Религиозно-политическая идеология Зосима
М.: Издательство восточной литературы, 1962 г. С. 611—617.
с.611 Фигура выдающегося историка начала V в. н. э. Зосима достойным образом завершает довольно длинный ряд его литературных предшественников и единомышленников — Либания, Фемистия, Аммиана Марцеллина, Аврелия Виктора, Евнапия и других блестящих представителей позднеримской интеллигенции.
Единственный дошедший до нас труд Зосима «Новая история» («Ἱστορία νὲα») — несомненно примечательная попытка разобраться в основных тенденциях исторического развития того времени.
Сам Зосим сознательно рассматривал свое произведение как своеобразное продолжение знаменитой «Всемирной истории» Полибия. Последний, живший почти 600 лет назад, описал расцвет Римской державы; Зосиму пришлось быть свидетелем и летописцем ее упадка.
Из биографии Зосима мы знаем только, что он, как сказано в заглавии его сочинения, был «комитом и адвокатом фиска», т. е. занимал сравнительно высокую государственную должность. Но сделанная карьера нисколько не отразилась на свободе суждений Зосима, тем более, что «Историю» он писал, уже будучи сановником в отставке (
Официальное положение Зосима, не помешавшее ему откровенно высказывать свои взгляды, в немалой степени обогатило его практическим опытом и помогло основательнее разобраться в важных для историка вопросах административного, в частности фискального, характера. Конечно, многие рассуждения Зосима кажутся нам в достаточной мере наивными и даже нелепыми. Его мысль была жестоко скована традиционными древними религиозными представлениями. Но если сравнить «Историю» язычника Зосима с назидательно-фальшивыми сообщениями современных ему христианских историков, какого-нибудь Гермия Созомена, Сократа Схоластика или «блаженного» Феодорита Кирского, то Зосим безусловно превзойдет любого из них как многогранностью приведенного материала, так и смелой правдой изображения.
Как и Полибий, которого Зосим считал образцом, он ставил главной целью объяснить великие перемены, происходившие в жизни народов. И по примеру Полибия Зосим сводил эти перемены не к объективно существующим закономерностям, а к якобы господствующей в мире воле богов, или судьбы (ῃ τύχη). Однако эта судьба конкретно проявлялась у Зосима в деятельности людей; поэтому мистико-телеологическая точка зрения отнюдь не препятствовала ему живо интересоваться реальными историческими фактами.
Наш автор начинает свой труд с утверждения, что судьба передала в руки римлян наследство древнего Македонского государства, где преемники великого Александра ослабили себя постоянными с.612 внутренними войнами («История», I, 5). «Римляне, — пишет Зосим, — расширяли свои владения до тех пор, пока у них сохранялось республиканское устройство, так как их консулы (οἱ ὕπατοι) соревновались между собой в том, чтобы превзойти друг друга доблестью» (там же, I, 2). Но после того как Римская республика была потрясена междоусобной войной (ἑμφυλὶων πολεμων) Мария и Суллы, а потом Цезаря и Помпея, «они [римляне] отказались от аристократической системы (τᾖς ἀριστοκρατιας ἀψεμενοι) и избрали единого правителя, Октавиана, отдав себя на его усмотрение (γνώμῃ). Так, не сознавая того, они поставили счастье и бедствия великой державы в зависимость от страстей или сил одного человека» (там же).
Из приведенных слов Зосима видно, что начало упадка Римского государства он относил еще ко времени замены в нем республиканских порядков монархическими. В республике, по Зосиму, правили лучшие, самые доблестные люди — ἡ ἀριστοχρατία. В монархии же, напротив, место доблестных граждан-патриотов занимают продажные, беспринципные чиновники, многие из которых нисколько «не стесняются обмануть доброе мнение о себе своего государя» (там же, I, 3). К тому же монарху очень легко перейти границы своей власти и сделаться тираном, третирующим подданных, как рабов — οἱ οἰκέται (там же).
Итак, уже на первых страницах своей «Истории» Зосим выступает как убежденный сторонник аристократической республики, государства доблестных граждан, и как противник неограниченной бюрократической монархии. Этот мотив хорошо знаком нам по многочисленным высказываниям всех античных критиков римского авторитарного режима — от горячего республиканца Тацита до соучастников реставраторских стремлений Юлиана Отступника.
По признанию Зосима, Октавиан Август управлял империей в общем «благоразумно» (μετρίως), поскольку он следовал советам философа-стоика Афинодора (там же, I, 6). Но уже его преемник Тиберий своей жестокостью был невыносим (ἀφόρητος) для подданных (ὑπῄκοος) и восстановил их против себя (там же). Калигула оказался еще хуже Тиберия, и Зосим приветствует его убийцу Херею как освободителя страны от тирана (там же). Клавдий, с точки зрения Зосима, опозорил себя тем, что поручал государственные дела своим вольноотпущенникам-евнухам (там же). О Нероне, как полагает Зосим, лучше вообще ничего не говорить (там же). Веспасиан и Тит были достойными правителями, но зато Домициан превзошел жестокостью, развратом и корыстолюбием всех своих предшественников. Пятнадцать лет он угнетал государство, пока, наконец, не был по заслугам наказан вольноотпущенником Стефаном (там же).
О деятельности Антонинов Зосим отзывается сочувственно, но очень кратко, так как в центре его внимания стояла прежде всего проблема упадка Римской империи. Правление Коммода служит ему новым доказательством легкой возможности превращения монархической власти в тираническую. С удовлетворением сообщая об убийстве Коммода его наложницей Марцией, он подчеркивает, что в данном случае женщина проявила мужскую доблесть (там же, I, 7). Говоря о борьбе, вспыхнувшей при Пертинаксе между преторианцами и сенатом, Зосим, разумеется, стоит всецело на стороне последнего (там же). Он одобряет Септимия Севера за наказание убийц сенатского императора Пертинакса и за успешные военные действия против парфян, которых называет персами (там же, I, 8)
с.613 Из остальных членов династии Северов Зосим выделяет Александра, «подававшего в начале своего правления большие надежды» (там же, I, 11). Но затем, по словам нашего историка, и этот государь вскоре «ослабел телом и духом» и стал заниматься только накоплением сокровищ, которые хранил у своей матери (там же, I, 12). Однако после смерти Александра Севера, замечает Зосим, все вспоминали об его умеренном правлении, на смену которому пришла тирания Максимина. Последний, по мнению Зосима, «ценил одних доносчиков (συκοφάντας), которые указывали на мирных граждан как на должников императорской казны» (там же, I, 13). Из жадности к деньгам Максимин казнил людей без суда, чтобы затем присвоить себе их имущество, отнимал у городов общинные владения и даже захватывал чужую частную собственность (там же).
Бросается в глаза то, что в сочинении Зосима много места занимают факты фискальной политики императоров. Зосим имел возможность по роду своей службы лично близко наблюдать ненасытную алчность и беззастенчивые вымогательства римского императорского фиска.
Поскольку конфискации и захваты Максимина были направлены главным образом против муниципальных общин и их курий, отрицательное отношение Зосима к этому «солдатскому императору» отражало в первую очередь социальное недовольство жестоко пострадавшего в то время сословия декурионов.
Низложение Максимина и замена его Гордианом, ставленником сенаторских кругов, разумеется, нашли у Зосима полное сочувствие. Но Гордиан был молод и неопытен, поэтому он нуждался в советах своего учителя философа Тимесикла, который занял при нем высшую государственную должность префекта преторианцев (ὁ τῆς αὐλῆς ὕπαρχος) (там же, I, 18). Смерть Тимесикла повлекла за собой и гибель молодого императора. На престол вступил Филипп, по происхождению араб, человек «низкого» рода (ὁρμώμενος γὰρ ἐξ Ἀραβίας, εθνους χειρίστου). В этом замечании опять-таки ярко выразилось античное аристократическое пренебрежение историка к безвестным низам и варварам. Зосим осуждает Филиппа за то, что он, будучи выскочкой, назначал на высокие посты своих грубых и хищных родственников. Один из них, Приск, сделанный наместником Сирии, до такой степени злоупотреблял там произвольными поборами и вымогательствами, что вызвал народное возмущение (там же, I, 20).
Худородному Филиппу Арабу Зосим противопоставляет старого римского патриция Деция, «славного своим родом и достоинствами» («καὶ γένει προέχων και ἀξιώματι») (там же, I, 21). В глазах Зосима это был «превосходный государь» («ὁ ἀριστευς βασιλευς») (там же, I, 23). После смерти Деция и предательского убийства его сына Римская империя долго подвергалась опустошительным вторжениям варваров. К счастью, императору Эмилиану, с удовлетворением констатирует Зосим, удалось напомнить оробевшим легионам о достоинстве римлян (τοῦ Ῥωμαίων ἀξιὼματος ἀναμνῄσας) (там же, I, 28).
Еще большей похвалы заслуживает у Зосима Валериан, выдвинутый на императорский престол «общественным мнением» («κοινῇ γνὼμη»), т. е. римскими гражданами, организованными вокруг сената (там же, I, 29). Зосим говорит, что при этом императоре народ принимал непосредственное участие в обороне государства. «Все общины Эллады дружно поднялись на стражу безопасности своей страны» («κοινῂ с.614 δὲ παρὰ πάσης φυλακῂ τῇς Ἑλλάδος ἐπ᾿ ἀσφαλεία τῆς χὼρας ἐγίνετο») (там же).
При Галлиене Римскую империю опять начали теснить варвары, самыми опасными (χαλεπώτερα) из которых, по мнению Зосима, были германские племена (там же, I, 30). Патриот-историк резко порицает Галлиена за политическую безответственность и трусость (там же, I, 40). Но Клавдию II, пришедшему к власти в результате общего признания (τῇς κοινᾖς ψήφου) (там же, I, 41), Зосим, разумеется, горячо симпатизирует (там же, I, 46). Однако к продолжателю дела Клавдия, Аврелиану, у Зосима двойственное отношение: положительное — за победы над варварами, внешними врагами империи, и отрицательное — за деспотический характер управления, в частности за казнь философа Лонгина, «сочинения которого принесли большую пользу всем любителям образованности» (там же, I, 56). Но в целом положительное отношение все же преобладает, так как Аврелиан, подчеркивает Зосим, во всяком случае не боялся трудов и опасностей «ради общественного блага» («ὑπὲρ τοῦ κοινοῦ πραξεων») (там же, I, 65).
Конец первой и начало второй книги «Истории» Зосима дошли до нас только в виде кратких отрывков, переведенных на латинский язык. Поэтому мы, к сожалению, не знаем, как расценивал Зосим диоклетиановские реформы. Систематическое повествование вследствие потери рукописи прервано на деятельности Проба и возобновляется лишь со времени царствования преемников Диоклетиана. Как и следовало ожидать, это время представляется Зосиму началом нового, еще более резко выраженного периода упадка Римского государства.
Воспринимая события в свете своего религиозно-языческого мировоззрения, Зосим ставит в вину Константину и его соправителю Лицинию прежде всего их измену старинным отечественным верованиям. Между прочим, они были первыми римскими правителями, которые не нашли нужным отметить наступивший при них в 313 г. («История», II, 1) «священный праздник столетия», называвшийся по-латыни «saeculum» и по-гречески «αἰών» (там же).
Может показаться странным, почему Зосим придавал такое значение архаической культовой традиции, кстати сказать, никогда строго не соблюдавшейся. Насколько известно, «праздник столетия» справлялся на протяжении всей римской истории только десять раз: пять — при республике и пять — при империи. Последний пышно проведенный «праздник столетия» состоялся в 247 г, в правление императора Филиппа Араба. Думается, что, связывая отмену древнего народного сакрального торжества с личностью первого христианского властителя Рима, историк-язычник видел в этом обстоятельстве не причину, а лишь своеобразное символическое выражение окончательно наступившего тогда упадка империи. Секулярный праздник, от участия в котором отстранялись рабы и который мог совершаться одними только свободными гражданами, — «δοῦλοι δε τοὺτων οὐ μετὲχουσιν, ἀλλά ἐλεὺθεροι μόνοι» (там же, гл. 5) — знаменовал, по толкованию Зосима, «благополучие подвластных Риму городов» («δι῾ ῶν αἱ ὑπὸ Ῥωμαίους σὼζοντας πόλεις») и «незыблемость римского владычества» («ᾑ ἀρχῂ Ῥωμαίων ἀλὼβητος») (там же). Таким образом, Зосим в данном случае обвинял Константина не столько в нарушении священных традиций, сколько в небрежном отношении к судьбам своих подданных и самого Римского государства. Поэтому никак нельзя согласиться с современным французским исследователем А. Пиганьолем, по мнению которого у Зосима существо с.615 вины Константина целиком сводится лишь к «упущению секулярных игр» («l’omission des jeux séculaires»)1.
Не удивительно, что Зосим изображает первого христианского повелителя Римской империи чрезвычайно мрачным, с резко отрицательными чертами. Если бы история писалась с позиций Зосима, то, конечно, Константин вошел бы в нее с прозвищем «отступника», тогда как его антагонист Юлиан — с прозвищем «великого» («ὁ μέγας»). И в отношении верности отечественным традициям и забот о благе государства это было бы безусловно неизмеримо более справедливо!
Константин у Зосима — прежде всего честолюбивый карьерист, захватчик, чудовищный убийца и предатель. Побочный сын Константина от женщины неблагородного происхождения (там же, II, 8), он насилием отстранил от власти законных наследников своего отца. Продажные преторианцы провозгласили его императором не по каким-либо принципиальным основаниям, а лишь «в расчете на щедрую награду» (там же, II, 9). Узурпация Константина послужила примером Максенцию, сыну бывшего западного августа Максимиана Геркулия, который во всяком случае мог считать себя более достойным императорского венца (там же). Римская империя оказалась на грани кровавых междоусобных войн. Тщетно взывал к совести молодых честолюбцев старик Диоклетиан, добровольно сложивший с себя верховную власть после двадцати лет доблестного управления. Зосим с восхищением говорит об этом властителе-гражданине, который, «будучи почитателем богов, может быть, предвидел надвигавшиеся смуты» (там же, II, 10). Но ничто не могло помешать эгоистическим проискам Константина. Он сумел уничтожить Максенция, использовав в качестве наемной боевой силы варваров-германцев — Γερμανῶν (там же, II, 15). После этого Константин, «действуя согласно своим привычкам» (там же, II, 18), вероломно напал на восточного августа Лициния, своего зятя и честного союзника, который не давал ни малейшего повода к разрыву (там же). Захваченный врасплох Лициний был побежден и сдался в плен при условии сохранения ему жизни. Но Константин, опять-таки «по своему обычаю», постыдно нарушил клятву и безжалостно умертвил пленного родственника (там же, II, 28), кстати, заодно с его малолетним сыном, своим племянником.
Так, по правдивому, строго фактическому рассказу Зосима, Константин сделался единственным, неограниченным властителем Римской державы. Он получил возможность, сообщает Зосим, уже больше не скрывать свойственный ему дурной образ мыслей и откровенно применять насилие (там же, II, 29). Однако Константин еще был вынужден «сохранять святыни отцов», разумеется, «не из уважения к ним, но лишь по необходимости» — ἐχρῆτο δε ἒτι καὶ τοῖς πατρίοις ἱεποῖς, οὺ τιμῇς ἑνεκα μᾶλλον ᾔ χρείας (там же).
Характерно, что, по свидетельству Зосима, сближение Константина с христианской церковью было обусловлено прежде всего готовностью последней освящать своим авторитетом самые вопиющие преступления не признававшего никаких нравственных запретов деспота. Как известно, Константин превзошел решительно всех римских императоров — в том числе, между прочим, и Нерона — количеством кровавых расправ со своими ближайшими родственниками. Помимо своего зятя Лициния, он убил также своего тестя Максимиана, свою жену Фаусту с.616 и своего старшего сына Криспа. После казни последнего, рассказывает Зосим, Константин потребовал от государственных языческих жрецов, чтобы они очистили его от пролитой им крови. Но служители древних отечественных алтарей в ужасе заявили, что для такого рода злодеяний не существует никаких искупительных средств. Однако одному прибывшему из Испании христианскому епископу удалось внушить императору веру во всеисцеляющую и всеочищающую силу новой религии, что якобы и обусловило последующий переход Константина в христианство (там же).
Вне всякого сомнения, приведенный рассказ Зосима страдает наивным упрощенчеством. Но разве этот рассказ не ближе к исторической истине, чем все попытки церковных авторов приписать какие-то возвышенные мотивы беспринципному союзу разнузданного тирана и фарисейского христианского клира? Ведь признанная Константином церковь хорошо знала, что ее покровитель систематически нарушал все религиозные заповеди, запрещавшие людям проливать кровь своих близких, а между тем эта самая церковь не постеснялась торжественно провозгласить коронованного убийцу и святотатца «великим», «святым» и даже «равноапостольным»!
При всем своем отрицательном отношении к христианству Зосим, однако, осуждал политическую деятельность Константина отнюдь не только за его отступничество от древней религии. Победа христианства связывалась в глазах Зосима с окончательным утверждением в Римской империи безответственного самодержавно-бюрократического режима и с новыми бедствиями широких кругов подвластного ему населения. Константин, заявляет Зосим, «навлек на себя ненависть римского сената и народа» — εἰς μῖσος τὴν γερουσίαν και τὸν δῆμον ἀνεστησεν (там же), что якобы и заставило его перенести свою резиденцию из Рима в основанную им для себя новую столицу Константинополь (там же, II, 30).
Лишенный какого-либо сознания гражданского долга, Константин не заботился о безопасности государства и позволял варварам безнаказанно грабить римские провинции (там же, II, 31). Его интересовали только пышные постройки и разорительные для народа придворные увеселения (там же, II, 32). Зосим ставит в вину Константину огромное увеличение числа чиновников, а также недопустимые поблажки высшему составу армии, бесцеремонно поглощавшему те средства, которые отпускались на содержание солдат (там же, II, 33). Не удивительно, что при Константине Римская империя оказалась не в силах вести победоносные внешние войны и была вынуждена обнажить свои границы, с таким старанием укреплявшиеся во времена Диоклетиана. Вместо того чтобы отражать внешних врагов, Константин употреблял свои войска главным образом для усмирения безоружных мирных жителей, отдав на разгром военщине не нуждавшиеся в военной охране города — καὶ ταῖς ἀνειμέναις τῶν πόλεων τήν ἀπό τῶν στρατιωτῶ ᾿επέθηκε λύμην (там же, II, 34).
Методы управления Константина, как известно, сделались образцом и для его христианских преемников; поэтому Зосим, подобно Либанию и Аммиану Марцеллину, мог с полным основанием заявить, что Константин «положил начало и зародыш (“αὐτὸς τὴν ἀρχὴν καἱ τὰ σπέρματα δέδωκε”) происходящей теперь гибели государства» (там же).
Мы обязаны Зосиму замечательно ярким описанием происходившего при Константине — а также и при позднейших римских с.617 императорах — взимания налогов. Особенно красочно рисует он периодически осуществлявшийся казной грабеж торгового населения городов, которому приходилось уплачивать специальный денежный взнос — «золото и серебро» («chrysargyrum»).
«Когда наступало время уплаты налога, производившейся каждые четыре года, — рассказывает Зосим, — повсюду можно было услышать жалобы и стоны. Тогда подвергали бичеванию и другим физическим мукам тех, которые по бедности не могли внести денег. Матери расставались со своими детьми, и отцы продавали честь собственных дочерей, чтобы хотя бы такой ценой раздобыть для сборщиков золото и серебро» (там же, II, 38).
По свидетельству Зосима, Константин с педантичной настойчивостью взыскивал и другие налоги, установленные им со всех видов торговли, даже с той, которую вели своим телом проститутки (там же).
Беспощадно обирая массы населения, Константин отнюдь не задумывался о производительном применении народных денег. Он с полной беспечностью расточал государственные доходы на свои развлечения или на подачки различным недостойным и бесполезным людям, называя свое мотовство щедростью (там же).
Такую же политику продолжали и следующие христианские императоры, вследствие чего Зосиму пришлось с горечью констатировать, что «богатства городов были вскоре исчерпаны, а их жители большей частью впали в крайнюю нищету» (там же).
Кратко обрисованные здесь религиозно-политические взгляды Зосима чрезвычайно показательны для тех элементов античного мира, которые были обречены на гибель процессом социальной дифференциации, происходившим в Римской империи. Зосим был одним из последних идеологов свободных средних слоев общества, растворявшихся между правящей верхушкой крупных собственников и непрерывно возраставшей массой рабов и бедноты.
Все симпатии этих слоев, естественно, были обращены к прошлому. Их политическим идеалом оставалась республика юридически равноправных свободных граждан, которая в их глазах освящалась старинной языческой религией. Свой идеал они, разумеется, практически осуществить не могли. Однако деятельность подобных Зосиму утопистов безусловно имела положительное значение, заключавшееся в мужественной и справедливой критике современных им форм эксплуататорского общественного строя.