Этруски и Карфаген
М.: Издательство восточной литературы, 1962 г. С. 520—526.
с.520 Связи Этрурии с Карфагеном подтверждаются как свидетельствами авторов, так и данными археологии. Однако источников, которыми мы сейчас располагаем, недостаточно, чтобы реконструировать, хотя бы в общих чертах, историю этрусско-карфагенских отношений.
Наиболее раннее время этих отношений соответствует раннеэтрусскому периоду (конец VIII и VII в. до н. э.) и началу расцвета этрусских городов, а в истории Карфагена — периоду до его возвышения среди финикийских колоний на Западе, т. е. до второй половины VI в. до н. э. До этого времени невозможно выделить Карфаген из числа финикийских центров, ведших торговлю с Италией1. Например, вряд ли может быть решен вопрос, является ли карфагенянином Eshmunyaad ben Ashta, который сделал надпись на серебряной чаше египтизирующего стиля из tomba Bernardini в Пренесте2.
Возникают и более серьезные затруднения. Не может считаться вполне выясненным вопрос, кто и откуда импортировал в Среднюю Италию восточные товары. Можем признать правдоподобным, что большую часть этих товаров доставляли финикийские мореходы3, однако нельзя отрицать участия в этой торговле греков и самих этрусков, которым приписывают плавание в страны Восточного Средиземноморья4.
Затруднение в ряде случаев вызывает вопрос о месте изготовления импортируемых в Этрурию изделий. Так, например, два найденных в Цере сосудца, из которых один имеет форму обезьяны, а другой женщины, по предположению Биссинга5, могут быть родосскими изделиями, но возможно, что они изготовлены и в Карфагене, где было найдено несколько подобных сосудов. Однако не исключается, что карфагеняне лишь реэкспортировали эти изделия. Помимо Цере один подобный сосуд был найден на о. Сардиния.
Экспорт в Карфаген этрусской посуды был, видимо, значительным. Этрусские «буккеро» VII—
Особо важное значение придают исследователи находке в Карфагене таблички из слоновой кости с этрусской надписью: mi ruinel karθazie… (дальнейшее неразборчиво): mi — частица, означающая принадлежность, ruinel — гентилиций, сближаемый с runie из Тарквиний (CIE 5552), karθazie — карфагенянии (форма с «z» вместо «d»); в латинском к ней близка Carthada, форма, встречающаяся в речи Катона, которую цитирует Solin (27, 10).
Пред нами несомненно этруск, резидирующий в Карфагене и потому называющий себя карфагенянином9. Быть может, рискованно считать, что этот памятник доказывает существование в Карфагене в VII—
Ко второй половине VI в. до н. э. относится начало ожесточенной борьбы за гегемонию между Карфагеном, объединившим финикийские колонии Запада, и усилившимися греческими колониями. Особенно опасной для финикийско-карфагенского преобладания была экспансия фокейцев. Захват о. Корсики, основание Массилии, проникновение фокейцев на побережье Испании были теми внешнеполитическими причинами, которые обусловили возникновение карфагенской державы11.
Карфаген ведет борьбу с фокейцами на побережье Испании, направляет экспедиции на острова Сицилию и Сардинию. Для нашей темы особый интерес представляет экспедиция карфагенянина Малха на о. Сардинию, очевидно, для защиты расположенных там финикийских колоний и захвата плодородных земель на юге острова12. Это усиление действий Карфагена в зоне, расположенной напротив с.522 побережья Этрурии, не может быть точно датировано. Предлагают13 отнести экспедицию Малха к десятилетию после 545 г. до н. э. К этому же времени, предшествующему битве при Алалии (около 535 г.), относится установление более тесных связей между Карфагеном и этрусками. Укрепившиеся на о. Корсика фокейцы представляли, конечно, для городов Этрурии не меньшую опасность, чем для карфагенских владений на о. Сардиния. Как полагает Леншау, еще до победы при Алалии Карфаген заключил с этрусками военный союз. Наличие последнего, несомненно, вытекает из свидетельства Геродота14. Однако у Геродота ничего не сказано о том, с кем из этрусков, с какими городами или с двенадцатиградием полностью вступили в союз карфагеняне. Из дальнейшего повествования Геродота видно, что участие в этом деле принимал город Цере, крупнейший торговый центр Этрурии. Заинтересованность Цере в изгнании фокейцев понятна, хотя первоначальные отношения между фокейцами и этрусками были даже дружественными. В доказательство сошлемся на предание о дружбе с фокейцами римского царя Тарквиния Приска, на торговые связи фокейцев с побережьем Этрурии15. Предполагают16, что этруски узнали о сказании про троянца Энея от фокейцев.
Изгнав с о. Корсики общего врага союзники согласились разграничить сферы влияния: этруски получили Корсику, карфагеняне закрепились на соседней Сардинии. Это вытекает из сообщения Диодора17 о колонизации этрусками острова и подтверждается отсутствием там в отличие от Сардинии памятников пунийской культуры18. Что в этом урегулировании этруски не играли роли младшего партнера, несомненно. Диодор говорит о тогдашней талассократии этрусков. Военно-морские силы этрусков при Алалии были равны силам карфагенян (согласно Геродоту, союзники выставили по шестидесяти кораблей)19. Дальнейшее покажет, что это соглашение не предотвратило прений между союзниками. Как это видно из Диодора, этруски продолжали свою экспансию на море. Переходим к оценке известия Аристотеля20 о договорах между этрусками и карфагенянами, в котором дата заключения этих соглашений не указана.
Аристотель говорит об этих договорах как о договорах, существовавших в его время, откуда, однако, было бы ошибкой считать, что эти отношения возникли лишь к середине IV в. до н. э., так как к этому времени этрусская талассократия уже отошла в область предания, а, кроме того, вообще вся Средняя Италия с конца VI и до с.523 первой половины IV в. до н. э. включительно находилась в состоянии изоляции. На этом упадке торговых и культурных связей Средней Италии с внешним миром мы остановимся ниже. Возникновение договорных отношений этрусков и карфагенян может быть отнесено лишь ко второй половине VI в. до н. э., мнение, которое общепринято у исследователей и вытекает из анализа конкретных данных, которые содержит известие Аристотеля.
Сообщение Аристотеля не дает достаточно полного представления об этих договорных отношениях. Аристотель не сообщает, с кем собственно заключены соглашения карфагенянами. Являются ли упоминаемые им магистраты этрусков главами двенадцатиградия или договоры были заключены представителями отдельных городов, а если так, то каких?
На эти вопросы нет ответа (у Геродота упомянут лишь город Цере). Однако некоторые конкретные сведения Аристотель все же дает.
Текст «Политии» позволяет признать, что Аристотелю было известно о существовании между этрусками и карфагенянами трех видов договоров. Торговый договор — «соглашения касательно ввоза и вывоза товаров»21, затем «договоры для предотвращения взаимных недоразумений» (категория соглашений, которую сближают с первым римско-карфагенским договором, см. ниже) и, наконец, «письменные постановления касательно оборонительного и наступательного союза».
Что касается «договоров для предотвращения взаимных недоразумений», то под последними можно подразумевать соглашения о пределах мореходства договаривающихся сторон. Это акты, отражающие характерную для второй половины VI в. до н. э. ситуацию, созданную торговым соперничеством. Скудная традиция сохранила лишь одно известие о соперничестве этрусков и карфагенян. Хотя этот рассказ22 не датирован и напоминает новеллу, но в нем должно быть историческое ядро. Карфагеняне открыли необычайно плодородный остров на океане, этруски попытались обосноваться на нем, но карфагеняне им воспрепятствовали. Этруски, несомненно, поддерживали сношения с побережьем Испании23 в период своей талассократии, и это делает правдоподобным рассказ о попытке этрусских мореходов обосноваться даже в водах Атлантики. Однако точно датировать это столкновение этрусков и карфагенян и указать, при каких обстоятельствах оно произошло, сейчас невозможно. Мы знаем, что в VI в. до н. э. (еще до усиления Массалии) этруски вели торговлю вдоль всего побережья Лигурии24. Находки этрусских изделий были и на побережье Испании25. Существует предположение26, что проникновение этрусков в этот с.524 район связано будто бы с изгнанием оттуда фокейцев вслед за победой при Алалии. Это изгнание произвели карфагеняне, которые стали стремиться к установлению у берегов Испании своей гегемонии. Однако история карфагенянского владычества в Испании все еще известна недостаточно. Возможно, что изгнание фокейцев относится уже к началу V в. до н. э.27 Тогда же, быть может, усилившиеся карфагеняне стали стеснять своего союзника-этрусков. Дальние экспедиции этрусков, конечно, могли иметь место и в V в., но лишь до 474 г., даты разгрома при Кумах, с которой связывают28 конец их талассократии.
Торговое соперничество этрусков и карфагенян усматривают29 и в создании трансконтинентального пути для доставки корнваллийского олова. Морской путь через Гибралтар с начала V в. до н. э. был в руках карфагенян. Олово доставлялось в Паданскую область и экспортировалось из гаваней Атрии и Спины.
