римский император с 16 янв. 27 г. до н. э. по 19 авг. 14 г. н. э.
Денарий, серебро Дата чеканки: 19—18 гг. до н. э.* Монетный двор: Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?)
вес:
3.82 г
ось:
6 ч.
АВЕРС:
CAESAR AVGVSTVS — голова Августа в дубовом венке влево.
РЕВЕРС:
Виктория, в драпировке, приземляется вправо, держит обеими руками круглый щит, на котором начертано CL. V.(Clypeus virtutis) и лавровую ветвь в правой руке; слева от Виктории S. P. Q. R.(Senatus populusque romanus).
RIC I Augustus 47b (R3) BMCRE I Augustus 343 (Pl. 6. 20) Grueber BMCRR II Gaul 142 (Pl. CVI. 13) Babelon MRR 1326 RSC I 289f (VF £260)
Сохранность: VF * Дата чеканки: 19—18 гг. до н. э., Испания, неопределенный монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (RIC); 18—17 гг. до н. э., испанский монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (BMCRE); 16—15 гг. до н. э., Галлия (BMCRR). Описание реверса приводится по BMC. Classical Numismatic Group — Triton XI Lot 741 (8 Jan 2008). Estimation: $750. Price realized (include buyer’s fees): $2300.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 418—419, прим. 1 (к №№ 124—225) (1910 г.):
ПЕРИОД VI.
Около 27—3 гг. до н. э., от основания Города 727—751 гг.
Чеканка монеты Октавия как Августа.
Шестнадцатого января 27 г. до н. э. Сенат единогласным решением даровал Октавию знаменитый титул Августа, и с этого момента он именуется так на монетах, в публичных документах и в надписях. Чеканки, включенные в этот период, последние из тех, что предстоит описать в связи с провинцией Галлией, могут быть разделены на четыре серии, расположенные в хронологическом порядке.
Выпуск I, 27—25 гг. до н. э. — Эти монеты были отчеканены в то время, когда Август приехал в Галлию, чтобы осуществить реорганизацию этой провинции.
Выпуск II, 24—16 гг. до н. э. — Монеты, датированные этими годами, по-видимому, не отмечают какой-то особый период в истории Галлии. Август в то время либо был в Италии, либо посещал восточную часть римских владений — Малую Азию и Грецию (см. ЧЕКАНКА ВОСТОКА).
Выпуск III, 16—15 гг. до н. э. — Дата выпуска этих монет вновь совпала со временным пребыванием Августа в Галлии, куда он приехал для отражения набегов германских племен и завершения мероприятий, связанных с дальнейшей организацией провинции.
с.419 Выпуск IV, 14—3 гг. до н. э. — Выпуск этих монет датируется, начиная с того времени, когда Август был провозглашен императором в десятый раз после победы Тиберия над ретами в августе предыдущего года. Поскольку на легендах большинства экземпляров этого выпуска указана либо очередная императорская аккламация, либо год трибунской власти Августа, их хронологическая классификация не представляет серьезных трудностей.
Каждый выпуск имеет ряд особенностей, либо в указании титулов императора, либо в изображениях, либо по качеству работы. Также, по-видимому, для каждого характерен особый портрет. С 27—25 гг. до н. э. император называется только Augustus; с 24—15 гг. до н. э. — Augustus или Caesar Augustus; и с 14—3 гг. до н. э. — только Augustus Divi f. Эти титулы довольно близки к тем, которые имеются на современных им выпусках римского монетного двора. Изображения на реверсах в период с 27—15 г. до н. э. в основном являются копиями изображений центрального монетного двора, но, начиная с этого времени, они оригинальны по своему характеру, хотя и редко относятся к современным событиям. На них имеется большое количество повторений.
Что касается монет первого выпуска, то на них портрет Августа более рельефный, в сравнении с предыдущими выпусками, отнесенными к Галлии. По стилю он более схож с портретами на современных тому времени монетах римского двора. Тем не менее, имеются небольшие отличия в изображении прически, формы головы и, особенно в форме шеи, которая менее рельефна и некоторым образом вогнута у основания, как на галльских экземплярах 29—27 гг. до н. э. Как уже упоминалось, у императора назван только один титул Augustus, а изображения на реверсе являются копиями изображений, использовавшихся на римском монетном дворе.
Фигура всадника на аверсе денария типа I, возможно, изображает одну из многочисленных статуй, воздвигнутых в честь Августа в то время, когда он был императором, на что указывает легенда IMP. Это несколько необычный вид, Август показан в шлеме. Таким образом, это, возможно, воспроизведение местной статуи, весьма вероятно, воздвигнутой ему в Лугдуне. Монета, тем не менее, сделана так грубо, что сомнительно, что она действительно чеканилась в Лугдуне. О Козероге, символе Августа по гороскопу, уже говорилось в связи с выпусками римского монетного двора этого же времени (см. выше, с. 19).
BMC RR (Grueber), т. II, с. 420, прим. 1 (к №№ 128—146) (1910 г.):
ВЫПУСК II
около 25—16 гг. до н. э., от основания Города 730—738 гг.
