римский император с 1 июля 69 г. по 24 июня 79 г.
Тит как Цезарь
Сестерций, медь
Дата чеканки: 72 г.*
Монетный двор: Рим
вес: 25.67 г
АВЕРС:T. CAESAR VESPASIAN. IMP. III PONT. TR. POT. II COS. II — бюст Тита впра­во, в лав­ро­вом вен­ке, с боро­дой, в доспе­хах, с эгидой на груди.
РЕВЕРС: Тит, в лав­ро­вом вен­ке, сто­ит в три­ум­фаль­ной квад­ри­ге впра­во, лоша­ди идут шагом, он дер­жит ветвь в пра­вой руке и ски­петр с чело­ве­че­ской голо­вой на кон­це в левой; на бор­те колес­ни­цы фигу­ра Тита, поло­жив­ше­го руку на голо­ву плен­ни­ка и паль­мо­вая ветвь.
В обре­зе: S. C.
Ссылки: RIC II Vespasianus 629b (Pl. II, 35) (R)
BMCRE II Vespasianus 650 (Pl. 26. 1)
Cohen I 231 (Titus) p. 448 (50 Fr.)
Сохранность: EF / about EF
* Дата чеканки: после 1 июля 72 г., Рим (RIC, BMCRE); 72 г. (Cohen).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRE.
Ex Leu sale 38, 1986, 248. Frm William James Conte collection.
Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 51 Lot 228 (5 Mar 2009).
Estimation: 50000 CHF ($42384). Price realized (do not include buyer’s fees): 190000 CHF ($161058 — 5 Mar 2009).
Источник: http://www.sixbid.com
Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.sixbid.com/nav.php?p=viewlot&sid=108&lot=228) (2009 г.):

Этот сестер­ций — один из луч­ших экзем­пля­ров име­ю­щих­ся монет спе­ци­аль­но­го выпус­ка, отче­ка­нен­но­го при­мер­но в кон­це июня 71 г. после воз­вра­ще­ния Тита в Ита­лию в каче­стве победи­те­ля в Иудей­ской войне. Он не толь­ко коман­до­вал вме­сте с отцом в пер­вые годы вос­ста­ния, но и раз­гра­бил Иеру­са­лим, эффек­тив­но поло­жив конец войне.

Порт­рет­ный штем­пель пора­зи­тель­но высо­ко­го мастер­ства, с тща­тель­но изо­бра­жен­ны­ми чер­та­ми лица Тита и доспе­ха­ми с нагруд­ни­ком, укра­шен­ным гор­го­ней­о­ном. Осо­бый харак­тер это­го штем­пе­ля так­же дока­зы­ва­ет­ся его частым исполь­зо­ва­ни­ем в этом выпус­ке, посколь­ку он встре­ча­ет­ся с четырь­мя раз­лич­ны­ми ревер­са­ми: Титом на квад­ри­ге, Титом на коне, дер­жа­щим ски­петр, Титом на коне, пора­жаю­щим копьем пав­ше­го вои­на, и сме­шан­ным типом, изо­бра­жаю­щим паль­мо­вое дере­во перед Титом, кото­рый ста­вит ногу на нос кораб­ля и дер­жит фигур­ку Победы, слу­шая моль­бу коле­но­пре­кло­нен­но­го иудея, и пер­со­ни­фи­ка­цию Иудеи.

Тит при­вез с собой добы­чу, рабов и экзо­ти­че­ских живот­ных, кото­рые были пока­за­ны в три­ум­фаль­ной шест­вии, уве­ко­ве­чен­ном на внут­рен­них пане­лях арки Тита. Вме­сто того, чтобы празд­но­вать раздель­ные три­ум­фы, кото­рые им пре­до­ста­вил сенат, Вес­па­си­ан и Тит объ­еди­ни­ли их в одну вели­ко­леп­ную про­цес­сию. Это не толь­ко демон­стри­ро­ва­ло семей­ное един­ство, но было типич­ным для рас­то­чи­тель­но­го Вес­па­си­а­на, у кото­ро­го после граж­дан­ской вой­ны было мало денег на тра­ты. Три­ум­фаль­ная квад­ри­га в каче­стве изо­бра­же­ния на ревер­се исполь­зо­ва­лась в 72 г. и 73 г. на сестер­ци­ях и ассах, выпу­щен­ных в честь всех трех Фла­ви­ев. Иосиф Фла­вий (VI, 5) не опи­сы­ва­ет Тита или Вес­па­си­а­на еду­щи­ми на квад­ри­ге, но Тит точ­но ехал, по край­ней мере, часть шест­вия, что дока­зы­ва­ют этот монет­ный выпуск и зна­ме­ни­тая панель арки Тита.

Тит был встре­чен Вес­па­си­а­ном дале­ко за горо­дом в сопро­вож­де­нии тол­пы, рас­тя­нув­шей­ся вдоль доро­ги на мили. Иосиф Фла­вий сооб­ща­ет нам, что бо́льшая часть насе­ле­ния поки­ну­ла сто­ли­цу, ради того, чтобы посто­ять вдоль доро­ги, по кото­рой шли Фла­вии. Отдох­нув ночь в хра­ме Иси­ды, они вошли в Рим, прой­дя через Три­ум­фаль­ные ворота. Иосиф Фла­вий заме­ча­ет: «Вес­па­си­ан и Тит появи­лись в лав­ро­вых вен­ках и оде­тые в те древ­ние пур­пур­ные оде­я­ния, кото­рые были над­ле­жа­щи­ми для их семьи… и когда они оде­ли свои три­ум­фаль­ные одеж­ды…, они откры­ли три­ум­фаль­ное шест­вие, и про­шли через теат­ры, чтобы народ лег­че мог их видеть… Вес­па­си­ан про­ше­ст­во­вал пер­вым, за ним сле­до­вал Тит; Доми­ци­ан так­же ехал вме­сте с ними, он выглядел вели­ко­леп­но и ехал на достой­ном вос­хи­ще­ния коне».

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА