римский император с сент. 70 г., единолично правил с 24 июня 79 г. по 13 сент. 81 г.
Сестерций, медь Дата чеканки: 80—81 гг.* Монетный двор: Рим
вес:
25.43 г
АВЕРС:
IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС:
Вид Колизея, представляющий переднюю часть снаружи и заднюю часть изнутри; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй — с шестью арками, содержащими фигуры (три центральные соединены между собой и содержат квадриги и обращенные лицом друг к другу фигуры), третий уровень — с семью арками, содержащими фигуры, четвертый — с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет собой верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; справа от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), слева портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
RIC II Titus 110 var. (аверс: слева обелиск, справа портик) (R3) (Pl. IV, 60, rev.) BMCRE II Titus 190 var. (аверс: слева обелиск, справа портик) (Pl. 50. 2) CBN 189 Cohen I 400 var. (аверс: пропущено VESP, слева обелиск, справа портик) p. 461 (80 Fr.) Sear RCTV (2000) I 2536 var. (аверс: слева обелиск, справа портик) (F $4000, VF $10000, EF $32000) Kent-Hirmer cf. pl. 68, 239 Elkins, NC 2006, 4 and pl. 31, 4a (эта монета)
Сохранность: about EF / good VF * Дата чеканки: 80—81 гг. (RIC, BMC); 80 г. (Cohen, RCTV). Чрезвычайно редкий и один из самых прекрасных известных экземпляров этого интригующего и престижного выпуска. Аверс исключительно хорошо отчекакен и детализирован. Описание аверса и реверса приводится по BMC. Ex Leu sale 10, 1974, 113; Sotheby’s 4 December 1990, Hunt part III, 74 and Lanz 94, 1999, Benz, 354 sales. From the William James Conte collection. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 51 Lot 234 (5 Mar 2009). Estimation: 125000 CHF ($106374). Price realized (do not include buyer’s fees): 240000 CHF ($204238 — 5 Mar 2009).
RCTV (Sear), т. I, с. 469, прим. к № 2536 (2000 г.):
Великий амфитеатр Флавиев, лучше известный по своему народному названию Колизей, и сегодня остается одной из главных достопримечательностей Рима. Его строительство начал Веспасиан в 71 г. н. э., а оконченное здание было с великими торжествами посвящено Титом в июне 80 г. Оно вновь встречается на монетах Александра Севера, который увековечил его повторное открытие после сильного пожара, вызванного молнией, в 217 г.; и на медальонах Гордиана III, который завершил реставрацию, начатую Элагабалом. Последние травли диких зверей, о которых сообщают источники, состоялись в Колизее во времена остготов, после реставрации здания Евтарихом, зятем Теодориха Великого, в 523 г. (ср. Hill, «The Monuments of Ancient Rome as Coin Types», p. 40).
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=469495) (2011 г.):
Самый знаменитый памятник Италии, если не всей Европы, — это амфитеатр Флавиев, римский Колизей. Названное в честь императора Веспасиана (69—79 гг. н. э.), который начал его строительство в 71 г., это было первое постоянное сооружение такого типа в Риме, ибо ранее все подобные зрелища в Риме проводились в деревянных зданиях.
Веспасиан был еще жив, когда в 75 г. были закончены и посвящены первые три уровня его Колизея. Однако окончательно здание, — в том числе четвертый и пятый уровни, четко изображенные на данном сестерции, — было достроено лишь через пять лет, когда и было формально посвящено старшим сыном Веспасиана Титом в июне 80 г.
Гравер приложил огромные усилия, чтобы изобразить Колизей в деталях. Не только чрезвычайно четко показаны статуи и прочие украшения внешней части, но и хорошо представлена внутренняя часть, вплоть до таких мельчайших черт, как зрители, лестницы и то, что следует считать зрительской ложей, предназначенной для императора. По сторонам от амфитеатра справа изображен фонтан Мета Суданс и неопределенное строение, которое идентифицировали как термы Тита, портик Золотого дома Нерона (Domus Aurea), или, возможно, храм.
Последующие императоры, такие как Траян и Антонин Пий, внесли в Колизей различные усовершенствования, но о нем мало что еще сообщается до того момента, как в 217 г. он был поражен молнией. За этим последовал пожар, и Дион Кассий сообщает, что ущерб был очень велик. В 218 г. Элагабал начал ремонт, и к 223 г. стало возможным использование амфитеатра в ограниченных масштабах; именно тогда новый император Александр Север отпраздновал его повторное открытие.
Реставрация завершилась к 244 г., в конце правления Гордиана III, после чего амфитеатр использовался довольно долго на протяжении христианского периода. Имеются сообщения о том, что он был поврежден землетрясениями в 442 и 470 гг. и затем отремонтирован в 508 и 523 гг. германскими захватчиками, победившими римлян. Однако после землетрясения в 847 г. не было предпринято никаких усилий для реставрации.
С нумизматической точки зрения, Колизей относится к той категории римских памятников, которая менее всего поддается коллекционированию, ибо он встречается на монетах лишь трижды — и в каждом случае эти монеты являются знаменитыми редкостями. Впервые он встречается на сестерциях Тита, императора, при котором он был достроен, а позднее — на монетах Александра Севера и медальонах Гордиана III. Последние экземпляры представляют необычайный интерес, так как мастер, показывая здание сверху, изображает бои диких зверей, происходящие внутри.