Монеты различных выпусков, относимых к этим годам, примечательны схожестью стиля, портретов и легенд. Все изображения на реверсах — это адаптации изображений, встречающихся на экземплярах того же периода, чеканившихся в Риме. Порядок, установленный для этих выпусков, в основном основан на портрете Августа, который значительно отличается от портрета, имеющегося на монетах того же периода, выпущенных в Риме; на последних очень рельефно изображена большая голова реалистичного вида. Голова Августа на этих провинциальных монетах показана совершенно в ином виде. Она менее рельефная и более плоская; черты лица, хоть в общем и обычные, но угловаты, что придает его лицу строгое и шаблонное выражение, а его нос на этих монетах более горбатый. Достаточное внимание было уделено элегантной и изящной прическе. Эти замечания в особенности касаются монет типа I и его разновидностей. Портрет на других типах этих выпусков имеет ту же форму, но голова увенчана венком из дубовых листьев, что требовало изобразить этот портрет более рельефно. Эти незначительные изменения предвосхищают портрет на монетах выпуска III. Кроме этого единообразия в портретах, есть схожее единообразие в имени Августа, которое всегда указано как Caesar Augustus. Когда эта надпись находится на аверсе, она всегда располагается одинаково, Caesar с левой стороны заготовки, Augustus справа, независимо от того, повернута голова вправо или влево. На монетах типов V—VII имя Августа перенесено на реверс, где расположение слов меняется, чтобы соответствовать изображению. Эти отличия от монет, выпущенных на римском монетном дворе, и техника в целом ясно показывают, что данные выпуски были провинциальной чеканки.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 422, прим. 2 (к № 142) (1910 г.):
Тип IV.
На монетах этого типа есть схожие отличия от оригинального изображения, на них легенда S. P. Q. R. расположена позади фигуры Победы (см. выше, стр. 22, 23 и pl. LXI.1).
RIC (Sutherland), т. I, с. 25—26, комм. к №№ 26—153 (1984 г.):
Две серии золотых и серебряных монет, первая из которых уступает второй в объёме и довольно заметно отличается от неё портретами, вызвали немало трудностей и путаницы; Мэттингли2, следуя за Лаффранки3, отнёс их к монетным дворам испанских провинций на том основании, что на медных монетах многих испанских городов в эпоху Августа наблюдается та же манера исполнения портретов4, и предположил, что эти монетные дворы находились в Цезарьавгусте (Сарагосса) в Тарраконской Испании и Колонии Патриции (современная Кордова) в Бетике5. Без новых свидетельств трудно опровергнуть аргументацию Мэттингли; но предпринимались попытки ослабить его аргументацию ввиду обнаружения в Немаузе (Ним) штемпеля аверса, которым были отчеканены ауреи (по-видимому, подлинные), отнесённые Мэттингли к «Колонии Патриция»6, с.26 и приписать часть «испанских» денариев Немаузу, в основном исходя из стилистических соображений7. Обстоятельства обнаружения штемпеля без повреждений и потёртостей в нимском фонтане позволяют нам не согласиться с тем, что он представляет немаузский монетный двор по чеканке золота и серебра и предложить иное объяснение8; и, хотя следует признать, что полное исследование «испанского» золота и серебра ещё не проводилось, да и оно вряд ли позволит установить территорию обращения этих золотых и серебряных монет (ибо они ходили повсюду), всё же можно отметить, что (а) Испания в целом уже давно была урбанизирована и включена в сеть торговых связей; (б) особенно это относится к Бетике; (в) Испания служила важным источником золотых и серебряных слитков; (г) в Испании (в отличие от Галлии) в то время стояло четыре легиона, которым требовалось платить жалованье монетами из драгоценных металлов. Если учесть также большое сходство портретов, наблюдаемое между этим золотом и серебром, с одной стороны, и, с другой стороны, обильными выпусками городской меди, которые начали чеканиться в тот период, когда это золото и серебро стало циркулировать в больших количествах9, то трудно отрицать, по меньшей мере, правдоподобие теории Лаффранки — Мэттингли, вне зависимости от того, где именно в Испании располагались сами монетные дворы.
Продолжительность чеканки монетных дворов «Испания 1» и «Испания 2» невозможно точно определить. «Испания 1» — менее продуктивный из двух10 — чеканил типы, которые можно отнести в основном к 19—18 гг. до н. э.: указания на уступки Армении и Парфии рассматриваются в общем контексте, где Август представлен как спаситель Рима, удостоенный Щита доблестей (clupeus virtutis) и гражданского венка (corona civica). Монетный двор «Испания 2» чеканил гораздо более активно, пожалуй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чеканке тоже изобилуют указания на Армению и Парфию, а Август тоже представлен как спаситель государства, однако датированные выпуски и прямое упоминание о Вековых играх (Ludi Saeculares), состоявшихся в 17 г. до н. э., свидетельствуют о том, что чеканка монетного двора «Испания 2» несомненно продолжалась до 17 г. до н. э.
Ауреи и денарии, выпущенные монетным двором «Испания 1», имеют разные типы, за единственным исключением. На монетном дворе «Испания 2» дело обстоит иначе. В других отношениях оба монетных двора имеют много важных сходств: весовой диапазон золотых монет составляет 7,90—7,75 г, серебряных монет — 3,85—3,65 г; наблюдается тенденция (с некоторыми отклонениями) к расположению штемпелей в позиции ↑↓. Хотя временной диапазон их чеканки может различаться, как и их продукция и выбор типов аверса и реверса, два монетных двора явно имеют много общего — чего и следует ожидать, когда два начальника монетных двора действуют приблизительно одновременно в соседних провинциях.
2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.
3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.
4Конечно, неверно было бы полагать, что портреты на медных монетах повлияли на портреты на серебре и золоте (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэттингли специально подчёркивает, что речь идёт о влиянии более распространённого серебра и золота на медь, ограниченную местным обращением.
5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.
6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.
7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипотезу трудно поддержать в отсутствие сколько-нибудь надёжных свидетельств, и она не учитывается в списках, приведённых ниже (с. 45 сл.), где все эти монеты отнесены к монетным дворам «Испания 1» и «Испания 2».
9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.
10Об оценке объёмов производства монетного двора «Испания 1» и отсутствии сколько-нибудь надёжных свидетельств, а также о монетном дворе «Испания 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.