К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе V—IV вв. до н. э.: понятие и образ καλὸς κἀγαθός у Ксенофонта.
Одной из наиболее существенных заслуг античной общественной мысли в развитии европейской гуманитарной культуры можно считать разработку греками, а позднее и римлянами, представления об идеальном типе человека. Необходимость выработки такого взгляда была обусловлена самой природой античного гражданского общества, его тяготением к нормативности во всех областях жизни, к тому, что стало восприниматься самим этим обществом, а затем и средневековой Европой и новым временем как нечто классическое. Социальная и политическая природа античного общества определялась рано утвердившейся (еще в архаическую эпоху VIII—
Отсюда многократное обращение античных, в первую очередь, греческих, мастеров искусства, писателей и мыслителей к выработке всевозможных идеальных типов, являвшихся отображением этих элитарных устремлений. Это и создание образов физически прекрасных богов и героев в мифологии и изобразительном искусстве, правильных симметричных строений и целых комплексов в архитектуре и градостроительстве, образов людей, обладающих совершенным телом, в скульптуре, и разносторонне развитых, полноценных как в физическом, так и в духовном плане — в литературе. В самом деле, уже у Гомера мы сталкиваемся с представлениями о выдающихся физических и духовных качествах героев — их силе и атлетизме, воинском искусстве, их храбрости, чувстве долга и стремлении к славе. Эти качества в своей совокупности составляют понятие о персональной достаточности, о личном совершенстве человека, о его доблести — ἀρετή. Еще дальше в этом плане пошла лирика собственно архаической эпохи, в особенности те ее представители, которые имели аристократическое происхождение. Прежде всего, мы имеем в виду Феогнида, в своих элегиях представляющего с исключительной полнотой аристократический идеал человека, с его кодексом чести, опирающимся еще на гомеровскую ἀρετή, и, конечно же, Симонида Кеосского, в творчестве которого старый аристократический идеал естественно переливается в новый гражданский, соответствующий уже полисной системе ценностей.
Эта древняя поэзия — Гомер, Феогнид, Симонид — стала животворным источником, из которого черпали свой материал, необходимые идеи и образы последующие писатели классического времени. Особенно большое значение в этом плане имела философия V—
Так или иначе, в изучении комплекса этих представлений об идеальном государстве тема идеального человека оказывается весьма важной. При этом, как и в других подобных случаях, интересной может быть не только сама эта тема, но и ее эпистемологическое, т. е. понятийное значение. В ряду терминов, которыми в греческой литературе определяется качество идеального человека, наше внимание привлекает сравнительно менее других изученное понятие καλοκἀγαθία («прекрасное и хорошее», «совершенное»), которое в литературе классического времени получило распространение наряду с более традиционным понятием ἀρετή — «доблесть», «добродетель»2.
Это сложное понятие появляется в греческой литературе достаточно рано. Во всяком случае, можно привести несколько характерных примеров из литературы V в. до н. э., демонстрирующих развитие словоупотребления καλὸς κἀγαθός. Так, у Геродота это слово встречается как греческий эквивалент египетского понятия «человек» (II, 143). В этом отрывке речь идет о верховных жрецах египетского бога Аммона. Обозначая очередного такого жреца египетским понятием πίρωμις, Геродот несомненно отдает себе отчет в том, что это не обыденное понятие и что оно употреблялось его египетскими собеседниками в высоком смысле, для горделивого обозначения человека, так сказать, с большой буквы — египтянина (в противоположность прочим людям, чужеземцам, варварам) и, вдобавок, верховного жреца. Поэтому-то Геродот и добавляет необходимое объяснение: «пиромис же по-эллински означает «прекрасный и благородный человек» (καλὸς κἀγαθός).
У младшего современника Геродота комедиографа Аристофана понятие καλὸς κἀγαθός неоднократно встречается в смысле «отменный», «достойный» (ср. Aristoph. Equ., 735; Nub., 101, 794). Однако, что гораздо важнее, в поздней комедии Аристофана «Лягушки» (405 г. до н. э.) это понятие используется для обозначения вполне определенной социальной категории — людей благородного происхождения (εὐγενεῖς) и высоких нравственных качеств (δίκαιοι, σώφρονες), граждан старого закала, противопоставляемых подлым выскочкам. При этом видно, что сам термин καλοὶ κἀγαθοί приобрел уже устойчивый характер, стал своего рода социальным штампом (см. Aristoph. Ran., 717 sqq.).
