В. А. Квашнин
Вологодский государственный педагогический университет

«Неизвестные» законы о роскоши эпохи Ганнибаловой войны (214—210 годы до н. э.).

Публикуется по электронной версии, предоставленной автором, 2000 г.

Сре­ди мно­го­чис­лен­ных про­блем пери­о­да Ган­ни­ба­ло­вой вой­ны одной из наи­ме­нее иссле­до­ван­ных явля­ет­ся про­бле­ма финан­со­вой поли­ти­ки, про­во­див­шей­ся сена­том и выс­ши­ми маги­ст­ра­та­ми Рес­пуб­ли­ки с 218 по 201 гг. до н. э. Как пра­ви­ло, вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей при­вле­ка­ют яркие сюже­ты борь­бы сопер­ни­чаю­щих поли­ти­че­ских груп­пи­ро­вок или воен­ных кам­па­ний это­го вре­ме­ни. Меж­ду тем, одной из серь­ез­ней­ших про­блем, встав­ших перед рим­ским обще­ст­вом с само­го нача­ла вой­ны, была хро­ни­че­ская нехват­ка мате­ри­аль­ных ресур­сов и, в первую оче­редь, денеж­ных средств. Свя­за­но это, види­мо, с тем, что Рим всту­пил в новую вой­ну с Кар­фа­ге­ном куда менее гото­вым к ней, чем это обыч­но пред­став­ля­ет­ся, на что уже обра­ща­лось вни­ма­ние в оте­че­ст­вен­ной лите­ра­ту­ре1. Одним из путей выхо­да из сло­жив­шей­ся ситу­а­ции была серия зако­но­да­тель­ных мер, направ­лен­ных как на огра­ни­че­ние рас­хо­дов внут­ри рим­ской фами­лии, так и на пря­мое изъ­я­тие необ­хо­ди­мых средств у насе­ле­ния.

Так, закон Г. Клав­дия 218 г. ско­рее все­го, был вызван потреб­но­стя­ми рим­ско­го флота в гру­зо­вых кораб­лях для пере­во­за войск, сна­ря­же­ния и про­до­воль­ст­вия, как-то пред­у­смат­ри­вал пер­во­на­чаль­ный план веде­ния вой­ны рим­ско­го коман­до­ва­ния2. Зако­ны М. Мети­лия 217 г. и Г. Оппия 215 г. жест­ко огра­ни­чи­ва­ли «нера­цио­наль­ные» тра­ты фамиль­ных ресур­сов, основ­но­го источ­ни­ка попол­не­ния рим­ской каз­ны. Все три зако­на объ­еди­ня­ет то, что они были при­ня­ты в фор­ме пле­бис­ци­та. Каза­лось бы, это ука­зы­ва­ет на демо­кра­ти­че­ский харак­тер зако­нов нача­ла Ган­ни­ба­ло­вой вой­ны, порож­ден­ных борь­бой пле­бей­ской вер­хуш­ки про­тив пат­ри­ци­а­та. Одна­ко, вни­ма­тель­ное изу­че­ние име­ю­ще­го­ся мате­ри­а­ла поз­во­ля­ет усо­мнить­ся в том, что это един­ст­вен­но воз­мож­ное объ­яс­не­ние. При­чи­ны, вызвав­шие при­ня­тие зако­нов 218—215 гг. сле­ду­ет искать в стрем­ле­нии власт­ной рим­ской эли­ты вый­ти из той бес­при­мер­но-слож­ной ситу­а­ции, в кото­рой ока­зал­ся Рим в пер­вые годы вой­ны. Чрез­мер­ное увле­че­ние поис­ком сослов­ных или семей­ных «кор­ней» про­ис­хо­див­ших собы­тий сво­им след­ст­ви­ем име­ет раз­дроб­лен­ность общей кар­ти­ны, ее фраг­мен­тар­ность, ведет к опас­но­сти за отдель­ны­ми людь­ми или семья­ми не увидеть про­блем, опре­де­ляв­ших жизнь обще­ства3. За дей­ст­ви­я­ми отдель­ных пле­бей­ских три­бу­нов хоро­шо про­смат­ри­ва­ет­ся опре­де­лен­ная систе­ма, ком­плекс про­ду­ман­ных и вза­и­мо­свя­зан­ных мер, осу­ществля­е­мых груп­пой лиц, при­над­ле­жа­щих к выс­шим сло­ям рим­ско­го обще­ства4.

Послед­ним по вре­ме­ни при­ня­тия в рам­ках обо­зна­чен­но­го пери­о­да счи­та­ет­ся закон Оппия о рос­ко­ши 215 г. Одна­ко, имя Гая Оппия свя­зы­ва­ет­ся совре­мен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми и с при­ня­тым в том же году зако­ном о покуп­ке рабов на воен­ные нуж­ды (Liv. 34. 6. 12; Val. Max. 7. 6. 1)5. Види­мо, не слу­чай­но в тра­ди­ции упо­ми­на­ют­ся какие-то Оппи­е­вы зако­ны (Tac. Ann. 3. 34). Если это так, то вполне обос­но­ван­но выглядит мне­ние о том, что в 215 г. Гай Оппий высту­пил с сери­ей вза­и­мо­свя­зан­ных зако­но­про­ек­тов. День­ги за рабов долж­на была выпла­тить кол­ле­гия, назна­чен­ная еще в 216 г. для того, чтобы «ведать денеж­ны­ми дела­ми» (Liv. 23. 21. 6). В нее вошли Луц. Эми­лий Пап, М. Ати­лий Регул и пле­бей­ский три­бун Л. Скри­бо­ний Либон. Уком­плек­то­ван­ны­ми раба­ми леги­о­на­ми коман­до­ва­ли М. Клав­дий Мар­целл (App. Han. 27) и Тиб. Сем­п­ро­ний Гракх, кото­рый и отпу­стил вое­вав­ших рабов на волю, пре­до­ста­вив им пра­ва рим­ско­го граж­дан­ства (Liv. 24. 16. 9; Flor. 1. 22. 30).

Имя М. Клав­дия Мар­цел­ла встре­ча­ет­ся в маги­ст­рат­ских спис­ках и сле­дую­ще­го 214 г. Как сооб­ща­ет Ливий, в Сици­лию был отправ­лен с фло­том пре­тор Т. Ота­ци­лий Красс. Одна­ко, «так как моря­ков не хва­та­ло, то кон­су­лы по рас­по­ря­же­нию сена­та изда­ли указ: тот, кто при цен­зо­рах Луции Эми­лии и Гае Фла­ми­нии имел иму­ще­ство (сам или его отец) на сум­му от пяти­де­ся­ти до ста тысяч ассов, выстав­ля­ет одно­го моря­ка и дает шести­ме­сяч­ное его жало­ва­ние; тот, у кого от ста тысяч до трех­сот тысяч, — трех моря­ков и дает годо­вое их жало­ва­ние; тот, у кого от трех­сот тысяч до мил­ли­о­на — семе­рых; каж­дый сена­тор выстав­ля­ет вось­ме­рых моря­ков и дает годо­вое их жало­ва­ние» (Liv., 24. 11. 7—8, пер. М. Е. Сер­ге­ен­ко)6. Кон­су­ла­ми, издав­ши­ми указ, были М. Клав­дий Мар­целл, брат Тита, и Кв. Фабий Мак­сим; на доче­ри сест­ры послед­не­го Ота­ци­лий был женат (Plut., Marc., 2; Liv. 24. 8. 11). Инте­рес­но, что кон­су­лы поль­зо­ва­лись дан­ны­ми цен­за, про­веден­но­го еще в 220 г. Луц. Эми­ли­ем Папом и Г. Фла­ми­ни­ем. Фор­маль­но, в 216 г. дик­та­то­ром с цен­зор­ски­ми пол­но­мо­чи­я­ми (dic­ta­tor se­na­tus le­gen­di cau­sa) был избран М. Фабий Буте­он. Одна­ко, зада­чей Фабия было состав­ле­ние толь­ко ново­го спис­ка сена­та, в свя­зи с чем кон­су­лы и были вынуж­де­ны поль­зо­вать­ся дан­ны­ми 220 г. (Liv., 23. 23. 1—8). Ко вре­ме­ни при­ня­тия ука­за новые цен­зо­ры были выбра­ны, но свиде­тельств о про­веде­нии ново­го цен­за нет. Неяс­но, был ли он вооб­ще про­веден в 214 г. Ливий пря­мо о состав­ле­нии новых цен­зо­вых спис­ков нигде не гово­рит. Циф­ро­вых дан­ных о цен­зе это­го года так­же нет. В лите­ра­ту­ре отме­ча­лось7, что ценз 214 г. не был завер­шен обрядом люст­ра, без кото­ро­го ценз счи­тал­ся недей­ст­ви­тель­ным, при­чи­ной чего мог­ла стать и смерть одно­го из цен­зо­ров8. Воз­мож­но, про­веде­ние ново­го цен­за созна­тель­но затя­ги­ва­лось, посколь­ку с фис­каль­ной точ­ки зре­ния дово­ен­ный ценз, на осно­ве кото­ро­го взи­мал­ся еже­год­ный три­бут, боль­ше отве­чал потреб­но­стям посто­ян­но пустой рим­ской каз­ны.

