с.15 Греческие и римские мифологические предания о «жизни при Кроносе» и о «Сатурновом царстве» оказали весьма заметное влияние на формирование европейской социальной утопии, на идеологию многих социальных движений. Сам факт этого влияния в современной литературе, как правило, не ставится под сомнение, однако его признание нередко сопровождается крайне упрощенной трактовкой данных преданий как некоей застывшей, не изменявшейся в течение веков «архетипической» схемы деградации человечества от «золотого века» к «железному». Учитывая это, видимо, было бы полезно на примере сопоставительного текстологического анализа двух важнейших источников по теме гесиодовских «Трудов и дней» (ст. 109—
Прежде всего, следует отметить, что термин «золотой век» в данном случае можно употреблять лишь весьма условно: у Гесиода в оригинале фигурирует «золотой род» (chruseon genos), у Овидия — «золотое поколение» (aurea aetas)3, и эта разница имеет под собой очень важные (хотя и почти не освещенные в современной литературе) различия в понимании мифа4. Дело в том, что само понятие «золотой век» (aurea saecula) впервые в античной литературе фиксируется только во второй половине I в. до н. э., в «Энеиде» (VI, 792 и сл.; VIII, 324 и сл.) Вергилия. До этого в античной традиции была распространена не «хронологическая», а «генеалогическая» интерпретация мифа о жизни при Кроносе (Сатурне) и последующей истории: эта история мыслилась не как смена эпох, но как смена совершенно различных, никак между собой не связанных родов, геносов людей (у Гесиода — золотого, серебряного, медного, героического и железного), каждый из которых поочередно создавался богами и затем исчезал с лица земли. Отмечаемый у Вергилия и почти всех его последователей переход от «золотого рода» к «золотому веку» с.17 явился важнейшим качественным сдвигом в интерпретации мифа, позволившим резко актуализировать утопическое содержание древних преданий, сделать возможной мечту о возвращении счастливой жизни при Кроносе (Сатурне) для живущих ныне несчастных людей «железного рода»5. Конечно, Овидий, будучи младше Вергилия на целую четверть века, не мог не знать о новых истолкованиях мифа, о поддержанном официальной пропагандой лозунге возвращения при Августе «золотого века», и этот факт, очевидно, следует учитывать при рассмотрении его терминологии и общей интерпретации мифа.
Социальная среда, нравственно-этические позиции двух поэтов, избранные ими жанры, бесспорно, имеют гораздо меньше сходства, чем различия. Первый из поэтов — представитель зажиточного беотийского крестьянства, живший в период формирования полисного строя; второй происходил из старинного всаднического рода, получил прекрасное образование и посвятил себя светской жизни во времена Августа, то есть в период, когда римская гражданская община практически уже прекратила свое существование, а Рим стал столицей огромной империи. И если Гесиод в своем дидактическом эпосе с наивной мудростью пытается мифологическими примерами убедить своего несправедливого брата Перса жить по справедливости, то у Овидия на месте «увещевательных» целей появляются цели «каталогизаторские», намерение систематически изложить все мифы, имеющие отношение к теме метаморфоз, или «превращений». Совершенно различным было и отношение к мифам, распространенное в эти периоды. Если у Гесиода попытки систематизации различных мифов, являвшихся предметом веры и занимавших значительное место в сознании с.18 его современников, носили как бы «предварительный» характер6, то для Овидия и его окружения данные мифы представлялись скорее чем-то вроде красивых сказок, которые можно было довольно произвольно перекраивать на свой лад, вкладывая новый смысл, еще более «украшая» их с помощью отточенных риторических приемов и удаляя при этом все «ненужное», «лишнее».
Даже при беглом взгляде на интересующие нас отрывки можно легко обнаружить серьезные структурные различия. Во-первых, гесиодовское описание значительно больше по объему: занимая 91 строку, оно почти на треть превышает соответствующий пассаж у Овидия (63 строки). Второе существенное отличие заключается в том, что у Овидия мы находим не пяти-, а четырехчленную схему, не имеющую эквивалента гесиодовскому роду героев (Труды и дни, 155—
Еще одно бросающееся в глаза различие заключается в следующем: Овидий ничего не говорит о том, куда исчезли все прошедшие поколения (очевидно, они просто вымирали), в то время как у Гесиода на этот счет имеются довольно подробные указания. «Золотой род» превратился в следящих за делами людей на земле добрых демонов (daimones agnoi, ст. 121—
с.20 Дальнейший анализ этих отрывков целесообразно будет разделить на соответствующие друг другу «звенья» обоих повествований. Начнем с «золотого» звена, призванного у обоих авторов олицетворять собою идеал первоначальной счастливой жизни человечества при Кроносе или Сатурне. Именно здесь, несомненно, содержится наибольшее количество утопических мотивов, оказавших важнейшее влияние на позднейшие социальные утопии «золотого века». Впрочем, прямые совпадения между двумя описаниями при ближайшем рассмотрении оказываются скорее исключениями, чем правилом: к ним можно отнести лишь указания на то, что земля самопроизвольно (automate), без обработки приносила свои плоды (Труды и дни, 118—
Совсем иная картина обнаруживается у Овидия, который, кстати, дает вдвое более пространное описание этой счастливой жизни при меньшем объеме изложения всего мифа. Одной из наиболее показательных черт является то, что Овидий, в отличие от Гесиода, делает акцент не на «позитивных», а на «негативных» мотивах, отмечая все те пороки современности, которых не было при Сатурне. В
Основная «негативная» часть описания дополняется, однако, некоторыми «позитивными» мотивами, которые также не имеют аналогов у Гесиода. «Золотое поколение» почитало fides и rectum (сугубо римские понятия, обозначавшие верность, добросовестность и правильность, справедливость) добровольно, sponte sua (ст. 90). Питанием ему служили плоды, в изобилии производимые столь же добровольно землей, причем Овидий указывает и причину этого сверхплодородия: на земле была вечная весна (ver erat aeternum — ст. 107), когда текли молочные реки и реки нектара, а из цветущего дуба сочились золотистые капли меда (ст. 112—
Описания следующего, серебряного «звена» у Гесиода и Овидия не имеют почти ничего общего, за исключением лишь указания на то, что оно было «хуже» предыдущего и появилось уже не при Кроносе (Сатурне), а при Зевсе (Юпитере). У Гесиода «серебряный род» отличался инфантилизмом и глупостью, дерзким непочитанием богов, за что он по воле Зевса и оказался скрыт под землею (правда, получив почему-то привилегию тоже считаться «блаженным»). Совсем иначе характеризует «серебряное поколение» Овидий. Вечная весна по воле Юпитера сменяется на четыре времени года, климат портится, и из-за этого людям приходится строить дома, распахивать на волах землю. Таким образом, с.24 если у Гесиода «ухудшение» происходит в самой природе (точнее — «породе») заново созданных людей, то у Овидия ухудшаются лишь внешние условия существования, толкнувшие на гибельный путь «изобретательства». В этом случае Овидий (опиравшийся на Лукреция, Цицерона и др.) оказывается гораздо «наукообразнее», чем Гесиод, у которого не выявлена естественная детерминированность происходящих изменений.
Третье, «медное» или «бронзовое» звено в полиметаллической цепочке мифа также свидетельствует о разных подходах двух поэтов. У Гесиода его описание занимает 12 строк, у Овидия — неполных 3, причем создается впечатление, что это «медное поколение» вообще казалось римскому поэту лишним, и он упомянул его лишь из уважения к традиции, повествовавшей именно о
Забегая вперед, отметим, что как раз так поступает и Овидий: именно при «железном поколении» у него вместе с «вредным» железом появляется золото, оказавшееся «вреднее железа» (ferroque nocentius aurum — ст. 141). Таким образом, у нас нет причин говорить о сколько-нибудь последовательно развитой «археологической» теории у Гесиода: в лучшем случае это могла быть смутная ассоциация или догадка, промелькнувшая и не получившая нигде своего логического развития15. Кстати, не вписывается в эту теорию и гесиодовское описание рода «героев», не имеющего никакого «металлического» эквивалента. Стремление создать внешне непротиворечивую, строго логичную схему, видимо, вообще не играло первостепенной роли у Гесиода. Такое стремление отчетливо проявляется лишь у более поздних авторов, которые все (за исключением одного только Бабрия) вообще отказались от включения в «полиметаллическую» цепочку звена героев. Явные логические противоречия, непоследовательности и недоговоренности у Гесиода свидетельствуют, на наш взгляд, не о небрежности или недостаточном интеллекте, но о том, что эти «непричесанные» мифы были взяты им в еще «живом», натуральном виде, пока не уничтоженном тотальной рационалистической, каталогизаторской критикой. Образно говоря, различие между гесиодовским и овидиевским мифами можно сравнить с разницей между диким животным, обитающим в клетке зоопарка, и чучелом этого животного, выставленным в витрине с.26 зоологического музея: наряду с общим демонстрационным предназначением каждый из экспонатов выполняет свойственные ему функции, и поэтому к ним следует применять соответствующие критерии оценки.
Последнее, железное «звено» в обоих случаях призвано было демонстрировать крайнюю степень упадка современного мира, однако здесь мы также обнаруживаем немалое количество не только сходств, но и различий. Прежде всего, необходимо заметить, что поэты употребляют в своих описаниях разные времена: если Гесиод начинает с настоящего времени и затем, нагнетая перечисление бедствий, переходит к будущему, то у Овидия вначале употребляются перфект и имперфект, а затем делается переход к настоящему времени. Этим Овидий достигает очень важного эффекта: те страшные беды, которые Гесиод лишь предсказал в своем эсхатологическом пророчестве, теперь перечисляются Овидием как уже наступившие и происходящие на глазах у его современников. Среди этих бед — насилия, войны, грабежи, коварство, обманы, попрание благочестия, разрушение связей между отцами, детьми, братьями, нарушение законов гостеприимства. Если Гесиод заканчивает пророчеством о том, что от смертных на Олимп удалятся Стыд и Воздаяние (ст. 200), то у Овидия такой уход с земли последних божеств является уже свершившимся фактом, причем вместо двух гесиодовских богинь Овидий, следуя Арату, называет только одну — Деву Астрею (т. е. Дику, Справедливость — ст. 149—
Некоторые элементы гесиодовского описания не получили вообще никакого отклика у Овидия. Прежде всего это — фраза о том, что поэт хотел бы не жить с «железным родом»: лучше было бы ему либо раньше умереть, либо «позже родиться» (epeita genesthai — ст. 175). Многие ученые видят в этих двух словах намек на то, с.27 что Гесиод придерживался цикличной схемы, согласно которой за железным «звеном» снова должно было последовать «золотое», «серебряное» и т. д.16 На наш взгляд, эта фраза носит чисто риторический характер17, так как никаких других намеков на цикличность в тексте нет, не находили их и такие античные авторы, как, например, Элий Аристид, упрекавший Гесиода в том, что он поместил «золотой род» в прошлом, ничего не сказав о возвращении Справедливости и Стыда в будущем (Панегирик Риму, 106). Следует не забывать, наконец, что Гесиод писал не о «веках», а именно об отдельных «родах» людей, и уже поэтому он, относившийся к «железному роду», никак не мог бы жить вместе с «золотым родом» или «родом героев», не перестав быть при этом самим собой, ибо люди каждого рода у него наделяются совершенно разными, присущими только им, антропологическими и моральными качествами18. Не удивительно, что эта двусмысленная риторическая фраза Гесиода не получила поддержки у Овидия. Отсутствие последовательности римский поэт, видимо, усмотрел и в замечании Гесиода о том, что ко всем бедствиям «железного рода» будут примешаны и какие-то блага (Труды и дни, 179): для Овидия в жизни последнего поколения уже не остается никаких «плюсов»: она целиком заполнена только «минусами». Не повторяет Овидий и гесиодовской фразы о том, что гибель «железных» людей наступит тогда, когда их дети станут рождаться седыми (ст. 180—
Довольно интересны те дополнения, которые были внесены самим Овидием в описание «железной» современности. Продолжая с.28 линию так называемого «технологического примитивизма»19, поэт с осуждением говорит о появлении мореплавания, частной собственности на землю, добычи металлов, а также войн и губительных раздоров. Технический прогресс осуждается уже потому, что его источником и одновременно следствием стала преступная страсть к стяжательству (amor sceleratus habendi — ст. 131), побудившая людей разделить на участки землю, прежде являвшуюся общей для всех, словно свет солнца и воздух (Communemque prius ceu lumina solis et auras… humum… — ст. 135—
с.29 Наконец, читая о зяте, небезопасном для тестя (ст. 145), римский читатель не мог не вспомнить о Цезаре и Помпее, столкновение которых повлекло за собой гибель «тестя», т. е. Помпея (ср.: Катулл, 29, 24; Вергилий, Энеида, VI, 830 и сл.; Лукан, Фарсалия, I, 118; Марциал, 9, 70, 3)20.
Завершая сопоставление двух текстов, следует, конечно, сказать и о том, как они соотносятся со всем творчеством поэтов. К сожалению, ограниченность объема статьи не позволяет нам подробно остановиться на этом вопросе. Отметим лишь, что ни Гесиод, ни — особенно — Овидий отнюдь не считали себя «связанными» какой-то одной интерпретацией мифа, излагая в других случаях совершенно противоположные версии. У Гесиода, например, пожиравший своих детей и свергнутый Зевсом в Тартар «ужасный» Кронос (Теогония, 154 и сл.) очень мало похож на Кроноса, царствовавшего при «золотом роде», а затем — на «островах блаженных» (Труды и дни, III, 169). Точно так же у Овидия Сатурн выступает то в роли справедливого италийского царя, соправителя Януса (Метаморфозы, XIV, 320; Фасты, I, 191—
Видимо, в «Метаморфозах» Овидий сознательно не стал резко порывать с традиционной версией мифа, хотя до него это уже блестяще сделал Вергилий, провозгласивший немедленно поддержанный официальной пропагандой лозунг о возвращении при Августе «золотого века»21. Прямо полемизируя с официозной трактовкой мифа, Овидий однажды издевательски заметил: да, действительно, сейчас золотой век (aurea sunt vere nunc saecula), но золотой он потому, что золоту оказывается величайший почет, золотом приобретается даже любовь (Искусство любви, II, 277 и сл.). В период написания «Метаморфоз» традиционная, критически-пессимистическая версия мифа все-таки оказалась поэту ближе по духу, тем официозный оптимизм, и даже его идеализация «золотого поколения», как мы видели, вобрала в себя изрядную дозу критики современности. Что же касается «самоценных» благ первобытного состояния, то можно легко усомниться в том, что Овидий добровольно захотел бы сменить на с.31 них привычные ему условия культурной, комфортной, цивилизованной жизни (по злой иронии судьбы ему вскоре довелось познакомиться ближе с реальными «благами» такого состояния во время пожизненной ссылки в «дикие» края гетов).
Итак, сознательно следуя в основном за Гесиодом и принципиально не принимая используемое официальной пропагандой новое понятие «золотой век», Овидий тем не менее кардинально переосмыслил содержание мифа, отвергнув гесиодовскую версию пяти отдельных «родов» людей и создав ясную, логически детерминированную картину последовательной деградации тесно связанных между собой четырех человеческих «поколений». Видимо, нет необходимости снова перечислять здесь все то новое, что было внесено им в интерпретацию мифа: проведенное выше сопоставление позволяет с полным правом отвергнуть мнение об отсутствии у него попыток переистолкования мифа. Более того, этот, пусть даже не самый яркий, пример достаточно красноречиво свидетельствует, что при кажущемся полном подражании предшественникам античные авторы, воспевавшие счастливую жизнь при Кроносе (Сатурне), вольно или невольно включали в свои описания именно те утопические ожидания, которым сочувствовали их современники, осуждали именно те социальные недуги, которые тяготили их в повседневной жизни. По мере постепенной утраты мифом сакральных функций на их место все чаще приходили функции мировоззренческие. Прежняя «оболочка» мифа наполнялась новым актуальным социально-утопическим содержанием, и поэтому при внимательном изучении многих дошедших до нас описаний «золотого рода», «золотого поколения» и «золотого века» исследователи получают редкую возможность обнаружить не бесплодные перепевы древнего сюжета, но богатый и слабо еще изученный «живой» материал, источник, ярко отражающий важнейшие черты идейной атмосферы с.32 современной ему эпохи. Тщательное выявление нового социально-утопического содержания под старой мифологической «оболочкой» представляется в силу этого актуальной источниковедческой задачей.
ПРИМЕЧАНИЯ