Наконец, еще чуть позже мы сталкиваемся со словоупотреблением καλοὶ κἀγαθοί у Фукидида (VIII, 48, 3—
Итак, однажды родившись, понятие καλοὶ κἀγαθοί по аналогии с такого же рода древними определениями ἄριστοι, βέλτιστοι и т. п. очень скоро стало обозначать людей не просто отменных, но именно аристократов, представителей социальной элиты. Интересным, впрочем, является и то, что этим дело не ограничилось, и сложное это понятие обнаружило тенденцию к дальнейшему развитию и обогащению смысловыми оттенками в соответствии с развитием политической литературы и политического языка древних греков.
В обретении понятием καλοκἀγαθία устойчивого социологического смысла большую роль сыграло творчество выдающегося писателя-сократика Ксенофонта, что вполне естественно, учитывая внимание этого автора к обозначенной выше проблеме идеального общества и государства, правильного воспитания и образования совершенного человека.
Творчество Ксенофонта в последнее время стало привлекать к себе гораздо больше внимания историков, чем это было ранее, в век безусловного господства классической филологии3. Современные исследования показали, что Ксенофонт обладал особым дарованием политического писателя, что он привнес в традиционную область исторической и философской литературы новые актуальные идеи. Именно он способствовал развитию новых политических доктрин — монархической и панэллинской, которые в духовном плане отразили существо предэллинизма. Он внедрил в политическую литературу важнейший элемент новейшей социологии — тему социального и политического руководства (leadership), т. е. тему отношений полководца, политика и монарха с подчиненным ему окружением. Наконец, развивая эпистемологические традиции сократической школы, он много усилий потратил на уточнение фундаментальных понятий и терминов, относящихся к области социально-политической жизни (понятия государства и его элементов — πόλις, ἄστυ, τείχη; дома — οἶκος; владения — κτῆσις; понятия ценности — χρῆμα)4. При этом Ксенофонт не ограничивается педантическим изучением и установлением того или иного понятия, но подкрепляет свое исследование красочными примерами; всем главным понятиям, интересующим Ксенофонта, соответствуют живые литературные пассажи и запоминающиеся образы.
В этом плане можно проследить и развитие Ксенофонтом темы идеальной личности: и как абстрактного совершенства, определяемого понятием καλοκἀγαθία, и как серии конкретных примеров, исторических или мнимо-исторических личностей, которые изображались Ксенофонтом как воплощение этого совершенства. Понятийная сторона представлена прежде всего рассуждениями в «Экономике», одном из сократических произведений Ксенофонта, где устами Сократа и идеального афинского землевладельца Исхомаха несомненно высказываются идеи самого автора. Напомним, что содержанием этого диалога является беседа Сократа с одним из его слушателей Критобулом о том, что может служить наиболее предпочтительным занятием для благородного человека. Сократ доказывает (т. е. доказывает собственно Ксенофонт), что «для человека благородного самое лучшее занятие и знание — земледелие, посредством которого люди добывают себе все, что нужно для жизни» (Oec., VI, 8; пер.
И действительно, в дальнейшем изложении автор «Экономика» на разные лады высвечивает эту тему благородного человека и само понятие, которым этот последний определяется. Сократ не довольствуется общим выдвижением своего тезиса, но ради его обоснования рассказывает Критобулу о том, как некогда он познакомился с человеком, который, по его мнению, «поистине был одним из людей, по праву носящих название «прекрасный и хороший человек» (VI, 12). В качестве конкретного персонажа и выводится далее Исхомах — истинный герой диалога. Об этом образе мы еще скажем ниже, а пока лишь укажем, что рассказ об Исхомахе служит для Сократа (Ксенофонта) поводом неоднократно и с разных сторон коснуться понятия καλὸς κἀγαθός. То Сократ выразительно замечает, что люди, именуемые «прекрасными и хорошими», обязаны этим прозвищем отнюдь не прекрасной своей внешности, а чему-то гораздо более существенному (VI, 13—
Элитарное социальное качество термина καλὸς κἀγαθός, по существу выявленное в «Экономике», используется Ксенофонтом и в других его сочинениях, например, в «Гиероне» (гл. 10), где сильному властителю рекомендуется заботиться об интересах благородных людей (καλοὶ κἀγαθοί) — крупных собственников и рабовладельцев; в «Греческой истории» (II, 3), где афинская элита, ставшая жертвой террористического режима Тридцати, также именуется людьми благородными (καλοὶ κἀγαθοί) и т. д.
