Сохранность: about EF * Дата чеканки: 19—18 гг. до н. э., Испания, неопределенный монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (RIC); 18—17 гг. до н. э., испанский монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (BMC). Описание аверса и реверса приводится по BMC. Classical Numismatic Group — Triton XI, Lot 723 (8 Jan 2008). Estimate: $10000. Price realized (include buyer’s fees): $25300.
Две серии золотых и серебряных монет, первая из которых уступает второй в объёме и довольно заметно отличается от неё портретами, вызвали немало трудностей и путаницы; Мэттингли2, следуя за Лаффранки3, отнёс их к монетным дворам испанских провинций на том основании, что на медных монетах многих испанских городов в эпоху Августа наблюдается та же манера исполнения портретов4, и предположил, что эти монетные дворы находились в Цезарьавгусте (Сарагосса) в Тарраконской Испании и Колонии Патриции (современная Кордова) в Бетике5. Без новых свидетельств трудно опровергнуть аргументацию Мэттингли; но предпринимались попытки ослабить его аргументацию ввиду обнаружения в Немаузе (Ним) штемпеля аверса, которым были отчеканены ауреи (по-видимому, подлинные), отнесённые Мэттингли к «Колонии Патриция»6, с.26 и приписать часть «испанских» денариев Немаузу, в основном исходя из стилистических соображений7. Обстоятельства обнаружения штемпеля без повреждений и потёртостей в нимском фонтане позволяют нам не согласиться с тем, что он представляет немаузский монетный двор по чеканке золота и серебра и предложить иное объяснение8; и, хотя следует признать, что полное исследование «испанского» золота и серебра ещё не проводилось, да и оно вряд ли позволит установить территорию обращения этих золотых и серебряных монет (ибо они ходили повсюду), всё же можно отметить, что (а) Испания в целом уже давно была урбанизирована и включена в сеть торговых связей; (б) особенно это относится к Бетике; (в) Испания служила важным источником золотых и серебряных слитков; (г) в Испании (в отличие от Галлии) в то время стояло четыре легиона, которым требовалось платить жалованье монетами из драгоценных металлов. Если учесть также большое сходство портретов, наблюдаемое между этим золотом и серебром, с одной стороны, и, с другой стороны, обильными выпусками городской меди, которые начали чеканиться в тот период, когда это золото и серебро стало циркулировать в больших количествах9, то трудно отрицать, по меньшей мере, правдоподобие теории Лаффранки — Мэттингли, вне зависимости от того, где именно в Испании располагались сами монетные дворы.
Продолжительность чеканки монетных дворов «Испания 1» и «Испания 2» невозможно точно определить. «Испания 1» — менее продуктивный из двух10 — чеканил типы, которые можно отнести в основном к 19—18 гг. до н. э.: указания на уступки Армении и Парфии рассматриваются в общем контексте, где Август представлен как спаситель Рима, удостоенный Щита доблестей (clupeus virtutis) и гражданского венка (corona civica). Монетный двор «Испания 2» чеканил гораздо более активно, пожалуй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чеканке тоже изобилуют указания на Армению и Парфию, а Август тоже представлен как спаситель государства, однако датированные выпуски и прямое упоминание о Вековых играх (Ludi Saeculares), состоявшихся в 17 г. до н. э., свидетельствуют о том, что чеканка монетного двора «Испания 2» несомненно продолжалась до 17 г. до н. э.
Ауреи и денарии, выпущенные монетным двором «Испания 1», имеют разные типы, за единственным исключением. На монетном дворе «Испания 2» дело обстоит иначе. В других отношениях оба монетных двора имеют много важных сходств: весовой диапазон золотых монет составляет 7,90—7,75 г, серебряных монет — 3,85—3,65 г; наблюдается тенденция (с некоторыми отклонениями) к расположению штемпелей в позиции ↑↓. Хотя временной диапазон их чеканки может различаться, как и их продукция и выбор типов аверса и реверса, два монетных двора явно имеют много общего — чего и следует ожидать, когда два начальника монетных двора действуют приблизительно одновременно в соседних провинциях.
2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.
3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.