Име­на Луц. Эми­лия Папа и Г. Фла­ми­ния непо­сред­ст­вен­но свя­за­ны с при­ня­ти­ем зако­на Мети­лия 217 г. Как сооб­ща­ет Пли­ний, «суще­ст­ву­ет пред­на­зна­чен­ный для валяль­щи­ков Мети­ли­ев закон, кото­рый цен­зо­ра­ми Г. Фла­ми­ни­ем и Л. Эми­ли­ем был пред­ло­жен на утвер­жде­ние народ­но­го собра­ния» (35. 17. 57). Вспом­ним, что Г. Фла­ми­ний пред­ста­ет в тра­ди­ции и как самый горя­чий сто­рон­ник при­ня­тия зако­на Клав­дия 218 г. (Liv., 21. 63. 3). Не мень­ший инте­рес пред­став­ля­ет дея­тель­ность и цен­зо­ров 214 г. — Пуб. Фурия Фила, кол­ле­ги Г. Фла­ми­ния по кон­су­ла­ту 223 г. и М. Ати­лия Регу­ла, уже извест­но­го нам чле­на кол­ле­гии три­ум­ви­ров (Po­lyb., 2. 32. 1)9. Рас­сказ о их дея­тель­но­сти Ливий пред­ва­ря­ет при­выч­ным заме­ча­ни­ем о том, что «каз­на была пуста», при­чем повто­ря­ет это два­жды (24. 18. 2, 10).

Из повест­во­ва­ния Ливия мож­но заклю­чить, что цен­зо­ры, после вступ­ле­ния в долж­ность, при­сту­пи­ли к осу­щест­вле­нию цело­го ком­плек­са мер по напол­не­нию каз­ны (Ibid., 24. 18. 2—15). Так, зна­чи­тель­ное коли­че­ство граж­дан (толь­ко обви­нен­ных в укло­не­нии от воен­ной служ­бы насчи­ты­ва­лось более двух тысяч чело­век) было пере­веде­но в раз­ряд эра­ри­ев, обла­гав­ших­ся нало­гом не в соот­вет­ст­вии с иму­ще­ст­вен­ным цен­зом, а в раз­ме­ре, про­из­воль­но уста­нав­ли­вае­мом цен­зо­ра­ми. Был собран налог со вдов и опе­ку­нов сирот, так назы­вае­мый aes hor­dea­rium10. Под­ряды на ремонт хра­мов, постав­ку лоша­дей и про­до­воль­ст­вия были взя­ты пуб­ли­ка­на­ми бес­плат­но, с отсроч­кой упла­ты денег до окон­ча­ния вой­ны. Впро­чем, годом рань­ше, когда воз­ник­ли про­бле­мы с постав­ка­ми про­до­воль­ст­вия и одеж­ды для вой­ска, нахо­див­ше­го­ся в Испа­нии, ана­ло­гич­ным обра­зом посту­пил пре­тор Кв. Фуль­вий Флакк, друг и сорат­ник Кв. Фабия Мак­си­ма. Фуль­вий был вынуж­ден обра­тить­ся к под­ряд­чи­кам с прось­бой про­из­ве­сти постав­ку в долг, с тем, что «как толь­ко у государ­ства будут день­ги, им пер­вым будет упла­чен долг» (Ibid., 23. 48. 11). Необ­хо­ди­мое взя­лись постав­лять три обще­ства пуб­ли­ка­нов, состо­яв­шие из девят­на­дца­ти чело­век. Вопре­ки посто­ян­но под­чер­ки­вае­мой Ливи­ем доб­ро­воль­но­сти дей­ст­вий рим­ских граж­дан, спе­шив­ших отдать все свое досто­я­ние в труд­ное для Рес­пуб­ли­ки вре­мя, согла­ше­ние меж­ду Фуль­ви­ем и пуб­ли­ка­на­ми состо­я­лось на доволь­но жест­ких усло­ви­ях. Как сооб­ща­ет Ливий, «у них было два тре­бо­ва­ния: пер­вое — пока они заня­ты этой служ­бой государ­ству, пусть будут осво­бож­де­ны от воен­ной; вто­рое — посколь­ку кора­бель­ный груз может быть уни­что­жен вра­га­ми или бурей, пусть государ­ство берет на свой страх убыт­ки» (Ibid., 23. 49. 2—3). Как мы видим, в 215 г. цен­зо­ры сда­ли под­ряды на постав­ку для армии в долг, ско­рее все­го на тех же усло­ви­ях. На такую мысль наво­дят собы­тия 212 г., когда часть пуб­ли­ка­нов (точ­нее их чис­ло не назы­ва­ет­ся) была осуж­де­на при пря­мом содей­ст­вии кон­су­ла это­го года Кв. Фуль­вия Флак­ка. «Эти люди, посколь­ку гибель гру­за, отправ­ля­е­мо­го вой­ску и зато­нув­ше­го в бурю ложи­лась дол­гом на государ­ство, выду­мы­ва­ли кораб­ле­кру­ше­ния, кото­рых не было, — пишет Ливий, — даже дей­ст­ви­тель­ные, о кото­рых они докла­ды­ва­ли, были под­стро­ен­ны­ми, а не слу­чай­ны­ми» (25. 3. 10—11). В резуль­та­те судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства часть пуб­ли­ка­нов ока­за­лась в тюрь­ме, а дру­гая часть отпра­ви­лась в изгна­ние (Ibid., 25. 4. 11). Или речь идет о тех людях, кото­рые заклю­чи­ли в 215 г. дого­вор с Кв. Фуль­ви­ем Флак­ком, или же все после­дую­щие под­ряды сда­ва­лись на ана­ло­гич­ных усло­ви­ях. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние, что актив­ную роль в этих собы­ти­ях вновь игра­ют пле­бей­ские три­бу­ны — на этот раз Спу­рий и Луций Кар­ви­лий (Ibid., 25. 3. 13; 4. 8).