Конечно, в этих случаях Ксенофонт просто следует за укоренившейся манерой использовать этот термин, проявления которой мы уже наблюдали у Аристофана и Фукидида. Однако, рассуждения в «Экономике» показывают, сколь глубоко Ксенофонт сознавал значение социальной природы καλοκἀγαθία. Когда он углубляется в понятийные определения, когда при случае отмечает, что понятие «хороший» (ἀγαθός) характеризует превосходство души, а понятие «прекрасный» (καλός) — превосходство телесное (см., например, Xen. Mem., II, 6, 30), он, надо думать, помнит, что фундаментом этого двойного превосходства остаются все те же знатность и богатство.
Так или иначе, понятие личного совершенства — καλοκἀγαθία — по Ксенофонту включает синтез телесного и духовного совершенства. В основе это, конечно, старый аристократический идеал; ведь и у древних аристократов столь чтимая ими доблесть — арете — являла собой единство атлетического, воинского превосходства и особенного героического благородства, трактуемого обычно как своего рода целостный кодекс чести. То же самое, по существу, мы видим и у Ксенофонта, но использование нового сложного, но уже достаточно широко вошедшего в употребление, понятия делает возможным более точное определение сущности личного совершенства. Это, с одной стороны, выразительное выделение главных составляющих элементов (физического и нравственного), а, с другой стороны, столь же подчеркнутое объединение этих элементов в одно нерасторжимое целое. Недаром в современной литературе для перевода этого понятия естественно употребляются аналогичные определения: «совершенный человек», «comme il faut», «gentleman» и т. п. Впрочем, надо отметить, что в отечественной литературе так и не было выработано единого адекватного способа передачи этого термина. Поэтому переводчики пользовались различными выражениями: «благородный», «красивый и добрый», «человек высшей нравственности», «прекрасный во всех отношениях» и т. п.5 Как нам кажется, выражение «совершенный человек» в большей мере соответствует греческому καλὸς κἀγαθός, по крайней мере, у Ксенофонта.
Что касается художественного выражения καλοκἀγαθία, то здесь мы сталкиваемся с целой вереницей живописных образов. Начать с того, что в том же «Экономике» на роль совершенной личности могут претендовать сразу двое: косвенно — наставник Ксенофонта Сократ и совершенно определенно — выведенный в трактате идеальный землевладелец Исхомах6. Чрезвычайно знаменательным является то, что набор превосходных качеств, которыми наделяет Ксенофонт этого героя, не ограничивается подчеркнутым физическим и интеллектуально-нравственным превосходством. В духе своего времени и своих собственных жизненных установок, Ксенофонт дополняет этот традиционный, восходящий к героической эпохе набор аристократических добродетелей новыми качествами. Исхомах не только превосходный атлет и, очевидно, воин, не только высокоразвитая в интеллектуальном и нравственном отношении личность; он еще и великолепный организатор, умеющий наладить образцовый порядок и в своей семье и в своем хозяйстве (отношениям Исхомаха с женой и работниками посвящена в трактате целая серия глав; см., в частности, об обучении жены — гл. VII, IX, Х; о выборе и подготовке экономки и управляющего — IX, XII, XIII). Мало того, он еще и превосходный делец-хрематист, его несомненный аристократизм не мешает ему быть рачительным, рациональным хозяином, умеющим добывать прибыль с помощью своей экономической деятельности. Не случайно поэтому в рассказе Ксенофонта об Исхомахе достаточно часто используются слова, обозначающие прибыль: χρῆμα, κέρδος, ἐπιούσιον. Наличие указанных новых черт ясно показывает, как сильно модифицируется традиционная аристократическая модель к IV в. до н. э., не утратив, однако, и своего исконного принципиального ядра7.
Если Исхомах представляет собой пример идеального героя, максимально приближенного к жизни, то другие герои Ксенофонта являются образами более высокого плана, отвечающими его собственным честолюбивым политическим устремлениям. Это, во-первых, Кир Младший, поднявший мятеж против своего старшего брата, персидского царя Артаксеркса II в 401 г. до н. э. Неудачная авантюра этого царевича, в которой принимал участие и сам Ксенофонт, описана в его известном мемуарном сочинении «Анабасис». В характеристике Кира, данной в конце второй книги, Ксенофонт, явно идеализируя погибшего, подчеркивает в нем качества идеального монарха и военачальника и, в особенности, его умение ладить с соратниками и друзьями. Таким же, по сути дела, обрисован и другой покровитель Ксенофонта, спартанский царь Агесилай, представленный им в качестве главного действующего лица в небольшом одноименном сочинении. В том же русле разработаны Ксенофонтом образы идеальных правителей в трактате «Гиерон» и в мнимо-историческом романе «Киропедия». В «Гиероне» образ идеального монарха-антипода обычному тирану дан в рассказе выведенного в качестве действующего лица поэта Симонида Кеосского. И здесь тоже особое значение придается сердечному согласию между монархом и его аристократическим окружением. По Ксенофонту, монарх должен видеть весь смысл своей деятельности в защите интересов знатных и состоятельных людей, которые выразительно названы καλοὶ κἀγαθοί. Но и они, в свою очередь, должны поддерживать и защищать такого образцового правителя. В «Киропедии» образ идеального монарха представлен в том же ключе, что и в «Гиероне», но здесь этот образ — его носителем является создатель персидской империи Кир Старший — обрисован гораздо полнокровнее, а главное, дан в развитии и становлении. В этом произведении, которое не случайно называется «Воспитание Кира», подробно рассказывается об идеальной системе воспитания, которая необходима для того, чтобы путем постепенного отбора создать спаянную сословно-корпоративными узами аристократическую элиту, где первое место принадлежит монарху-завоевателю и устроителю нового государства. Кир Старший, как и другие знатные персы, представлен прежде всего великолепным, физически безупречно развитым воином. Как и они, он усвоил всю систему необходимых нормативных принципов, которыми должен руководствоваться в своей жизни. Важнейшие среди них — умение повиноваться старшим и властям и способность самому повелевать. Но Кир не просто первый среди равных — он в силу божественной своей природы призван стать творцом нового порядка и нового, идеально устроенного, государства. Иными словами, мы сталкиваемся здесь с уже знакомой нам замкнутой цепью идей: если идеальная система воспитания, выработанная патриархальным персидским государством, порождает в конце концов совершенную творческую личность — Кира Старшего, то и он сам становится творцом новой идеальной системы, новой мировой монархии8.
В «Киропедии», таким образом, обнаруживается синтез наиболее значимых идей, воодушевлявших греческую полисную элиту в IV в. до н. э., выразителем настроений которой и был сам Ксенофонт. Это и тема идеального государства, призванного служить интересам названной элиты, и тема идеального политического деятеля, монарха, способного создать и сохранить такое государство, и, наконец, тема соответствующего воспитания, могущего сформировать идеальную личность — правителя и гражданина.
В заключение подчеркнем своеобразие Ксенофонтовой трактовки идеального человека. В образе καλὸς κἀγαθός выступает причудливый сплав старинных аристократических ценностей и с нравственно-интеллектуальными требованиями, которые предъявляла человеческой личности сократовская философия, и с собственными оригинальными установками Ксенофонта на активную социально-политическую деятельность. Последнее несомненно имеет нечто общее с софистической ориентацией на успех сильной личности. Однако это сходство с софистами, равно как и близость к сократовским идеям, у Ксенофонта прослеживается лишь до известной черты. В целом его концепция идеального человека отличается большим своеобразием и, что еще важней, гораздо большим полнокровием. У софистов преобладала ориентация на успех как таковой, с чисто техническим его обоснованием (знание политики и риторики), без опоры на какую-либо высокую идею. У Сократа вперед выступает устремленность к духовному совершенству, но без сколько-нибудь выраженного выхода в практическую сферу. Только у Ксенофонта мы наблюдаем удачное соединение технического практицизма софистов, утонченных исканий сократовской философии и принципиальных социально-политических концепций, выдвинутых полисной элитой позднеклассического времени. Отсюда и характерное для Ксенофонта слияние традиционных аристократических ценностей с сверхсовременными политическими идеями (ср., в особенности, его концепцию идеального правителя-монарха). Но этим же определяется и новаторство Ксенофонта, его оригинальный вклад в разработку идеальных типов государства и человека. Под пером Ксенофонта эти классические идеалы приобретают более жизненную ориентацию в духе грядущего эллинизма. Старая классическая филология игнорировала этот аспект, но именно он и притягивает к Ксенофонту современную историческую социологию.
ПРИМЕЧАНИЯ