Денарий, серебро Дата чеканки: 45 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
3.77 г
АВЕРС:
Голова Аполлона Сорана, в диадеме, вправо, волосы завиты колечками и волнистые надо лбом; вверху звезда; сзади надпись вниз ACISCVLVS и двойное тесло или кирка. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
Женская фигура, Валерия Луперка, сидит на телке (BMCRR, CRR) (RRC, RCTV: Европа на быке**), идущей вправо; обеими руками она держит свое покрывало, которое развевается над ее головой. Кайма из точек. В обрезе: L. VALERIVS (Lucius Valerius).
Сохранность: about EF * Дата чеканки: 45 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 45 г. до н. э., Рим (CRR, BMCRR); 45 г. (RCTV). ** RRC, с. 483, прим. к № 474: Животное на реверсе — это, несомненно, бык, гениталии которого отчетливо видны на некоторых экземплярах (см. Pl. LVI, 4; Cluj 824). Легенда на штемпеле реверса — L. VALERIV (Hersch 39). Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC. Gorny & Mosch Giessener Münzhandlung — Auction 176 Lot 2000 (10 Mar 2009). Оценочная стоимость: 350 EUR. Цена реализации: 600 EUR.
MRR (Babelon), т. II, с. 506—507, к Valeria 1—33 (1885 г.):
CLXXI. ВАЛЕРИИ
Род Валериев был одной из самых древних и знаменитых римских фамилий. Он происходит из земли сабинов, возможно, из Фалерия, поскольку мы видим, что их традиционные воспоминания связаны с этим городом; название рода происходит от слова valere, которое с одной стороны означает силу, храбрость, а с другой — здоровье, исцеление. Родоначальник этого рода Волуз или Волез пришел поселиться в Рим с Титом Тацием, царем сабинов, который заключил союз с Ромулом. Один из предков этого рода П. Валерий, впоследствии получивший прозвище Публикола, принимал активное участие в свержении царской власти и был консулом вместе с Брутом в первый год существования республики, в 245 г. (509 г. до н. э.). Он одержал победу над этрусками, царь которых, Порсенна, задумал восстановить на троне Тарквиниев, и вернулся в Рим с триумфом; намного позже он также победил с.507 сабинов и был удостоен чести занимать должность консула четыре раза. Начиная с этого времени и до конца императорского периода имя Валериев не переставали прославлять в летописях римской истории: императоры Максимин, Максимиан, Максенций, Диоклетиан, Константин происходили из этого рода. Среди знаменитых имен республики мы находим следующие имена: 1. Валерий; 2. Гай Валерий Флакк, сын Гая; 3. Луций Валерий Флакк; 4. Гай Валерий Флакк; 5. Валерий сын Мессалы; 6. Луций Валерий Ацискул; 7. Волуз Валерий Мессала; 8. Луций Валерий Катулл1.
1Не следует принимать в расчет, по нашему мнению, квадрант, опубликованный Моммзеном, а затем Боргези, на котором читается имя Гай Валерий Катулл. Mommsen, Monn. rom., том II, с. 344, № 152 (См. ниже с. 510, сноска).
MRR (Babelon), т. II, с. 514—518, к Valeria 14—23 (1885 г.):
6. Луций Валерий Ацискул
Монетарий 708—709 г. (46—45 гг. до н. э.).
Этот магистрат известен истории лишь по своим монетам, весьма интересным и требующим от ученого проницательности. Наилучшие комментарии были даны Шарлем Ленорманом1 и г-ном бароном Витте2. Ш. Ленорман доказывал, что различные изображения на этих монетах все относятся непосредственно к легенде о происхождении имени и рода Валериев, тогда как дополнительные символы или маленький топор-молоток, acisculus, который изображен на этих монетах, относятся к когномену монетария.
с.515 Поговорим сначала об acisculus. Его форма похожа на форму инструмента, который изображен на гробницах dedicati sub ascia, формула, которая, несмотря на многочисленные объяснения, еще не получила полностью удовлетворительного объяснения. Дополнительный символ на денарии acisculus образует главный тип квинария. Слово ascia или acisculus — это искажение слова Ἀκέσιος, греческого имени Аполлона, которое по смыслу перекликается с Валерием (valere) по-латыни. Ш. Ленорман цитирует следующий отрывок из Parallèles Плутарха: «Когда в Фалериях свирепствовала чума, неся за собой повальную смерть, было дано предсказание, что бедствие прекратится, если ежегодно приносить в жертву Юноне девушку. Так как людьми владел все время суеверный страх, то, согласно жребию, привели девушку по имени Валерия Луперка для совершения обряда. Но орел, спустившийся с высоты, выхватил меч и бросил в жертвенный огонь палку, на конце которой был надет молоточек. Меч же поразил телку, которая паслась возле храма. Заметив это, девушка принесла в жертву быка и, подняв молоточек, прошла по домам и подняла на ноги больных, нанося легкие удары этим молоточком и при этом каждому желая здравствовать. Поэтому и по сей день совершается такое священнодействие».
Валерия Луперка, или волчица, которая таким образом внесла вклад в мифологическую иллюстрацию рода Валериев, была из Фалерий, и ранее мы сказали, что эта семья происходила из земли сабинов, соседней с этим городом. В этой легенде, изложенной ранее и связывающей мифологию, древних фалисков и Фалерии — их столицу — Ш. Ленорман нашел объяснение изображений на монетах Луция Валерия Ацискула.
Acisculus стал на монетах семьи Валериев символом исцеления, здоровья и спасения, что доказывается легендой, изложенной только что. Он был намеком на имя Валериев, которое этимологически означает здоровье, спасение, так же как и силу и храбрость. Голова юноши с диадемой, с волосами, забранными впереди под ленту и ниспадающими сзади прядями, аналогична голове, изображенной на денариях семьи Марциев, Кальпурниев и Помпониев. Это Аполлон, или здесь лучше с.516 местный Аполлон, Соран горы Соракты, который отождествлялся римлянами с Аполлоном и имел в качестве символа волка. Фалерии располагались у подножья Соракты, а на вершине этой горы находился храм Сорана. Вергилий пишет, что бог Соран был Аполлоном, охраняющим Соракту.
Женская голова фигуры на реверсе тех же денариев, волосы которой убраны в cecryphalos, похожий на тот, которым покрыты волосы Аретузы на монетах Сиракуз — это голова Валерии Луперки, легендарной героини, о которой мы говорили, или, возможно, божества, жрицей которого она была — Юноны Фалерийской. Далее, именно Валерия Луперка (№№ 16 и 17) сидит на телке, как говорит традиция, упомянутая в рассказе Плутарха, и следует отказаться от того, чтобы видеть в этом изображении похищение Европы. Двойное имя Валерии Луперки также относится к исторической памяти Рима: этот город изначально носил имя Валентия, связанное с Валериями (valere) и имя Luperca (волчица), напоминающее о волчице, вскормившей Ромула и Рема.
Сирена с двойной флейтой, изображенная на следующем денарии (№ 18), как и на денарии Публия Петрония Турпилиана, — атрибут Минервы или Паллады. Эта богиня действительно числила Сирену среди своих символов: на вазовой росписи Сирена, играющая на двойной флейте, изображена как символ на щите Минервы3. Двойная флейта подходит только Минерве, которая прослыла изобретательницей этого инструмента. Минерва, которой поклонялись на Капитолии, — это та, что была захвачена в Фалериях после поражения фалисков4. Наконец, Сирена играла важную роль в религии Фалерий и имеется связь между именами Сирены и Сорана. Плиний описывает разновидность черного орла, который по-латыни называется Valeria за его силу; это птица, которая из-за тождества своего имени с именем рода Валериев, изображает Сирену. Мы видели, что когда Валерия Луперка хотела принести себя в жертву Юноне, именно орел поднял меч, которым она была вооружена, и бросил его на телку, которая паслась возле храма; речь идет об орле Valeria, который на монетах фигурирует как мифологическая метаморфоза Сирена.
На следующей монете (№ 20), на которой видна круглая голова Солнца с.517 и колесница Дианы, Каведони5 увидел намек на секулярные игры, отпразднованные Валерием Публиколой, пока не был введен постоянный порядок их празднования после Пунических войн. Можно видеть Солнце, или Аполлона, и Диану, или Луну, божества, в честь которых устраивались эти игры; они все еще проводились во времена Горация:
Пусть, о Солнце, ты, что даешь и прячешь
День, — иным и тем же рождаясь,…
Благосклонно, лук отложив и стрелы,
Юношей внемли, Аполлон, моленьям!
Ты, царица звезд, о Луна младая…
Девушкам внемли!6
Мифологическое объяснение змееногого гиганта, держащего молнию (№ 21), принадлежит барону Витте. Это гигант Валент (Valens), по сути, то же слово, что и Валерий (Valerius). Мифологическая легенда рассказывает, что Коронида, дочь Флегия и мать Эскулапа, готовилась произвести на свет сына, когда ворон сообщил Аполлону, что Коронида сочеталась браком с Валентом (по-гречески ἴσχυς), сыном Элата, и от этого союза должен был родиться Эскулап. Раздраженный изменой своей любовницы, Аполлон пронзил своими стрелами обоих влюбленных. Другая традиция называет героя Валента именем Лика, (λύκος, волк), и мы видим, что волк является символом Аполлона горы Соракта у Фалерий. Гигант Валент, символ мощности, силы и храбрости, в мифологии представлен борющимся против богов: он держит молнию, как Юпитер, и на нашем денарии прямо противопоставлен отцу богов, голова которого повернута вправо7. Его имя перекликается с Валентией, древним названием Рима, Валерией Луперкой и орлом Валерия, а Лик перекликается с волчицей, вскормившей основателей Рима и соответствует Лупе, Луперке или Валерии Луперке: видно, что совмещаются обе мифологические традиции. Мы сказали, что имя Валериев, помимо идеи силы, несет в себе также идею здоровья, исцеления и происходит этимологически от латинских слов valere, valetudo. Итак, Валент, отец Эскулапа — герой, обеспечивающий здоровье, греческое имя Эскулапа, с.518 — Ἀσκληπιός, происходит от ἀσκελὴς (sine cruribus) и означает героя, у которого нет ног; впрочем, в греческой мифологии гиганты почти всегда представлены змееногими.
В заключение можно сказать, что все изображения на монетах Луция Валерия Ацискула относятся к мифологическому происхождению рода Валериев и несут в себе значения силы и храбрости, соединенной со здоровьем и исцелением, что этимологически происходит от слова valere.
1Nouvelles Annales publiées par la section française de l’Institut archéologique de Rome, т. II, 1838, с. 142.
2Revue numismatique. 1849, с. 325; ср. 1850, с. 158. ср. Cavedoni, Annales de l’Institut archéologique de Rome, т. XI, с. 318 и след.; Bulletin, 1845, с. 188 и след.
3Mon. inéd. de l’lnstit. archéol. de Rome, I, pl. XXII. 12.
7На денарии рода Корнелиев виден Юпитер в своей колеснице, поражающий змееногого гиганта (V, т. I, с. 394).
BMC RR (Grueber), т. I, с. 534—535, прим. 2 (к №№ 4099—4117) (1910 г.):
Этот монетарий тоже известен только по своим монетам, изображения на которых весьма разнообразны и интересны, и их объяснение потребовало от нумизматов изобретательности. Обилию информации в отношении исторических и мифологических намеков, содержащихся на этих изображениях, мы в основном обязаны г-ну Шарлю Ленорману (M. Charles Lenormant) (Inst. arch. de Rome, Nouvelles Annales, том II, 1838, стр. 142 след.) и барону де Витте (Rev. Num., 1849, стр. 325 след.). Господин Ленорман постарался показать, что все изображения на монетах Луция Валерия Ацискула относятся к легендарному происхождению и номену его рода, а символ, двуглавый струг или кирка (acisculus), дополнительно напоминает о его когномене. Плутарх (Parallel., VII. 248, изд. Рейске [Reiske]) сообщает нам, что «когда в Фалериях свирепствовала чума, неся за собой повальную смерть, было дано предсказание, что бедствие прекратится, если ежегодно приносить в жертву Юноне девушку. Так как людьми владел все время суеверный страх, то, согласно жребию, привели девушку по имени Валерия Луперка для совершения обряда. Но орел, спустившийся с высоты, выхватил меч и бросил в жертвенный огонь палку, на конце которой был надет молоточек. Меч же поразил телку, которая паслась возле храма. Заметив это, девушка принесла в жертву быка и, подняв молоточек, прошла по домам и подняла на ноги больных, нанося легкие удары этим молоточком и при этом каждому желая здравствовать. Поэтому и по сей день совершается такое священнодействие». В связи с этой легендой г-н Ленорман и барон Витте дают изображениям следующие объяснения: — (a) Acisculus — это молоток, который был положен на алтарь орлом; это также type parlant когномена монетария, а его исцеляющая сила — это намек на его номен Валерий (valere); (b) женская фигура на тёлке — это Валерия Луперка, которая сидит на животном, принесенном в жертву вместо нее; (c) голова юноши в диадеме — это голова Аполлона Сорана, которому поклонялись фалиски; (d) птица с человеческой головой со щитом и «двойной флейтой» — это фалерийская Сирена с атрибутами Минервы, считавшейся изобретательницей этого инструмента; (e) голова, повязанная лентой (тип III), — голова самой Валерии Луперки; (f) голова Солнца и с.535 колесница Дианы относятся к секулярным играм, которые впервые были проведены Валерием Публиколой до их регулярного учреждения после Пунических войн; и (g) голова Юпитера и фигура змееногого гиганта, Валента, символизирующего силу и здоровье, являются прямыми намеками на семейное имя Валериев, слово схожего происхождения.
