АВЕРС: | T. CAESAR VESPASIAN. IMP. III PONT. TR. POT. II COS. II — бюст Тита вправо, в лавровом венке, с бородой, в доспехах, с эгидой на груди. |
РЕВЕРС: | Тит, в лавровом венке, стоит в триумфальной квадриге вправо, лошади идут шагом, он держит ветвь в правой руке и скипетр с человеческой головой на конце в левой; на борте колесницы фигура Тита, положившего руку на голову пленника и пальмовая ветвь. В обрезе: S. C. |
Ссылки: |
RIC II Vespasianus 629b (Pl. II, 35) (R) BMCRE II Vespasianus 650 (Pl. 26. 1) Cohen I 231 (Titus) p. 448 (50 Fr.) |
Сохранность: EF / about EF * Дата чеканки: после 1 июля 72 г., Рим (RIC, BMCRE); 72 г. (Cohen). Описание аверса и реверса приводится по BMCRE. Ex Leu sale 38, 1986, 248. Frm William James Conte collection. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 51 Lot 228 (5 Mar 2009). Estimation: 50000 CHF ($42384). Price realized (do not include buyer’s fees): 190000 CHF ($161058 — 5 Mar 2009). |
Источник: http://www.sixbid.com |
Этот сестерций — один из лучших экземпляров имеющихся монет специального выпуска, отчеканенного примерно в конце июня 71 г. после возвращения Тита в Италию в качестве победителя в Иудейской войне. Он не только командовал вместе с отцом в первые годы восстания, но и разграбил Иерусалим, эффективно положив конец войне.
Портретный штемпель поразительно высокого мастерства, с тщательно изображенными чертами лица Тита и доспехами с нагрудником, украшенным горгонейоном. Особый характер этого штемпеля также доказывается его частым использованием в этом выпуске, поскольку он встречается с четырьмя различными реверсами: Титом на квадриге, Титом на коне, держащим скипетр, Титом на коне, поражающим копьем павшего воина, и смешанным типом, изображающим пальмовое дерево перед Титом, который ставит ногу на нос корабля и держит фигурку Победы, слушая мольбу коленопреклоненного иудея, и персонификацию Иудеи.
Тит привез с собой добычу, рабов и экзотических животных, которые были показаны в триумфальной шествии, увековеченном на внутренних панелях арки Тита. Вместо того, чтобы праздновать раздельные триумфы, которые им предоставил сенат, Веспасиан и Тит объединили их в одну великолепную процессию. Это не только демонстрировало семейное единство, но было типичным для расточительного Веспасиана, у которого после гражданской войны было мало денег на траты. Триумфальная квадрига в качестве изображения на реверсе использовалась в 72 г. и 73 г. на сестерциях и ассах, выпущенных в честь всех трех Флавиев. Иосиф Флавий (VI, 5) не описывает Тита или Веспасиана едущими на квадриге, но Тит точно ехал, по крайней мере, часть шествия, что доказывают этот монетный выпуск и знаменитая панель арки Тита.
Тит был встречен Веспасианом далеко за городом в сопровождении толпы, растянувшейся вдоль дороги на мили. Иосиф Флавий сообщает нам, что бо́льшая часть населения покинула столицу, ради того, чтобы постоять вдоль дороги, по которой шли Флавии. Отдохнув ночь в храме Исиды, они вошли в Рим, пройдя через Триумфальные ворота. Иосиф Флавий замечает: «Веспасиан и Тит появились в лавровых венках и одетые в те древние пурпурные одеяния, которые были надлежащими для их семьи… и когда они одели свои триумфальные одежды…, они открыли триумфальное шествие, и прошли через театры, чтобы народ легче мог их видеть… Веспасиан прошествовал первым, за ним следовал Тит; Домициан также ехал вместе с ними, он выглядел великолепно и ехал на достойном восхищения коне».