с.104 От Гомера (Od. IV, 561—
Чем же были для современников Диодора эти легенды, и что нового появилось в представлениях об «островах блаженных» в период, когда охваченная гражданскими войнами Республика неуклонно приближалась к своему падению? Для ответа на эти вопросы, очевидно, необходимо обратиться к двум непосредственным свидетельствам той эпохи: сохраненному Плутархом сообщению об эпизоде из жизни Сертория и XVI эподу Горация. Мы вынуждены ограничиться здесь рассмотрением лишь важнейшего из аспектов — политического, оставив в стороне мифологические и географические проблемы.
В биографии Сертория у Плутарха встречается относящийся к 81 г. до н. э. короткий, но довольно примечательный эпизод, когда, теснимый отовсюду сулланскими войсками, знаменитый полководец едва не отплыл в Океан на поиски «островов блаженных», расположенных, по рассказам моряков, в 10 тыс. стадиев от Африки (Plut., Sert., 8—
Солдаты Сертория позднее называли своего полководца «умевшим спасаться и спасать других» (Plut., Sert., 15). Когда он с остатками верных войск был выбит и из Испании, и из Африки, положение его казалось отчаянным, совершенно безнадежным, и рассказ о достижимых «островах блаженных», несомненно, в какой-то момент вселил в него единственную надежду на спасение себя и своих приверженцев. В обстановке ожесточенных социальных битв утопические образы «островов блаженных» впервые здесь, по нашим сведениям, становятся притягательным и даже мыслимым как реально достижимое объектом стремлений римского политического деятеля.
Проходит четыре десятилетия; в битве при Филиппах терпит сокрушительное поражение республиканская армия, и вслед за этим разгорается вражда между победителями-цезарианцами, Антонием и Октавианом. Уже второе поколение, пишет в XVI эподе Гораций, истребляется (teritur) гражданской войной (Hor., Epod., XVI, 1). Чтобы избежать предстоящего запустения, гибели города и рабства, всем согражданам, или хотя бы лучшим из них (melior pars), не остается, пророчит поэт, ничего иного, как бежать из Рима, чтобы найти в Океане счастливые берега, богатые острова, которые Юпитер выделил для благочестивого рода (Iuppiter illa piae secrevit litora genti) при окончании золотого века и теперь дает там убежище для тех, кто еще добродетелен в этом «окованном железом» веке (Hor., Epod., XVI, 63 sqq.).
В историографии встречаются попытки самого различного истолкования этого одного из первых произведений Горация. Р. Кукуля полагал, что в действительности здесь имеет место сатира на граждан, готовых эмигрировать, как трусы и дезертиры8. Г. Фукс пытался доказать, что в XVI эподе под влиянием восточных идей выражается духовное противодействие Риму9. Такие ученые, как
В эпоху гражданских войн предчувствие какого-то важного исторического перелома необычайно ярко отражалось, в частности, через наводнившие тогда Рим восточные и этрусские пророчества о том, что наступил последний век (ultima aetas), который, по одним вариантам, должен был окончиться возвращением «золотого века», а по другим — повлечь за собой гибель Рима. Последний пессимистичный вывод обосновывался тем, что Рим запятнан грехом, за который и посланы на него кровопролитные гражданские войны14. Будущее было неизвестно, и отчаяние порой достигало такой степени, что большинство «приготовлялось ко всеобщей гибели» (Cass. Dio, 48, 3). Именно такое настроение отражает анонимный автор «Проклятий» (Dirae), который, лишившись своего маленького владения, в отчаянии не видит и не ищет никакого выхода15. Даже Вергилий, спасший отцовское поместье от посягательств «нечестивого воина» благодаря заступничеству Октавиана, с сочувствием передает изгнаннические настроения, распространявшиеся среди италийских жителей в связи с разделом земель между ветеранами (Bucol. I; IX). «Nos patriam fugimus»— эти слова Мелибея из I эклоги служат как бы живой иллюстрацией к известию Диона Кассия о массовой эмиграции из Италии в данный период (Cass. Dio, 48, 13). Все эти черты эпохи не могли не отразиться на формирование того самочувствия молодого Горация, которое
Получив прекрасное образование, двадцатидвухлетний Гораций, сын вольноотпущенника, занимал в республиканской армии Брута высокую должность военного трибуна, когда битва при Филиппах осенью 42 г. разом пресекла все его успехи и надежды на будущее. Бежав с поля боя и едва не погибнув при кораблекрушении, с.106 он после объявления амнистии прибывает в Рим, где узнает, что имущество его отца конфисковано. Позднее он скажет, что его, упавшего духом, с «подрезанными крыльями», побудила тогда писать стихи «дерзкая бедность» («paupertas audax» — Epist., II, 2, 50 sq.). Отчаянность положения, крушение всех надежд (такая ситуация невольно заставляет вспомнить эпизод с Серторием), и здесь мы снова встречаемся с тем же стремлением искать «острова блаженных», с той лишь разницей, что Гораций вряд ли мог помышлять о реальном выполнении призыва.
