римский император с сент. 70 г., единолично правил с 24 июня 79 г. по 13 сент. 81 г.
Сестерций, медь Дата чеканки: 80—81 гг.* Монетный двор: Рим
вес:
25.92 г
АВЕРС:
IMP. T. CAES. VESP. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII — Тит в тоге, с обнаженной головой, сидит влево на курульном кресле, держит ветвь в протянутой правой руке и свиток (?) в левой; слева овальный щит и шлем, возле кресла, доспехи (?) и шлем, справа два овальных щита и два копья. В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС:
Вид Колизея, представляющий переднюю часть внешней стороны и заднюю часть внутренней стороны; у передней части есть основание и четыре яруса: первый с пятью пустыми арками, второй с шестью, все арки с фигурами (три центральные являются соединяющими и содержат квадриги и стоящие фигуры), третий уровень с семью арками, содержащими фигуры, четвертый с семью прямоугольными отсеками, содержащими земные шары, квадраты и т. д.; задняя часть представляет верхний ряд с десятью ложами со зрителями, второй полукруглый ряд, заполненный зрителями, и ниже партер, заполненный зрителями, с аркой в центре и проходами слева и справа от нее; слева от Колизея обелиск на базе («Meta sudans»), справа портикообразное строение в два яруса. Без легенды.
RIC II Titus 110 (R3) (Pl. IV, 60, rev.) (этот штемпель) BMCRE II Titus 190 (Pl. 50. 2) (этот штемпель) CBN 189 (этот штемпель аверса) Cohen I 400 var. (аверс: пропущено VESP) p. 461 (80 Fr.) Sear RCTV (2000) I 2536 (F $4000, VF $10000, EF $32000) Kent-Hirmer pl. 68, 239 (только реверс)
Сохранность: good VF * Дата чеканки: 80—81 гг. (RIC, BMC); 80 г. (Cohen, RCTV). Очень редкий и очень притягательный выпуск. Описание аверса и реверса приводится по BMC. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 52 Lot 384 (7 Oct 2009). Estimation: 35000 CHF ($34140). Price realized (do not include buyer’s fees): 110000 CHF (~105600 USD — 7 Oct 2009).
Среди монет Тита я намеренно пропустил одну большую бронзовую монету, продемонстрированную Мионне (Mionnet), которую я никогда не видел и на реверсе которой имеется надпись ITALIA и женщина с короной в виде башни, сидящая на шаре. После первого издания М. Колина (Colin) (d’Arras), которое часто цитируют музеи, мне показали похожую, но это была современная монета.
RCTV (Sear), т. I, с. 469, прим. к № 2536 (2000 г.):
Великий амфитеатр Флавиев, лучше известный по своему народному названию Колизей, и сегодня остается одной из главных достопримечательностей Рима. Его строительство начал Веспасиан в 71 г. н. э., а оконченное здание было с великими торжествами посвящено Титом в июне 80 г. Оно вновь встречается на монетах Александра Севера, который увековечил его повторное открытие после сильного пожара, вызванного молнией, в 217 г.; и на медальонах Гордиана III, который завершил реставрацию, начатую Элагабалом. Последние травли диких зверей, о которых сообщают источники, состоялись в Колизее во времена остготов, после реставрации здания Евтарихом, зятем Теодориха Великого, в 523 г. (ср. Hill, «The Monuments of Ancient Rome as Coin Types», p. 40).
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=469495) (2011 г.):
Самый знаменитый памятник Италии, если не всей Европы, — это амфитеатр Флавиев, римский Колизей. Названное в честь императора Веспасиана (69—79 гг. н. э.), который начал его строительство в 71 г., это было первое постоянное сооружение такого типа в Риме, ибо ранее все подобные зрелища в Риме проводились в деревянных зданиях.
Веспасиан был еще жив, когда в 75 г. были закончены и посвящены первые три уровня его Колизея. Однако окончательно здание, — в том числе четвертый и пятый уровни, четко изображенные на данном сестерции, — было достроено лишь через пять лет, когда и было формально посвящено старшим сыном Веспасиана Титом в июне 80 г.
Гравер приложил огромные усилия, чтобы изобразить Колизей в деталях. Не только чрезвычайно четко показаны статуи и прочие украшения внешней части, но и хорошо представлена внутренняя часть, вплоть до таких мельчайших черт, как зрители, лестницы и то, что следует считать зрительской ложей, предназначенной для императора. По сторонам от амфитеатра справа изображен фонтан Мета Суданс и неопределенное строение, которое идентифицировали как термы Тита, портик Золотого дома Нерона (Domus Aurea), или, возможно, храм.
Последующие императоры, такие как Траян и Антонин Пий, внесли в Колизей различные усовершенствования, но о нем мало что еще сообщается до того момента, как в 217 г. он был поражен молнией. За этим последовал пожар, и Дион Кассий сообщает, что ущерб был очень велик. В 218 г. Элагабал начал ремонт, и к 223 г. стало возможным использование амфитеатра в ограниченных масштабах; именно тогда новый император Александр Север отпраздновал его повторное открытие.
Реставрация завершилась к 244 г., в конце правления Гордиана III, после чего амфитеатр использовался довольно долго на протяжении христианского периода. Имеются сообщения о том, что он был поврежден землетрясениями в 442 и 470 гг. и затем отремонтирован в 508 и 523 гг. германскими захватчиками, победившими римлян. Однако после землетрясения в 847 г. не было предпринято никаких усилий для реставрации.
С нумизматической точки зрения, Колизей относится к той категории римских памятников, которая менее всего поддается коллекционированию, ибо он встречается на монетах лишь трижды — и в каждом случае эти монеты являются знаменитыми редкостями. Впервые он встречается на сестерциях Тита, императора, при котором он был достроен, а позднее — на монетах Александра Севера и медальонах Гордиана III. Последние экземпляры представляют необычайный интерес, так как мастер, показывая здание сверху, изображает бои диких зверей, происходящие внутри.