4Конечно, неверно было бы полагать, что портреты на медных монетах повлияли на портреты на серебре и золоте (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэттингли специально подчёркивает, что речь идёт о влиянии более распространённого серебра и золота на медь, ограниченную местным обращением.
5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.
6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.
7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипотезу трудно поддержать в отсутствие сколько-нибудь надёжных свидетельств, и она не учитывается в списках, приведённых ниже (с. 45 сл.), где все эти монеты отнесены к монетным дворам «Испания 1» и «Испания 2».
9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.
10Об оценке объёмов производства монетного двора «Испания 1» и отсутствии сколько-нибудь надёжных свидетельств, а также о монетном дворе «Испания 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.
Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=115146) (2008 г.):
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНЕТНЫХ ДВОРОВ, ЧЕКАНИВШИХ ИСПАНСКИЕ ВЫПУСКИ АВГУСТА.
Определение монетных дворов испанских выпусков, начиная с 20 г. до н. э. и далее, является трудной задачей, поскольку эта группа составляет один из самых богатых и интересных выпусков во всей чеканке Августа. И Лаффранши (Laffranchi), и Мэттингли (Mattingly) отметили различный стиль портретов на испанских монетах и, соответственно, отнесли их к двум монетным дворам, Колонии Цезарьавгуста и Колонии Патриция.
Стиль 1: строгий портрет, представленный на двадцати выпусках между 19 и 18 гг. до н. э.
Стиль 2: изогнутый и круглый портрет, представленный на тридцати выпусках, как правило, на небольших заготовках, между 19 и 16 гг. до н. э.
Стиль 3: более простой и маленький портрет, представленный на пяти выпусках между 18 и 16 гг. до н. э., в стиле ранних выпусков из Эмериты.
Придо (Prideaux) отмечает, что золотые и серебряные монеты имели широкое хождение и изображения на них вполне могли повсеместно вдохновлять местных граверов. Далее он отмечает невозможность расположения монетного двора в Цезарьавгусте, поскольку это была довольно молодая колония (основанная между 19 и 15 гг. до н. э.), и неправдоподобность того, чтобы сложный монетный двор такой важности был расположен так близко от военного штаба в Тарраконе. Придо также считает, что монетный двор не мог располагаться в Колонии Патриция, поскольку она находилась в Бетике, довольно далеко от операций на северо-востоке, далеко от Рима и его основного порта в Испании — Тарракона. Жиар (Giard) попытался добавить еще один монетный двор в Немаусе, основывая свое предположение на штемпеле, найденном в фонтане Немауса. Придо оспаривает это, спрашивая, зачем во время относительного спокойствия в Испании перемещать главный Императорский монетный двор на западе дважды в течение пары лет.
Придо предполагает, что сразу по прибытии в Испанию в 19 г. до н. э. для оказания помощи в покорении кантабров Агриппе потребовались деньги, чтобы платить легионам и купить землю для основания колоний ветеранов, выходящих в отставку. Учитывая большое количество монет, выпущенных в этот период, логично предположить, что Агриппа использовал бы действовавшие монетные дворы, где имелись бы работники, обладающие необходимым художественным мастерством и техническими знаниями. Монетный двор Эмериты мог начать выпуск монет незамедлительно, поскольку незадолго до этого действовал при легате П. Каризии. Колония была выгодно расположена для чеканки монет для южной и западной частей Испании. Придо полагает, что монеты стиля 1 и 3 были выпущены в честь Августа его помощником Агриппой на монетном дворе Эмериты вскоре после приезда в Испанию. Монеты стиля 1 были выгравированы новым чеканщиком Агриппы, а монеты стиля 3 — гравером, работавшим под руководством П. Каризия. Местонахождение второго монетного двора столь же очевидно. Провинциальная штаб-квартира в порту Тарракона была «дорогой жизни», связывавшей колонию с Римом, и эта укрепленная военная база, безусловно, была безопасным местом для расположения монетного двора. Монеты стиля 2 могут быть отнесены к этому монетному двору. Многие искусно выполненные монетные типы, изображающие памятники Рима, были впервые отчеканены здесь. Много монет с одинаковыми изображениями было отчеканено обоими монетными дворами; они различаются лишь по стилю.
Аргументы Придо являются основой для последующих научных трудов и исследований.