Денарий, серебро Дата чеканки: 56 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
3.96 г
АВЕРС:
C. MEMMI. C. F.(Caius Memmius Caii filius) — голова Цереры, в венке из колосьев, вправо, серьга в форме креста; волосы сзади собраны в пучок и спадают вдоль шеи.
РЕВЕРС:
C. MEMMIVS IMPERATOR(Caius Memmius, imperator) — обнаженный пленник со связанными сзади руками стоит на правом колене вправо, у основания трофея из оружия с греческим щитом.
Сохранность: about EF * Дата чеканки: 56 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 50 г. до н. э., Рим (BMCRR); ок. 56 г. до н. э., Рим (CRR); ок. 56 г. до н. э. (RSC); 56 г. до н. э. (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC. A. Tkalec AG — Auction 2001 Lot 217 (19.02.2001). Оценочная стоимость: 600 CHF. Цена реализации: 750 CHF.
Род Меммиев претендовал на происхождение от троянца Мнесфея, спутника Энея, как говорится в Энеиде:
Mox Italus Mnestheus, genus a quo sanguine Memmi1;
но в истории этот род появляется только в 538 г. (216 г. до н. э.). Монеты Меммиев классифицировать тем сложнее, что генеалогия рода Меммиев очень запутана; Моммзен частично исправил ее2. Мы относим монеты к следующим персонажам: 1. Луций Меммий; 2. Луций Меммий, сын Луция из Галериевой трибы; 3. Гай Меммий, сын Луция из Галериевой трибы; 4. Гай Меммий, сын Гая.
MRR (Babelon), т. I, с. 217—218, к Memmia 9—10 (1885 г.):
4. Гай Меммий, сын Гая
Монетарий 694 г. (60 г. до н. э.).
Этот монетарий был сыном предыдущего Гая и Фавсты, дочери Суллы. Он был народным трибуном в 700 г. (54 г. до н. э.); позже он привлек к ответственности консула Авла Габиния за вымогательство и превышение полномочий в провинции Сирия1; по женской линии он породнился с Титом Аннием Милоном, знаменитым соперником Клодия, прославленным в защитительной речи Цицерона. Гай Меммий был консулом суффектом в 720 г. (34 г. до н. э.)2.
На денариях Гая Меммия имеются два типа изображений, которые столь же интересны, сколь и трудны для интерпретации. Неизвестно по каким причинам имя и голова Ромула под именем Квирина фигурируют на первом из этих денариев. Возможно, как предположил Моммзен3, Меммии связывавшие свой род с Мнесфеем, также претендовали и на происхождение от Квирина. Несомненно, в обращении Катулла4 к Меммию и Пизону: opprobria Romuli Remique, где он упрекает этих двоих плебеев в том, что они также претендуют на знатное происхождение, содержится намек именно на это притязание. В любом случае недопустимо считать, как это делает определенное количество авторов, что слово «Квирин» на нашей монете является когноменом монетария. Сидящая Церера и связка колосьев на реверсе этого же образца являются намеком на учреждение в Риме празднеств в честь этого божества благодаря эдилу Меммию, как поясняет легенда. Но невозможно с точностью сказать когда это учреждение состоялось. Отрывок из Тита Ливия5, доказывает, что в 552 г. (202 г. до н. э.) Цереалии уже с.218 регулярно праздновались в Риме и что за проведение этих игр отвечали плебейские эдилы. Вероятно, эти празднества были учреждены в Риме незадолго до этой даты.
Голова Цереры на втором денарии также является намеком на Цереалии; тогда как на реверсе указано «император» — титул отца монетария Гая Меммия, который, как мы видели, являлся пропретором Вифинии в 697 г. (57 г. до н. э.) и тоже был монетарием. Трофеи напоминают о военных успехах, достигнутых при его наместничестве и о которых история не сохранила воспоминаний.
1Cic. Ad Quint. frat., III, pass.; Val. Max., VIII, 1, 3.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 495—496, прим. 1 (к №№ 3937—3942) (1910 г.):
Около 51 г. до н. э.; 703 г. от основания Города
Граф де Салис отнес к этому году только один выпуск — выпуск Гая Меммия, который, по-видимому, был ординарным магистратом монетного двора. Прежде, чем рассматривать идентификацию Меммия, следует обратить внимание на сильное сходство его монет по технике изготовления и изображениям на аверсе с монетами Луция Виниция (см. выше, с. 492), а также Мания Ацилия (см. ниже, с. 496), особенно в связи с головами Цереры, Конкордии и Салюс. Точное сходство исполнения этих голов на соответствующих выпусках показывает, что эти три монетария должны были чеканить монеты в течение короткого периода.
