ПЕНФЕЙ, Пентей (Πενθεύς), в греческой мифологии фиванский царь, сын Эхиона (Paus. IX 2, 4), одного из спартов (воинов, рождённлёй из зубов дракона), и Агавы, дочери Кадма, власть которого в Фивах унаследовал Пенфей (вариант: после Кадма в Фивах царствовал Полидор — сын Кадма, но Пенфей обладал большой властью, Paus. IX 5, 4). Дионис, который установил свой культ и мистерии в Малой Азии, затем прибыл в Фивы, чтобы и здесь утвердить свои таинства. Жители Фив, откуда происходила мать Диониса Семела, отказались признать Диониса, а сестры его матери утверждали, что Дионис не божественного происхождения и что Семела лгала, что стала женой Зевса. За это Дионис поразил фиванских женщин безумием, заставил их покинуть свои дома и предаться вакхическим оргиям на склонах горы Киферон. Пенфей, пренебрегая предостережением прорицателя Тиресия, стал препятствовать отправлению культа Диониса, запрещая женщинам чествовать бога. Но Дионис наслал на Пенфея безумие. Пенфей в одежде вакханки последовал за женщинами на гору Киферон, чтобы, спрятавшись, увидеть своими глазами оргии вакханок. Вакханки обнаружили Пенфея и, приняв его за дикого зверя, растерзали. Первыми набросились на Пенфея его мать Агава и её сестры Ино и Автоноя (Ovid. Met. III 511—733). Миф разработан Еврипидом в трагедии «Вакханки» и Эсхилом в утраченной трагедии «Пенфей». В мифе о Пенфее — искупление нечестия Эхиона через страдание сына (ср. имя Пенфей и греч. πενθέω, «страдаю»), а также вины Кадма, убившего дракона, посвящённого Аресу. История Пенфея связана с мифами об установлении культа экстатического божества, пришедшего извне (из Малой Азии, Фракии) и враждебно встреченного в Греции.

Лит.: Сurtius L., Pentheus, B.—Lpz., 1929.

А.А. Тахо-Годи


© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 300.

ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА