римский император с 24 янв. 41 г. по 13 окт. 54 г.
Антония Младшая, дочь Марка Антония, жена Друза Ст., мать Германика и Клавдия
Выпуск Клавдия в честь Антонии Младшей
Аурей, золото Дата чеканки: 41—45 гг.* Монетный двор: Рим
вес:
7.76 г
диаметр:
26 мм
АВЕРС:
ANTONIA AVGVSTA — бюст Антонии, в драпировке, вправо; на голове надет венок из зерновых колосьев, от которого сзади свисает длинная завязка; волосы сзади заплетены в длинную косу.
РЕВЕРС:
SACERDOS DIVI AVGVSTI — два горящих факела, вертикально, связанные сразу под огнем лентой, которая провисает в середине, в то время как ее концы свисают с обеих сторон.
RIC I Claudius 67 (R2) BMCRE I Claudius 112—113 CBN II 15—16 (Claudius) (№ 15 — эти штемпели) Cohen I 4 (Antonia) p. 222—223 (150 Fr.) Sear RCTV (2000) I 1899 (Antonia) (VF $4800, EF $11200) Vagi 500 Calicó 319 von Kaenel, Type 15 Giard (Lyon) 28.3 Biaggi 185 Jameson II, 37 Mazzini 4
Сохранность: VF * Дата чеканки: ок. 41—45 гг., Рим (RIC, BMC); 41—42 гг., Лугдунум (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMC. Numismatik Lanz München — Auction 94 Lot 173 (22 Nov 1999). Estimation: 13000 DM ($6861). Price realized: 13000 DM ($6861 — 22 Nov 1999). Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 24 Lot 25 (5 Dec 2002). Estimate: CHF 7000 ($4757). Price realized: CHF 12000 ($8154 — 5 Dec 2002).
RIC (Sutherland), т. I, с. 124, прим. к №№ 65—68 (1984 г.):
Антония, мать Клавдия, умершая при Гае, здесь почтена венком Цереры; реверсы этих монет подчеркивают ее в качестве образа для Клавдиевой Констанции (Верности), а также в качестве жрицы Божественного Августа, от которого происходила имперская auctoritas.
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2002 г.):
31 января 36 г. до Р. Х. в Афинах появилась на свет младшая дочь триумвира Марка Антония и Октавии Младшей, старшей сестры Августа; в 16 г. до Р. Х. Антония Младшая вышла замуж за Нерона Клавдия Друза, пасынка Августа и брата Тиберия. От него она имела несколько детей, из которых младенческий возраст пережили только трое: Германик, Ливилла и будущий император Клавдий. После смерти супруга в 9 г. до Р. Х. она осталась незамужней и после смерти Ливии воспитывала в своем доме детей Германика — в том числе будущего императора Калигулу. Она обладала влиянием при дворе Тиберия, которому сообщила в 31 г. н. э. о тайном заговоре префекта претория Сеяна. После провозглашения императором ее внука Калигулы она получила титул Августы и была назначена жрицей Божественного Августа (sacerdos divi Augusti), однако, согласно преданию, впоследствии была доведена до самоубийства в мае 37 г.
На всех монетах, которые Клавдий чеканил в честь своей почившей матери Антонии, он называет её Августой, подобный статус до неё имела только Ливия. Светоний сообщает, что Калигула заставил сенат дать Антонии все почести, которыми обладала Ливия (Гай, 15). Однако тот же историк в другом месте говорит нам, что она отказалась от всего, что предлагал ей Калигула, и титул Августы дал ей только Клавдий, посмертно (Клавдий, 11). (Интересно отметить тот факт, что, согласно одной найденной в Коринфе надписи, Августой она была провозглашена ещё Калигулой). На портретах с аверсов двух выпусков своих золотых и серебряных монет Антония предстает перед нами в образе Цереры (Деметры), поскольку на голове у неё венок из хлебных колосьев. На реверсе этого аурея стоит надпись SACERDOS DIVI AVGVSTI и изображены два горящих факела, повязанных лентой или цветочной гирляндой. Надпись напрямую связана с Клавдием, который и отчеканил эту монету, ведь тот являлся жрецом культа Божественного Августа. Значение двух факелов не вполне ясно. Возможно, они символизируют Ливию и Антонию — обе они к тому времени умерли и были единственными женщинами, носившими титул Августы. С другой стороны, факелы могут быть как-то связаны с обрядами культа Августа, жрицей которого Антония стала при Калигуле, а Клавдий был жрецом ещё со времен Тиберия. Также возможно, что это связано на самом деле с культом Цереры—Деметры, к которому имеет отношение аверс. Деметру обычно изображали с факелом в руках, который она брала с собой, спускаясь в подземное царство. В честь Цереры—Деметры в Риме устраивались ежегодные празднования (т. н. Цереалии) и игры (Ludi Cereales). Этот древний культ имел важное значение и был неразрывно связан с Элевсинскими мистериями. Клавдий проявлял особенный интерес к оккультным ритуалам, и, согласно Светонию, даже пытался перенести Элевсинские мистерии из Аттики в Рим.
Любимая племянница Августа Антония, дочь Октавии и Марка Антония, в 18 или 16 г. до н. э. вышла замуж за пасынка императора Нерона Клавдия Друза, и они казались всем идеальной парой. Супруги полностью посвятили себя друг другу, довольно скоро у них появились дети: Германик, подаривший им впоследствии шестерых внуков, среди которых был и будущий император Калигула, Агриппина II, мать императора Нерона, Ливилла, позднее приговоренная к казни за участие в заговоре, и будущий император Клавдий. Ранняя смерть мужа в 9 г. до н. э. стала для Антонии тяжким ударом и после этого узами брака она больше себя не связывала. Даже после того, как её сын Германик был, по всей видимости, убит, дочь и двое внуков казнены, а невестка заморена голодом, в императорской семье она продолжала иметь огромное влияние. Внука Калигулу и болезненного сына Клавдия Антонии удалось защитить от паранойи Тиберия, и когда Калигула в 37 г. взошёл на престол, он сразу же пожаловал ей титул августы и статус главы культа божественного Августа. Возможно, пытаясь заполучить власть над внуком, она зашла слишком далеко и в результате её в начале его правления то ли заставили покончить собой, то ли отравили по приказанию императора. Венок из колосьев, который надет на Антонии на аверсе этой монеты, говорит о её роли в культе Цереры, а два факела на реверсе имеют двойственное значение — здесь мы видим связь с ночными обрядами в честь Цереры, ради чего и нужны зажженные факелы, а также обрядами культа Августа.