Политическая теория в раннем пифагореизме: данные традиции

Античное общество. Проблемы политической истории. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997, с. 54—62.
Публикуется по электронной версии, предоставленной Центром антиковедения СПбГУ, 2000 г.

с.54 В лите­ра­ту­ре, посвя­щен­ной пифа­го­рей­ской поли­ти­ке, при­ня­то гово­рить, с теми или ины­ми ого­вор­ка­ми, о поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти брат­ства, об ари­сто­кра­ти­че­ском или демо­кра­ти­че­ском ее харак­те­ре, о поли­ти­че­ских взглядах его чле­нов, а так­же о поли­ти­че­ской тео­рии, фор­ми­ро­вав­шей эти взгляды1.

Одна­ко, иссле­дуя чьи-либо поли­ти­че­ские воз­зре­ния, надо отда­вать себе отчет в том, како­го рода резуль­та­та мы доби­ва­ем­ся: стре­мим­ся ли мы полу­чить, по окон­ча­нии ана­ли­за, некую реаль­но суще­ст­во­вав­шую систе­му взглядов, то есть поли­ти­че­скую тео­рию, или лишь набор выска­зы­ва­ний и тен­ден­ций, необя­за­тель­но согла­со­ван­ных друг с дру­гом. В послед­нем слу­чае тео­рия, если мы ее полу­чи­ли, ока­жет­ся осо­знан­ной лишь нами, а не теми, кому мы ее при­пи­сы­ва­ем. Кро­ме того, если вос­ста­нов­лен­ная нами тео­рия реаль­но суще­ст­во­ва­ла, мы можем путем сопо­став­ле­ния отдель­ных ее утвер­жде­ний рекон­струи­ро­вать недо­стаю­щие поло­же­ния и даже осно­во­по­ла­гаю­щие прин­ци­пы, не сфор­му­ли­ро­ван­ные авто­ром пря­мо2. В про­тив­ном слу­чае, обна­ру­жи­вая подоб­ные недо­стаю­щие зве­нья, мы вполне можем оши­боч­но при­пи­сать авто­ру то, что лишь логи­че­ски необ­хо­ди­мо, но им нико­гда не осо­зна­ва­лось и не под­ра­зу­ме­ва­лось. с.55 Таким обра­зом, в самом нача­ле иссле­до­ва­ния нуж­но выяс­нить, что мы хотим полу­чить: реаль­но суще­ст­во­вав­шую поли­ти­че­скую тео­рию или нашу соб­ст­вен­ную кон­струк­цию, помо­гаю­щую нам пони­мать ход исто­ри­че­ско­го про­цес­са.

Мы попро­бу­ем раз­ре­шить этот вопрос в отно­ше­нии Пифа­го­ра. Но сна­ча­ла поду­ма­ем, как такой вопрос вооб­ще мож­но решить. Мож­но опи­рать­ся на общее впе­чат­ле­ние от харак­те­ра его лич­но­сти: мог ли столь умуд­рен­ный, «любя­щий муд­рость» муж не иметь тео­ре­ти­че­ской систе­мы дея­тель­но­сти, кото­рой зани­мал­ся всю жизнь? Мож­но опи­рать­ся на ана­лиз отдель­ных поли­ти­че­ских поло­же­ний, сохра­нен­ных тра­ди­ци­ей: нет ли в них сле­дов поли­ти­че­ской тео­рии? Мож­но, нако­нец, искать пря­мые ука­за­ния источ­ни­ков, вро­де: «Пифа­гор не толь­ко дал кротон­цам наи­луч­шие зако­ны, но и всем элли­нам наи­луч­шее уче­ние о бла­го­за­кон­ной жиз­ни».

Общее впе­чат­ле­ние, скла­ды­ваю­ще­е­ся из тех источ­ни­ков, кото­рые мы име­ем осно­ва­ние счи­тать в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни досто­вер­ны­ми, рису­ет Пифа­го­ра созда­те­лем раз­ных тео­рий — натур­фи­ло­соф­ской, вос­пи­та­тель­ной, рели­ги­оз­ной, мате­ма­ти­че­ской, музы­каль­ной, а так­же поли­ти­че­ской. Одна­ко, если мы нач­нем искать пря­мые ука­за­ния на суще­ст­во­ва­ние поли­ти­че­ской тео­рии, то ситу­а­ция ока­жет­ся иной. Натур­фи­ло­соф­ское уче­ние при­пи­сы­ва­ет­ся пифа­го­рей­цам Ари­сто­те­лем (De coe­lo, II, 13, 293 a) и Евде­мом (фр. 146 Wehrli); мате­ма­ти­че­ская тео­рия — Ари­сток­се­ном (DK 58 B 2) и тем же Евде­мом (фр. 133 Wehrli); тео­рия меха­ни­ки — Ари­сток­се­ном (DK 47 A 1); рели­ги­оз­ная тео­рия — Дике­ар­хом (Porph., Vi­ta Pyth., 19). Кро­ме того, Ари­сток­сен (DK 58 D 5) и Ари­сто­тель (Met., I, 5, 985 b — 986 a) гово­рят о суще­ст­во­ва­нии некой общей пифа­го­рей­ской тео­рии. А вот поли­ти­че­ская тео­рия не при­пи­сы­ва­ет­ся пифа­го­рей­цам вплоть до Ямвли­ха (Vi­ta Pyth., 230), раз­ве что еще Дио­ген Лаэр­ций упо­ми­на­ет сочи­не­ния Пифа­го­ра «О государ­стве» (VIII, 6), да Сто­бей при­во­дит цита­ты из сочи­не­ния Архи­та «О законе и спра­вед­ли­во­сти» (IV, 1, 135 Mei­ne­ke), кото­рое, по-види­мо­му, напи­са­но в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху3.

Само по себе отсут­ст­вие пря­мых ука­за­ний на суще­ст­во­ва­ние поли­ти­че­ской тео­рии у пифа­го­рей­цев в ран­них источ­ни­ках не может свиде­тель­ст­во­вать про­тив ее суще­ст­во­ва­ния; одна­ко, оно долж­но стать пред­ме­том раз­мыш­ле­ния. Обра­тим­ся к тек­стам, кото­рые могут пока­зать, что у пифа­го­рей­цев суще­ст­во­вал не про­сто набор отдель­ных взглядов на поли­ти­ку или устой­чи­вая поли­ти­че­ская тен­ден­ция, но систе­ма взглядов с тео­ре­ти­че­ски­ми поло­же­ни­я­ми.

Соглас­но спра­вед­ли­во­му, на наш взгляд, мне­нию Май­не­ра4, с.56 тако­го рода тео­рия содер­жит­ся во фраг­мен­те «Пифа­го­рей­ских изре­че­ний» Ари­сток­се­на, сохра­нен­ном Ямвли­хом (Vi­ta Pyth., 174—176 = DK 58 D 3). К чему сво­дит­ся эта тео­рия? Для уста­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти наи­бо­лее дей­ст­вен­на власть богов. Государ­ство, зако­ны, спра­вед­ли­вость и пра­во даны нам богом. В свя­зи с этим нуж­но счи­тать, что бог есть и что он над­зи­ра­ет за нами. Людям необ­хо­ди­мо пред­во­ди­тель­ство бога, посколь­ку вся­кое живое суще­ство наде­ле­но стра­стя­ми; боже­ство дает ему бла­го­ра­зу­мие и порядок. Нет боль­ше­го зла, чем анар­хия, так как чело­век не может спа­стись, если им никто не руко­во­дит.

На каком осно­ва­нии мы счи­та­ем, что дан­ный текст изла­га­ет поли­ти­че­скую тео­рию? Во-пер­вых, этот текст посвя­щен поли­ти­ке. Во-вто­рых, он пред­став­ля­ет собой систе­му: он содер­жит общее тео­ре­ти­че­ское поло­же­ние о боже­стве как источ­ни­ке зако­на, а част­ные, прак­ти­че­ские поло­же­ния — о бла­го­че­стии и почи­та­нии роди­те­лей — кото­рые мы здесь опу­сти­ли, пред­став­ля­ет в виде выво­дов из него. В-третьих, этот текст явля­ет­ся рас­суж­де­ни­ем.

У нас, одна­ко, име­ют­ся две серь­ез­ные ого­вор­ки. Стиль отрыв­ка про­из­во­дит впе­чат­ле­ние не очень акку­рат­ной ком­пи­ля­ции, рас­па­даю­щей­ся на отдель­ные части. Да и сам Ари­сток­сен утвер­жда­ет, что он «при­во­дит пифа­го­рей­ские уста­нов­ле­ния по отдель­но­сти», а не изла­га­ет целост­ную поли­ти­че­скую систе­му. Кро­ме того, ука­зан­ные поло­же­ния обна­ру­жи­ва­ют свои парал­ле­ли в пла­то­нов­ском «Государ­стве»5. Такую зави­си­мость от «Государ­ства» мож­но видеть и в дру­гих фраг­мен­тах Ари­сток­се­на, осо­бен­но в тес­но при­мы­каю­щем к рас­смот­рен­но­му фраг­мен­те 35 Wehrli (DK 58 D 4). В свя­зи с этим, было бы стран­но, если бы Ари­сток­сен, пере­да­вая здесь мыс­ли пифа­го­рей­цев, не вспом­нил о текстах Пла­то­на, к кото­рым он обыч­но любит при­бе­гать. Мы склон­ны счи­тать, что такая зави­си­мость ска­за­лась не в обла­сти кон­крет­ных мыс­лей (на это мог­ли бы ука­зать тек­сту­аль­ные сов­па­де­ния, кото­рых мы не обна­ру­жи­ли), а в общей схе­ме изло­же­ния, в пла­то­ни­че­ски окра­шен­ном духе полу­чив­шей­ся систе­мы, то есть имен­но в той обла­сти, кото­рая нас инте­ре­су­ет. Итак, един­ст­вен­ный без­услов­но тео­ре­ти­че­ский текст, свя­зан­ный с пифа­го­рей­ской поли­ти­кой, выра­жа­ет замет­ное вли­я­ние пла­то­нов­ской кон­цеп­ции, в первую оче­редь в отно­ше­нии при­веде­ния его в систе­му.

Оста­ет­ся, одна­ко, еще одна воз­мож­ность обна­ру­жить поли­ти­че­скую тео­рию, а имен­но, рас­смот­реть те отдель­ные поло­же­ния, кото­рые раз­бро­са­ны по древним свиде­тель­ствам. В нашем рас­по­ря­же­нии име­ют­ся два пас­са­жа, кото­рые, по мне­нию их с.57 авто­ра, доста­точ­но чет­ко выра­жа­ют суть пифа­го­рей­ско­го уче­ния. Один при­над­ле­жит Дике­ар­ху, дру­гой — Ари­сток­се­ну.

Дике­арх6 гово­рит, что когда Пифа­гор появил­ся в Ита­лии и про­из­нес речи перед кротон­ца­ми, они настоль­ко пле­ни­лись реча­ми, что ста­ли его уче­ни­ка­ми. Он про­дол­жа­ет:


«но о чем он гово­рил собе­сед­ни­кам, никто не может ска­зать с уве­рен­но­стью, ибо не слу­чай­но окру­жа­ли они себя мол­ча­ни­ем; но преж­де все­го речь шла о том, что душа бес­смерт­на, затем, что она пере­се­ля­ет­ся в живот­ных и, нако­нец, что все рож­ден­ное вновь рож­да­ет­ся через про­ме­жут­ки вре­ме­ни, что ниче­го ново­го на све­те нет, и что все живое долж­но счи­тать­ся род­ст­вен­ным друг дру­гу» (Porph., Vi­ta Pyth., 19; пер. М. Л. Гас­па­ро­ва).

Текст из «Пифа­го­рей­ской жиз­ни» Ямвли­ха, по всей види­мо­сти вос­хо­дя­щий к Ари­сток­се­ну7, рас­ска­зы­ва­ет о поряд­ке жиз­ни в уже воз­ник­шем пифа­го­рей­ском обще­стве. Пере­чис­лив собы­тия дня, Ари­сток­сен завер­ша­ет:


«перед тем как разой­тись, вино­чер­пий нали­вал им вина для воз­ли­я­ний и по совер­ше­нии воз­ли­я­ний самый стар­ший про­из­но­сил сле­дую­щие запо­веди: домаш­ним и пло­до­вым рас­те­ни­ям вреда не при­чи­нять и не губить их, рав­но как и живот­ным, не при­чи­ня­ю­щим вреда чело­ве­че­ско­му роду, не вредить и не губить их. Кро­ме того он настав­лял отно­сить­ся с бла­го­го­ве­ни­ем, иметь доб­рые помыс­лы о богах, демо­нах и геро­ях, и точ­но так же отно­сить­ся в помыс­лах к роди­те­лям и бла­го­де­те­лям, зако­ну помо­гать, с без­за­ко­ни­ем вое­вать. После этих слов все рас­хо­ди­лись по домам» (Iam., Vi­ta Pyth., 99—100 = DK 58 D 1, пер. А. В. Лебеде­ва).

При срав­не­нии этих тек­стов вид­но, что там, где Пифа­гор изла­га­ет основ­ные поло­же­ния уче­ния, нет ни сло­ва о поли­ти­че­ских про­бле­мах. Одна­ко они ока­зы­ва­ют­ся доста­точ­но важ­ны­ми, чтобы быть сфор­му­ли­ро­ван­ны­ми в еже­ве­чер­нем настав­ле­нии, наряду с выска­зы­ва­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми с уче­ни­ем о пере­се­ле­нии душ, куль­том и эти­кой. Кро­ме того, поли­ти­че­ская запо­ведь, как и про­чие, изла­га­ет­ся, оче­вид­но, в фор­ме аку­смы; аку­смы же пре­тен­ду­ют на то, чтобы быть наи­бо­лее арха­ич­ной фор­мой пифа­го­ре­из­ма8. Но при этом в них невоз­мож­но усмот­реть сокра­щен­ное изло­же­ние тео­рии, как неред­ко пред­став­ля­ет­ся в свя­зи с тра­ди­ци­ей об аку­сма­ти­ках и мате­ма­ти­ках9. с.58 Ско­рее, наобо­рот — позд­ней­шее тол­ко­ва­ние аку­смы встра­и­ва­ло их в те или иные тео­рии, как про­изо­шло с изре­че­ни­ем «у дру­зей все общее». Сре­ди аку­см мы боль­ше не нахо­дим ни одной поли­ти­че­ско­го харак­те­ра. Прав­да, в тол­ко­ва­нии трех аку­см появ­ля­ет­ся поли­ти­че­ский смысл10, одна­ко, тол­ко­ва­ние аку­см (во вся­ком слу­чае то, кото­рое нам извест­но) более позд­нее и непи­фа­го­рей­ское11.

Таким обра­зом мож­но заклю­чить, что из двух фраг­мен­тов, изла­гаю­щих суть пифа­го­рей­ско­го, тот, в кото­ром фор­му­ли­ру­ет­ся поли­ти­че­ский прин­цип (Ари­сток­сен у Iam., Vi­ta Pyth., 99—100), не может слу­жить свиде­тель­ст­вом в поль­зу суще­ст­во­ва­ния поли­ти­че­ской тео­рии в ран­нем пифа­го­ре­из­ме, хотя он и пока­зы­ва­ет зна­чи­мость поли­ти­че­ской про­бле­ма­ти­ки.

Дан­ный фраг­мент Ари­сток­се­на полез­но срав­нить с тем, о поли­ти­че­ской окрас­ке кото­ро­го мы гово­ри­ли выше. Тогда станет ясно, в чем про­яв­ля­ет­ся модер­ни­зи­ро­ва­ние Ари­сток­се­на в его тео­ре­ти­че­ском тек­сте. Он пишет:


«Наи­бо­лее дей­ст­вен­ной для уста­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти Пифа­гор счи­тал власть богов и как дан­ные ею свы­ше уста­нав­ли­вал он государ­ство, зако­ны, спра­вед­ли­вость и пра­во. Не худо бы, впро­чем, при­ве­сти его уста­нов­ле­ние по отдель­но­сти. Пифа­го­рей­цы счи­та­ли полез­ным (научив­шись это­му от него) думать о боже­стве, что оно есть и при­чем отно­сит­ся к чело­ве­че­ско­му роду так, что оно над­зи­ра­ет за ним, а не остав­ля­ет без вни­ма­ния. Ибо мы нуж­да­ем­ся в таком пред­во­ди­тель­стве, про­тив кото­ро­го у нас не будет ни малей­ших осно­ва­ний вос­ста­вать, а тако­во пред­во­ди­тель­ство, осу­ществля­е­мое богом, коль ско­ро боже­ство достой­но пра­вить Все­лен­ной. Живот­ное, гово­ри­ли они, по сво­ей при­ро­де склон­но к пре­ступ­ной наг­ло­сти (ὑβρισ­τι­κόν) — и пра­виль­но гово­ри­ли — и наде­ле­но все­воз­мож­ны­ми поры­ва­ми, жела­ни­я­ми и про­чи­ми стра­стя­ми. Поэто­му оно нуж­да­ет­ся в таком пре­вос­ход­стве и угро­зе, от кото­рых будут про­ис­те­кать дис­ци­пли­на (σοφ­ρο­νισ­μός) и порядок (τά­ξις). Ста­ло быть, пола­га­ли они, каж­дый дол­жен, осо­знав в сво­ей сове­сти запят­нан­ность сво­ей при­ро­ды, нико­гда не забы­вать о бла­го­че­стии и почи­та­нии по отно­ше­нию к боже­ству, но посто­ян­но пред­став­лять в мыс­лях, что оно над­зи­ра­ет и следит за чело­ве­че­ским поведе­ни­ем. После богов и демо­нов с наи­боль­шим ува­же­ни­ем надо отно­сить­ся к роди­те­лям и зако­ну и под­чи­нять­ся им не при­твор­но, но с убеж­де­ни­ем. Вооб­ще, дума­ли они, надо пола­гать, что нет боль­ше­го зла, чем анар­хия, так как чело­век по сво­ей при­ро­де не с.59 может спа­стись, если никто им не руко­во­дит». (Iam. Vi­ta Pyth., 174—175 = DK 58 D 1; пер. А. В. Лебеде­ва).

Нетруд­но заме­тить, что порядок про­из­не­се­ния изре­че­ний на вечер­ней про­по­веди пре­вра­тил­ся здесь в порядок логи­че­ско­го рас­суж­де­ния, кото­рое, кро­ме того, допол­не­но дву­мя поло­же­ни­я­ми обще­го харак­те­ра — о дер­зо­сти (ὕβρις) и об анар­хии — окон­ча­тель­но пре­вра­тив­шись таким обра­зом в тео­ре­ти­че­ский текст, посвя­щен­ный поли­ти­ке. Нам бы хоте­лось пока­зать, что не толь­ко при­веде­ние этих выска­зы­ва­ний в систе­му, но и при­да­ние поли­ти­че­ской окрас­ки тек­сту в целом — заслу­га Ари­сток­се­на, а не пифа­го­рей­цев. Для это­го мы долж­ны обра­тить­ся к дру­гим свиде­тель­ствам, в кото­рых гово­рит­ся о дер­зо­сти и анар­хии, и убедить­ся, что это не поли­ти­че­ские поня­тия.

Сре­ди дошед­ших до нас фраг­мен­тов Ари­сток­се­на, отно­ся­щих­ся к пифа­го­рей­цам, име­ет­ся обшир­ное рас­суж­де­ние на вос­пи­та­тель­но-эти­че­скую и дие­то­ло­ги­че­скую тему. Здесь мы и встре­ча­ем эти поня­тия в их под­лин­ном кон­тек­сте. Гово­ря о вос­пи­та­нии детей, Ари­сток­сен сооб­ща­ет (Iam., Vi­ta Pyth., 200—213 = DK 58 D 8): по мне­нию пифа­го­рей­цев дети долж­ны быть дис­ци­пли­ни­ро­ван­ны­ми (εὐτακ­τεῖν) и цело­муд­рен­ны­ми (σοφ­ρο­νεῖν) и воз­дер­жи­вать­ся от типич­ных дет­ских поро­ков — необуздан­но­сти и дер­зо­сти. Далее, пере­хо­дя к теме пита­ния, он вновь при­во­дит мне­ние пифа­го­рей­цев о воз­дер­жа­нии от тщет­ных, вред­ных, излиш­них и рас­пу­щен­ных (дерз­ких) жела­ний. Затем, то же поня­тие рас­пу­щен­но­сти (дер­зо­сти) при­во­дит­ся так­же и в связь с поло­вы­ми про­бле­ма­ми, где оно вновь про­ти­во­по­став­ля­ет­ся σοφ­ρο­σύνη, но уже не в смыс­ле дис­ци­пли­ны, а в смыс­ле цело­муд­рия. Здесь же фигу­ри­ру­ет и крат­кое заме­ча­ние на поли­ти­че­скую тему о необ­хо­ди­мо­сти бла­го­об­раз­ной вла­сти (ἀρχή), кото­рая не дает граж­да­ни­ну делать то, что он захо­чет. Одна­ко, имен­но здесь вид­но, что поли­ти­че­ский при­мер носит част­ный харак­тер, явля­ясь при­ме­не­ни­ем обще­го прин­ци­па «живот­ное, пре­до­став­лен­ное само­му себе, быст­ро дича­ет, ста­но­вясь дур­ным и негод­ным» (Iam., Vi­ta Pyth., 203).

Хотя в этом тек­сте нет тер­ми­на «анар­хия», он встре­ча­ет­ся в дру­гом фраг­мен­те из Ари­сток­се­на у Сто­бея (DK 58 D 4), где гово­рит­ся о част­ных при­ме­рах того, что про­ти­во­по­лож­но анар­хии: в государ­стве, в вос­пи­та­нии, в еде а в каче­стве сино­ни­мов, точ­нее, про­яв­ле­ний анар­хии ука­зы­ва­ют­ся бес­по­рядок и дис­про­пор­ция — ἀτα­ξία и ἀσ­συμ­μετρία. Уже здесь вид­но, что анар­хия — тер­мин более широ­кий, чем поли­ти­че­ский. В поль­зу это­го, на наш взгляд, гово­рит и фраг­мент повест­ву­ю­щий о зна­че­нии αρ­χη (Iam., Vi­ta Pyth., 182—183), где ἀρχή государ­ст­вен­ная рас­смат­ри­ва­ет­ся как част­ный слу­чай αρ­χη вооб­ще. Если вер­нуть­ся к рас­смот­рен­но­му выше тек­сту Ари­сток­се­на (Iam., Vi­ta Pyth., 200—213), то там мы обна­ру­жим близ­кие к «анар­хии» поня­тия ата­к­сии и ассим­мет­рии, и вновь, как и в слу­чае с поня­ти­ем дер­зость, в дие­то­ло­ги­че­ском кон­тек­сте. Скла­ды­ва­ет­ся с.60 впе­чат­ле­ние, что «анар­хия» обо­зна­ча­ет при­чи­ну ата­к­сии как вос­пи­та­тель­но-дие­то­ло­ги­че­ско­го явле­ния и трех основ­ных видов дур­но­го жела­ния: ἀσχε­μοσύ­νη, ἀσυμ­μετρία, ἀκαι­ρία, то есть жела­ния изна­чаль­но недо­стой­но­го, жела­ния несоот­вет­ст­ву­ю­ще­го ситу­а­ции и жела­ния несвоевре­мен­но­го (DK 58 B 8, Сто­бей). Воз­мож­но, что связь поня­тия «анар­хия» с нрав­ст­вен­но-меди­цин­ской про­бле­ма­ти­кой, кото­рую мы здесь пыта­ем­ся уста­но­вить, может под­черк­нуть чисто меди­цин­ское зна­че­ние поня­тия «монар­хия» у совре­мен­ни­ка Пифа­го­ра, кротон­ско­го меди­ка Алк­мео­на, кото­рое озна­ча­ет гос­под­ство одной из сил орга­низ­ма над дру­ги­ми и про­ти­во­по­лож­но «исо­но­мии» (DK 24 B 4).

Таким обра­зом, поня­тия «дер­зость» и «анар­хия» ока­зы­ва­ют­ся при­над­ле­жа­щи­ми более широ­ко­му кон­тек­сту, чем поли­ти­че­ский, вклю­чаю­ще­му, наряду с поли­ти­кой, меди­ци­ну и уче­ние о стра­стях. Преж­де чем перей­ти к дру­гим свиде­тель­ствам о поли­ти­че­ском уче­нии пифа­го­рей­цев, мы при­ведем текст отно­си­мый к Архи­ту и нагляд­но пока­зы­ваю­щий, что поли­ти­че­ская тема­ти­ка явля­ет­ся лишь част­ным при­ме­ром для уче­ния о стра­стях.

Цице­рон сооб­ща­ет (De se­nec­tu­te, 13, 39—40; DK 47 A 9):


«по сло­вам Архи­та, самый губи­тель­ный бич, кото­рый при­ро­да мог­ла дать людям — плот­ской наслаж­де­ние; стра­сти, жаж­ду­щие это­го наслаж­де­ния, без­рас­суд­но и неудер­жи­мо стре­мят­ся к удо­вле­тво­ре­нию. Отсюда слу­чаи изме­ны оте­че­ству, нис­про­вер­же­ние государ­ст­вен­но­го строя, отсюда тай­ные сно­ше­ния с вра­га­ми; сло­вом, нет пре­ступ­ле­ния, нет дур­но­го дея­ния, на кото­рое страст­ное жела­ние плот­ско­го наслаж­де­ния не толк­ну­ло бы чело­ве­ка… В то вре­мя как самое пре­крас­ное, что чело­ве­ку даро­ва­ла при­ро­да или какое-нибудь боже­ство — это разум. Ничто так не враж­деб­но это­му боже­ст­вен­но­му дару, как плот­ское наслаж­де­ние» (пер. В. О. Горен­штей­на).

Из это­го тек­ста вид­но, что под анар­хи­ей под­ра­зу­ме­ва­ет­ся отсут­ст­вие вла­сти это­го боже­ст­вен­но­го нача­ла, то есть разу­ма, что и при­во­дит к бес­по­ряд­ку и дис­про­пор­ции неуме­рен­ных стра­стей. На этом осно­ва­нии фра­зу, заклю­чаю­щую текст Ари­сток­се­на у Ямвли­ха (Vi­ta Pyth., 174—176) — οὐ πε­φυκέ­ναι τὸν ἄνθρω­πον διασώ­ζεσ­θαι μη­κενὸς ἐ πισ­τα­τοῦν­τος — кото­рую мы рань­ше трак­то­ва­ли поли­ти­че­ски, ори­ен­ти­ру­ясь на создан­ный Ари­сток­се­ном поли­ти­че­ский кон­текст, и пере­во­ди­ли: «чело­век по сво­ей при­ро­де не может спа­стись, если им никто не руко­во­дит», теперь мы можем понять ина­че: «чело­век по сво­ей при­ро­де не может сохра­нять нор­маль­ное состо­я­ние, если им ничто не руко­во­дит», под­ра­зу­ме­вая под этим руко­во­дя­щим нача­лом (ἀρχή) разум.

Вто­рая груп­па свиде­тельств, содер­жа­щая еще пять тер­ми­нов, так или ина­че отно­ся­щих­ся к поли­ти­че­ской сфе­ре, — «спра­вед­ли­вость», «без­за­ко­ние», «равен­ство» (исо­но­мия), «удоб­ный момент» и «друж­ба» — пере­во­дит нас в область пифа­го­рей­ской мате­ма­ти­ки. Ассо­ци­а­ция пифа­го­ре­из­ма с мате­ма­ти­кой с.61 одна из самых устой­чи­вых. Зна­ме­ни­та тео­ре­ма Пифа­го­ра о пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке, при­ме­няв­ша­я­ся в самых раз­ных обла­стях — от тео­ре­ти­че­ской мате­ма­ти­ки до созда­ния горо­ско­пов. Попу­ляр­но пред­став­ле­ние о про­ме­жу­точ­ной роли мате­ма­ти­ки меж­ду позна­ни­ем чув­ст­вен­но­го и иде­аль­но­го. Пифа­го­рей­цы счи­та­ют­ся созда­те­ля­ми чис­ло­во­го рели­ги­оз­но­го сим­во­лиз­ма и мате­ма­ти­че­ской тео­рии музы­ки. Фор­ми­ро­ва­ние тако­го пред­став­ле­ния про­дол­жа­лось вплоть до послед­них веков антич­но­сти. Кра­е­уголь­ный же его камень был зало­жен, види­мо, Ари­сто­те­лем. Самое зна­ме­ни­тое его свиде­тель­ство содер­жит­ся в «Мета­фи­зи­ке» (I, 5, 985 b = DK 58 B 4):


«так назы­вае­мые пифа­го­рей­цы, впер­вые заняв­шись мате­ма­ти­че­ски­ми нау­ка­ми, дви­ну­ли их впе­ред, и посколь­ку они были вос­пи­та­ны на них, то сочли их нача­ла нача­ла­ми всех вещей. А так как пер­вые по при­ро­де нача­ла этих наук — чис­ла, в чис­лах же, как им каза­лось, наблюда­ет­ся мно­го подо­бий с сущи­ми веща­ми и про­цес­са­ми… дескать, такое-то свой­ство чисел есть спра­вед­ли­вость, такое-то — душа и ум, дру­гое — удоб­ный момент, …то они ста­ли пола­гать, что вся все­лен­ная — гар­мо­ния и чис­ло» (пер. А. В. Лебеде­ва).

Тезис «все есть чис­ло» пони­мал­ся в исто­рии пифа­го­ре­из­ма по-раз­но­му. В нем виде­лось ука­за­ние на чис­ло­вую фило­со­фию, чис­ло­вой ато­мизм; все­общ­ность чис­ла пони­ма­лась как все­общ­ность чис­ло­во­го зако­на, регу­ли­ру­ю­ще­го отно­ше­ния вещей, как все­общ­ность чис­ло­во­го суб­стра­та, фор­ми­ру­ю­ще­го их мате­рию. Мы хоте­ли бы отме­тить три момен­та. Во-пер­вых, ни одно из пред­ла­гав­ших­ся объ­яс­не­ний нель­зя счи­тать пол­но­стью удо­вле­тво­ри­тель­ным. Во-вто­рых, не сле­ду­ет пола­гать, что Ари­сто­тель выду­мал этот прин­цип, веро­ят­но он, как обыч­но, изло­жил пифа­го­рей­ские воз­зре­ния на свой лад. В-третьих, в зна­чи­тель­ной части свиде­тельств, где гово­рит­ся о так назы­вае­мой чис­ло­вой фило­со­фии, мы име­ем дело не столь­ко с онто­ло­ги­ей, сколь­ко с эти­кой. И в этом свиде­тель­стве два при­ме­ра из трех отно­сят­ся к дан­ной обла­сти: «спра­вед­ли­вость» и «удоб­ный момент». В дру­гом месте «Мета­фи­зи­ки» (XIII, 4, 1078 b) он вновь гово­рит, что пифа­го­рей­цы, опре­де­ляя вещи, соот­нес­ли их с чис­ла­ми, напри­мер: что есть момент, спра­вед­ли­вость или брак, а так­же мне­ние, удоб­ный слу­чай, без­за­ко­ние, разде­ле­ние или сме­ше­ние. И хотя в «Нико­ма­хо­вой эти­ке» (V, 8, 1132 b) он при­во­дит опре­де­ле­ние спра­вед­ли­во­сти как некой пра­во­вой кате­го­рии, «возда­я­ние рав­ным за рав­ное», ясно, что прин­цип тали­о­на имел зна­чи­мость для пифа­го­рей­цев не сам по себе, а лишь бла­го­да­ря его мате­ма­ти­че­ско­му осно­ва­нию: «спра­вед­ли­вость есть рав­ност­но рав­ное чис­ло» (Magn. Eth., I, 1, 1182 a) иллю­ст­ра­ци­ей кото­ро­го он являл­ся. Поня­тие «удоб­ный момент» актив­но исполь­зо­вав­ше­е­ся при опи­са­нии отно­ше­ний стар­ших и млад­ших (DK 58 D 5), в дие­то­ло­гии (DK 58 D 8) и в уче­нии о стра­стях (там же) — мы уже стал­ки­ва­лись с акай­ри­ей с.62 как одним из трех видов дур­но­го жела­ния — это поня­тие, судя по дан­ным свиде­тель­ствам Ари­сто­те­ля, име­ло сход­ное опре­де­ле­ние. Таким обра­зом, мы и здесь обна­ру­жи­ва­ем вме­сто само­сто­я­тель­ных поли­ти­че­ских опре­де­ле­ний некие ариф­мо­ло­ги­че­ские опре­де­ле­ния, уста­нов­лен­ные по неве­до­мо­му для нас прин­ци­пу, в кото­рых сама поли­ти­че­ская про­бле­ма­ти­ка игра­ет под­чи­нен­ную роль.