Наконец, источником, характеризующим этрусско-карфагенские отношения и политику Карфагена, направленную на обеспечение карфагенянам привилегированного или даже монопольного положения в тех или других районах Запада, служит первый договор Карфагена с Римом30. Этот договор может быть использован для восстановления содержания договоров с этрусками, поскольку, как полагают31, он принадлежит к серии соглашений, заключенных как с этрусскими, так и с греческими городами около 500 г. для обеспечения того, чего удалось достигнуть Карфагену войнами второй половины VI в. до н. э. Однако исследователи придерживаются противоречивых мнений о том, чего к концу VI в. достиг Карфаген. Если Мельтцер, а затем Шультен32 и другие допускали, что в конце VI в. карфагеняне у берегов Испании и в проливе были уже монополистами, то Бомон отвергает33, что в то время карфагеняне уже достигли там такого могущества. Лишь в V в. монополистическая политика могла быть распространена на Испанию.
Что известно об этрусско-карфагенских отношениях в V и IV вв. до н. э.?
Еще до битвы при Гимере, радикально изменившей внешнюю политику Карфагена, проявляется упадок сношений между Италией и Африкой. Импорт туда этрусской и греческой керамики если и не прекращается вовсе, то сильно падает. Это в некоторой степени может объясняться ограничительной политикой Карфагена34, о которой говорилось выше. Однако упадок сношений наблюдается также и между Средней и Северной Италией и Грецией35. Очевидно, все эти с.525 явления обусловлены какими-то причинами, общими для всего Западного Средиземноморья. Мы не нашли у современных исследователей объяснения этому распаду экономических и культурных связей. Лишь во второй половине IV в. до н. э. карфагенский рынок вновь открывается для изделий Европы. Проявляется эллинистическое влияние и, в частности, влияние позднеэтрусского, эллинистического, мастерства. Видимо, позднеэтрусские саркофаги с возлежащими на крышках изваяниями усопших оказали влияние на аналогичные памятники пунического искусства36.
Какова же судьба военного союза Карфагена с этрусками, возникшего в VI в. до н. э.? Аристотель говорит об этом союзе как о продолжавшем существовать в его дни, однако в сохранившемся предании нет данных, достаточных для ясного ответа.
Геродот сообщает37 о фокейце Дионисии, бывшем предводителе ионян, который отправляется на Запад и в качестве пирата воюет там с тирренами и карфагенянами. Однако из подобного сообщения нельзя ничего извлечь для уточнения отношений этрусков и карфагенян. Какова была позиция этрусских городов, когда Карфаген вновь перешел в наступление против сицилийских греков и был разгромлен при Гимере? Можно лишь отметить, что среди наемников карфагенян, сражавшихся при Гимере, упоминаются лигуры и корсы38, т. е. представители племен, находившихся тогда в сфере этрусского влияния.
Некоторые исследователи полагают, что карфагеняне пытались помочь этрускам, когда в борьбу последних с Кумами вмешались Сиракузы39. Пиндар действительно говорит40 о финикийцах и тирренах как принадлежащих к одному лагерю, но это еще не позволяет утверждать41, что корабли карфагенян сражались при Кумах, так как другие источники сообщают лишь о победе над одними тирренами42. Кроме того, это вмешательство в италийские дела маловероятно, поскольку усилия Карфагена в этот период были направлены на создание обширных владений в Африке.
На проникновение афинян в Сицилию в 415—
Из событий периода владычества в Сиракузах Дионисия Старшего можем отметить, что нам неизвестно, чтобы Карфаген пытался оказать этрускам помощь, когда в 384 г. до н. э. Дионисий подверг опустошению побережье Этрурии, хотя карфагеняне не оставались с.526 безучастными к проникновению Дионисия в Южную Италию, послав туда в следующем, 383 г. войско на помощь греческим городам46.
В конце IV в. союз Карфагена с этрусками фактически сводился к вербовке карфагенянами наемников в Этрурии, причем упоминаются этрусские наемники и на службе у Агафокла. Участие же восемнадцати этрусских кораблей в африканском походе Агафокла заставляет уже подозревать действия какого-то этрусского города47.
Одним из заключительных эпизодов столь фрагментарно известной нам истории этрусско-карфагенских отношений было занятие карфагенянами о. Корсики, что произошло после 306 г. до н. э., даты четвертого договора Рима с Карфагеном, и до начала первой пунической войны48. Южная Этрурия была уже под римской властью, остальные города были накануне утраты независимости. Карфаген воспользовался деградацией своих давних союзников.
ПРИМЕЧАНИЯ