Вер­нем­ся к цен­зу­ре 214 г. «При­шли хозя­е­ва рабов, отпу­щен­ных Тибе­ри­ем Грак­хом на сво­бо­ду под Бене­вен­том, — про­дол­жа­ет свой рас­сказ Ливий, — вызван­ные три­ум­ви­ра­ми полу­чить за них день­ги, но хозя­е­ва ска­за­ли, что они возь­мут эти день­ги толь­ко по окон­ча­нии вой­ны» (24. 18. 12). Чтобы понять, о чем здесь идет речь, сле­ду­ет вспом­нить, что под коман­до­ва­ни­ем Тиб. Сем­п­ро­ния Грак­ха сра­жа­лись рабы-доб­ро­воль­цы, при­зван­ные на воен­ную служ­бу после пора­же­ния рим­лян при Кан­нах11. В повест­во­ва­нии Ливия мож­но заме­тить следы двух вер­сий. Соглас­но одной, рабы были сра­зу же выкуп­ле­ны и воору­же­ны за счет государ­ства (22. 57. 11—12; 612). По дру­гой, день­ги за рабов долж­ны были быть выпла­че­ны толь­ко по окон­ча­нии вой­ны (24. 18. 12; 34. 6. 12). Вер­сии эти пол­но­стью исклю­ча­ют друг дру­га. Или рабы поку­па­лись у част­ных лиц несколь­ко раз, о чем нам ниче­го не извест­но, или после сра­же­ния под Бене­вен­том к цен­зо­рам при­шли хозя­е­ва тех рабов, что были «куп­ле­ны» в 215 г. (ср. 24. 14. 3). Соб­ст­вен­но, вызва­ли быв­ших хозя­ев три­ум­ви­ры, но одним из «трех мужей» был, как мы пом­ним, М. Ати­лий Регул, он же цен­зор 214 г., что, види­мо и объ­яс­нит место это­го эпи­зо­да в струк­ту­ре тек­ста Ливия. В дан­ной ситу­а­ции не важ­но, доб­ро­воль­ным или вынуж­ден­ным был отказ от полу­че­ния денег за рабов (как и упо­ми­нае­мый здесь же отказ цен­ту­ри­о­нов и всад­ни­ков от жало­ва­ния)12, в любом слу­чае он был неиз­бе­жен: дей­ст­вия цен­зо­ров явно нахо­дят­ся в общем рус­ле поли­ти­ки, про­во­ди­мой рим­ски­ми вла­стя­ми с нача­ла вой­ны.

Одна­ко, пожа­луй, самое яркое опи­са­ние как состо­я­ния рим­ских финан­сов, так и мето­дов, кото­ры­ми они попол­ня­лись, отно­сит­ся к 210 г., когда вновь воз­ник­ла про­бле­ма нехват­ки греб­цов на фло­те. Так как денег в казне не было, кон­су­лы М. Клав­дий Мар­целл и М. Вале­рий Левин изда­ли указ, пол­но­стью повто­ря­ю­щий рас­по­ря­же­ние 214 г. Эти дей­ст­вия кон­су­лов вызва­ли у насе­ле­ния взрыв него­до­ва­ния, гро­зив­ший пере­ра­с­ти в откры­тый мятеж. Глав­ным пово­дом воз­му­ще­ния было то, что граж­дане и так пла­тят еже­год­ный три­бут, к кото­ро­му посто­ян­но при­бав­ля­ют­ся допол­ни­тель­ные побо­ры. Ни угро­за­ми, ни уго­во­ра­ми кон­су­лы не мог­ли успо­ко­ить тол­пу воз­му­щен­ных сограж­дан. Тогда М. Вале­рий Левин обра­тил­ся к сена­то­рам со сле­дую­щим пред­ло­же­ни­ем: «мы, сена­то­ры, зав­тра же отда­дим в каз­ну все наше золо­то, сереб­ро и мед­ные день­ги: пусть каж­дый оста­вит лишь по коль­цу себе само­му, жене и детям, да бул­лу сыну, да еще жене или доче­ри по унции золота; те, кто зани­мал куруль­ные долж­но­сти, пусть оста­вят себе сереб­ря­ный кон­ский убор и фунт сереб­ра на солон­ку и блюдо для при­но­ше­ния богам; осталь­ные сена­то­ры оста­вят себе толь­ко по фун­ту сереб­ра да мед­ных денег по пяти тысяч ассов на каж­до­го отца семей­ства» (Liv 26. 36. 5—7, пер. М. Е. Сер­ге­ен­ко). Соглас­но тра­ди­ции, вслед за сена­то­ра­ми ста­ло сда­вать име­ю­ще­е­ся у них золо­то, сереб­ро и медь и про­стой народ (Ibid. 26. 36. 11—12; ср. Flor. 1. 22. 25). При­ни­ма­ли день­ги част­ных лиц все те же три­ум­ви­ры, «ведав­шие каз­ной»13. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что все сда­вае­мое в каз­ну тща­тель­но фик­си­ру­ет­ся: «каж­дый хотел видеть свое имя в офи­ци­аль­ных спис­ках если не пер­вым, то из пер­вых: три­ум­ви­ры не успе­ва­ли при­ни­мать, а пис­цы запи­сы­вать взно­сы»14. Хотя Ливий вся­че­ски под­чер­ки­ва­ет доб­ро­воль­ность и вне­зап­ность это­го поры­ва со сто­ро­ны рим­ско­го наро­да, как чет­кий порядок про­ис­хо­дя­ще­го (сена­то­ры — всад­ни­ки — народ), так и даль­ней­шие собы­тия застав­ля­ют пред­по­ло­жить, что пере­ме­ще­ние денег из фамиль­ной каз­ны в государ­ст­вен­ную все-таки про­ис­хо­ди­ло на опре­де­лен­ных усло­ви­ях15. В 204 г. М. Вале­рий Левин, ини­ци­а­тор этой акции, под­нял в сена­те вопрос о воз­вра­ще­нии денег, взя­тых у част­ных лиц в год его кон­суль­ства (Liv. 29. 16. 1—3). Сена­то­ры, под­дер­жав его, опре­де­ли­ли сро­ки пога­ше­ния зай­ма. То, что это был имен­но заём, пря­мо гово­рит­ся в 31 кни­ге Ливия: «…мно­гие част­ные граж­дане обра­ти­лись в сенат, напо­ми­ная, что на этот имен­но год при­хо­дит­ся третья выпла­та в пога­ше­нии зай­ма, кото­рый они в свое вре­мя в кон­суль­ство М. Вале­рия и М. Клав­дия пре­до­ста­ви­ли государ­ству» (31. 13. 2, пер. Г. С. Кна­бе).

Заём 210 г. обна­ру­жи­ва­ет сход­ство с зако­на­ми 218—215 гг. Сра­зу по несколь­ким пози­ци­ям: как и закон Клав­дия, он направ­лен на сена­тор­ское сосло­вие, так же, как и закон Оппия, он огра­ни­чи­ва­ет раз­мер иму­ще­ства рим­ских мат­рон16. Более того, этот заём, подоб­но ука­зан­ным зако­нам, осно­вы­ва­ет­ся на опре­де­лен­ном иму­ще­ст­вен­ном мини­му­ме, кото­рым доз­во­ля­лось вла­деть домо­вла­ды­ке (ср. «…был уста­нов­лен пре­дел хра­ни­мо­му дома — будь то вещи из золота или сереб­ра, будь то чекан­ная моне­та сереб­ря­ная или золотая» (Liv. 34. 6. 14)). При срав­не­нии зако­нов 218—215 гг. с дея­тель­но­стью выс­ших рим­ских маги­ст­ра­тов в пери­од с 214 по 210 гг. вид­но, что в цен­тре вни­ма­ния посто­ян­но нахо­дят­ся несколь­ко боль­ших про­блем (снаб­же­ние армии и флота, покуп­ка рабов, отку­па, изъ­я­тие у насе­ле­ния денег), настоль­ко тес­но свя­зан­ных друг с дру­гом, что они сли­ва­ют­ся в одну, самую важ­ную для Рима про­бле­му бес­пе­ре­бой­но­го снаб­же­ния армии и, осо­бен­но, флота мате­ри­аль­ны­ми и люд­ски­ми ресур­са­ми.

В этой свя­зи сле­ду­ет отме­тить услов­ность само­го тер­ми­на «зако­ны о рос­ко­ши» при­ме­ни­тель­но к пра­во­вым актам рас­смат­ри­вае­мо­го пери­о­да. Вызы­ва­ет сомне­ние, что в рим­ском обще­стве это­го вре­ме­ни суще­ст­во­ва­ла такая про­бле­ма, как рос­кошь част­ной жиз­ни граж­да­ни­на. Как отме­ча­лось, до кон­ца Ган­ни­ба­ло­вой вой­ны меры по огра­ни­че­нию рас­хо­дов граж­дан носи­ли исклю­чи­тель­но праг­ма­тич­ный харак­тер и при­ни­ма­лись в момент наи­боль­шей опас­но­сти с целью напра­вить все сред­ства общи­ны на воен­ные нуж­ды17. С мне­ни­ем совре­мен­но­го иссле­до­ва­те­ля пере­кли­ка­ют­ся сло­ва Ливия, посвя­щен­ные зако­ну Оппия: «кто же не видит, что лишь горе­сти и нище­та государ­ства, когда каж­дый дол­жен был отдать послед­нее на общие нуж­ды, поро­ди­ли этот закон?» (34. 6. 16). Меры 214—210 гг. были непо­сред­ст­вен­ным про­дол­же­ни­ем поли­ти­ки, обо­зна­чен­ной зако­на­ми 218—215 гг. и с таким же осно­ва­ни­ем могут быть назва­ны «зако­на­ми о рос­ко­ши». Иная юриди­че­ская при­ро­да при­ни­мае­мых рим­ски­ми маги­ст­ра­та­ми пра­во­вых актов опре­де­ли­ла и даль­ней­шую их судь­бу. В отли­чие от пле­бис­ци­тов нача­ла вой­ны они исчез­ли из поля зре­ния исто­ри­ков, став «невиди­мы­ми» для совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей.

Бро­са­ет­ся в гла­за ярко выра­жен­ный огра­ни­чи­тель­но-кон­фис­ка­ци­он­ный харак­тер зако­но­да­тель­ства 218—210 гг., направ­лен­но­го пре­иму­ще­ст­вен­но про­тив самой знат­ной и состо­я­тель­ной части рим­ско­го обще­ства — сена­тор­ско­го сосло­вия. Это, каза­лось бы, пло­хо соче­та­ет­ся с тем, что такая поли­ти­ка про­во­ди­лась непо­сред­ст­вен­но или при пря­мом содей­ст­вии родо­ви­тых рим­ских сена­то­ров — Кв. Фабия Мак­си­ма, Кв. Фуль­вия Флак­ка, М. Клав­дия Мар­цел­ла, М. Ати­лия Регу­ла, Т. Ота­ци­лия Крас­са, Луц. Эми­лия Папа и др. Пред­став­ля­ет­ся, одна­ко, что про­ти­во­ре­чие это кажу­ще­е­ся. При рас­смот­ре­нии пер­вых зако­нов о рос­ко­ши часто упус­ка­ет­ся из вида харак­тер­ная для антич­но­го граж­дан­ско­го обще­ства ори­ен­та­ция в обще­ст­вен­ной жиз­ни не на про­стое равен­ство, а на равен­ство про­пор­цио­наль­ное, где сла­гае­мые богат­ства и поче­стей дава­ли сум­му обя­зан­но­стей перед обще­ст­вом тем боль­шую, чем выше был соци­аль­ный ранг граж­да­ни­на18. Иду­щее из эпо­хи арха­и­ки ува­же­ние к родо­ви­то­сти транс­фор­ми­ро­ва­лось в усло­ви­ях граж­дан­ско­го обще­ства в осо­бую полис­ную идео­ло­гию, воз­ла­гав­шую на обла­да­те­лей богат­ства и обще­ст­вен­но­го пре­сти­жа несе­ние глав­ной тяже­сти про­блем, вста­вав­ших перед кол­лек­ти­вом. В этом смыс­ле пра­вы те, кто ука­зы­ва­ет на идео­ло­ги­че­скую подо­пле­ку зако­нов о рос­ко­ши, укреп­ляв­ших и спла­чи­вав­ших рим­ское обще­ство в мину­ту опас­но­сти19. Одна­ко, зако­ны 218—210 гг. это еще и пока­за­тель того, что рим­ское обще­ство кон­ца III в. уже проч­но осо­зна­ло свое новое каче­ство. Наряду с утвер­жде­ни­ем новой соци­аль­ной струк­ту­ры граж­дан­ско­го кол­лек­ти­ва, в обще­стве окон­ча­тель­но закреп­ля­ет­ся соот­вет­ст­ву­ю­щая ей идео­ло­гия, опре­де­ляв­шая весь строй кви­рит­ско­го мыш­ле­ния20. Всту­пив в эпо­ху Пуни­че­ских войн хотя и с вполне офор­мив­шим­ся граж­дан­ски­ми инсти­ту­та­ми, но с пси­хо­ло­ги­ей, пере­гру­жен­ной реци­ди­ва­ми арха­и­ки, рим­ское обще­ство вышло из нее обнов­лен­ным, что и опре­де­ли­ло его даль­ней­ший рас­цвет в пери­од зре­лой Рес­пуб­ли­ки и Прин­ци­па­та.

Sum­ma­ry.
«Unknown Laws of the Han­ni­bal War’s Epoch (214—210 B. C.)»

This ar­tic­le deals with the prob­lem of the fis­cal po­li­tics of the Ro­man Go­ver­ment du­ring 214—210 B. C. The «le­ges sumptua­riae» is the term of­ten used by scien­tists to descri­be a le­gis­la­tion of the Han­ni­bal War’s pe­riod. Whi­le rea­ding the li­te­ra­tu­re we may meet the opi­nion that the­se laws were at­tempts to li­mit the power of the Ro­man Se­na­to­rial aris­toc­ra­cy. Howe­ver se­na­tors played a do­mi­nant ro­le in Ro­man so­cie­ty and control­led the most im­por­tant sphe­res of the so­cial li­fe. Ac­cor­ding to aut­hor’s view — point the­se laws were ma­ked influen­tial se­na­to­rial group na­me­ly Q. Fa­bius Ma­xi­mus, M. Clau­dius Mar­cel­lus, Q. Ful­vius Flac­cus, T. Ota­ci­lius Cras­sus etc. The rea­sons of the par­ti­cu­lar cha­rac­ter of the­se laws we must find in ex­cep­tio­nal hard si­tua­tion for Ro­man Re­pub­lic: nu­me­rous mi­li­ta­ry de­feats, shor­ta­ge of ma­te­rial re­sour­ces. Al­so the aut­hor pay at­ten­tion to the Ro­man sys­tem of ci­vil va­lues.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Забо­ров­ский Я. Ю. Очер­ки по исто­рии аграр­ных отно­ше­ний в Рим­ской рес­пуб­ли­ке. Львов, 1985. С. 34.
  • 2Pel­le­tier A. A pro­pos de la lex Clau­dia de 218 av. J. C. // Ri­vis­ta di stu­di li­gu­ri. Ar­no XXXV. 1969. № 1—3. P. 7—14; Кваш­нин В. А. Зако­ны о рос­ко­ши нача­ла Ган­ни­ба­ло­вой вой­ны и поли­ти­че­ские груп­пи­ров­ки в Риме (218—215 годы до н. э.) // Антич­ность и сред­не­ве­ко­вье Евро­пы. Пермь, 1998. С. 76—85.
  • 3Утчен­ко С. Л. Поли­ти­че­ские уче­ния древ­не­го Рима III—II вв. до н. э. М., 1977. С. 58.
  • 4Подроб­нее см.: Кваш­нин В. А. Указ. соч. С. 80—82.
  • 5Broughton T. R. S. The Ma­gistra­tes of the Ro­man Re­pub­lic. N. Y., 1950. V. 1. P. 255; Ляпу­стин Б. С. Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие древ­не­го Рима в све­те зако­на Оппия о рос­ко­ши // Из исто­рии антич­но­го обще­ства. Н. Нов­го­род, 1991. С. 52.
  • 6В при­веден­ном отрыв­ке из Ливия пря­мо о ста­ту­се лиц, отправ­ля­е­мых на служ­бу во флот, не гово­рит­ся. Это поз­во­ли­ло неко­то­рым иссле­до­ва­те­лям, опи­ра­ясь на сведе­ния Поли­бия, видеть в этих моря­ках рим­ских граж­дан VI иму­ще­ст­вен­но­го раз­ряда. (Нечай Ф. М. Рим и ита­ли­ки. Минск, 1963. С. 132.) Одна­ко, сооб­ще­ние Поли­бия носит слиш­ком общий харак­тер, чтобы на осно­ве его делать какие-то опре­де­лен­ные выво­ды. Учи­ты­вая ситу­а­цию, доволь­но стран­ной выглядит логи­ка рим­ских вла­стей, наби­раю­щих леги­о­ны из рабов, а граж­дан застав­ля­ю­щих слу­жить во фло­те. Как отме­ча­ет сам Поли­бий, если обсто­я­тель­ства к тому вынуж­да­ли, про­ле­та­рии были обя­за­ны совер­шить два­дцать годич­ных похо­дов в пехо­те (6. 19. 3). Впро­чем, при сплош­ном, а не цитат­ном про­чте­нии Ливия ста­но­вит­ся ясно, что речь идет имен­но о рабах (24. 11. 9; 26. 35. 5; 34. 6. 13.).
  • 7Забо­ров­ский Я. Ю. Указ. соч. С. 49—51.
  • 8Liv. 24. 43. 4: …ne lustrum per­fi­ce­rent, mors pro­hi­buit P. Fu­ri.
  • 9Судя по рас­ска­зу Ливия, кол­ле­гия три­ум­ви­ров была назна­че­на из-за бед­ст­вен­но­го поло­же­ния, в кото­ром ока­за­лись из-за отсут­ст­вия денег и про­до­воль­ст­вия пре­тор Пуб. Фурий Фил и пре­тор Т. Ота­ци­лий Красс (23. 12. 2—3).
  • 10Вопрос о нало­го­об­ло­же­нии вдов и опе­ку­нов сирот тре­бу­ет спе­ци­аль­ной про­ра­бот­ки. Как пред­став­ля­ет­ся, фис­каль­ные дей­ст­вия вла­стей в этот пери­од вре­ме­ни были свя­за­ны с осо­бым пра­во­вым поло­же­ни­ем ука­зан­ной кате­го­рии лиц.
  • 11По-види­мо­му, пра­вы те иссле­до­ва­те­ли, кото­рые счи­та­ют, что рабы были вклю­че­ны в состав несколь­ких леги­о­нов вме­сте со сво­бод­ны­ми, а не состав­ля­ли отдель­но­го вой­ска, о чем сооб­ща­ют неко­то­рые антич­ные авто­ры. Рас­сказ Ливия, как кажет­ся, под­твер­жда­ет эту точ­ку зре­ния (24. 14. 3; 16. 8—9; ср. App., Hann., 5. 27). См.: Klotz A. Die ro­mi­sche Wehrmacht im 2. Pu­ni­schen Krie­ge // Phi­lo­lo­gus. 1933. Bd. 88. H. 1. S. 66; Ревя­ко К. А. Пуни­че­ские вой­ны. Минск, 1988. С. 164.
  • 12Liv. 24. 18. 14—15. Крас­но­ре­чи­во заме­ча­ние Ливия о том, что брав­ших кори­ли и назы­ва­ли наем­ни­ка­ми — зна­чит, тако­вые все же были. Конеч­но, ско­рее все­го, здесь мы име­ем дело с Ливи­ем-писа­те­лем, а не Ливи­ем-исто­ри­ком но, воз­мож­но, это один из тех слу­ча­ев, когда за фаса­дом ста­ра­тель­но созда­вае­мо­го им «рим­ско­го мифа» про­гляды­ва­ют очер­та­ния истин­ной исто­рии рим­ско­го обще­ства послед­них деся­ти­ле­тий III в. до н. э.
  • 13Liv. 26. 36. 8, 11.
  • 14Ibid., 26. 36. 11.
  • 15А. Г. Гемп обра­тил в свое вре­мя вни­ма­ние на тер­ми­ны, употреб­ля­е­мые Ливи­ем при рас­ска­зе о сред­ствах, вне­сен­ных рим­ски­ми граж­да­на­ми в каз­ну: «pe­cu­niae con­la­tae», «mu­tuum da­re», «aes alie­num», т. е. день­ги, давае­мые в долг (Гемп А. Г. Пря­мой налог в Рим­ской рес­пуб­ли­ке // Сбор­ник трудов Архан­гель­ско­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та. 1958. Вып. 2. С. 80; ср.: Дыдын­ский Ф. Латин­ско-рус­ский сло­варь к источ­ни­кам рим­ско­го пра­ва. М., 1997. С. 36, 355).
  • 16При срав­не­нии поло­же­ний зако­на Оппия с усло­ви­я­ми зай­ма 210 г. мож­но заме­тить одно про­ти­во­ре­чие: если в 215 г. жен­щи­нам запре­ща­лось иметь более 0,5 унции золота, то в 210 г. это была уже 1 унция. Если отки­нуть вер­сию о дуб­лет­ном вари­ан­те про­ти­во­ре­чие это мож­но снять, пред­по­ло­жим, что в 215 г. речь шла о жен­щи­нах, ока­зав­ших­ся в резуль­та­те мас­со­вых воен­ных потерь рим­лян лица­ми sui iuris, а в 210 г. — об остав­ших­ся под вла­стью сво­его домо­вла­ды­ки, т. е. p. alie­ni iuris. Важ­нее, одна­ко то, что при­мер 210 г. пока­зы­ва­ет, что дело не огра­ни­чи­ва­лось уста­нов­ле­ни­ем иму­ще­ст­вен­но­го мини­му­ма — за ним сле­до­ва­ло изъ­я­тие иму­ще­ства, выхо­див­ше­го за пре­де­лы это­го мини­му­ма. Пред­став­ля­ет­ся, что и в 215 г. долж­но было про­изой­ти нечто подоб­ное.
  • 17Кна­бе Г. С. Исто­ри­че­ское про­стран­ство и исто­ри­че­ское вре­мя в куль­ту­ре древ­не­го Рима // Куль­ту­ра древ­не­го Рима. М., 1985. Т. 2. С. 161.
  • 18См.: Ni­co­let C. Le me­tier de ci­toyen dans la re­pub­li­gue ro­mai­ne. P., 1976.
  • 19Sauerwein L. Die le­ges sumptua­riae als ro­mi­sche Mab nah­me ge­gen den Sit­ten­ver­fall. Ham­burg, 1970. S. 39—42.
  • 20Ляпу­стин Б. С. Фами­лия и рим­ская ci­vi­tas в III в. до н. э.: пути раз­ви­тия // Власть, чело­век, обще­ство в антич­ном мире. М., 1997. С. 234—243.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1406223000 1406223001 1406223002