Тит Анний Руф, возможно, монетарий 144 г., претор 131 г., консул 128 г. до н. э.
Аврелий Руф, возможно, монетарий 144 г. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 144 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 3.95 г
диаметр: 22 мм
АВЕРС:Голо­ва Ромы впра­во, широ­ко рас­про­стра­нен­ная, в кры­ла­том шле­ме, укра­шен­ном голо­вой гри­фо­на; забра­ло из трех частей под­ня­то козырь­ком; серь­ги-шари­ки в фор­ме вино­град­ной грозди и оже­ре­лье; воло­сы уло­же­ны в три сим­мет­рич­ных локо­на; еще один локон на левом пле­че; сза­ди X; кай­ма в виде лен­ты.
РЕВЕРС: ROMA (на таб­лич­ке). Юпи­тер, обна­жен­ный до бедер, плащ парит за левой рукой, на квад­ри­ге впра­во, кони в гало­пе; он мечет пучок мол­ний пра­вой рукой и дер­жит в левой длин­ный ски­петр и вож­жи; под коня­ми AV. RVF. Кай­ма в виде линии.
Ссылки: Grueber BMCRR II Italy 446—448 Series I (Pl. XCII. 1)
Crawford RRC 221/1 (Pl. XXXV) (штемпелей аверса: 24, реверса: 30)
Sydenham CRR 413 (степень редкости: 2 — Very Common)
Babelon MRR Aurelia 19
RSC I Aurelia 19 (VF £30)
Sear RCTV (2000) I 97 (VF $80, EF $240)
Сохранность: EF
* Дата чеканки: 144 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 150—125 гг. до н. э., Италия (BMC); ок. 137—134 гг. до н. э., вспомогательный итальянский монетный двор (CRR); 144 г. до н. э. (RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMC, RRC.
Numismatica Ars Classica — Auction 44, Lot 294 (26.11.2007).
Оценочная стоимость: 350 EUR. Цена реализации: 400 EUR.
Источник: http://coinarchives.com
BMC RR (Grueber), т. I, с. 246—247, прим. 2 к №№ 446—448 (1910 г.):

Иден­ти­фи­ка­ция это­го моне­та­рия вызы­ва­ет сомне­ния, так как, по-види­мо­му, в исто­рии не извест­но ни одно­го Авре­лия Руфа. Моно­грам­ма AV рав­ным обра­зом может быть ини­ци­а­ла­ми Ауфидия и, если читать ее как AN, может озна­чать Анния или Анто­ния, ибо «Руф» был ког­но­ме­ном всех четы­рех родов. Эти моне­ты так похо­жи по типу и мате­ри­а­лу на моне­ты Г. Папи­рия Кар­бо­на, опи­сан­ные ниже, что мог­ли быть выпу­ще­ны в той же мест­но­сти и при тех же обсто­я­тель­ствах. Бабе­лон (vol. I, p. 242) при­влек вни­ма­ние к сход­ству сти­ля меж­ду моне­та­ми этой эмис­сии и эмис­сии Л. Тре­ба­ния, кото­рую граф де Салис отно­сит к рим­ско­му монет­но­му дво­ру (см. vol. I, p. 136). Изо­бра­же­ние Юпи­те­ра на квад­ри­ге на ревер­се, подоб­ное изо­бра­же­нию Вик­то­рии на биге (см. выше, p. 242), может уве­ко­ве­чи­вать какие-то недав­ние победы рим­ской армии, тем более, что эти дена­рии име­ют харак­тер лагер­ной чекан­ки. Этот тип ревер­са, види­мо, заим­ст­во­ван у рим­ско-кам­пан­ских монет с голо­вой Яну­са на авер­се (см. выше, p. 132).

CRR (Sydenham), с. 47, прим. к №№ 406—424 (1952 г.):

СЕРИЯ 16. Око­ло 137—134 до н. э. Рим и дру­гие монет­ные дво­ры.

Серия 16 свиде­тель­ст­ву­ет о двух монет­ных дво­рах, работав­ших одно­вре­мен­но.

(A) Монет­ный двор в Риме, отли­чаю­щий­ся ком­пакт­ным сти­лем голо­вы и чет­ки­ми бук­ва­ми. Фор­ма шле­ма — E. 3.

(B) Вспо­мо­га­тель­ный монет­ный двор, рас­по­ло­жен­ный, веро­ят­но, к севе­ру от Рима. Его харак­тер­ные чер­ты: круп­ные бол­ван­ки (20—21 мм), рас­пла­стан­ные и гру­бо сра­ботан­ные голо­вы. Бук­вы круп­ные и рас­тя­ну­тые. Фор­ма шле­ма — F. 2, не встре­чаю­ща­я­ся на моне­тах рим­ско­го дво­ра.

Дан­ные вари­а­ции ука­зы­ва­ют на раз­ные монет­ные дво­ры, а не на изме­не­ние сти­ля рим­ско­го монет­но­го дво­ра (как пола­гал Гру­бер); дока­за­тель­ство это­му — тот факт, что эти осо­бен­но­сти сти­ля и мате­ри­а­ла про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать бок о бок на про­тя­же­нии серий 17 и 18 соот­вет­ст­вен­но.

Четы­ре моне­та­рия, Г. Анте­стий, М. Юний Силан, Авре­лий Руф и Г. Плу­тий, чека­ни­ли моне­ты на обо­их дво­рах (см. так­же при­ме­ча­ние к серии 18).

RRC (Crawford), т. I, с. 259, к № 221 (1974 г.):

Моне­та­рий, веро­ят­но, Т. Анний Руф, кон­сул 128 г. до н. э.

RCTV (Sear), т. I, с. 92, прим. к № 97 (2000 г.):

Этот тип тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ли неко­е­му Авре­лию Руфу, но Кро­уфорд пред­по­чи­та­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать моне­та­рия с кон­су­лом 128 г. до н. э. Прав­до­по­доб­но любое чте­ние моно­грам­мы AV. На ревер­се пред­став­ле­но еще одно отступ­ле­ние от тра­ди­ци­он­ной ико­но­гра­фии рес­пуб­ли­кан­ской чекан­ки — тен­ден­ция, кото­рой вско­ре пред­сто­я­ло уси­лить­ся.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА