возрастного классификационного родства, когда статус полноправия индивида был безусловно связан с моментом получения его возрастной группой права-обязанности заключить брак. В социально-возрастной системе доклассового общества норма эпигамного брака связывала не только мужчин и женщин одного поколения, но зачастую мужчин старшей и женщин младшей смежных социально-возрастных групп. В классификационной терминологии родства это были мужчины и дочери их дядей по матери, равно как и женщины и сыновья их теток по отцу. В первичной форме трехчленной династийной системы женами мужчин-наследников должны были оказаться женские потомки их социальных «отцов», то есть тех же трех «братьев» поколенной группы. Иными словами, две из них были двоюродными или родными сестрами претендентов на титул правителя, а для последнего в триаде — старшая племянница. Таким образом, в первичной династийной норме правом обладала трехчленная поколенная группа сестер, а реализовали это их право последовательно в соответствии с порядком рождения их мужья-«братья». Поколения триад «сестер» соотносилась как «матери» и «дочери», вследствие чего мужем старшей «сестры» оказывался младший дядя9.
Ситуация такого рода прослеживается в сюжете римско-альбанской легенды. Социальные «сестры» из Альбы обеспечивали власть римского и альбанского рексов. Триады их «детей» являлись наследниками титулов: альбанские юноши в качестве «женихов» римских «невест» в Риме, а римские — в Альбе. По завершении
Вычлененная на примере Горациев и Куриациев норма наследования власти архаических рексов путем передачи ее внутри поколенных триад «братьев» в римской истории была осложнена принадлежностью претендентов на власть к разным «городам» Лация. В период от Ромула до Тулла Гостилия традиция особенно тесно связывает Рим с Альбой-Лонгой. Согласно традиции, Ромул был выходцем из Альбы. Утвердившись в Риме, он, как говорит традиция, после смерти своего деда Нумитора, правившего в Альбе, ежегодно посылал туда из Рима наместника (Plut. Rom. 27). Понятие «наместник» здесь, очевидно, является анахронизмом. Альба в эпоху Ромула и Нумы была самостоятельным независимым центром, который к тому же имел некоторые сакральные права претендовать на старшинство над Римом. Альбанский Юпитер был древнее и потому в то время важнее римского. Вполне вероятно, поэтому, что традиция о Ромуловом «наместнике» является полустершимся воспоминанием о древнем обмене женихами для царских дочерей альбанской и римской, палатинской в то время, «династий». В легендарных версиях смерти Ромула сообщается, что простой народ роптал после его неожиданного исчезновения и высказывал возмущение против «отцов», обвиняя их в убийстве царя. Успокоились граждане только после того как один из патрициев по имени Прокул Юлий возвестил всем, что Ромул явился ему и повелел сообщить, что он взят на небо в ранге Квирина10. В передаче этой легенды Овидием указывается, что Прокул Юлий встретил Ромула на пути из Альбы-Лонги в Рим. Род Юлиев считается одним из родов альбанского происхождения, связанным с культом тамошнего Юпитера. Имя знатного альбанца, слово которого имело странно решающий вес в Риме, Прокул (лат. Proculus) могло быть производно от Procus (архаическое Procer), означавшего «жених» или «предводитель». Очень соблазнительно предположить на этой основе, что альбанец Юлий после смерти очередного римского царя выступал в роли царского жениха и соответственно претендента на царскую власть в Риме. Последнему имеется прямое подтверждение в традиции. Плутарх в биографии Нумы Помпилия рассказывает, что перед тем как была выдвинута кандидатура Нумы основными претендентами на царскую власть в Риме считались некий Веллес, бывший в родстве с Титом Тацием, и Прокул Юлий. Мы не знаем, за кого была выдана замуж дочь Ромула Прима и были ли у него еще дочери, но согласно традиции царскую власть после него получил не Прокул Юлий, а сабинянин Нума Помпилий.
О династийных связях Нумы из традиции прямо известно только то, что первым браком он был женат на дочери Тита Тация. Однако впоследствии царем Рима стал внук Нумы Анк Марций, бывший сыном его дочери Помпилии. Отцом Анка был Нума Марций — сын ближайшего сподвижника Нумы Помпилия Марка Марция. Этот последний, согласно традиции, оспаривал царскую власть у Тулла Гостилия после смерти Нумы Помпилия и покончил с собой, потерпев неудачу в этом предприятии. По возрасту, если принять традиционную версию, что Нума правил очень долго, и ориентироваться на зафиксированные в ней генеалогические принципы счета родства, Марк Марций вряд ли мог выступать соперником Тулла Гостилия в борьбе за римский престол. Логичнее кажется видеть в этом претенденте не его, а принадлежавшего к одному поколению с Туллом его сына Нуму Марция, отца царя Анка. В этом случае его претензии были обоснованы его женитьбой на Помпилии — дочери предшествующего царя Нумы. Однако вопреки традиции, ориентировавшейся на такого рода древнюю норму наследования, власть получил не он, а его соперник Тулл Гостилий. Если принимать эту традицию за реальность, то можно представить, что Марций был настолько уверен в беспроигрышности обоснования своих претензий, что неудача была и неожиданна для него, и воспринята им как неслыханный позор, заставивший его покончить с собой. По-видимому, наряду с правилом учета в ряду наследников царской власти мужа царской дочери действовали и другие закономерности.
Из традиции известно, что царь Анк Марций был внуком царя Нумы Помпилия, сыном его дочери Помпилии. Царь Тарквиний Суперб логичнее должен считаться не сыном, а внуком Тарквиния Приска, сыном его дочери Тарквинии11. Других столь прямых данных такого рода о наследовании царского титула через поколение внуком царя, сыном его дочери, как будто нет. Однако внимательное отношение к традиции позволяет обнаружить довольно явные их следы. Хотя традиция считает Ромула основателем палатинского Рима, он стал править на Палатине после того как убил Рема-Рома. Последний далеко не всеми версиями традиции считается братом Ромула12. Ромул скорее выступает его наследником, пришедшим к власти в соответствии с архаическим ритуалом убиения священного царя его преемником. До Рома и Ромула царем был Нумитор. Хотя традиция считает его царем Альбы-Лонги, а Ромула — царем Рима, это кажется всего лишь литературным приемом разведения связанных между собой правителей. Дело в том, что события, фигурирующие в традиции в связи с рождением близнецов Ромула и Рема, кормлением их волчицей и дятлом, воспитанием их Фаустулом и его женой, разбоями пастухов под их предводительством и поимка Нумитором Рема, — все это происходило не в окрестностях Альбы, а в окрестностях Палатина. Поэтому Нумитор выглядит более царем палатинского Рима, нежели Альбы. В таком случае перед нами еще одна пара дед-внук в качестве правила родственной зависимости в передаче царской власти. В то же время имя Нумитора очевидно сближает его с Нумой Помпилием, которого также можно отнести к поколению его внуков.
Следующий за Нумой царь Тулл Гостилий также не был совершенно «безродной» фигурой на римском престоле. Согласно преданию, он был внуком Госта Гостилия, ближайшего соратника Ромула, прославившегося и, вероятно, погибшего в борьбе с сабинами13. Но из сообщения Феста очевидно, что могилу Ромула часто отождествляли с могилой Гостилия или наоборот14. По одной из версий традиции, женой Ромула была сабинянка Герсилия, по другой, она была женой Гостилия (Plut. Rom. 14). Смешение этих двух фигур уже давно привело исследователей к мысли, что фигура Гостилия идентична фигуре Ромула15. В таком случае Тулл Гостилий был внуком царя или, возможно, сыном его дочери, выданной замуж за сына Гостилия, если тот все же не был Ромулом. По крайней мере, мы знаем, что он оказался более достойным кандидатом на римский престол, нежели Нума Марций, женатый на дочери Нумы Помпилия. В этом случае еще большей становится вероятность того, что царь Сервий Туллий имел определенное отношение к линии Гостилиев на римском престоле, в качестве внука Тулла Гостилия16.
До полноты картины остается только неясным вопрос, был ли Тарквиний Приск женат на дочери Анка Марция или он получил власть в Риме каким-то иным способом, по другим правилам. Но как бы там ни было, очевидным выглядит наличие в архаическом Риме правила наследования царской власти не только мужем, но и сыном царской дочери, бывшим одновременно и внуком за поколение до него правившего царя. Это правило коррелируется с нормами кросс-кузенного брачного союза. Оно предполагало наличие двух сестер — царских дочерей, отцу которых первоначально наследовал муж одной из них, а потом сын другой, женившийся на дочери первой, то есть на своей двоюродной сестре. Возможно, это правило в определенные моменты римской истории давали сбои, обусловленные конкретной практической ситуацией.
Согласно наиболее распространенной легендарной версии, Ромул и Рем были рождены дочерью царя Альбы-Лонги Нумитора Реей Сильвией. Посвященная в жрицы Весты своим дядей Амулием, отобравшим царский престол у брата Нумитора, Рея вступила в связь с богом Марсом и родила от него сыновей. Этот незатейливый сюжет, достаточно типичный для архаической мифологии, был тесно связан с объяснением древнего порядка передачи царской власти. В соответствии с приведенными выше римскими материалами, будучи дочерью царя, Рея должна была выйти замуж за человека, который посредством этого брака получал царство. В качестве жрицы Весты Рея, видимо, была посвящена главному мужскому божеству Альбы. Ее обет безбрачия символизировал ее «замужество» с богом17. В легенде в качестве этого бога выступает Марс. В качестве жрицы Рея, вероятно, считалась его ритуальной супругой в обрядах священного брака, символизировавших плодородие и процветание мира и народа. Роль мужского божества, ее супруга в этих обрядах обычно принадлежала священному царю Альбы. Поэтому традиция и «подозревает», что роль Марса исполнял сам Амулий18. В реальности он и должен был стать мужем Реи Сильвии, поскольку только этим браком он мог обрести законные права на царство Сильвиев. Таким образом, царем Альбы-Лонги Амулий был по праву зятя царя. Родившийся у Реи его сын Ромул не имел законных прав на альбанский престол своего отца Амулия. Однако в традиции сохранилось представление, что внук должен наследовать деду, то есть Ромул Нумитору, тогда как Амулий-отец «незаконно правил» в их царстве.
В этих хорошо известных альбанских «событиях» обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Как известно, верховным божеством Альбы был Juppiter Latiaris, почитавшийся в священной роще на Альбанской горе. По роще альбанские цари и звались Silvii — Лесовиками19. В легенде же царь Амулий почему-то выступает под личиной не Юпитера, а Марса. Вероятно, образ Марса в данном контексте относился к иному слою легенд о Ромуле и Реме. Возможно, как и сюжет о Нумиторе, упоминание Марса следует связывать с палатинским Римом, на который традиция неоднократно указывала как на место поселения выходцев из разных этносов и общин. В оригинальном же контексте легенды ритуальным супругом Реи должен был выступать Юпитер.
Но, в свою очередь, согласно принятым в античной мифологии брачным связям богов, супругой Юпитера считалась Юнона, а Рея — Сатурна. Сатурн фигурирует в традиции в качестве родоначальника латинских царей Лаврента. Согласно Овидию, древнейшим названием Рима, когда его территория ограничивалась одним Палатином, было Сатурния (Ovid. Fasti VI, 31). По одной из версий традиции, его основали Ромул и Телегон, сыновья троянки Ромы и лаврентинского царя Латина20. Священной птицей Лаврента считался дятел (picus), имя которого носил один из лаврентских царей — Пик21. Но одновременно дятел был и священной птицей Марса. Согласно легенде, дятел вместе с волчицей участвовал в кормлении младенцев Ромула и Рема, выброшенных рекой на склон Палатинского холма (Plut. Qu. rom. 21). Возможно, два тотемных животных как-то соотносились с существованием в доромулову эпоху двух священных рощ на Палатине, соответствовавших, видимо, двум культовым центрам. Между этих двух рощ существовал храм Ведийова, основанный, вероятно, Ромулом, учредившим здесь же и asylum (Ovid. Fasti III, 430—
Согласно Вергилию (Aen. VII, 655—
Но у легендарной весталки Реи Сильвии было еще одно имя — Ilia/Julia, которое связывает ее с легендарным Юлом и родом Юлиев24. Согласно традиции, Юл считался сыном Энея и Лавинии, дочери лаврентского царя Латина. Это положение традиционной генеалогии имеет явно искусственный характер. Первоначально сына Энея, как известно, звали Асканий. По поводу Юла античные писатели путались: то ли он был вторым сыном Энея (Асканий от Креусы, а Юл от Лавинии), то ли это единственный Асканий по прибытии в Лаций поменял имя на Юл. Этот Юл считался основателем Альбы-Лонги. Вероятнее всего, этот второй сын (или перемена имени первого) потребовался для установления связи утвердившегося на побережье близ Лавиния культа Энея с альбанским религиозным центром. Аврелий Виктор передавал версию, согласно которой сына Энея Аскания сначала назвали Jovis, а потом Julus25. Здесь явно отразилось воспоминание о том, что Юпитер в городах побережья и Лавинии носил имя Jovis. Перемена его имени с Jovis на Julus могла иметь две возможные причины. Можно предположить, что Юл первоначально был совершенно самостоятельной мифологической фигурой, связанной исключительно с Альбой-Лонгой. В альбанской традиции он считался легендарным основателем Альбы и династии ее царей Сильвиев. А сама Альба, по свидетельству Псевдо-Плутарха, первоначально называлась Ioulia по имени Ilia, которая была жрицей Юноны (Геры — Ps. Plut. Parall. 36). Следовательно, Julus (Ilus) должен был быть главным божеством города, а Silvii правили последним в качестве его персонификации. Их «тронным» именем, подобно палатинским Ромам, видимо, должен был быть nomen Julii (Ilii). Иными словами, Julii действительно были архаическим альбанским царским родом, в чем их потомки нисколько не сомневались вплоть до эпохи империи. Связь Юлиев с Юлом-Йовом можно было бы считаться следствием вмешательства в традицию идеологических устремлений Августа, однако Аврелий Виктор сообщает, что происхождение Юлиев от Юла было известно уже Катону в его «Origines»26. Последующее включение культа альбанского Юла в единую систему верований, связанных с почитанием Jovis на побережье и в Риме, привело к перемене имени Юла на Йова27.
Таким образом, в «священном браке» вместо весталки Реи Сильвии и Марса-Амулия в более архаическом пласте альбанских сказаний должны были фигурировать царская дочь-жена Ilia и священный царь «города» Julus-Ilus. Или все-таки Амулий? Плутарх полагал, что имя Амулия производно греческого Amolios, Однако скорее оно было искаженным латинским Aemilius. По одной из легендарных версий матерью Ромула была Эмилия (Plut. Rom. 2). Согласно другой легенде, у Аскания (то есть Юла) было два сына, одного звали Iulius, а другого Aemylon28. Это сообщение явно коррелируется с утверждением традиции, что Амулий был «братом» Нумитора. По всей вероятности, Эмилии первоначально были родом, связанным с Юлиями брачными отношениями. Отсюда, видимо, и этимология номена Aemilius от Aemulus Iulus, что означало «соперник — сторонник Юла или Юлиев». Если легендарный Амулий был представителем Эмилиев, то за палатинским именем его «брата» Нумитора должен был скрываться представитель рода Юлиев. Поэтому дочь последнего и звали Илия-Юлия. «Братьями» в таком случае эти Эмилий и Юлий могли быть в соответствии с нормами кросс-кузенного брака29. Подобно палатинским Ромам и Ромулам альбанские Юлии и Эмилии представляли поколенные группы претендентов на власть. Их потомками были Горации и Куриации.
Такая реконструкция данных традиции позволяет понять, что появившийся после смерти Ромула на дороге из Альбы в Рим Прокул Юлий был не случайным искателем царственности в Риме. По всей видимости, он следовал туда путем Ромула, который в таком случае также выглядит далеко не случайным «подкидышем» на Палатине. По своим альбанским родителям Ромул должен был быть либо Юлием, либо Эмилием. Вероятно, палатинские Ромы некогда заключили сакральный брачный союз с альбанскими Юлиями или, быть может, Юлиями и Эмилиями вместе. В этом союзе, вероятно, не было ничего необычного для данного региона. Такие же брачные союзы между сакральными правящими родами (а, возможно, и между общинами) «городов» Лация становились все более обычным делом по мере сокращения свободных земель и роста демографической тесноты. Судя по этнографической литературе, чередование деды-внуки (по дочери) в качестве обладателей титула римского рекса уходят корнями в эпоху свободных территорий. Тогда социальные «дети» поколения «дедов» (четвертое поколение от основателей поселка), достигнув возраста инициаций (14—
По всей видимости, некогда эти отношения явились первоначальной формой генеалогической родственной связи, возникшей в условиях господства классификационного родства. В соответствии с классификационными нормами внуки принадлежали к поколению социальных «сыновей». Реальные старшие сыновья «отцов» были социальными «сыновьями» старшего поколения, поэтому их отношения с отцами не имели социального значения. Младшие сыновья были одновременно и социальными «сыновьями», в поколении которых они образовывали небольшую группу (три брата). Старшие внуки были одновозрастными младшим сыновьям и, следовательно, принадлежали к социальным «сыновьям» своего деда. В переходный период, когда приобретавшее социальную значимость генеалогическое родство еще соседствовало с классификационным, «дед» (avus), представлявший поколение социальных «отцов», воспитывал и готовил к инициациям своих младших сыновей, вычленявшихся из числа его социальных «сыновей». В то же время муж его старшей дочери (avunculus) выполнял ту же роль для другой группы социальных «сыновей» деда — его внуков (сыновей своей младшей сестры)35. Когда переходная эпоха от классификационного к генеалогическому родству закончилась, младшие сыновья перестали играть социально значимую роль, в отличие от внуков, которые оказались связаны и с дедом (avus), и с его бывшим заместителем (avunculus)36.
Это положение, по-видимому, отразилось в альбанской легенде о взаимоотношениях Нумитора, Амулия и Ромула. Сокращение свободных земель привело к тому, что поколение инициированных «детей» перестало выселяться и с достижением брачного возраста превращалось в экзогамную по отношению ко всей общине группу. С этого времени становится необходимым учет поколений, ведшийся от поколения создателей общины. Создавался стимул как для усложнения социальных отношений внутри общины, так и для завязывания прочных связей с другими общинами. Царские сыновья, не имевшие прав на царскую власть в своем «городе», теперь не просто отправлялись искать себе царства «куда глаза глядят», а по заранее произведенному родителями матримониальному расчету брачных возможностей. А последние во многом зависели от количества вовлеченных в союз «городов». Потомство от таких браков на чужбине становилось исходной основой для нового родового коллектива, связанного родством как с родами по месту жительства, так и по месту происхождения его родоначальника.
Проявление этой тенденции можно предположить на основе данных традиции о римском роде Гостилиев. Как отмечалось выше, традиция несколько смешивала Ромула и Госта Гостилия, вследствие чего возникло предположение о возможном тождестве этих легендарных фигур. Гентилиций Hostilii вполне можно разложить на возможно исходные его составные: Hostes/Hosti (die Fremde) und Julii/Ilii. В таком случае он имел значение «чужеземные Юлии». В позднейшей литературной традиции это было осмыслено как «друзья (hospes) Юлиев». Очевидно, что если Гостилии были происходившими от Ромула или связанными с Ромулом римскими сородичами Юлиев, то они поддерживали с Альбой тесные дружественные контакты. Тогда появление на римском престоле Тулла Гостилия не было случайностью в той же степени, как и все, что происходило в архаическом Риме. Направлявшийся Ромулом в Альбу «наместник» был таким же представителем палатинского правящего рода, как и Прокул Юлий альбанского (Plut. Rom. 27). Характер связи Альбы с палатинским Римом, таким образом, вырисовывается довольно ясно. Сложнее вопрос о времени ее установления. Существовала ли она уже какое-то время перед появлением исторического Ромула или появление Ромула и знаменовало установление этой связи? Римская традиция ориентируется на последний вариант. Возможно, однако, следует предполагать существование на Палатине целой серии Ромулов, слившихся в традиции в образ основателя Рима.
Вероятно, с последним из Ромулов, вошедшим в историю как реформатор и основатель Рима, связана легенда о похищении сабинянок. Одна из них — Герсилия — стала женой Ромула. Плутарх подчеркивал, что Герсилия была единственной замужней женщиной из числа похищенных сабинянок. Ее имя Hersilia наводит на мысль о связи с одной стороны с Илиями-Юлиями, а с другой, с культом на Капитолии сабинского варианта Юноны богини Hora, связанной с Квирином37. В качестве жрицы она, видимо, была такой же представительницей сабинской царской «династии», как и Илия в Альбе-Лонге. Поэтому женитьба на ней Ромула была не случайностью, а продуманным актом, вводившим его в ранг царя окрестных сабинян. Ромул, видимо, отобрал жену у прежнего сабинского царя.
По легенде, в начавшейся войне сабиняне взяли крепость на Капитолии в результате предательства дочери римского военачальника Тарпейи. Она была весталкой, что для этой эпохи является указанием на ее принадлежность к царскому роду. Овидий называл Тарпейю Сатурновой дочерью и различал на Капитолии святилище Нумы и Юпитерову крепость (Fasti I, 266; II, 69—
В традиционном описании решающего сражения на месте будущего Форума войсками руководили по два вождя. С сабинской стороны — Тит Таций и Меттий Курций, а с римской — Ромул и Гост Гостилий. По-видимому, традиционная версия событий возникла вследствие того, что во главе конфликтовавших сторон ее авторами мыслились Ромул и Тит Таций, а реальные предания, которыми они располагали, указывали на Гостилия и Курция. Псевдо-имя Mettius производно от древнего оскского meddix — предводитель38. Он предводительствовал сабинами в битве с Гостилием и оставил о себе память в виде lacus Curtius. Согласно легенде, «озеро Курция» получило название потому, что в пылу битвы конь занес туда вождя сабинян. Однако Овидий передает версию, согласно которой озеро Курция находилось в роще, бывшей святилищем некого бога (Fasti VI. 403—
Такая логика рассуждений подводит нас к предположению, что Нума Помпилий был не чистокровным сабином, а сыном отца-сабина и матери-альбанки. Современные исследователи говорят о возможном несабинском происхождении имени Нума39. Видимо, не случайно именно фигура Нумы оказалась более подходящей на роль римского царя, чем чистый альбанец Прокул Юлий и чистый сабинянин Веллес
Женитьба Нумы на Тации, «которая» до этого была женой Ромула, показывает, что срок правления Нумы должен был составлять два
Нуме, по-видимому, было над чем задуматься после сакрального заклания последнего Ромула. Поэтому, быть может, он столь долго колебался перед принятием титула рекса. В римской традиции правление Нумы выглядит беспрецедентно длинным, а сам он (во многом, видимо, благодаря этому) чрезвычайно мудрым42. Два восьмилетия его правления приходятся на одно поколение с последним Ромулом в качестве мужа Тации, а три восьмилетних срока логично соотносятся с триадой его старших «сыновей». Однако вполне возможно, что в реальности один из этих двух сроков правил не Нума, а царь с другим именем. Отредактированная в интересах сакрального семиномия царской «династии» Рима традиция представляет, что последующие рексы также стремились сохранить власть как можно дольше. Но за ней явно скрывается представление, что нормой, на которую они вынуждены были ориентироваться были освященные традицией 24 года, состоявшие из трех восьмилетий триады «братьев». Такая же норма, видимо, действовала в соседних с Римом общинах. Согласно Вергилию (Aen. VII, 670—
Согласно легенде, один из Куриациев был помолвлен с сестрой Горациев и тем самым, подобно «царскому жениху» Прокулу Юлию, претендовал на власть в Риме после Тулла Гостилия. Однако Тулла не устраивал такой традиционный расклад. Быть может, используя прецедент Нумы Помпилия, он считал, что с этого времени альбанцы не прямо будут выставлять жениха римской царевне, а через посредство своих сабинских родственников. В традиции о Горациях и Куриациях брак представлявшихся ими династий носит явно характер брака между кузенами, но он не выглядит перекрестно-кузенным. Ведь в таком случае следовало бы ожидать, что кто-то из братьев Горациев был помолвлен с одной из Куриаций. Однако этого нет в традиции. Это могло означать, что альбанские Куриации женились на Горациях, а «братья» последних искали себе жен среди римских девушек, «братья» которых, в свою очередь, женились на альбанках. Но быть может Горации были римлянами сабинского или, вернее, связанного с сабинами южно-латинского происхождения. Третьим брачующимся с Горациями и Куриациями родом были скорее всего Гостилии. Брачный союз такого рода назван
Согласно римской традиции, до Анка Марция в числе палатинских рексов были только римляне (Ромул и Тулл Гостилий) и сабины (Таций, Нума). Но при внимательном рассмотрении оказывается, что рексами Палатина были пришельцы либо из Альбы (Ромул
Если трехзвенный союз состоял из Гостилиев, Горациев и Куриациев, то вероятно матери Горациев и Куриациев не могли быть родными сестрами близнецами из Альбы, а скорее были принадлежавшими к одному возрастному поколению социальными «сестрами». Не случайно, видимо, сами древние путались в отношении этнической принадлежности их потомства. Путаница, видимо, имела место вследствие того, что позднейшие авторы исходили из представления о «естественной» вирилокальности римского брака. Однако царские браки в эпоху архаики первоначально были уксорилокальны, поскольку в роли носителя царственности выступала царица — дочь предшествующего царя. В случае уксорилокальности «матерью» Горациев была римлянка, проживавшая в Риме с мужем Горацием, а «матерью» Куриациев — альбанка, проживавшая а Альбе с мужем Куриацием [из Кур]. Вероятно, римлянка носила nomen Hostilia, а альбанка — nomen Julia. «Отцы» «братьев» — Гораций и Куриаций — были, вероятно, родственниками сабинского или связанного с сабинами происхождения. Сабинские nomini их «сыновей» можно производить от капитолийской Hora-Junona в качестве обозначения связанных эпигамией подразделений дуально-возрастной группы. «Матери» — Гостилия и Юлия — также состояли в родстве как двоюродные сестры. Сам же Тулл Гостилий, видимо, был женат на одной из Гораций и «дети» ее «брата» — «близнецы» Горации — были его племянниками, то есть более близкими наследниками, чем родные сыновья. В этом случае, убивая сестру, Гораций-победитель прерывал женскую линию сабинского царского рода, вероятно, из тех же соображений, что и при убийстве Тарпейи, и, возможно, «самоубийстве» Лукреции. Взамен сабиняне получили право выставить своего Марция (внука-сына покончившего самоубийством из-за неудачи стать римским царем Марция) в качестве мужа палатинской царевне, вероятно, Гостилии45.
Союз Тулла Гостилия с сабинами определяли не только дальние политические расчеты. Вероятно, своего ставленника на роль рекса предлагали сабинские сородичи Нумы Помпилия, провоцируемые авторитетными Марциями. Последние формально как будто стояли в стороне от этих проблем, но именно они, долго оставаясь в тени, в конечном итоге выиграли в спорах за власть в Риме и утвердили после Тулла Гостилия царем Анка Марция. Происхождение Марциев скрыто во мраке. Согласно римской традиции, Нума привел с собой Марциев в Рим из сабинских Кур. Их родоначальник в Риме Марк Марций упоминается в качестве одного из двух лиц, подвигших Нуму на принятие сана римского рекса. Вторым был отец Нумы. Как отмечалось выше, в эпоху архаики более близким римскому юноше, чем отец, родственником был либо его дед по матери, либо брат последней. Не был ли Марк Марций материнским дядей Нумы Помпилия, его avunculus? В этом случае не исключена возможность, что Марций был вторым после Тация тестем Нумы.
Одну из жен Нумы Помпилия звали Лукрецией. Но Лукреции стали играть важную роль в Риме позднее, при последнем Тарквинии и в начале республики. К тому времени традиция относит легенду о Лукреции, бывшей женой Тарквиния Коллатина, племянника Тарквиния Суперба. Ее отец Спурий Лукреций Триципитин занимал важную должность в Риме при Тарквинии Супербе и сохранил свой авторитет после республиканского переворота. Сервий (Aen. VIII, 646) сообщает, что Брут был avunculus Лукреции. Это означает, что ее отец Лукреций Триципитин был женат на сестре Брута и через Юниев находился в родстве с Тарквинием Супербом. Эти Лукреции связывали Рим с Коллацией. Однако коллатинские рексы носили «тронное» имя Эгерии. Эгерием стал младший брат Тарквиния Приска, женившись на местной царевне (Liv. I, 34, 3; 38, 1). Его внуком был Тарквиний Коллатин, жену которого — Лукрецию — оспаривал Секст Тарквиний, считающийся традицией сыном Тарквиния Приска, но правивший в Габиях. Возможно, Габии и Коллация были связаны между собой брачным союзом. Видимо, Коллация была одним из центров культа Эгерии, отождествлявшейся с Дианой. Наиболее известным из центров поклонения Диане-Эгерии была роща в Ариции46. Эгерия также считалась в традиции возлюбленной Нумы. По преданию, он встречался с ней в роще у подножия Эсквилина. Быть может, это была роща известного Меттия Курция? В таком случае напрашивается предположение, что за фигурой Курция (Куриация) скрывается либо Таций из Кур, либо кто-то другой, а Эгерией была или дочь Тация, на которой был женат Нума, или кто-то еще. Культ Эгерии связывал родину Тациев легендарные Куры с Коллацией, Лукреция которой была, согласно традиции, второй женой Нумы.
Связи царей палатинского Рима с Коллацией выводят и на более отдаленные контакты. С коллатинскими Эгериями были связаны Тарквинии затибрского Яникула, а Нума, как известно, был похоронен у подножия одноименного римского холма (Plut. Numa 22). С Янусом типологически соотносилась Диана-Эгерия (Janus und Jana, Dianus und Diana)47. Диана считалась гентильным божеством Кальпурниев, возводивших свое происхождение к сыну Нумы Кальпу (Cic. de harusp. 32). С другой стороны, культ Дианы-Эгерии уходит корнями на юг в область Ариции. Его носителями в окрестностях Рима, видимо, были какие-то группы, имевшие южно-латинские и сабино-затибрские связи. Вероятно, постройка храма Дианы на Авентине при Сервии Туллии была следствием роста их влияния. Концентрация населения на Авентине была связана с деятельностью внука Нумы Анка Марция. Проявлением этого влияния является внедрение в ранние пласты легендарной римской истории сказаний о распространении культа Януса на семихолмье. В традиции Янус занимает второе место после Сатурна в качестве верховного божества. Ему на смену, как известно, пришел альбанский Юпитер, который, однако, первоначально принимал обличье Марса. Видимо, конкуренция этих божеств местного италийского происхождения отражает некую последовательность контактов обитателей Палатина с соседями — носителями их культов. Как отмечалось выше, Сатурн связывал Рим с лаврентийским побережьем, Julus-Юпитер — с Альбой-Лонгой, Jovis — с Лавинием. Более проблематичны истоки культов Януса и Марса.
Возможно, с культом Марса был связан род Марциев, выступающий в традиции одним из родов смешанной латинско-сабинской ориентации. Вполне вероятно, что Марции представляли царскую ветвь из области, вперемежку заселенной латинами и сабинами. Судя по политике переселений Анка Марция, они были связаны не только с местными Лукрециями и Эгериями, но через последних и с жившими за Тибром Тарквиниями. Анк Марций не только завоевал Яникул, но и переселил оттуда какое-то население, лукумоном которого был Тарквиний Приск. К этому времени брат Приска Аррунт уже был царем Коллации под именем Эгерия. Поэтому очевидно, что устремления внука возлюбленного Эгерией Нумы Анка Марция в этрусские обрасти за Тибром не были случайны. Марции явно были в родстве с коллатинскими Эгериями, а через них и с яникульскими Тарквиниями. В таком случае передача Анком Марцием царской власти Тарквинию Приску определялась родственной связью между ними. Марции, таким образом, олицетворяли в Риме его связь с сабинскими и этрусскими, точнее тирренско-пеласгическими, царскими родами. Можно предположить, что их связь с «этрусской» ипостасью Дианы Эгерией дополнялась ориентацией на культ «этрусского» же Марса-Мариса.
Но с другой стороны, возможно, корни Марциев следует искать в пограничных с вольсками Кориолах, Свессе Помеции, Лавинии, Ардее. В Свессу Помецию удалились сыновья Анка Марция после убийства Тарквиния Приска. Когномен Марциев Рутилиев иногда связывают с рутулами, центром которых была Ардея. По одной из версий, приходивший на помощь Ромулу в борьбе с сабинами Тация Лукумон был царем Ардеи. С Ардеей начал затяжную войну Тарквиний Суперб после того как заключил союз с Тускулом, видимо, нарушивший прежнюю ориентацию на побережье. Ардея во времена Энея, Латина и Турна была связана с Лавинием. Позднее в Лавинии совершал жертвоприношения Тит Таций, тесть Нумы Помпилия. В Лавиний же удалился из Рима вынужденный к этому Брутом Тарквиний Коллатин. Здесь же в Лавинии проживали братья Тарквинии Публий и Марк. Из Кориол в свое время приходил к Риму Марций Кориолан. Этот «город» был явно связан с Арицийским сакральным центром культа Дианы48. Почему-то Тулл Гостилий, продолжая политику Ромула, ориентировался на связанные с Марциями восточные и северо-восточные от Палатина «города» Лация. Возможно, это является «следом» экспансии латинов лаврентийского побережья, Лавиния и Ардеи вглубь Апеннинского полуострова, в орбите которой оказалось и римское семихолмье. Однако исследователи отмечают у населения Ардеи и Лавиния сильную этрусскую примесь. Поэтому связь Марциев с сабинско-этрусским регионом на север и восток от Рима не исключает, а дополняет их связь с юго-западным Лацием.
Продвижение жителей побережья в районе Рима пересеклось с имевшей сходные причины (поиски свободных земель) экспансией латинов Альбы и «городов» южного Лация, с одной стороны, и затибрских этносов, с другой. Римская традиция возводит латинских предков римлян к тому периоду, когда поселенцы прибрежной Трои внедрились в легендарный трехзвенный союз Цэре, Лаврента и Ардеи. Традиционная версия выстраивает прямую линию Троя — Лаврент — Лавиний — Альба — Рим. Но, как кажется, псевдо-историческая связь этих «городов» возникла в IV в. до н. э. с целью затушевать первоначальную зависимость Рима от латинской федерации во главе с Арицией и Тускулом. Если это так, то можно предполагать, что Альба была основана выходцами не из Лавиния, а из Ариции, а только затем испытала сильное влияние со стороны лавинатов. В таком случае Альба была тем первоначальным пунктом, в котором столкнулась экспансия южной, арицийской (связанной с вольсками), ветви латинов и западной, лаврентинской (связанной с этрусками низовьев Тибра). Теснимые вольсками и герниками, латины южного Лация стали осваивать земли в северном и северо-восточном направлении. Их контакты на западе с рутулами Ардеи известны мало. Однако позднее, согласно Ливию, ардеаты и арицийцы спорили за землю в районе Кориол (Liv. III, 71—
Марс-Амулий в альбанской легенде, возможно, является воспоминанием об изначальной связи Альбы с Ардеей (хотя скорее его образ связан с одним из центров доримского Палатина, ориентировавшимся то ли на Альбу, то ли на Лавиний). Преобладание западных латинов, вероятно, привело к тому, что рутульская колонизация «увяла», влившись в состав латинской, а культ Йова-Юпитера потеснил культ Марса в Альбе-Лонге. Давление прибрежных народов направило экспансию из Арицийского центра в северо-восточном направлении во внутренние области. Ее новым форпостом взамен Альбы стал Тускул. Вероятно, выходцы из него колонизовали области, в которых возникли «города» Габии, Коллация, Корникул, Медуллея. Впоследствии, оказавшись отрезанными от основного латинского массива параллельно развивавшейся сабинской экспансией из внутренних областей, при Анке Марции и первом Тарквинии они получили название «старых латинов» (Latini Prisci). К этому историческому пласту, вероятно, относится традиционная версия о воспитании Ромула в Габиях, поддержке Ромула царем Ардеи в борьбе с Тацием и происхождении Сервия Туллия из латинского Корникула51.
Альба также продолжила колонизационное движение. Выходцы из нее, зажатые на западе лавинатами и лаврентинцами, а на востоке колонизационным потоком из Ариции и Тускула, устремились на север, где вышли к Тибру и вступили в контакт с общинами Палатина. Одновременно развивалась экспансия прибрежных латинов, продвинувшихся по Тибру до Палатина (а, может быть, и дальше до Корникула). Согласно римской традиции, на Палатине находилось два сакральных центра, представленных священными рощами, между которыми Ромул-реформатор устроил убежище (asylum). Возможно, один из центров ориентировался на Альбу, а другой первоначально на латинский Лаврент. Однако затем лаврентинских латинов вытеснили из этого союза продвигавшиеся по их следам этруски Лавиния. Объединивший их в трехзвенный союз с Альбой Ромул вскоре сориентировался на включение в этот союз сабинских рексов, за которыми стояли связи со «старыми латинами» и этрусками Затибрья. Лавинаты, таким образом, оказались вытеснены из нового трехзвенного союза. Возможно, их «обида» нашла выражение в убийстве Тита Тация в Лавинии52. Согласно Плутарху (Rom. 21), перед этим родственники Тация убили направлявшихся в Рим послов из Лаврента. Ромул как будто не принимал в этом никакого участия, из чего можно предположить, что он сделал Тация не соправителем, а уступил ему власть на сакральное восьмилетие. Правда, традиция отводит правлению Тация не восемь, а пять лет. Как сообщает Плутарх, перед этими событиями Ромул убил альбанского Амулия. Согласно традиционной легенде, это была месть за надругательство над матерью и обиду деда Нумитора. Но в контексте рассмотрения проблемы передачи царского титула позволительно предположить, не очередного ли посланца Альбы на роль палатинского рекса ликвидировал Ромул, расчистив таким образом дорогу Тацию? В таком случае, противясь передаче власти в Риме альбанским Куриациям, Тулл Гостилий опирался на освященный авторитетом Ромула прецедент.
Несмотря на убийство Тация, сабины продолжали наращивать преимущество во вновь образованном Риме. После Тация и Гостилия-Ромула царем стал Нума. Сменивший его Тулл Гостилий должен был подумывать о сабинском преемнике. Альба явно оказывалась под угрозой вытеснения из союза. Это и послужило поводом для «альбанской проблемы». Победа римских Горациев над Куриациями временно сняла ее. Суд богов — поединок — отдал первенство римлянам. Альбанцы, видимо, перестали претендовать на роль «царского жениха», уступив ее своим боковым родичам в сабинской среде. Символическим обрывом этой сакральной связи послужило убийство невесты альбанского Куриация Горации ее братом Горацием-победителем53. После поединка Горациев с Куриациями римлянам пришлось сражаться с Фиденами, с которыми когда-то воевал после гибели Тация Ромул или Гостилий54. В это время Фидены считались полуэтрусским-полулатинским городом. Альбанское войско во время этого сражения выполняло роль стороннего наблюдателя. Традиция объясняет это происками Меттия Фуфетия, но ситуация очень напоминает еще один поединок двух сторон, в котором альбанцы исполняли роль арбитра. После победы над Фиденами Тулл расправился с Меттием Фуфетием. Эта расправа носила такой же уникальный в традиции, а по сути ритуальный характер, как и расправа над «предательницей» Тарпейей. Вероятно, после походов деда Гостилия фиденяне каким-то образом были связаны с Альбой и победа над ними развязала руки Туллу. Расправившись с Фуфетием, фигура которого может быть скрывала за собой подлинного альбанского царя, Тулл Гостилий предпринял переселение жителей Альбы-Лонги в Рим. Так «альбанская проблема» была разрешена радикальным способом и с наибольшей выгодой для римлян. Палатинский «город» вырос в размерах, расширил свою территорию на Целий и укрепился в военном отношении. Римские и альбанские всадники разгромили сабинян близ Злодейского леса и до конца правления Тулла Гостилия обеспечили западно-латинское преобладание в Риме (Liv. I, 30, 9—
Одним из проявлений этого рубежа был переход после Тулла Гостилия от уксорилокальности правящих династий к вирилокальности. Судя по традиции, Ромул, как и Прокул Юлий, являлись ради брака и связанного с ним титула на Палатин. Нума, женившись на Тации, жил в Курах. Аррунт Тарквиний стал Эгерием в Коллации. Куриаций, женившись на Горации, должен был наследовать титул в Риме. Отец самого Гостилия неизвестен, хотя дед и был похоронен в Риме. Возможно, Тулл был альбанцем, как и Ромул, но возможно, он стал первым римлянином, обладавшим титулом рекса. После него, хотя чужаки и не перестают править в Риме, передача им власти оформляется несколько иначе. Анк Марций был очевидным римлянином. Его дед Марк Марций, видимо, был рексом в каком-то городке, откуда его привез Нума. Возможно, он входил в одну «версту» с Нумой в качестве одного из «братьев» правящей триады. Его сын Нума Марций стал мужем дочери Нумы Помпилия и отцом Анка Марция. Таким образом, Анк стал рексом не потому, что он был внуком Нумы Помпилия, а потому, что он был внуком Марция. Расчет Нумы состоял в том, что поскольку
Но Нума не смог или не мог передать титул зятю Марцию, который, вероятно, был тем Марцием, что оспаривал титул у Тулла Гостилия. Видимо, только связь Тулла с авторитетом Ромула позволила ему пересилить расчеты Нумы Помпилия. В свою очередь, став рексом, Анк Марций явно не хотел передачи титула потомкам Тулла, то есть Гостилиям55. Подобно Нуме, Анк полагал, что включение в систему наследования титула рекса Тарквиния позволит ему сохранить титул в руках своего клана. По одной из версий, претендуя на власть в Риме, Тарквиний представлял дело так, что он был усыновлен Анком Марцием56. Более того, Анк Марций рассчитывал, что Марции удержат власть еще прочнее — после Тарквиния (игравшего роль брата-зятя царя) титул должен был перейти к сыновьям Анка. Их, вероятно, предполагалось женить на дочерях Тарквиния. Таким образом, согласно плану Анка, после него титул на краткий срок получал Тарквиний — «зять», а затем опять Марции. Обход Нумой традиции, заставлявшей детей царя искать царского титула в другом городе, создал прецедент, которым решил воспользоваться Анк. «Честность» Тарквиния, видимо, обеспечивалась тем, что он был родственником Марциев через своего брата — Эгерия в Коллации. Однако логика рассуждений Анка Марция имела один недостаток: дед его сыновей — Нума Марций — не был рексом ни в Риме, ни в другом месте. Поэтому по архаическому праву они не имели права на то, что не принадлежало их деду, то есть на титул рекса. Тарквиний мог их усыновить и тогда в роли «деда»-рекса выступил бы их отец Анк Марций. Но Тарквиний не сделал этого. Так сыновья Анка выпали из наследования титула римского рекса. Но выпали ли Марции? Этот вопрос нуждается в специальной проработке. Итак, Тарквиний Приск, видимо, был сначала усыновлен Анком, а затем стал рексом. Также и Сервий Туллий был сначала воспитан в доме Тарквиния, а затем как римлянин женился на его дочери. Тарквиний Суперб женился на Туллии, будучи римлянином в третьем поколении. Его сестра была выдана замуж в Коллацию, а дочь — в Тускул за Октавия Мамилия. Так за несколько поколений, прошедших со времени Тулла Гостилия, вирилокальность окончательно утвердилась в качестве господствующего брачного принципа, связанного с передачей титула рекса. Одновременно к концу царской эпохи число потенциальных претендентов на титул столь возросло и сконцентрировалось в одном центре, что требовалась радикальная реформа традиции передачи титула.
Однако архаические принципы наследования царской власти сохранились и после Тулла Гостилия. Если к моменту передачи титула в старшем колене не было третьего «брата», то есть мужа для первой «сестры» младшего колена, то таковой находился вне династии и входил в нее на правах побратима двух старших «братьев» старшего колена. Таким побратимом Анка Марция стал Тарквиний Приск, признаваемый традицией воспитателем детей Анка57. По окончании срока правления своего «колена» он должен был передать власть сыновьям Анка, но не сделал этого. Тарквиний правил 38 лет. По
Однако возможны сомнения в реальном длительности правления Сервия Туллия, как впрочем и Тарквиния Приска. Исследователями еще в прошлом веке высказывалось соображение, что род Тарквиниев не имел ничего общего ни с Этрурией, ни с Грецией. Prisci было латинское имя, а жену Тарквиния Приска звали не только Танаквиль, но и Гайа Цецилия59. Вероятно, в традиции сплелись две легенды о правившем после Анка Марция царе — этрусская и латинская. Точно также и в отношении Ромула кроме латинской версии его происхождения из Альбы существовала этрусская, по которой он считался сыном или внуком героя Тархона. Этрусская версия о пятом римском царе знала его как Тарквиния, а его жену — Танаквиль, соответственно латинская — Приск и Гайа Цецилия. Более плотное, чем в случае с Ромулом, внедрение этрусской версии в позднейшую традицию, по-видимому, было связано с тем, что реальные Тарквинии были хорошо известны в городе Цэре, тесно контактировавшем с Римом. В середине прошлого века обнаруженная там гробница с многочисленными эпиграфическими именами Tarchna, Tarqin[ius], Tanchvil дала возможность говорить о существовании в Цэре обширного рода Тарквиниев. Возможно, не случайно, что изгнанный из Рима Тарквиний Суперб искал убежища именно в Цэре (Liv. I, 60, 2). По данным традиции, у Тарквиния Приска было две дочери: одна замужем за Сервием, а о браке другой сведений нет. Согласно утвердившимся в качестве норм наследования царской власти принципам кросс-кузенного брака, сын второй Тарквинии должен был стать мужем дочери Сервия Туллия и унаследовать последнему как внук Приска по дочери. Однако в традиции мужем Туллии и царем в Риме стал Суперб — сын сына Тарквиния Приска. Не скрывается ли воспоминание о сыне второй Тарквинии в традиционной версии о брате Суперба Аррунте, который был женат на другой дочери Сервия? Традиционная правка реальности здесь минимальна — вместо двоюродного Аррунт назван родным братом Луция. А с точки зрения классификационных норм она вообще несущественна. Не претендовавшие на правление в Риме дети Тарквиния Приска вполне могли вступить в брак за его пределами. При этом Приск, конечно, рассчитывал, что его внуки в соответствии с установившимися нормами получат власть в Риме. Поэтому их брачными партнерами могли быть только дети царских династов окрестных городов.
Это заставляет вспомнить «этрусскую версию» биографии Сервия Туллия, согласно которой он был не латином из Корникула, а этруском Мастарной. Наиболее полно эта версия представлена на бронзовой таблице с речью Клавдия, найденной в Лионе в 1524 г.60. В Риме Мастарна появился в правление первого Тарквиния в качестве sodalis братьев Авла и Целия Вибенн, с которыми таким образом составлял одну поколенную триаду61. Речь Клавдия упомянута Тацитом, который также знал версию о наименовании Целия по имени этруска Целия Вибенны62. О братьях Вибеннах упоминает Фест63. Правда, Фест упоминает и иную версию появления номена Целий в Риме64. Он относил его ко времени Ромула. А поскольку этот Целий также пришел из Этрурии, то его, видимо, отождествили с братом Авла Вибенны65. П. Фабиа высказал мнение, что холм Целий получил название не от Целия Вибенны, а от другого Целия (Caeles или Caelius), который представлен в традиции пришельцем при Ромуле66. С этим этрусским вождем принято отождествлять знаменитого сподвижника Ромула Лукумона67. Его этрусская родина неизвестна. В эпоху Ромула она не могла быть сильно удалена от Палатина. По-видимому, параллельно продвижению латинов и этрусков из Лавиния вверх по левому берегу Тибра по правому берегу распространялось этрусская экспансия из Цэре. Этрусскими форпостами здесь были территория трибы Ромилии, Яникул, Вейи, а на левом берегу — Фидены. Именно отсюда первоначальный Рим испытывал этрусское влияние. Но если с Цэре Рим связывали дружественные отношения, а Яникул при Нуме и Анке Марции был почти своей территорией, то с Вейями и Фиденами римляне имели постоянные конфликты, наиболее полно отраженные традицией. Возможно, Вейи были форпостом не цэритского, а иного влияния из внутренних областей Этрурии. И распространилось оно на Рим позднее, при Тарквиниях68. Можно предположить, что в северо-восточном Лации на естественном рубеже, каким выступал Тибр, сошлись три волны колонизации свободных земель — сабинской из внутренних областей Италии, этрусской из средней Этрурии (Клузий — Вульчи — Вейи) и латинской из южного Лация. Но, быть может, соперничество Рима и Вей было обусловлено не разной политической ориентацией, а борьбой за лидерство двух родственных общин, в равной степени контролировавших Соляную дорогу. Судьба Вей во многом напоминает судьбу Альбы-Лонги. Поэтому вполне вероятно, что существовала связь по линии Цэре, Яникул, Вейи, к которой подключился Рим в результате завоевания Анком Марцием Яникула. Предпосылкой этого завоевания, открывшего Рим этрусскому влиянию, был выход цэритов к Риму через Лавиний еще в догородскую эпоху, с одной стороны, и установление контактов с этрусками Яникула, Вей и Фиден через сабинян и Марциев, с другой. Возникшая в результате уплотнения социального поля напряженность нашла выход в образовании вождества с центром на Палатине, к этому времени уже выступавшего в роли пункта, в котором преломлялось влияние из Лавиния, Альбы и, вероятно, Цэре.
Эпиграфические материалы из южной Этрурии привели исследователей к заключению о действительном присутствии там номена Вибенн. Происходившая из Вей ваза в стиле буккеро VI в. до н. э. имеет на днище надпись «mine muluv[an]ece avile vipiennas» (меня посвятил Авл Вибенна)69. Но особенно впечатляющей является открытая в 1857 г. фреска из гробницы Франсуа в Вульчи, датируемая 340—
В связи со сказанным неизбежно встает вопрос о числе рексов исторического Рима. Традиционная цифра семь, очевидно, является искусственной конструкцией, созданной в обществе, в котором семь поколений играли важную, если не определяющую, социальную роль. Семь возрастных этапов по 8 лет составлял «человеческий век», насчитывавший при Ромуле 56, а позднее 60 лет. Семь степеней родства отделяли gentiles от более отдаленных сородичей — носителей одного nomen.
Наше рассмотрение данным римской традиции позволяет включить в число царей палатинского Рима Нумитора и его зятя — жреца Марса, увеличить число Ромулов, одним из которых вероятно был Гост Гостилий. Возможно, и за фигурами Тация и Нумы скрывалось не по одному правителю, как за образом Сервия Туллия стояли «этруск Мастарна» и «сын Окризии». Первые «консулы» после изгнания Тарквиния — Тарквиний Коллатин, Юний Брут, Валерий Попликола, Гораций Пульвилл, Лукреций Триципитин — все были родственниками предшествующих царей. Причем это родство связывало их не только с последними Тарквиниями (Юнии и, вероятно, Аквилии — родственники Брута, с номеном которых, возможно, связана Танаквиль), но и с Титом Тацием
После изгнания последнего Тарквиния Брут по праву мог стать римским рексом. Для этого ему нужно было лишь жениться на дочери царя, чего, по-видимому, он не сумел сделать. Дочь Суперба была выдана за Октавия Мамилия в Тускул. Среди других родственниц, вероятно, ближайшей была Лукреция, связанная родством с Тарквиниями через брата Тарквиния Приска Аррунта-Эгерия. Вероятно также ее родство с Марциями. Но она стала женой Коллатина, который был сыном сестры Тарквиния Суперба75. Тарквиний Коллатин, Юний Брут и Секст Тарквиний, по всей видимости, были триадой «братьев», претендовавшей на власть в Риме. Последний в их числе («шестой Тарквиний» по имени), правивший в Габиях, очевидно, был таким же «сыном» Тарквиния Суперба как и Брут или Коллатин. Легендарное насилие Секста Тарквиния над Лукрецией могло означать его стремление овладеть властью вне определенной ему очереди. В результате он был исключен из наследования титула рекса и его место в триаде занял еще один «брат» Валерий. Изгнание Тарквиния Коллатина привело к замещению его кандидатуры следующим «братом» Лукрецием Триципитином, а смерть Брута призвала к власти триады «брата» Горация Пульвилла.
В римской исторической традиции на порядок передачи титула рекса после изгнания Тарквиния Суперба была искусственно наложена система двух консулов. Консулат не был нововведением республиканской эпохи. Он возник еще в царскую эпоху в результате разделения функций между «братьями» в триаде. Роль сакрального царя обычно все три срока выполнял один из «братьев». Тогда как два других, гаранты его правления, выступали в роли его помощников — consules, прежде всего в качестве военных предводителей. Наиболее отчетливо эта архаическая практика проявляется в легендарном эпизоде, переданном Вергилием. Когда Тибур послал свое войско на помощь Латину, его возглавили два брата-близнеца Кор и Катилл, а третий брат — эпоним Тибуртий остался дома, видимо, в качестве царя76. Отголоски такой системы можно обнаружить и в других традиционных сообщениях, смысл которых затушеван временем. Двое сыновей Латина были отравлены Аматой после того, как Эней стал мужем Лавинии. Они оказались не у дел вследствие того, что сам Эней выступал в легенде в ипостаси воина. Гост Гостилий и Лукумон вели военные действия в интересах Ромула. Двое сыновей Анка Марция выполняли непонятную роль при Тарквинии Приске, в конечном итоге выступив в роли командиров, приказавших убить царя своим воинам. Двое братьев Вибенн — Авл и Целес — были военными сподвижниками то ли легендарного Мастарны, то ли Тарквиния Приска. Согласно традиции, и Мастарна, и Тарквиний были этрусками и оба стали царями в Риме. Два сына Тарквиния Приска находились в тени Сервия Туллия. Два брата Тарквиния Суперба — Публий и Марк совершенно неизвестны своими деяниями, но, по данным Дионисия Галикарнасского, после изгнания Тарквиния из Рима проживали в Лавинии77. Под стенами Ардеи с царем Тарквинием Супербом сражались два военачальника Тит Герминий и Марк Гораций (оба фигурируют в качестве консулов начала республики)78. Показательна легенда о поездке в Дельфы молодого племянника Тарквиния Суперба Юния Брута с двумя сыновьями царя. Триада юношей-сверстников гадает о том, кто станет царем в Риме по возвращении, и выбор бога падает на кузена царских сыновей.
Переход к республике был ознаменован сокращением срока пользования властью «братьями» с 24 лет до одного года. В результате полномочия царя оказались ограничены функциями, выполнявшимися rex sacrorum. Напротив, «братья» — консулы продолжали выполнять все прежние функции. В течение длительного времени с 444 до 376 гг. до н. э. «консулат» такого рода приживался в римском обществе пока не был юридически закреплен законами Лициния-Секстия после десятилетнего (376—
ПРИМЕЧАНИЯ
Именем Гайя Цецилия, возможно, была как-то связана с основателем Пренесте Цекулом (Fest. s. v. Caeculus. p. 44 M.). По некоторым данным она считалась женой одного из сыновей Тарквиния (Plut. Quest. rom. 30; Fest. 338: praedia; Varro ap. Plin.