Гай Меммий, чеканивший вышеприведенные монеты, обычно идентифицируется как сын Гая Меммия Гемелла, сын Луция, который женился на Фавсте, дочери Суллы, был народным трибуном в 66 г. до н. э., претором в 58 г. до н. э. и в следующем году — пропретором Вифинии, где, по-видимому, получил титул императора, как мы узнаём из вышеприведенных монет. Его сына называют народным трибуном 54 г. до н. э., а также идентифицируют с консулом-суффектом 34 г. до н. э. Однако если вышеприведенные монеты правильно отнесены к 51 г. до н. э. и монетарий правильно идентифицирован как сын Гая Меммия Гемелла, то очевидно, что он не был народным трибуном 54 г. до н. э., ибо не мог занимать должность монетария после своего трибуната. Мы уже отмечали серьезную путаницу в идентификации старших членов рода Меммиев (см. выше, с. 204, 307), вызванную сходством их преноменов; видимо, в данном случае имеет место то же самое. Бабелон (т. II, с. 218), хоть и идентифицирует композицию реверса типа I как указание на провозглашение отца монетария императором, однако относит выпуск этих монет приблизительно к 60 г. до н. э., что на три года раньше данного события. Поэтому ясно, что либо этот монетарий не является сыном Гая Меммия Гемелла и Фавсты, либо, если является, то его перепутали с другим членом рода Меммиев, который был народным трибуном в 54 г. до н. э. На основании свидетельств кладов мы склонны полагать, что монетарий был сыном Гая Меммия Гемелла, а народный трибун 54 г. был другим членом этой семьи.
Реверс типа I свидетельствует о принятии титула император отцом монетария, а голова Цереры и сидящая фигура этого божества на типе с.496 II связана с учреждением в Риме игр в честь Цереры; но дата торжественного открытия этих игр несколько неясна, поэтому невозможно идентифицировать члена рода Меммиев, который в должности эдила впервые руководил их проведением. Согласно Ливию (XXX. 39), игры в честь Цереры впервые упоминаются как полностью упрочившиеся в Риме в 202 г. до н. э.; так что эдилитет Меммия предшествовал этой дате. Голова Квирина (Ромула) указывает на древнее происхождение рода Меммиев, утверждавших, что через Ромула являются потомками троянца Менесфея.
RRC (Crawford), с. 451—452, прим. к № 427 (1974 г.):
Монетарий, вероятно, — народный трибун 54 г. до н. э. (T. P. Wiseman, NC 1964, 157; CR 1967, 167 прим. 2).
Аверс типа 1 и реверс типа 2 намекают на первое празднование игр в честь Цереры в 211 г. или ранее; реверс типа 1 может указывать только на победы в Вифинии и Понте Гая Меммия, сына Луция, претора 58 г., дяди монетария1 (о командовании которого см. P. A. Brunt, Manpower, 460, с предшествующей библиографией). Голова на аверсе типа 2 прямо идентифицирована как голова Квирина2, поэтому мне кажется самоочевидным, что данный тип не имеет отношения к уподоблению Квирина и Ромула (против W. Burkert, Historia 1962, 364—365; правильно C. J. Classen, Philologus 1962, 185—186; самое сбалансированное рассмотрение уподобления Ромула и Квирина можно найти в комментарии Р. М. Огилви к Liv. I, 16); римляне считали Квирина с.452 сабинским божеством (конечно, ошибочно: G. Wissowa, RuK, 154 прим. 6, ср. Varro, LL VI, 68; Ennius, Ann. 117V; Dio, фр. 5, 5—6; тот факт, что большинство сабинян входило в Квиринскую трибу, мог содействовать данной ошибке), и выбор изображения, возможно, отражал притязания монетария на сабинское происхождение (так у J.-P. Morel, MEFR 1962, 29—31).
1Вряд ли этот тип может намекать на посвящение «пышного доспеха» (spolia opima), против A. Alföldi, SM 1951, 2.
2Сопоставимую бронзовую голову см. у A. Furtwängler, KS II, 448; H. Thiersch, Nachr. Ges. Göttingen 1928, 93; не существует связи между монетным типом и статуей Ромула как царя (как правильно пишет O. Vessberg, Studien, 119).
RCTV (Sear), т. I, с. 146, прим. к № 387 (2000 г.):
Харлан предпочитает датировать этот выпуск 57 г. до н. э. Личность императора Меммия и сущность его деяний остаются неясными.