Соглашаясь с некоторыми объяснениями этих загадочных изображений у г-на Ленормана и барона Витте, мы склонны видеть, как в случае изображений Т. Каризия и Гая Корнелия Пета, на одних экземплярах — намеки на историю семьи монетария, а на других — на историю рода Юлиев или на самого Юлия Цезаря. Мы с готовностью принимаем объяснение acisculus как type parlant и идентификацию головы Аполлона как головы Аполлона Сорана, и Валерии Луперки и тёлки; но остальные изображения были сделаны, по-видимому, в честь Юлия Цезаря, и в случае других монетариев этого года. Птица с человеческой головой в шлеме, держащая копье или два копья (не «двойную флейту») и щит — это символ самой Минервы. Такие изображения обычны на римских геммах (см. Brit. Mus. Cat. Gems, с. 209, №№ 2087—2088; Furtwängler, Ant. Gem., pl. XLVI, № 20). Ее отношение к Цезарю уже было объяснено для изображений на монетах Гая Антия Рестиона и Мания Кордия Руфа (см. стр. 522, 523). Женская голова на реверсе типа III, столь схожая в исполнении с женской головой, изображенной на монетах Тита Каризия (см. выше, с. 529, № 4060) может представлять то же самое божество, Афродисийскую Сивиллу, что свидетельствует о дальнейшем обмене изображениями между этими монетариями. Диана на колеснице — это другое изображение этого божества в связи с родом Юлиев, что уже было объяснено (см. выше с. 521), а голова Солнца будет намеком на успехи Цезаря на Востоке. Голова Юпитера и змееногий гигант, чудовище мятежа, который сражен одной из стрел бога и поднимает руку, чтобы отразить другие, по-видимому, имеют отношение к триумфу Цезаря над всеми его врагами, в частности, к недавней победе над помпеянской партией в Испании. Бюст Победы на квинарии является еще одним намеком на последнее обстоятельство, а изображение двойного рога изобилия уже объяснялось в связи с предыдущими выпусками, как, возможно, относящееся к щедрым раздачам зерна.
Если принять, что обстоятельства, при которых, наиболее вероятно, были выпущены монеты Валерия, — это триумф Цезаря в Испанской войне, то приведенные выше объяснения некоторых изображений представляются весьма допустимыми.
Хотя ни одна из монет Луция Валерия Ацискула не присутствовала в кладах Виллола или Колеччио, их изображения показывают, что он, вероятно, был коллегой Тита Каризия и Гая Консидия Пета по монетному двору.
Монетарий — Луций Валерий Ацискул, засвидетельствованный как Tr. Pl. (T. P. Wiseman, CQ 1964, 125).
Ассоциация этих изображений с мифом о Валерии Луперке (так считает Бабелон, вслед за Ch. Lenormant, Nouvelles Annales 1838, 142; H. A. Grueber, BMCRR I, 534 n. 2; и, самое недавнее, Th. Köves, Hermes 1962, 214; также см. критику К. Каведони, Bullettino 1845, 188) зависит от большого числа предполагаемых связей, которые попросту не существуют; животное на реверсе № 1 — это бык, а не телка из мифа о Валерии Луперке; птица на реверсе № 2 — это сова, а не орел (contra Köves, 227—228); внешние сходства с № 464/1 (проигнорированные Köves, 228—229) показывают, что голова на реверсе № 3 — это голова Сивиллы, а не Валерии Луперки; acisculus — это не то же самое, что σφῦρα у Плутарха, Mor. 314d; корзина — это не то же самое, что рог изобилия (pace Köves, 221—222). Что касается изображения Аполлона (со звездой, чтобы обозначить его божественность и один раз вместе с Сивиллой)1, Юпитера (реверс № 1 и аверс с реверсом № 4; о появлении змееногого гиганта путем художественного украшения обычного изображения Юпитера, сравни с № 310/1), Минервы (реверс № 2), Солнца и Луны (аверс и реверс № 5) см. с. 737; изображения реверсов №№ 6—7, вместе с частым использованием лаврового венка как границы, вероятно, намекают на победу и Фортуну Цезаря; acisculus — намек на когномен монетария.