Вполне вероятно, что XVI эпод был написан вскоре после Филипп, во время Перузинской войны, в конце 41 или начале 40 г., когда Рим продолжал «разрушаться своими силами» (Epod., XVI, 2), и только заключение долгожданного мира в Брундизии осенью 40 г. породило отразившуюся в IV эклоге Вергилия всеобщую надежду на прекращение бедствий и наступление лучших времен17. Признание XVI эпода несколько более ранним по отношению к IV эклоге ни в коей мере, однако, не дает права говорить о том, что Вергилий «подражал» Горацию. При ближайшем рассмотрении сходство у этих поэтов оказывается чисто внешним и касается главным образом лишь деталей описания «золотого века», ставших давно уже почти шаблонными. Гораздо существеннее, глобальнее различия: по сути, это был, пожалуй, своеобразный обмен поэтическими репликами, дававшими совершенно отличные друг от друга ответы на главный, волновавший всех вопрос: где искать спасения. И если Гораций в своем пессимизме видел спасение для немногих, «лучших», лишь в поисках затерянного в Океане осколка «золотого века», то Вергилием провозглашалось скорое ниспослание тех же благ этого «золотого века» на весь мир («mundus») (Bucol., IV, 50 sqq.).
В условиях крушения всей системы ценностей римской гражданской общины, когда продолжались бесконечные гражданские войны, когда рушились освященные предками государственные, правовые, религиозные и семейные узы, разного рода оптимистические пророчества не вызывали доверия и не соответствовали настроению тех, кто совершенно отчаивался и утрачивал всякую надежду на спасение и возрождение Рима, на снятие с него наложенного богами проклятия. И все же изгнаннические настроения нередко могли причудливо переплетаться с утопией, только не временно́й, а географической. В таком случае желанное спасение представлялось возможным лишь для тех немногих, которые еще оставались достойными благ «золотого века», и спасение это мыслилось осуществимым далеко за пределами погрязшего в грехах и обреченного на гибель Рима. Видимо, именно поэтому легендарные «острова блаженных» едва не стали целью экспедиции Сертория, поэтому только в бегстве туда видел Гораций спасение лучших из граждан и, вероятно, этим же в какой-то мере объясняется повышенный интерес Диодора и его читателей к «островным» сюжетам.
Будущее оказалось за концепцией Вергилия. Идущий к власти Октавиан вовремя оценил популярность утопических чаяний о «золотом веке» и, как бы поставив их на голову, сделал идею о наступлении «золотого века» одним из центральных лозунгов всей своей пропаганды. И даже несмотря на это компрометирующее использование темы «золотого века» демагогической пропагандой принципата, в будущем мы снова встречаемся с ее популярностью: идеологи сенатской аристократии видят этот «золотой век» в ушедшем республиканском прошлом, а в низших слоях вызревают мечты о новом грядущем «золотом веке» — «тысячелетнем царстве» Мессии.
Что же касается «островов блаженных», то, судя, по источникам, они с установлением «Pax Augusta» надолго теряют столь сильную притягательность, которой они пользовались в последний век Республики. Весьма показательна здесь эволюция Горация, который, оставив «скорпионоязычный» архилоховский стиль и выполняя, хотя порой и с неохотой, идеологические заказы Августа, скажет, что он «счастлив одним сабинским поместьем» (Carm., II, 18, 15), — поместьем, подаренным ему Меценатом. Довольно метко, хотя и несколько односторонне, характеризует эту эволюцию М. Хадас, отмечая, что впоследствии поэт находит Рим и сабинское поместье «вполне удовлетворительным заменителем (“surrogate”) островов блаженных»18. Во всем своем сказочном великолепии эти острова вновь появятся в античной литературе спустя два столетия, в «Правдивой истории» Лукиана, — появятся для того только, чтобы стать объектом уничтожающей пародии.
Summary
The article deals with the popularity of the legends about the “Islands of the Blessed” and their connection with the political life in Rome in the Ist century
Статья поступила в редакцию 28 марта 1984 г.
ПРИМЕЧАНИЯ