При­ме­ча­тель­но, что даже у Архи­та, уже совре­мен­ни­ка Пла­то­на, фраг­мент кото­ро­го часто при­во­дит­ся, когда речь захо­дит о поли­ти­че­ском уче­нии пифа­го­рей­цев, поли­ти­че­ская тема носит такой же иллю­ст­ра­тив­но-вспо­мо­га­тель­ный харак­тер. В сочи­не­нии «О мате­ма­ти­че­ских нау­ка» он пишет (DK 47 B 3):


«изо­бре­те­ние сче­та поло­жи­ло конец раздо­ру, умно­жи­ло согла­сие. С изо­бре­те­ни­ем сче­та исчез­ло лихо­им­ство, насту­пи­ло равен­ство, ибо бла­го­да­ря ему мы рас­счи­ты­ва­ем­ся в сдел­ках, бла­го­да­ря ему бед­ные полу­ча­ют от состо­я­тель­ных, а бога­тые дают нуж­даю­щим­ся, ибо те и дру­гие верят, что бла­го­да­ря сче­ту полу­чат поров­ну. Мери­ло пра­вед­ных — пре­гра­да непра­вед­ных, уме­ю­щих счи­тать оно отвра­ща­ет от неправ­ды, убедив их в том, что они не смо­гут остать­ся неза­ме­чен­ны­ми, когда при­сту­пят к сче­ту, а не уме­ю­щим счи­тать пре­пят­ст­ву­ют тво­рить неправ­ду, изоб­ли­чая их в неправ­де при сче­те» (пер. А. В. Лебеде­ва).

Этот текст ско­рее пред­став­ля­ет собой рекла­му мате­ма­ти­ки, чем демон­стри­ру­ет попыт­ку осмыс­ле­ния обще­ст­вен­ных про­блем. Это лишь соци­аль­ная иллю­ст­ра­ция утвер­жде­ния Фило­лая о том, что «ложь вовсе не ове­ва­ет чис­ла, ибо ложь враж­деб­на и супро­тив­на при­ро­де, а исти­на свой­ст­вен­на и про­рож­де­на роду чис­ла» (DK 44 B 11).

Сфор­му­ли­ру­ем теперь наши выво­ды. Итак, мы не рас­по­ла­га­ем пря­мы­ми ука­за­ни­я­ми на то, что у древ­них пифа­го­рей­цев была поли­ти­че­ская тео­рия. Нет у нас и тек­стов, кото­рые мож­но было бы понять как тео­ре­ти­ко-поли­ти­че­ские. Ана­лиз отдель­ных поло­же­ний, отно­ся­щих­ся к государ­ст­вен­но­му устрой­ству и прин­ци­пам обще­ст­вен­ной жиз­ни не вскрыл поли­ти­че­ской тео­рии как само­сто­я­тель­ной обла­сти в пифа­го­ре­из­ме: все они при­во­дят­ся в непо­ли­ти­че­ском кон­тек­сте и носят част­ный харак­тер. Даже во вре­ме­на совре­мен­но­го Пла­то­ну пифа­го­ре­из­ма мы не обна­ру­жи­ва­ем само­сто­я­тель­ной поли­ти­че­ской тео­рии, если, конеч­но, прав не Морри­сон, а Теслефф, счи­таю­щий сочи­не­ние Архи­та «О законе и спра­вед­ли­во­сти» элли­ни­сти­че­ской под­дел­кой.

Эти отри­ца­тель­ные выво­ды не сле­ду­ет пони­мать так, что пифа­го­рей­цы вовсе не осмыс­ля­ли свою поли­ти­че­скую дея­тель­ность и не ста­ви­ли в этой дея­тель­но­сти широ­ких целей. Они озна­ча­ют лишь то, что их поли­ти­че­ские взгляды не выра­ба­ты­ва­лись как само­сто­я­тель­ная систе­ма и не сло­жи­лись в тео­ре­ти­че­скую про­грам­му, но обя­за­ны сво­им суще­ст­во­ва­ни­ем кон­крет­ным с.63 потреб­но­стям (лич­ным или сослов­ным) чле­нов сою­за, с одной сто­ро­ны, а с дру­гой — мате­ма­ти­че­ским и рели­ги­оз­но-эти­че­ским прин­ци­пам пря­мо пере­но­сив­шим­ся на сфе­ру государ­ст­вен­но­го стро­и­тель­ства.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1О суще­ст­во­ва­нии поли­ти­че­ской тео­рии у пифа­го­рей­цев пря­мо гово­рят немно­гие авто­ры: Mi­nar E. Ear­ly Py­tha­go­rean Po­li­tics in Prac­ti­ce and Theo­ry. Bal­ti­mo­re, 1942. P. 98—113; Нер­се­сянц В. С. Поли­ти­че­ские уче­ния древ­ней Гре­ции. М., 1979. С. 28—49; Исто­рия поли­ти­че­ских уче­ний / Под ред. С. Ф. Кече­кья­на и Г. И. Редь­ки­на. М., 1960. С. 54—55; Исто­рия поли­ти­че­ских уче­ний / Под ред. К. А. Мок­и­че­ва. Ч. 1, М., 1971. С. 43. Более взве­шен­ный под­ход при­сут­ст­ву­ет в сле­дую­щих работах: Mor­ri­son J. S. Py­tha­go­ras of Sa­mos // Clas­si­cal Quar­ter­ly, 50, 1956. P. 152—156; Von Fritz K. Py­tha­go­rean Po­li­tics in Sou­thern Ita­ly. New York, 1940. P. 94—102; Кес­сиди Ф. Х. От мифа к лого­су. М., 1972. С. 145—151; Гуто­ров В. А. Антич­ная соци­аль­ная уто­пия. Л., 1989. С. 100—126.
  • 2Дей­ст­ви­тель­но, автор мог счи­тать такие поло­же­ния и прин­ци­пы оче­вид­ны­ми, фор­му­ли­ро­вать в недо­шед­ших до нас сочи­не­ни­ях или уст­но на лек­ци­ях, или по каким-то иным при­чи­нам счи­тать их необя­за­тель­ны­ми для отдель­но­го изло­же­ния, но при этом под­ра­зу­ме­вать.
  • 3См. Thes­leff H. The Py­tha­go­rean Texts of Hel­le­nis­tic Pe­riod. Abo, 1965. P. 75 о под­лож­но­сти сочи­не­ния. За его под­лин­ность выска­зы­ва­ет­ся Mor­ri­son J. S. Py­tha­go­ras of Sa­mos… P. 155, n. 3.
  • 4Mi­nar E. Ear­ly Py­tha­go­rean Po­li­tics… P. 99—102.
  • 5Бог как источ­ник зако­на — IV, 427 a-e; бог, зако­ны и нака­за­ния обузды­ва­ют дур­ную часть души — IX, 571 a — 572 b; 590 d — 591 a; о рас­суди­тель­но­сти и поряд­ке — IV, 430 e.
  • 6О при­над­леж­но­сти тек­ста Porph., Vi­ta Pyth., 19 Дике­ар­ху см.: Bur­kert W. Lo­re and Scien­ce in An­cient Py­tha­go­rea­nism. Cambrid­ge (Mass.), 1972. P. 122, n. 7.
  • 7Boian­ce S. Sur la vie py­tha­go­ri­cien­ne // Re­vue des Etu­des Grec­ques. T. 52, 1939. P. 39—40.
  • 8Mar­co­vich M. A. Py­tha­go­ri­ca // Phi­lo­lo­gus, 108, 1964. P. 24—44.
  • 9Соглас­но этой вер­сии, аку­сма­ти­ки полу­ча­ли лишь фор­му­ли­ров­ку выво­да, а мате­ма­ти­ки — его обос­но­ва­ние (Porph., Vi­ta Pyth., 36—37). Хотя в ран­нем пифа­го­ре­из­ме и суще­ст­во­ва­ли сте­пе­ни посвя­ще­ния (см.: Mi­nar E. Ear­ly Py­tha­go­rean Po­li­tics… P. 29—34; Mor­ri­son J. S. Py­tha­go­ras of Sa­mos… P. 150—151), мысль об аку­сма­ти­ках как эксо­те­ри­ках, а мате­ма­ти­ках как эсо­те­ри­ках более позд­не­го про­ис­хож­де­ния (см.: Bur­kert W. Lo­re and Scien­ce in An­cient Py­tha­go­rea­nism… P. 192—208).
  • 10Diog. Laert., VIII, 34: «воз­дер­жи­вай­ся от бобов», пото­му что они име­ют оли­гар­хи­че­ский смысл, ибо или кида­ет­ся жре­бий; «хлеб не раз­ла­мы­вать», пото­му что это ведет к тру­со­сти на войне; Porph., Vi­ta Pyth., 42: «венок не обры­вай», то есть не нару­шая зако­нов, ибо они увен­чи­ва­ют город.
  • 11Bur­kert W. Lo­re and Scien­ce in An­cient Py­tha­go­rea­nism… P. 174—175.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303308995 1303312492 1407309260 1407319697 1407324325